Органы внутренних дел как система управления кратко

Обновлено: 04.07.2024

030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности.

доцент кафедры АД ОВД,

к.э.н., подполковник полиции А.А. Морукова

Обсуждена и одобрена на заседании ПМС

______________ 20__ г., протокол № ___

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

______________ 20__ г., протокол № ___

План лекции

Вопрос 1. Понятие, характеристика и признаки органов внутренних дел как элемента системы социального управления

Вопрос 2. Цели, задачи и функции социальных систем. Функциональная и организационная структура управления органов внутренних дел.

Вопрос 3. Типы организационных структур управления органов внутренних дел и основные принципы их построения.

Список использованных источников

Введение

Государственное управление имеет ряд признаков. Одним из признаков государственного управления является то, что оно осуществляется специальными органами исполнительной власти, которые создаются государством, как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации и образуют систему органов государственного управления. Другим важнейшим признаком государственного управления является многообразие его организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма.

Таким образом, вышесказанное позволяет обозначить органы внутренних дел как один из элементов системы государственного управления, которому присущи признаки социального управления - в целом, и государственного – в частности.

В лекции рассматриваются вопросы, посвященные таким основополагающим звеньям любой системы управления, как цель, функции, организационная структура, и представлено рассмотрение их сущности на примере функционирования и развития системы управления в органах внутренних дел, в частности, цели и задачи органов внутренних дел, виды основных функций, функциональная и организационная структуры органов внутренних дел.

В заключительном вопросе лекции внимание уделяется организации системы управления в органах внутренних дел, в том числе уровням системы управления, типам организационных структур в органах внутренних дел и принципам их построения, формам распределения функций.

Вопрос 1. Понятие, характеристика и признаки органов внутренних дел как элемента системы социального управления

В настоящее время система понимается как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.

Выделяют различные типы систем. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные, представляющие собой совокупность материальных объектов и абстрактные – являющиеся продуктом человеческого мышления. Особым классом материальных живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе. Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления, в частности такая специфическая система, как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Система характеризуется рядом основных признаков.

1. Система представляет собой набор относительно самостоятельных элементов (отдельных частей), которые играют роль подсистем. Свойства элементов определяют их место в системе и реализуются в соответствующих функциях.

2. В каждой системе существует механизм, посредством которого элементы взаимодействуют между собой, а также с ней самой.

3. Каждая система имеет структуру и существующие между ними связи, способ организации целого, составленного из частей. Связи, как и системообразующий элемент обеспечивают целостность системы, ее единство.

4. Система имеет границы, отделяющие ее от внешней среды. В зависимости от прозрачности границ системы могут быть открытыми и закрытыми.

5. Системе присуща эмерджентность, т.е. появление качественно новых свойств, отсутствующих или нехарактерных для ее элементов. В то же время объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них.

7. Система характеризуется адаптивностью, т.е. способностью сохранять качественную определенность в изменяющихся условиях. Адаптивность обеспечивается простотой структуры, гибкостью, избыточностью ресурсов.

8. Системе свойственна редукция, проявляющаяся в том, что при определенных условиях она ведет себя проще, чем ее отдельные элементы.

9. Система со временем может разрушаться под воздействием, как внешней среды, так и внутренних процессов.

10. Системой можно управлять с целью обеспечения следования ею по заданной траектории развития и функционирования.

В системе управления выделяются:

- управляющая система - субъект управления, часть системы управления, осуществляющая управляющие воздействия для поддержания и развития объекта управления в заданном системой целей направлении;

- управляемая система - являющаяся объектом управления. В самом широком смысле состояние объекта управления (управляемой системы) определяется в каждый момент его предшествующими состояниями, управляющими воздействиями управляющей системы и воздействиями среды (внутренней и внешней);

- система прямых и обратных связей.

Управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. Субъект управления генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение объекта, при этом объект управления, получая эти команды, в силу определенных причин функционирует в соответствии с их содержанием. Только в том случае, когда объект управления выполняет команды субъекта управления, можно говорить об осуществлении управления.

Система управления имеет ряд подсистем: структурно-функциональную, информационно-поведенческую и подсистему саморазвития организации.

Структурно-функциональная подсистема системы управления - это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления.

Информационно-поведенческая подсистема системы управления – ее суть состоит в том, что она связывает воедино (и не только связывает, а сводит воедино в успешно функционирующих системах управления) на основе развития информационных каналов и связей целевые ориентиры организации, воплощаемые в критериях функционирования, управленческую идеологию, интересы и критериально-нормативную базу работников управления, процедуры и организацию управленческой деятельности.

Реальные формы проявления этой подсистемы:

- управленческие теории и управленческая идеология;

- формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;

- уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена;

- информированность работников, носители информации, методы распространения информации.

Подсистема саморазвития организации системы управления. Появление этой подсистемы саморазвития организации системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления.

В социальных системах важнейшим элементом является система государственного управления, которая образуется подсистемами целей и принципов, которые выражаются в правовых формах и включают в себя: систему государственных институтов, систему государственных служащих, совокупность функций и методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления.

В число необходимых условий обеспечения жизнедеятельности и эффективности государства входят правоохранительные институты. Они являются существенной частью политико-правовых, экономических и социальных отношений. Органы внутренних дел Российской Федерации – важнейшее звено в системе правоохранительных органов. Органы внутренних дел необходимо рассматривать, как специфическое системное образование, имеющее определенные системные признаки.

Отличительным системным признаком для органов внутренних дел являются поставленные перед ними цели, суть которых заключается в осуществлении в пределах своих полномочий государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятельности.

Среди системных признаков для органов внутренних дел можно отметить следующие: детерминированность элементов системы, ее динамичность, наличия в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей.

Детерминированность элементов системы органов внутренних дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые, функциональные штабные подразделения находятся в тесной взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена.

Динамичность состоит в том, что органы внутренних дел, испытывая возмущающие воздействия внешней среды, видоизменяют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управления и пр.

Наличие управляющего параметра заключается в том, что в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими полномочиями, который вырабатывает или принимает команды управления и организует их исполнение.

Наличие обратных связей состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о выполнении полученных команд и своем состоянии.

В дальнейшем орган внутренних дел любого уровня управления будет нами рассматриваться в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время сам оказывающий в рамках своей компетентности управляющие воздействия на иерархически подчиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды.

Характеристика, система, задачи и функции МВД России

Характеристика МВД России

Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Система МВД России

МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят:

— министерства внутренних дел республик;

— управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых территориальных образований;

— управления (линейные управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

— управления (отделы) на особо важных режимных объектах;

— региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

— территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности;

— окружные управления материально-технического и военного снабжения;

— образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Задачи и функции МВД России

Основными задачами и функциями МВД России являются:

— разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

— организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

— организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

— организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификация неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;

— осуществление борьбы с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;

— участие в борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечение безопасности представительств иностранных государств на территории России;

— обеспечение исполнения административных наказаний, решений судов о принудительном лечении хронических алкоголиков и наркоманов, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, а также их охрана, этапирование и конвоирование;

— обеспечение охраны важных государственных объектов и специальных грузов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам;

— организация деятельности органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказанием услуг), подлежащими лицензированию в системе МВД РФ, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности;

— организация деятельности, связанной с вопросами гражданства РФ, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

— формирование, ведение и использование федеральных учетов, банков данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществление справочно-информационного обслуживания органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов;

— обеспечение государственной защиты судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и должностных лиц контролирующих органов при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью, а также их близких и целый ряд других функций.

Основным опорным и решающим звеном системы МВД России, от уровня организации работы которых зависит эффективность борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности являются горрайлинорганы внутренних дел .

Начальник горрайлиноргана внутренних дел несет всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом горрайлиноргана, самостоятельно принимает решения об использовании всех сил и средств горрайлиноргана, сосредотачивая их основное внимание на охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.

государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и под-контрольны.

ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности:борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:

организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами.

Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Отличительной чертой этой структуры является наличие правоохранительной функции. Это отражается на полномочиях, структуре и прочих элементах правового статуса.

Общие положения об МВД России

Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Основные принципы деятельности

Деятельность системы ОВД построена на принципах:

  1. Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
  2. Осуществления деятельности в строгом соответствии с законом;
  3. Беспристрастности, т. е. органам внутренних дел запрещено проявлять дискриминацию к гражданам по каким-либо основаниям;
  4. Открытости и публичности деятельности для общества в той мере, в какой это не противоречит закону и не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций;
  5. Стремления обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан;
  6. Взаимодействия и сотрудничества с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами;
  7. Использования в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Важно! Характерными особенностями МВД являются правоохранительная направленность деятельности Министерства, ее публичность и эффективность.

Задачи, поставленные перед МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие задачи перед государством:

  1. Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  2. Управление ОВД РФ;
  3. Выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
  4. Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
  5. Обеспечение социальной и правовой защиты всех лиц, имеющих отношение к системе МВД;
  6. Осуществление федерального государственного контроля либо надзора в сфере внутренних дел.

Полномочия, которыми наделено МВД России

Все подразделения в системе министерства структурированы для осуществления следующих полномочий:

  • проектирования и проведения в жизнь государственной политики в области внутренних дел;
  • совершенствования нормативно-правовой базы внутренних дел и обобщение практики ее применения;
  • проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  • охрана собственности, розыск исчезнувшего имущества, установление имущества, подлежащего конфискации;
  • разработка и осуществление мер по борьбе с преступностью, в том числе по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений;
  • участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом;
  • контрольные мероприятия в отношении оборота оружия;
  • осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • миграционного учета и контроля;
  • формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и проведение соответствующих мероприятий и т. д.

Что представляют собой органы внутренних дел?

Органы внутренних дел представляют собой важную составляющую правоохранительной системы государства.

Деятельность ОВД строится в соответствии с Конституцией, Уголовным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Законом о полиции, Указом Президента, посвященным вопросам МВД и прочими нормативными правовыми актами разного уровня.

По каким направлениям организована деятельность ОВД

Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:

  • защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей;
  • осуществление криминалистических экспертиз;
  • обеспечение безопасного движения на дорогах;
  • борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование;
  • охрана порядка в публичных местах;
  • поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих;
  • расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них;
  • защита подлежащих охране лиц;
  • участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).

Оперативные подразделения в структуре МВД России

Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:

  • уголовного розыска;
  • оперативного поиска преступников;
  • по предотвращению преступлений, посягающих на грузы;
  • по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями;
  • собственной безопасности;
  • по контролю за оборотом наркотиков;
  • по противодействию экстремизму;
  • по охране лиц, подлежащих государственной защите;
  • межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
  • оперативно-розыскной информации;
  • по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.

Структура управления ОВД

Руководство

Руководство системой ОВД осуществляет Министр внутренних дел. Ему непосредственно подчиняются: пять заместителей министра (один из них — первый заместитель, а другой — начальник Следственного департамента), статс-секретарь.

Структура Центрального аппарата

В систему центрального аппарата входят первый заместитель министра, статс-секретарь, заместители министра, следственный департамент, 9 главных управлений, 7 департаментов, Национальное центральное бюро Интерпола, 9 управлений.

В соответствии с Указом Главы государства от 1 марта 2011 г. N 248 штатная численность центрального аппарата МВД не должна превышать 6712 человек, включая вольнонаемный обслуживающий персонал.

Главные управления как территориальные подразделения МВД

Они призваны защищать права и свободы людей, бороться с преступлениями и правонарушениями, охранять общественный порядок и собственность, обеспечивать общественную безопасность, управлять подчиненными органами и организации, охранять лиц, подлежащих государственной защите.

Подразделения, входящие в ГУ МВД

  1. Начальник и его заместители;
  2. Штаб;
  3. Управления по различным вопросам;
  4. Кинологическая служба;
  5. Экспертно-криминалистический центр;
  6. Информационный и правовой отделы;
  7. Дежурная часть;
  8. Медико-санитарная часть.

Руководство ГУ МВД

Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.

Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.

Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.

Городские и районные подразделения системы МВД


Городские и районные подразделения ОВД осуществляют непосредственную деятельность по уголовному розыску, контролю за оборотом наркотиков, обеспечению безопасного движения на дорогах и пр. Каждая из функций возложена на свое подразделение (например, безопасность движения на дорогах — ГИБДД).

Различия в статусе структурных элементов

В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.

К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.

Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.

Практические направления деятельности

  1. Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
  2. Розыск украденных вещей и пропавших людей;
  3. Проведение криминалистических экспертиз;
  4. Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  5. Охрана объектов общегосударственного значения и пр.

Вспомогательные функции

Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:

  1. Обеспечение ОВД спецтехникой;
  2. Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
  3. Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
  4. Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.

Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).

Читайте также: