Основные компоненты здоровьесберегающей деятельности школы

Обновлено: 04.07.2024

. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

Децим Юний Ювенал

Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Но как не странно школьная среда препятствует укреплению здоровья. Раннее начало обучения, детский организм ещё не успел адаптироваться к большой нагрузке, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению.

Однако следует заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.

Какова же роль педагога?

Учитель может сделать для здоровья ученика даже больше, чем кажется. Он не должен выполнять функции медицинского работника, просто должн работать так, чтобы обучение не вредило школьникам. В жизни учащихся учитель занимает одно из главных мест, для них он несет все важное и новое, в том числе является примером в вопросах здоровьесбережения.

Педагог должен обладать профессиональными качествами, которые позволят ему обеспечивать положительные педагогические результаты.

К таким качествам относятся следующие:

-способность к развитию и формированию личностных креативных черт;

- высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры;

- знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека;

- умение прогнозировать итоги собственной деятельности; способность к формированию индивидуального педагогического стиля;

- знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС здоровьесберегающие образовательные технологии становятся одним из приоритетных направлений.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения:

-средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий :

1. Отсутствие назидательности и авторитарности

2. Элементы индивидуализации обучения

3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

4. Интерес к учебе, желание идти на занятия

5. Наличие физкультминуток

6. Наличие гигиенического контроля.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Каждый пятый школьник оканчивает школу с хроническим заболеванием или даже инвалидностью, По данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит в 7 лет, в 10 лет и в период с 12 до 17 лет. Имеется гипотеза, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего учебных перегрузок в начальной школе составляет порядка 12%, а в старших классах несколько больше 20 %. В школу поступают примерно 70% здоровых детей, а среди выпускников таковыми оказываются только 10%. Наблюдается постепенное ухудшение зрения с 5-8 класса. Изменение зрения у этой группы детей составляет 6%.Значительные нарушения зрения наблюдаются у учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя, необходимо решить три проблемы:

- изменить отношение педагога к ученикам – он должен принимать их такими, какими они являются.

- изменить мировоззрение учителя, его отношение к собственному жизненному опыту. Педагог должен научиться осознавать свои переживания и чувства с позиции здоровьесбережения.

- изменить отношение учителя к учебному процессу – требуется не только достигать дидактических целей, но и развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем.

Все формы здоровьесберегающих технологий в школе связаны в единую систему и основаны на стремлении самих учителей к совершенствованию. Реализация этой задачи - сохранения у педагогов и учащихся здоровья, значит можно говорить о том, что осуществление учебно-образовательного процесса ведется в соответствии с ЗОТ.

Цели, преследуемые в процессе реализации ЗОТ.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС направлены на достижение следующих целей:

- разработать и реализовать представления о сущности здоровья;

-сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно-оздоровительной сферы;

-разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья;

-познать индивидуальные особенности организма;

-уметь использовать ЗОТ в самостоятельных занятиях; создать условия для повышения уровня овладения теоретическими и практическими знаниями в области здоровьесберегающего сопровождения, охраны детства;

-внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в школе;

-сформировать умения адаптировать некоторые ЗОТ к конкретной детской аудитории и условиям своего предмета.

Использование здоровьесберегающих технологий в школе началось сравнительно недавно, до этого в педагогическом лексиконе существовало понятие санитарно-гигиенических мероприятий. Многие до сих пор отождествляют между собой два этих термина, однако это примитивный взгляд на содержание работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, которая должна проводиться в образовательном учреждении.

Дети в школе должны получать знания, которые в дальнейшей жизни будут ими востребованы. А достижение этой цели невозможно без здоровьесберегающей педагогики, представляющей собой совокупность методов и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья учителей и учеников. Владея педагогическими знаниями и тесно взаимодействуя со школьниками, их родителями, медицинскими работниками и коллегами, учитель планирует свою деятельность с учетом приоритетов укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования. Такой процесс может иметь медико-гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика, физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия, экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Так, выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Функции ЗОТ имеют ряд функций:

Формирующая. Реализуется на основе социальных и биологических закономерностей становления личности. Индивидуальные психические и физические свойства человека предопределяются наследственными качествами.

Рефлексивная. Состоит в переосмыслении прошлого личностного опыта, в приумножении и сохранении здоровья, что дает возможность соизмерить достигнутые результаты с имеющимися перспективами.

Диагностическая. Состоит в мониторинге развития школьников на базе прогностического контроля, за счет чего удается соизмерить направленность действий и усилия учителя в соответствии с возможностями ребенка, данными ему от природы. Здоровьесберегающие технологии в школе обеспечивают индивидуальное прохождение учебного маршрута каждым ребенком, инструментально выверенный анализ факторов и предпосылок перспективного развития образовательного процесса.

Информативно-коммуникативная. ЗОТ обеспечивают трансляцию опыта формирования бережного отношения к собственному здоровью.

Интегративная. Здоровьесберегающие технологии в школе объединяют различные системы воспитания и научные концепции, народный опыт, направляя их по пути приумножения здоровья подрастающего поколения.

Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический опыт по обеспечению здоровья школьников в образовательном процессе на уроке.

Современный здоровьесберегающий урок любого учителя-предметника разнообразен.

Урок - главное место реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи не требует больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала и т. д.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен :

- воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ жизни,

-учить их ощущать радость от каждого прожитого дня,

-показывать им, что жизнь - это прекрасно,

-вызывать у них позитивную самооценку.

1. Выполнение требований СанПиН.

2. Соблюдение этапов урока,

3. Использование методов групповой работы.

4. Использование интерактивных методов.

Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия :

-оптимальная плотность урока,

-индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени,

-чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно, творческие задания и т. п. ,

-оздоровительные моменты на уроке : физкультминутки, динамические паузы,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Структура современного здоровьесберегающего урока :

У каждого учителя свои методы, приемы.

Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.

Основная часть формулирует новые представления (это наиболее информативная часть урока).

Заключительная часть используется для закрепления.

Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться. Гиппократ.

В своей деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям. Так как мои уроки, это уроки связанные с физической нагрузкой учащихся, то в процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. В конце же уроков использую метод релаксации для снятия физической и эмоциональной усталости учащихся.

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, напрягите все мышцы тела. Застыньте в этой позе на несколько секунд. Наклонитесь вперед и руки в стороны, чтобы они болтались. Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Повторить несколько раз.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

Релаксация проводится не только стоя, но сидя и лёжа ….

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что:

Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии, это:

-снижение показателей заболеваемости учащихся, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

Не только учителям становится легче и интереснее работать, но и детям, т. к. исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для творчества.

Все здоровьесберегающие технологии, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии Слайд 1 – Тема: Здоровьесберегающие технологии. Слайд 2 Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ. Самое ценное, что есть у человека.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Наблюдается неуклонное снижение числа здоровых детей, поступающих в 1 класс, и возрастание числа тех, кто страдает хронической либо функциональной патологией. Многие научные исследования доказывают, а практика подтверждает, что эффективно начинать учебу в школе могут только здоровые дети.

На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.

На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Таким образом, целью современной школы можно считать создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование здоровьесберегающих технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Определение понятия «Здоровьесберегающие

Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

В то же время понятие "здоровьесберегающая технология" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Здоровьесберегающая технология , по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Доктор биологических наук, профессор Е.Н. Дзятковская дает такое определение "здоровьесбберегающая технология представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии, педагогических мер по снижению её возможного неблагоприятного воздействия на ребенка и работы по воспитанию культуры здоровья"

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающих образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Здоровьесберегающие образовательные технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

В связи с этим можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные ( физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.

Следовательно, стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий это такая организация образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровья.

Развивающие технологии повлекли за собой изменения в организации учебно-воспитательного процесса. Кроме традиционной классно-урочной технологии и организации деятельности школы в одну или две смены, появилось множество новых образовательных технологий: работа школы в режиме пятидневной учебной недели, работа по модульной технологии, циклопоточная организация учебно-воспитательного процесса и другие.

Изменения, происходящие в обществе и деятельности школ, оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья школьников.

1.2 Основные компоненты и функции здоровьесберегающей технологии.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

Аксиологический компонент - проявляется в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.

Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

Гносеологический компонент - связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.

Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

Здоровьесберегающий компонент - включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха.

Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды.

Эмоционально-волевой компонент - включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Экологический компонент- учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

Физкультурно – оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности , предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности . Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

1.3 Функции здоровьесберегающей образовательной технологии

Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

Информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

Диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.

Адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.

Понимая особую актуальность проблемы, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эти технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Список используемой литературы

Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников / Л.М. Аллакаева - Нижний Новгород , 2004.- 22 стр.

Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждения / Л.Н. Антонова. - М.:МГОУ, 2000. - 100 стр.

Безруких., М.М., Сонькина, В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада - фарм. 2002.- 346 стр.

Бычкова, Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий / Т.И. Бычкова. - Чебоксары, 2005.- 18 стр.

Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1.- 21 - 26 стр.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. - М.:ВАКО, 2007.- 304 стр.

Круглова, Т.Ф. Совершенствование внеклассной, внешкольной работы по воспитанию разносторонней личности через целевые школьные проекты и основные виды деятельности // Завуч. № 1. - 2002. - 74 - 78 стр.

Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 1

Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнна // Школьные технологии. - 2004. -№2. - 200 - 207стр.

Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко - М.: 1998 - 253 стр.

Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Н. Смирнов.- М.: Чистые пруды, 2005. - 241 стр.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО , 2002. - 121 стр.

Здоровьесберегающая среда – это благоприятное пространство, окружающее человека, создающее условия для его деятельности, полноценного духовного и нравственного развития, способствующее сохранению его здоровья.

Создание здоровьесберегающей среды в учебном заведении является актуальной задачей реализации педагогического процесса в современной школе. При этом, построение здоровьесберегающего учебного пространства является достаточно сложным процессом и сопряжено с рядом проблем.

Проблемы организации здоровьесберегающей среды школы

Построение здоровьесберегающей среды тесно связано с необходимостью сохранения, поддержания и укрепления здоровья учащихся образовательного заведения.

Здоровье лежит в основе развития подрастающего поколения, и при организации педагогической деятельности требуется осмысленный подход к социальному здоровьесбережению в рамках стен учебного заведения.

Следует отметить, что процесс создания здоровьесберегающей среды сталкивается с рядом проблем и противоречий. Выделим основные из них:

  1. Несоответствие требований семьи и социума к компетенциям учащихся, формируемым в ходе образовательной деятельности и их состоянием здоровья.
  2. Недостаточность материально-технического снабжения большинства школ, необходимыми ресурсами и технологиями реализации здоровьесберегающего пространства.
  3. Неподготовленность и незаинтересованность педагогов к систематическому проведению в учебном заведении здоровьесберегающих мероприятий и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
  4. Отсутствие комплексного подхода к формированию культуры здоровья учащихся. Требуется не только систематическая работа по организации валеологических отношений в учебном заведении, но и работа педагогов над собой, сохранением собственного здоровья и установлении связи с родителями учащихся и иными сторонними заинтересованными лицами. Взаимодействие ориентировано на повышение валеологической компетентности родителей и создание единой направленности деятельности по укреплению здоровья учащихся.
  5. Недостаточная развитость физического воспитания в учебных заведениях. Физическое развитие составляет основу поддержания и укрепления здоровья. Оно повышает функциональные возможности организма. Потому, каждое учебное заведение должно применять вариативные формы и методы физического воспитания, физических занятий учащихся.
  6. Систематическое переутомление учащихся. Современные образовательные программы, зачастую, требуют от учащихся больших умственных усилий, приводя к нервно-психическим истощениям учащихся. Состояние здоровья отдельных учащихся не учитывается при выборе образовательной программы, а также методов и средств ее реализации.
  7. Неразвитость психолого-педагогического сопровождения в учебных заведениях. Оно имеется только в ряде школ. Тогда как в остальных отсутствует и не помогает диагностировать состояние психического здоровья учащихся и своевременно применять коррекционные мероприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

Условия построения здоровьесберегающей среды школы

Чтобы организовать в учебном заведении оптимальное здоровьесберегающее пространство, требуется учитывать факторы, которые благоприятно или отрицательно воздействуют на здоровье учащихся. Их анализ позволяет построить продуктивную систему здоровьесбережения в учебном заведении. Она формируется на основании соблюдения следующих условий:

  1. Оптимальные организационно-педагогические условия работы учебного заведения. Предполагается соблюдение санитарных норм, обеспечение учащихся качественным и рациональным питанием, проведение регулярной и разнообразной физкультурно-оздоровительной работы, оптимальные условия обучения: климатические, психологические, наполненность классов, временные рамки учебного процесса;
  2. Рациональное материально-техническое оснащение учебного заведения. Предполагается наличие в школе всего необходимого оборудования, безопасного для пользования учащимися и ориентированного на достижение целей и задач образования, наличие медпункта, спортивного зала, методического кабинета, библиотеки, оптимального пространства в коридорах и т.д.;
  3. Кадровое обеспечение учебного заведения. Предполагается высокий уровень квалификации и профессионализма педагогов, наличие медицинских работников, психолога, методиста, компетентного специалиста по физической культуре.

Рисунок 1. Создание здоровьесберегающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, учебное заведение играет решающую роль в формировании у учащихся направленности на здоровый образ жизни. Для этого применяется активная пропаганда ЗОЖ, у учащихся формируются представления о здоровьесберегающем поведении в стенах школы и за ее пределами, а также соблюдаются выше перечисленные условия построения здоровьесберегающего пространства в учебном заведении.

Рисунок 2. Модель здоровьесбережения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Структурные компоненты здоровьесберегающей среды школы

В основу построения здоровьесберегающей среды школы входят следующие компоненты:

  1. Организация учебно-воспитательного процесса школы и отдельных классов.
  2. Стиль педагогического общения.
  3. Сложившиеся взаимоотношения субъектов образовательной деятельности.
  4. Санитарно-гигиенические нормы организации учебно-воспитательной деятельности.
  5. Двигательный режим учащихся.
  6. Медицинское обеспечение учебного процесса.
  7. Реализация психологического и медицинского сопровождения учащихся в течение одного учебного дня.
  8. Организация режима питания учащихся и сложившийся рацион.
  9. Реализация внеурочной деятельности, направленной на пропаганду ЗОЖ, реализацию спортивно-оздоровительных мероприятий и ее систематический характер.
  10. Организация физкультурного образовательного пространства. Оно предполагает систематическое проведение уроков физической культуры, регулярность спортивных мероприятий в учебном заведении.
  11. Наличие методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности школы.

Построение здоровьесберегающей среды реализуется через принятие программ управления образовательным процессом. Они формируют направленность деятельности учебного заведения на реализацию принципов здоровьесбережения.

Таким образом, построение здоровьесберегающей среды школы предполагает детальную проработку ряда компонентов, включающих разные аспекты деятельности учебного заведения. Их эффективность определяет здоровьесберегающую направленность работы школы и создает в ней условия безопасного обучения и воспитания учащихся, их полноценного гармоничного развития.

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;
  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;
  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;
  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.


В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".


Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

  • Чувство тревоги, безотчетного страха.
  • Чувство раздражения, гнева и враждебности.
  • Состояние депрессии.
  • Чувство вины.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

  • Описание здоровьесберегающей деятельности.
  • Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
  • Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
  • Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
  • Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.
С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

  • образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  • предоставлены возможности для развития и самореализации,
  • включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность,
  • охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,
  • УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

  • Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья

Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.


  • Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
  • Организация качественного горячего питания

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).

Динамика охвата горячим питанием (за три года):


– психолого-логопедическая служба

– социально-правовая служба

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей шкале данная проблема не является остро стоящей, так как на территории поселка находится Сахалинская ГРЭС, стабильно работающее предприятие, на котором работает большинство родителей наших учащихся.

Изменения социальной карты школы за три года:


2. Рациональная организация учебного процесса.

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
  • Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
  • Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)
  • Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
  • Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
  • Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  • Проведение прививок.
  • Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.
  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.
  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  • Обустройство пришкольной территории.
  • Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.
  • Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Стимулирующие

  • Физические нагрузки.
  • Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
  • Оформление тематических стендов на тему здоровья.
  • снизить острую заболеваемость
  • сохранить более высокие адаптационные возможности в конце учебного года
  • снизить количество случаев повышенной и высокой невротизации
  • повысить учебную успеваемость

Школа работает в одну учебную смену по календарному плану, состоящему из шести учебных периодов. Длительность одного периода от 5 до 6 учебных недель.
Промежуточная аттестация во 2 – 9 классах проходит три раза в год: после четных учебных периодов.
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены переходом к новому календарному плану.
Результатом перехода к данному календарному плану явилось снижение заболеваемости детей в школе, и как результат – повышение результатов обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
В сравнении с 2005-06 учебным годом снизилось количество уроков, пропущенных по болезни.


3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.


  • Комплекс утренней гимнастики
  • Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
  • Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
  • Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления
  • Уроки здоровья
  • Спортивные соревнования
  • Занятия в спортивных секциях
  • Занятия в системе ДО
  • Занятия танцами и пением
  • Туристический кружок

Учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и спортивном комплексе.

Читайте также: