Философия как рационально теоретическое мировоззрение кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мировоззрение – это совокупность идей, представлений и знаний человека об объективной действительности, дающих единое понимание происходящих в ней явлений и событий, определяющих место и роль человека в мире, его жизненную позицию, устремления и идеалы.

Структуру мировоззрения составляют:

1) знания, ставшие убеждениями;
2) этические взгляды и оценки;
3) эстетические взгляды и оценки (чувственно эмоциональное освоение природы, искусства, человеческой деятельности и оценка и в соответствии с пониманием красоты);
4) идеалы;
5) вера (особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в лучшем будущем) .

Типы мировоззрения:Мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское,обыденное, гуманистическое.

В отличие от мифологии и религии, которые строят общую картину мира, опираясь на фантастические представления о мире и веру, на уровне эмоционально-чувственной ступени познания "философия строит общую картину мира на основе рационального познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира, используя логические и гносеологические обоснования своих положений".Ранняя философия еще не отрицает сверхприродное, но уже выводит его из природного, как нечто вторичное. Так, древнегреческий философ Анаксимен (VI в. до н. э.), утверждая, что все вещи возникли из воздуха, богов не отрицал, однако был убежден, что воздух создан не богами, боги сами возникли из воздуха.

Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему, а значит, совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Древнегреческий философГераклит (кон. VI - нач. V в. до н. э.) говорил, что разум управляет всем при помощи всего. Осуществляется поиск единого во многом. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Этот поиск позволяет ответить на вопрос: совпадает ли философия с мировоззрением? Нет, не совпадает. Философия - не первая и не единственная форма духовного освоения действительности по следующим причинам:
• зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии;
• функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, а также зачатки научного знания и обыденное знание;
• мировоззрение предшествует философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и отвечает по-своему на них. Ибо дух отдельного человека склонен идти в своем развитии тем же путем, каким шло развитие человеческого рода. Этот путь начинается с размышления о внешнем мире и заканчивается размышлением о себе.
2.Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем.

Все проблемы философии науки можно разделить на три подвида.

1) проблема протеворичивых знания философии проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия науки. Она рассматривает науку в ее глубинной сущности и подлинных основах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии. При этом предполагается наличие определенной мировоззренческой позиции.

3) относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях.




Исследования по истории науки показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций. Это в частности: эпоха возникновения античной математики и астрономии; коперниканский переворот — рождение гелиоцентрической системы Коперника; эпоха становления классической научной картины мира, связанная с физикой Галилея–Ньютона; революционный период в естествознании на рубеже XIX–XX вв. В таком разрезе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя такие ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению. Онтология(учение,сущность) 1учение о бытие, как таковом; 2 учение о сверхчувственном мире; 3 учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношени субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания. Аксиология - философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действи и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий "добра" и "зла".

Антропология - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека.

Особенности философской мысли Древнего Китая.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ: конфуцианство; моизм; школа закона; даосизм; школа "инь-янь" (натурфилософы); школа имен. Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

Философия Ф.Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых. Объективно-идеалитстическа философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к философскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквиантом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усилени идеалистических моментов.Значительное влияние на философию Аквианта оказало и учение неоплатонизма. Он признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном), и после вещей (в познающем их человеческом разуме).Основной принцип философии Аквинского - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный богом иерархический порядок. Его учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи.Основные сочинения: "Сумма против язычников" (1261-1264) , "Сумма теологии" (1265-1273).Томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Основная тенденция современного томизма - теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки "синтезировать" систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких западных философов, как Гуссерель, Хайдеггер и др.

Философия экзистенциализма

Философская герменевтика

Понятия мировоззрения, его структура и типы. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность идей, представлений и знаний человека об объективной действительности, дающих единое понимание происходящих в ней явлений и событий, определяющих место и роль человека в мире, его жизненную позицию, устремления и идеалы.

Структуру мировоззрения составляют:

1) знания, ставшие убеждениями;
2) этические взгляды и оценки;
3) эстетические взгляды и оценки (чувственно эмоциональное освоение природы, искусства, человеческой деятельности и оценка и в соответствии с пониманием красоты);
4) идеалы;
5) вера (особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в лучшем будущем) .

Типы мировоззрения:Мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское,обыденное, гуманистическое.

В отличие от мифологии и религии, которые строят общую картину мира, опираясь на фантастические представления о мире и веру, на уровне эмоционально-чувственной ступени познания "философия строит общую картину мира на основе рационального познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира, используя логические и гносеологические обоснования своих положений".Ранняя философия еще не отрицает сверхприродное, но уже выводит его из природного, как нечто вторичное. Так, древнегреческий философ Анаксимен (VI в. до н. э.), утверждая, что все вещи возникли из воздуха, богов не отрицал, однако был убежден, что воздух создан не богами, боги сами возникли из воздуха.

Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему, а значит, совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Древнегреческий философГераклит (кон. VI - нач. V в. до н. э.) говорил, что разум управляет всем при помощи всего. Осуществляется поиск единого во многом. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Этот поиск позволяет ответить на вопрос: совпадает ли философия с мировоззрением? Нет, не совпадает. Философия - не первая и не единственная форма духовного освоения действительности по следующим причинам:
• зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии;
• функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, а также зачатки научного знания и обыденное знание;
• мировоззрение предшествует философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и отвечает по-своему на них. Ибо дух отдельного человека склонен идти в своем развитии тем же путем, каким шло развитие человеческого рода. Этот путь начинается с размышления о внешнем мире и заканчивается размышлением о себе.
2.Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем.

Все проблемы философии науки можно разделить на три подвида.

1) проблема протеворичивых знания философии проблемы, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, эти интенции наследует и философия науки. Она рассматривает науку в ее глубинной сущности и подлинных основах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии. При этом предполагается наличие определенной мировоззренческой позиции.

3) относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и неразрывных связей во всех возможных плоскостях.

Исследования по истории науки показали, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно влияние философии в эпохи так называемых научных революций. Это в частности: эпоха возникновения античной математики и астрономии; коперниканский переворот — рождение гелиоцентрической системы Коперника; эпоха становления классической научной картины мира, связанная с физикой Галилея–Ньютона; революционный период в естествознании на рубеже XIX–XX вв. В таком разрезе философия науки включает в себя эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя такие ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению. Онтология(учение,сущность) 1учение о бытие, как таковом; 2 учение о сверхчувственном мире; 3 учение о мире в целом. Понятие онтология в ходе развития неоднократно менялось. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.

Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношени субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания. Аксиология - философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действи и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий "добра" и "зла".

Антропология - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими позициями жизненные идеалы, способы поведения, принципы познания.

В мировоззрении выделяют два уровня:

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

1) Знание человека о мире, о человеке (познавательный компонент)

2) Определенная система ценностей (ценностный компонент)

3)Практический компонент (способы, жизненное поведение человека)

1)Мироощущение, мировосприятие - это эмоционально-чувственное, составляющие мировоззрения.

2) Миропонимание (интеллектуально составляющие мировоззрения).

Мироотношение формируется на основе мироощущения, миропонимания. Каждому обществу и каждой эпохе присуще своё мировоззрение.

Философия- это теоретически сформулированное мировоззрение, система общих, теоретических взглядов на мир, место в них человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Материя. Эволюция понятия материи в истории философии. Современная наука о строении материи и уровнях её организации.

Материя – использовалась в философии как то, из чего состоит мир. Материя вечна и бесконечна, несотворима и не уничтожима.

Материя-это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа. В субъективно-идеалистической философии Беркли открыто заявляет о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел.

Структурные уровни материи:

1)Неорганический мир (микромир, мир атомов, элелементарных частиц)

2)Органический мир (доклеточный уровень, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы)

3)Социальный мир (индивид, группа, семья, племя, народ, нация).

2 Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

Предмет философии формировался на протяжении всего периода развития древнегреческой Философии и всей последующий философии вплоть до конца 19нач..20вв. Аристотель назовет философию наукой которая носит название мудрости и предметом которой является сущее начало и причины всего. Философия отличает разнообразие подходов к собственному предмету и свидетельствуют о ее множественном плюралистичном характере. Любая философская система решает комплекс мировоззренческих проблем, но главной является отношение человека к миру.

Философия- наука об универсальных принципах и законах развития мира материального и духовного бытия.

2)Функция формирования идей и убеждений

4)Функция систематизации всех результатов человеческого опыта идей и представлений

Все функции тесно связаны и через них проявляется сущность философского знания. Философия вырастает из древа забот человека. Учит тому что человек должен сам выбрать и осуществить завтрашний день полагаясь на собственный разум.

Главная роль в истории культуры - одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, идеями и непреходящими ценностями. Философия своей онтологической и гноссиологической стороной тесно сближается с наукой. Происходило сближение философии и искусства.

Структура философского знания: онтология, гносеология, аксиология. Категориальная типология философского знания: идеализм, материализм, агностицизм.

Структура философского знания. Современная структура философского знания отражает общее состояние исследовательской мысли в этой области формы культуры и то особое положение, которое в наше время занимает философия в жизни общества, в системе гуманитарного знания.

В структуру философского знания входит:

1)Онтология - наука о бытие которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной 2)Гносеология - учение о познании (мира) рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту)

3)Аксиология - учение о формировании ценностей природы человека, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам

Важный филосософский вопрос, что первично дух или материя, от его решения зависит общее понимание бытия и здесь выделяют 2 философских направления: материализм, идеализм.

Материализм- воззрение, которое видит основу материальной и духовной действительности в материи. Разновидности материализма: методофизический, диалектический, наивный, вульгарный, последовательный, исторический.

Идеализм- объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. Разновидности идеализма: объективный и субъективный.

Агностицизм - отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через ее объективные проявления. Возник в конце 19 в. В теории познания агностицизм существует как принцип, предполагающий, что поскольку познаваемый в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира.

Проблема бытия: её постановка и основные типы решения в истории философии. Форма бытия.

1)Объективная (материальная предметная реальность)

2)Субъективная(идеальная) духовная сущность, мир идеального, мышление, сознание, мир понятий, теорий, формул.

3)Объективно-субъективная(человеческое, общественное, историческое).

Бытие одна из центральных категорий философии - это система, образующая понятие содержание которого является целый комплекс философских идей(размышление человека о мире и о самом себе). 1-ым кто ввел понятие философии Парменид(6-5вв до н.э) древнегреческий мыслитель.

Бытие - наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность чел-ка в существование окружающего мира и самого себя.

1)Бытие самое широкое из всех философских

4) Несмотря на свое многообразие бытие сводимо к единой основе

5)Противоположно бытию - не бытие.

По Пармениду бытие это всё то, что можно мыслить, но мыслить можно не только материальное, но идеальное, а также человеческое.

6 Атрибуты материи. Пространство и время как формы существования материи. Движение как способ существования материи.

-Пространство – объективная форма существующей материи, которая выражает протяженность и порядок расположения одновременно существующих объектов.

-Время – объективная форма существования материи выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов (необратимость).

Движение – процесс универсального изменения, саморазвития объективного материального мира.

Высшая форма движения – Социальная

Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими позициями жизненные идеалы, способы поведения, принципы познания.

В мировоззрении выделяют два уровня:

Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

1) Знание человека о мире, о человеке (познавательный компонент)

2) Определенная система ценностей (ценностный компонент)

3)Практический компонент (способы, жизненное поведение человека)

1)Мироощущение, мировосприятие - это эмоционально-чувственное, составляющие мировоззрения.

2) Миропонимание (интеллектуально составляющие мировоззрения).

Мироотношение формируется на основе мироощущения, миропонимания. Каждому обществу и каждой эпохе присуще своё мировоззрение.

Философия- это теоретически сформулированное мировоззрение, система общих, теоретических взглядов на мир, место в них человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Общепринятого определения, равно как общепринятого представления о предмете философии не существует: работа по пониманию, истолкованию, определению сути философского дела входит в само дело философии.

Типы понимания философии. В истории мыслительной культуры и собственно философского знания обозначились различные типы понимания философии:

- в эпоху Нового времени философия эмансипируется от всех видов нерационального мировоззрения ради положительной науки как таковой, т.е. обосновывается как тотальный проект синтеза научных знаний на базе универсальной методологии познания, которую она призвана построить, - согласно представлениям эмпирициста Ф.Бэкона и рационалиста Р.Декрата философия должна рациональными средствами решить проблему метода и интегрировать мировоззренческий фундамент естественных теоретических наук;




Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. С начала эпохи модернафилософияопределяется как деятельность, направленная на постановку и рациональное разрешение мировоззренческих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая реализуется в плане искусной рефлексии предельных оснований всех видов человеческой практики, порождающей многообразное содержание культуры.

Философия и мировоззрение. Роль философии как рационально-теоретической формы мировоззрения рождается из реальной социокультурной потребности определить место человека в мире, из потребности в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным звеном является представление о смысле, скрепляющем все многообразие мировоспроизводящих практик человека.

Мировоззрение - сложившаяся в лоне определенной культуры система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. В мировоззрении сопрягаются и картина мира, и способ оценки и переживания действительности, и понимание себя и своего места в мира, и проективный образ самоосуществления человека – созидания собственно человеческого мирообстояния. Мировоззренческая проекция осмысленного самоосуществления человека трансформируется в общие и особенные программы деятельности, поведения, общения, познания, которые являются идеальными детерминантами социально-исторического опыта, вырабатываются, хранятся и передаются в универсальном поле культуры. Философия, решая вопросы мировоззренческого плана, раскрывает этот культурно-генетический код - занимается осмыслением предельных оснований культуры, поскольку в них запечатлены собственные условия возможности развития социально-исторического опыта.

Философия как рефлексия над основаниями культуры.Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни - диктуется реальными потребностями в рациональной артикуляции и критическом осмыслении принципов существующего мировоззрения и в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В каждую историческую эпоху человеческое общество осознает свою историческую общность и в отношении к материальному способу воспроизводства жизни, и в отношении к идеальному – к тем фундаментальным мировоззренческим представлениям, всеобщим целям и базовым ценностям, которые придают смысл человеческой деятельности вообще и ту особенную значимость, которую человеческое жизнедействие приобретает в определенном культурно-историческом контексте.

В отечественной литературе уже высказывалась точка зрения (В.С.Степин), что философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры,поскольку именно основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира.

Философия критически осмысливает казалось бы очевидные положения (что значит”быть”? / что значит “знать”?/ что значит “действовать”?), которые восходят к основаниям культуры определенного времени, и вычленяет их как принципы соответствующего мировоззрения, – философия рефлексирует над основаниями целостной культуры, в которую все мы изначально вписаны со своими убеждениями, верованиями, знаниями, представлениями, устремлениями – философия вскрывает подоснову нашей обыденной мудрости, здравого смысла, научной рациональности и всех принципов осмысленно-жизнедеятельного мироотношения.

Предмет философии

рационально-критическое осмысление культурно-мировоззренческих универсалий.

Культурно-мировоззренческие универсалии - это фундаментальные мировоззренческие идеи, принципы, установки, определяющие способ миропонимания, оценки и переживания действительности и представляющие идеальный план детерминации мировоспроизводящих практик человека. Когда речь идет о культурно-мировоззренческих универсалиях как выражении оснований культуры, которые рационально осмысливает философия, то под ними следует понимать всеобщие мировоззренческие идеи и принципы мироотношения, ставшие достоянием ума человека, но не простого индивидуального ума, а ума культурно развитого человека, способного раскрывать и удерживать в своем сознании, а также воспроизводить в деятельности всеобщие формы предметов природы и культуры. Философские вопросы возникают уже при постановке вопроса о самоопределении философии: как понимать эти прорабатываемые в философии объективные идеальные формы всеобщности, идеальные и объективные основания культуры –как объективно существующие или только как привнесенные в нее рефлексирующим мышлением — философией, наукой, идеологией, теологией, составляющими также часть культуры ? Определение философии как рационально-критического осмысления культурно-мировоззренческих универсалий дается, как правило, с реалистической позиции: всеобщее в культуре существует объективно – как опредмеченное в продуктах, орудиях и способах организации деятельности, как выраженное в объективных формах и инструментах общения (языка), в идеалах и нормах познания, типах социального поведения, в принципах ориентации и организации любой мировоспроизводящей практики человека - универсалии вплетены в саму практику деятельности, познания, общения, социального поведения и выступают в пределе как формы относительно целостного мировоззрения и развитого самосознания культурной человеческой общности.

Философия выполняет терапевтические и эвристические функции в процессе развития культуры. Философия превращает всеобщие культурно-мировоззренческие принципы из неосознанных - неявно функционирующих категориальных структур сознания и деятельности - в предмет рационально-критического рассмотрения и эвристически ориентированного поиска. Философия выполняет терапевтические и эвристические функции, которые становятся особенно актуальными в ситуации культурного надлома, сопряженного с таким изменением условий жизни, когда необходима трансформация категориального строя сознания человека для выработки новых жизненных смыслов. Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей.

Общепринятого определения, равно как общепринятого представления о предмете философии не существует: работа по пониманию, истолкованию, определению сути философского дела входит в само дело философии.

Типы понимания философии. В истории мыслительной культуры и собственно философского знания обозначились различные типы понимания философии:

- в эпоху Нового времени философия эмансипируется от всех видов нерационального мировоззрения ради положительной науки как таковой, т.е. обосновывается как тотальный проект синтеза научных знаний на базе универсальной методологии познания, которую она призвана построить, - согласно представлениям эмпирициста Ф.Бэкона и рационалиста Р.Декрата философия должна рациональными средствами решить проблему метода и интегрировать мировоззренческий фундамент естественных теоретических наук;

Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. С начала эпохи модернафилософияопределяется как деятельность, направленная на постановку и рациональное разрешение мировоззренческих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Философия - это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая реализуется в плане искусной рефлексии предельных оснований всех видов человеческой практики, порождающей многообразное содержание культуры.

Философия и мировоззрение. Роль философии как рационально-теоретической формы мировоззрения рождается из реальной социокультурной потребности определить место человека в мире, из потребности в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным звеном является представление о смысле, скрепляющем все многообразие мировоспроизводящих практик человека.

Мировоззрение - сложившаяся в лоне определенной культуры система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. В мировоззрении сопрягаются и картина мира, и способ оценки и переживания действительности, и понимание себя и своего места в мира, и проективный образ самоосуществления человека – созидания собственно человеческого мирообстояния. Мировоззренческая проекция осмысленного самоосуществления человека трансформируется в общие и особенные программы деятельности, поведения, общения, познания, которые являются идеальными детерминантами социально-исторического опыта, вырабатываются, хранятся и передаются в универсальном поле культуры. Философия, решая вопросы мировоззренческого плана, раскрывает этот культурно-генетический код - занимается осмыслением предельных оснований культуры, поскольку в них запечатлены собственные условия возможности развития социально-исторического опыта.

Философия как рефлексия над основаниями культуры.Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни - диктуется реальными потребностями в рациональной артикуляции и критическом осмыслении принципов существующего мировоззрения и в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В каждую историческую эпоху человеческое общество осознает свою историческую общность и в отношении к материальному способу воспроизводства жизни, и в отношении к идеальному – к тем фундаментальным мировоззренческим представлениям, всеобщим целям и базовым ценностям, которые придают смысл человеческой деятельности вообще и ту особенную значимость, которую человеческое жизнедействие приобретает в определенном культурно-историческом контексте.

В отечественной литературе уже высказывалась точка зрения (В.С.Степин), что философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры,поскольку именно основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира.

Философия критически осмысливает казалось бы очевидные положения (что значит”быть”? / что значит “знать”?/ что значит “действовать”?), которые восходят к основаниям культуры определенного времени, и вычленяет их как принципы соответствующего мировоззрения, – философия рефлексирует над основаниями целостной культуры, в которую все мы изначально вписаны со своими убеждениями, верованиями, знаниями, представлениями, устремлениями – философия вскрывает подоснову нашей обыденной мудрости, здравого смысла, научной рациональности и всех принципов осмысленно-жизнедеятельного мироотношения.

Предмет философии

рационально-критическое осмысление культурно-мировоззренческих универсалий.

Культурно-мировоззренческие универсалии - это фундаментальные мировоззренческие идеи, принципы, установки, определяющие способ миропонимания, оценки и переживания действительности и представляющие идеальный план детерминации мировоспроизводящих практик человека. Когда речь идет о культурно-мировоззренческих универсалиях как выражении оснований культуры, которые рационально осмысливает философия, то под ними следует понимать всеобщие мировоззренческие идеи и принципы мироотношения, ставшие достоянием ума человека, но не простого индивидуального ума, а ума культурно развитого человека, способного раскрывать и удерживать в своем сознании, а также воспроизводить в деятельности всеобщие формы предметов природы и культуры. Философские вопросы возникают уже при постановке вопроса о самоопределении философии: как понимать эти прорабатываемые в философии объективные идеальные формы всеобщности, идеальные и объективные основания культуры –как объективно существующие или только как привнесенные в нее рефлексирующим мышлением — философией, наукой, идеологией, теологией, составляющими также часть культуры ? Определение философии как рационально-критического осмысления культурно-мировоззренческих универсалий дается, как правило, с реалистической позиции: всеобщее в культуре существует объективно – как опредмеченное в продуктах, орудиях и способах организации деятельности, как выраженное в объективных формах и инструментах общения (языка), в идеалах и нормах познания, типах социального поведения, в принципах ориентации и организации любой мировоспроизводящей практики человека - универсалии вплетены в саму практику деятельности, познания, общения, социального поведения и выступают в пределе как формы относительно целостного мировоззрения и развитого самосознания культурной человеческой общности.

Философия выполняет терапевтические и эвристические функции в процессе развития культуры. Философия превращает всеобщие культурно-мировоззренческие принципы из неосознанных - неявно функционирующих категориальных структур сознания и деятельности - в предмет рационально-критического рассмотрения и эвристически ориентированного поиска. Философия выполняет терапевтические и эвристические функции, которые становятся особенно актуальными в ситуации культурного надлома, сопряженного с таким изменением условий жизни, когда необходима трансформация категориального строя сознания человека для выработки новых жизненных смыслов. Философия стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей.

философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизаци, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.
Разработка обобщенных идей и представлний с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других ). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.


Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения

1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную обусловленность индивида и человечества в целом;

2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;

3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;

4) духовно-практическая подсистема (общие принципы познания, нормы морали и т. п.).

Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:

Читайте также: