Основатель новой школы в хирургии крупный общественный педагогический деятель россии

Обновлено: 07.07.2024

Имя Николая Ивановича Пирогова, выдающегося российского хирурга, учёного и первооткрывателя, известно каждому. Исходя из его личного примера всегда можно рассказывать о том, как человек умел бескорыстно служить медицине, преодолевая массу трудностей и препятствий. Н.И. Пирогова справедливо считают основоположником хирургии в военно-полевых условиях, так как именно он впервые применил эфирный наркоз во время операции, что спасло жизни огромному количеству людей.

Биография врача Пирогова Николая Ивановича

Пирогов Николай Иванович (1810-1881 гг.) родился в Москве, 27 ноября. Отец будущего светила российской медицины занимал скромную должность казначея. Всего в семье было 14 детей, большая часть которых погибла в младенческом возрасте. Выжили только шестеро, и среди них Николай оказался самым младшим ребёнком.

Стать знаменитым врачом Пирогову во многом помогло окружение его семьи. Его отец, Иван Иванович, водил дружбу с видными представителями московской интеллигенции. Маленький Николай отличался завидной любознательностью, поэтому врачи, часто бывавший в гостях у Пироговых, сразу проявили интерес к общению с ним. Например, доктор Андрей Клаус, постоянно носивший в кармане небольшой микроскоп, показывал мальчику простейшую органику, а Григорий Берёзкин, служивший лекарем в воспитательном доме, рассказывал ему о полезных свойствах разных растений, применяемых в медицине.

Будущий учёный Николай Пирогов блестяще окончил университет и был направлен на подготовку к работе профессора в г. Тарту. Там, в Юрьевском университете, в одной из ведущих хирургических клиник ему было суждено работать в течение пяти лет, защитить докторскую и уже в 26 лет получить почётное звание профессора хирургии.

Известно, что доктор Пирогов должен был получить кафедру преподавателя в Москве, однако её передали другому кандидату. Так Николай Иванович остался работать в дерптской клинике. Именно там было положено одному из его главных трудов по хирургической анатомии главных артерий. Уже говорилось о том, что доктор всегда фиксировал результаты своих операций на бумаге, тщательно зарисовывая самое главное. В дальнейшем это стало основой для создания его знаменитого анатомического атласа.

В 1841 году он, наконец, получает кафедру хирургии в Петербурге, где работает больше 10 лет. Именно в Петербурге Пироговым была создана первая в нашей стране хирургическая клиника с направлением по госпитальной хирургии. Вскоре Николай Иванович получает ещё одно важное назначение и становится директором завода по производству инструментов. Теперь он может внедрять свои новаторские разработки, благодаря которым хирургический инструментарий совершенствуется, становясь более удобным и функциональным в обращении. Благодаря таким нововведениям Пирогова хирурги получили возможность оперировать гораздо быстрее и эффективнее.

Жизнь хирурга Николая Пирогова была всегда связана с участием в военных кампаниях, научными исследованиями и тяжёлыми операциями, поэтому устроить личное счастье ему оказалось очень непросто. Однажды учёный тяжело заболел и не мог выздороветь в течение полутора месяцев. Ему стали приходить в голову мысли о зря потраченных годах и одиночестве, поэтому он, наконец, решил жениться. Выбор пал на скромную девушку Екатерину Березину из благородной, но обедневшей семьи. Венчание состоялось быстро и проходило скромно, так как времени и желания на пышные торжества у Пирогова не было: его снова ожидала научная работа. Супруга учёного тихо жила своей жизнью в съёмной квартире, в то время как Пирогов был полностью погружён в работу. Умерла Екатерина Березина спустя четыре года после замужества, оставив супругу двоих сыновей. Смерть жены Николай Иванович переживал тяжело. Его спасло то, что как раз в это время утвердили его грандиозный проект: первый в мире Институт анатомии.

Второй женой Пирогова (безусловно, после долгих поисков) стала баронесса Александра Бистром, скрасившая годы его мучительного одиночества.

Николай Иванович Пирогов: военно-полевая хирургия

Военная медицина — ведущее направление, которым Николай Иванович увлечённо занимался на протяжении всей жизни. Такое направление как военно-полевая хирургия обязано своему развитию именно доктору Пирогову. Он впервые разработал методику сортировки раненых, разработал учение о видах и классификации ран и способах их лечения. Именно он придумал различные виды повязок, и по сей день применяемых в хирургической практике: крахмальную и гипсовую. Эти виды повязок используют при сложных переломах костей.

Николай Иванович Пирогов — русский хирург, принявший участие в четырёх военных кампаниях. Во время Кавказской войны (1847 год) доктор провёл первую в мире операцию с использованием эфирного наркоза. Операция прошла успешно, после чего в ближайший год Пироговым было сделано ещё около 100 аналогичных вмешательств — с детальным анализом каждого из них. Именно он впервые применил введение наркоза в трахею, внутривенно, прямую кишку и канал спинного мозга у пациентов.

В то время ещё не существовало такой науки как бактериология, поэтому смертность больных в госпиталях была очень высокой. Однако блестящий аналитический ум Пирогова сделал абсолютно верные выводы, спасшие жизни сотен людей. Пациентов, страдающих выраженными инфекционными заболеваниями (рожистое воспаление, гнойные инфекции, гангрена) Пирогов срочно изолировал в отдельные помещения, чтобы они не заражали других больных. Николай Иванович впервые стал применять раствор хлорки для дезинфекции. Немногие знают о том, что применение йода в практике обеззараживания тоже является заслугой Пирогова. В те времена настойка йода считалась одним их самых дорогих лекарственных препаратов, но доктору удалось добиться её повсеместного применения в военно-полевых, а позже и в обычных больничных условиях.

Крымская война — одна из знаменательных страниц в биографии доктора Пирогова. Впервые в российской истории в это время было введено такое понятие как сестринская помощь больным. С этой целью Николай Иванович организовал курсы и подготовил сестёр Крестовоздвиженской общины. Они работали в условиях осаждённого Севастополя, будучи разделёнными на разные группы. Одни делали раненым перевязки, другие ассистировали при операциях, третьи заведовали лекарствами в полевых аптеках. Также появились сёстры, сопровождавшие раненых во время эвакуации и заведующие питанием.

Крымская война — одна из печальных страниц российской истории по причине отсутствия серьёзной боевой подготовки солдат. Возникла насущная задача: реформировать все военные учебные заведения. В этой реформе Николай Иванович принял деятельное участие, выработав новые методы обучения для служащих в российской армии и флоте. Благодаря гуманистическому подходу Пирогова к образовательной реформе был отменён сословный подход в образовании, что обеспечило его развитие вперёд и совершенно иное отношение людей к военной службе.

Пирогов Николай Иванович: труды

Первая научная работа Н.И. Пирогова связана с наблюдениями, проводимыми им при перевязке крупных артерий. Она была написана в 1829 году, и автор был награждён за неё золотой медалью. Следующая значимая работа Пирогова — это подробное повествование об анатомической структуре артерий и главных фасций, опубликованная в 1837 году. В ней доктор подробно описывает все пути доступа к главным артериям человека, что послужило началом развития сосудистой хирургии.

Этот атлас заслуженно принёс учёному мировое признание. В нём содержатся не только сведения по топографической анатомии, но и отражено огромное значение экспериментов, проводимых на трупах. Бесценный труд Н.И. Пирогова в дальнейшем позволил хирургам оперировать, нанося больным минимальные повреждения и стал базисом для развития хирургии в целом.

Из исследовательских работ Н.И. Пирогова также имеет большое значение труд, посвящённый описанию такого опасного заболевания как азиатская холера (1849-50 гг.). Работа была награждена премией им. Демидова и считается актуальной и поныне.

Память о выдающемся учёном и сейчас заботливо хранят разные страны. Многие знают о Пироговских съездах, регулярно организуемых обществом российских врачей, основанным в честь хирурга. Также и ведущие медицинские институты в России и Украине носят его имя — в Одессе, Виннице и Москве.

Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал участие в совершенствовании преподавания иностранных языков; поощрял творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах; противодействовал уменьшению автономии университетов. Пирогов настаивал на либеральных коллегиальных началах управления учебными заведениями, был против регламентации сверху.

В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность.

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации.




Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:

Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось:

Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии.

Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной прогимназии добавляли:

Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.

Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.

(1810 - 1881 гг.)

Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал участие в совершенствовании преподавания иностранных языков; поощрял творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах; противодействовал уменьшению автономии университетов. Пирогов настаивал на либеральных коллегиальных началах управления учебными заведениями, был против регламентации сверху.

В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность.

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме (древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации.

Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:

Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось:

Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии.

Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной прогимназии добавляли:

Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.

Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.

Среди первых, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860-х гг., возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов (1810-1881).

Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической академии.

Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем. Как в дальнейшем писал русский педагог В.Я. Стоюнин, "оказалось, что знаменитый хирург не только рассекал человеческие тела и анализировал их, но точно так же анализировал и целое человеческое общество и тело и душу его - и нашел там застарелые болезни, которые нужно лечить радикальными средствами".

В 1856 г. Пирогов уходит из Медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в "Морском сборнике" появилась его статья "Вопросы жизни", которая имела значительный отклик в педагогических и "общественных кругах. Статья была перепечатана почти во всех периодических изданиях, пробудив, как писал К.Д. Ушинский, "спавшую педагогическую мысль".

Административно-педагогическая деятельность Н.И. Пирогова была насыщенной и плодотворной. Он содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал меры по совершенствованию преподавания иностранных языков, поощрял творчество и самообразование преподавателей, заботился о расширении педагогического образования (учредил педагогическую семинарию при Киевском университете), уделял специальное внимание улучшению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах, учреждал первые воскресные школы, противодействовал сокращению университетской автономии.

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
"Институт токсикологии Федерального медико-биологического агентства"
(ФГБУН ИТ ФМБА России)

Институт теоретической и экспериментальной биофизики Российской академии наук.

199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

ISSN 1999-6314

ИВАН ФЕДОРОВИЧ БУШ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ
НАУЧНОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Благодаря трудам видных российских хирургов в первой половине XIX века отечественная хирургия вышла на передовые рубежи в мировой медицине. Одной из важных причин этого явилось становление и развитие сначала анатомического, а затем строго научного анатомо-физиологического направления. Следует отметить, что это передовое направление в отечественной хирургии развивалось более активно, чем в целом ряде европейских стран.

Непреложный факт: уже в начале столетия российская хирургия одной из первых в Европе определила анатомо-физиологическое направление как ведущее в своем развитии. В этом важную роль сыграли И.Ф.Буш, а также Е.О.Мухин, И.Е.Дядьковский, И.В.Буяльский, но своего наибольшего развития это направление получило в трудах Н.И.Пирогова.

Важно подчеркнуть, что и Н.И.Пирогов, и его предшественники И.В.Буяльский, И.Ф.Буш, Е.О.Мухин были не просто виртуозными специалистами и отличавшимися солидной общемедицинской подготовкой видными учеными, но и широко мыслящими людьми. Они опирались на достижения биологии и медицины, поднимаясь в своих теоретических обобщениях и практических действиях, основанных на анатомо-физиологическом направлении, до подлинных высот науки. Такими же были лидеры французской хирургии первой половине XIX века Гийом Дюпюитрен, Доминик Ларрей, Жак Лисфранк, англичанин Эстли Купер и немец Иоганн Диффенбах.

Анатомо-физиологическое направление во многом определило последующие достижения отечественной хирургии, ее роль в мировой медицине. Это направление упрочилось и развивалось благодаря первой русской хирургической школе, которую возглавил замечательный ученый-хирург И.Ф.Буш..

Преподавание хирургии Буш с самого начала стремился проводить на основе последних данных науки и с обязательным практическим уклоном. В этом ему помогали адъюнкты (преподаватели) кафедры, которых он сам подбирал из числа наиболее способных выпускников академии. В начале это был С.Ф.Гаевский, потом М.А.Митрофанов, затем К.Гассинг, С.Калибе, В.П.Малахов, Я.Н.Маслович, И.П.Михайловский, Г.Я.Высотский, Л.Никулин, В.В.Пеликан, Х.Х.Саломон, И.В.Буяльский, П.Н.Савенко. П.Покровский и др. Многие из этих учеников Буша стали затем видными хирургами, некоторые профессорами хирургии, а И.В.Буяльский вырос в крупнейшего русского хирурга первой половины XIX столетия. Кроме вышеназванных, своим учителем считали Буша также видные московские хирурги А.И. Поль и А.А. Рихтер, харьковский профессор хирургии Н.И.Еллинский, казанский профессор А.И. Арнгольд и др.

За время работы И.Ф.Буша в МХА у него обучались хирургии свыше 2 тысяч врачей-выпускников академии. Были среди его учеников и выпускники университетов (русских и иностранных). Так, лекции И.Ф.Буша слушал в академии выпускник Московского университета молодой врач М.Я.Мудров (будущий профессор-терапевт и известный ученый), который с 1801 г. в течение полутора лет был прикомандирован для усовершенствования к морскому госпиталю в Петербурге [7].

В своих научных трудах Буш опирался, конечно, не только на свой опыт и опыт своих учеников, но и на результаты, достигнутые мировой наукой. Он знал иностранные языки и, как правило, был отлично осведомлен обо всем, что делалось в хирургии Западной Европы. Как каждый настоящий ученый, Иван Федорович не отставал от времени, широко пользовался огромным фактическим материалом, который накопила медицинская наука во всем мире.

В то же время нельзя не сказать и о том, что Буш не сумел (или не захотел) оценить замечательное предложение российского врача К.И.Гибенталя, первым в Европе применившим при переломах костей гипс.

«Способ лечения перелома костей без обыкновенной перевязки, испытанный г-ном Гибенталем in fractura ossium metacarpi а работника одного, состоит в прикладывании мягкого гипса вокруг всего члена, после порядочного выравнивания переломленных костей, от чего такая часть по высушении гипса плотно и ровно сжимается и кость своего состояния переменить не может. Сие было бы хорошо для простых переломов, где еще нет опухоли, но в сложных и сопряженных он пользы иметь не может, конечно, может в таком случае способ китайцев быть подражаем, которые кладут вдоль по члену тросточки, выполняя их междуметия гипсом и так далее. Но все сие сопряжено с гораздо большими неудобствами как заведенный способ лечения.

Достойно удивления, что это заключение написал И.Ф.Буш - основоположник первой отечественной хирургической школы и автор капитального руководства по хирургии. Очевидно, в какой-то момент профессиональная беспристрастность изменила Бушу, что и повлекло за собой продемонстрированное им в данном случае отсутствие научной прозорливости.

Деятельность основоположника первой русской хирургической школы И.Ф.Буша имела огромное значение в истории отечественной медицины. Главное состоит в том, что Буш и его ученики, созданная им школа заложили и развили те научные традиции, без учета которых нельзя объяснить последующий стремительный взлет хирургии в России, связанный с именем великого Пирогова. Блестящие пироговские труды были во многом обусловлены предшествующей историей русской хирургии, в которой И.Ф.Буш и основанная им школа занимали самое почетное место.

Северная пчела. - 1844. - N 48. - С. 5.

Ландшевскнй А. Исторический очерк академической хирургической клиники. - СПб, 1898. - С. 36.

Северная пчела. -1844. - № 48. - С. 6.

РГВИА, ф. 316, оп. 1, д. 144, л. 49.

Военно-медицинский журнал. - 1844. - ч. 43. - N 2. - С. 222.

Буш И.Ф. Руководство к преподаванию хирургии, 4-е. изд.- СПб, 1822. - ч. 1.

Скороходов Л.Я., Краткий очерк истории русской медицины. -Л.,1926. - С. 94.

Пирогов Н.И. Собрание сочинений. Т. VIII.- М., 1961. - С. 234.

Буш И.Ф., Руководство . 4-е. изд.- ч. 1. - С. 4.

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. 316, оп.

5 д. 25, л. 26 - 26 об., 28.

Всеобщий журнал врачебной науки. - 1811. - N 5. - С. 42.

Там же,. - N 1. - С. 14-15.

Военно-медицинский журнал. - 1846. - ч. 47. - N 2. - С. 425.

Там же, 1844, ч. 43, М 2, с. 217.

Пирогов Н.И. Собрание сочинений. Т. IV. - М., 1960. - С. 193-194.

Буш И.Ф. Руководство . 4-е. изд.- ч. 1. - С. III.

РГВИА, ф. 316, оп. 5. д. 15, л. 12, 12 об.

Там же, л. 16, 16 об. , .

Колосов Г.А., Медико-хирургическая академия и ее деятели в начале XIX

столетия. - СПб., 1914. - С. 30. ,

Отечественные записки. - 1839. - Т. 5, разд. VII. - С. 85-86.


+ Щелкните для загрузки увеличенной копии (82,7кб, 503x396 GIF)
Рис. 2. Доктор у постели больного. Гравюра XVIII века (по Куприянову В. В., 1968).

XVIII века (по Куприянову В. В., 1968). -->

Журнал основан 16 ноября 2000г.
Выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Читайте также: