Организованная образовательная деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО:

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
  • Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;
  • Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;
  • Интеграция образовательных областей.

Интеграция направлений развития и образования детей (Образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Одной из главных особенностей ведения образовательной практики является правильный, четко обоснованный выбор типа ООД в ДОУ по ФГОС, используемых методов и форм взаимодействия с воспитанниками. Ввиду того, что проектирование образовательной активности необходимо обеспечивать на протяжении всего времени нахождения дошкольников в детском саду, воспитателям рекомендуется использовать инструменты педагогического проектирования, чтобы:

— Сформулировать стратегическую цель организации учебно-воспитательного процесса — она должна быть четкой (чтобы по завершении отчетного периода можно было однозначно ответить о факте ее достижения), актуальной (отвечать значимым проблемам), реальной (находится в зоне ближайшего развития воспитанников).

— Конкретизировать задачи образовательной работы с учетом программного содержания, индивидуальных особенностей развития дошколят.

— Подобрать оптимальные средства, методы и формы ООД по ФГОС в ДОУ, которые позволяет повысить статус игры как основного способа познания мира, последовательно реализовывать поисковые, исследовательские, экспериментальные проекты, проектировать проблемно-обучающие ситуации.

— Систематически проводить самоанализ педагогической деятельности, корректировать учебно-воспитательные методы с учетом реальной ситуации. При проведении работы по планированию, в ходе разработки целей и задач ООД воспитателю важно учитывать возможность возникновения незапланированных ситуаций, меняющих ход образовательного процесса, и адекватно реагировать на эти события. С этой целью необходимо активно применять новаторские виды, методы и формы организованной образовательной деятельности.

Виды ООД в ДОУ по ФГОС

Комбинированная: предусматривает объединение в один комплекс различных видов активности, не имеющих между собой обоснованных логических связей (лепка и подвижная игра). Целостность педагогического воздействия может достигаться за счет выбора единой темы.

Комплексная: организация различных видов деятельности, один из которых выделяется в качестве основного, а остальные — служат вспомогательными компонентами. Так, после беседы о правилах поведения в общественном транспорте воспитатель может предложить создать рисунки по теме.

Отдельного внимания заслуживают формы ООД в ДОУ по ФГОС, отличающиеся не только количественным составом участников, но и по характеру взаимодействия:

1. Индивидуальная, предусматривающая проведение педагогической работы с одним ребенком. Она не требует больших временных затрат, но характеризуется неэкономичностью распределения ресурсов, ограничивает возможность активного взаимодействия с другими малышами и может провоцировать эмоциональный дискомфорт.

2. Групповая (индивидуально-коллективная). Для ее реализации детей разделяют на подгруппы с учетом общности интересов или поставленных задач, при этом главной задачей воспитателя становится обеспечение их эффективного взаимодействия.

3. Фронтальная (работа со всей группой). Привлекательна единством содержания, четкостью организационной структуры, простотой управления, экономичностью распределения педагогических ресурсов, но не позволяет индивидуализировать обучение.

К формам ООД по ФГОС, реализуемым в ДОУ по актуальным принципам ФГОС в рамках режимных моментов, также можно отнести:

— подвижные игры с правилами, активные паузы, физкультминутки, спортивные пробежки, игровые упражнения;

— здоровьесберегающие и закаливающие мероприятия;

— творческие, экспериментальные, поисковые проекты, прогулки по эко-тропе;

— соревнования, праздники, детско-родительские дни, мастерские детского творчества, работа в мини-музеях;

— мини-лекции, беседы, компьютерные презентации;

— пересказы, сочинительство, разучивание малых фольклорных форм и стихов, речевые ситуации;

— организованные сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные, творческие игры, драматизации;

— труд на участке, дежурства, практические опыты и эксперименты;

— коллекционирование, моделирование, слушание музыкальных произведений, музыкальные импровизации, занятия ритмикой.

Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях.

Развивающие: развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приёмы оказания первой помощи.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об опасных ситуациях, и что надо делать в таких случаях.

Опасности могут возникнуть по вине человека. Назовите их.

Дети: Пожар, взрыв газа, потоп, ДТП и др.

Воспитатель: Это ситуации, возникшие по нашей вине, и они угрожают одному или нескольким людям. К такой ситуации относится пожар.

Слайд 2, Слайд 3.

Воспитатель: От чего может возникнуть пожар?

Дети: От спички, от электроприборов, от газовой плиты и др.

Воспитатель: Нужно обязательно знать правила как вести себя во время пожара. Давайте их вспомним.

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды (на электроприборы нельзя).

После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу меньше дыма. Не прячемся под кровати, столы и по углам.

Когда придут на помощь взрослые или приедут пожарные, мы во всём их слушаемся.

Воспитатель: Ребята, есть опасные ситуации, которые возникают из-за изменения природных явлений: ветра, воды, снега, земли и др. Их называют чрезвычайными ситуациями.

ЧС — это опасность, угрожающая многим людям.

Назовите ЧС, происходящие из-за природных изменений. В этом вам помогут вопросы.

— Временное затопление суши из-за подъёма воды. Наводнение.

— Очень сильный ветер. Ураган.

— Очень сильная буря на море. Шторм.

— Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. Землетрясение.

Какие ЧС бывают в нашем городе?

Дети: Наводнение.

Воспитатель: Из-за чего происходит наводнение?

Дети: Из-за сильных дождей, быстрого таяния снегов.

Воспитатель: Вследствие наводнения происходит разрушение домов и зданий, мостов; размыв железнодорожных и автомобильных дорог; уничтожение урожая; гибнут люди и животные.

Воспитатель: Какое сооружение помогает городу избежать наводнения? Дамба.

Дамба — земляная, каменная или из др. материала насыпь на берегу реки, которая предохраняет берег от затопления, служит для удержания воды.

Действия во время наводнения:

Собрать документы, необходимые вещи, питьевую воду, лекарства, запас еды на 2-3 дня. Если позволяет время, закрыть окна ставнями, или досками.

Перейти на верхние этажи здания, в одноэтажном доме — забраться на крышу.

До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро вас обнаружить.

В лесу — выйти на возвышенное место, гору, холм, влезть на дерево.

Если оказался в воде — нужно плыть по течению к ближайшему не затопленному участку, нужно держать за проплывающие мимо нетонущие предметы.

Воспитатель: Ребята, ветер тоже может навредить человеку.

В нашем городе тоже бывают ураганы.

Какие разрушения может вызвать ураган?

Дети: Свалить дерево, рекламу, сорвать крышу и др.

Воспитатель: Если налетел ураган и вы дома, в квартире, что нужно сделать?

Закрыть все окна и двери, лучше отключить газ и электроэнергию, сделать запас воды. Укрываться лучше всего в подвале или в жилых помещениях первого этажа.

Если вы на улице, в лесу?

Найдите укрытие в других прочных помещениях. Следует понимать, что машина не защитит вас при ураганном ветре, поэтому лучше её покинуть, ветер легко поднимет машину в воздух.

Избегайте линий электропередач (при их обрыве высока вероятность смертельного исхода для тех, кто окажется поблизости).

Избегайте рекламных щитов, знаков, киосков, машин и т.д. (всё это может быть поднято ветром и угодить в вас).

Держитесь подальше от отдельно стоящих деревьев (ветер запросто может свалить их).

Если укрыться в здании не удалось — найдите канаву, яму какую-нибудь. Лягте на живот и закройте голову руками,

Воспитатель: Ребята, на помощь нам всегда приходят спасатели.

Эта профессия считается одной из самых опасных. Спасатели приходят на помощь людям, попавшим в беду, часто рискуя собственной жизнью.

Цель: закреплять знания детей о профессиях МЧС, их предназначении и наличие предметов, которые помогают этим людям в работе.

Дети по очереди подбрасывают кубик. Цифра, выпавшая на кубике, указывает на сектор круга с тем же номером. Ребёнок объясняет для чего и в какой ситуации предназначены предметы спасателям, изображенные в данном секторе.

1 сектор: ЛЕСНОЙ ПОЖАР: бульдозер для расчистки полос от кустарника, завалов, также окапывает лес, чтобы огонь не перемещался дальше; применяют самолеты, оборудованные специальными емкостями для забора, перевозки и слива воды и огнетушащих веществ; лесные огнетушители, напоминают насос.

2 сектор: ПОЖАР: огнетушитель, конусное ведро.

3 сектор: ПРОИСШЕСТВИЕ В ГОРАХ: упал в ущелье: трос, веревка, чтобы достать, поднять человека из ущелья, на гору; вертолет, лошадь помогает добраться к месту происшествия.

4 сектор: КОГДА ЗАТОНУЛО СУДНО: ласты, акваланг (баллон с сжатым воздухом, трубка), гидрокостюм.

5 сектор: НАВОДНЕНИЕ: спасательный жилет, круг, лодка.

6 сектор: ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ, СХОД ЛАВИНЫ, ЗАВАЛЫ, ВЗРЫВЫ: поисковая собака, носилки, лопата.

От места старта участник бежит до куба, на котором лежит треугольник, подает сигнал (звенит в треугольник) и бежит обратно. Передает эстафету следующему.

В результате взрыва разрушен дом. Спасателям необходимо быстро разобрать завалы.

Очень часто в чрезвычайных ситуациях необходима помощь более слабым или получившим травмы людям. Спасатели должны прийти на помощь пострадавшим, оказать медицинскую помощь.

Воспитатель: Мы сегодня с вами познакомились со стихийными бедствиями, помните об опасности и всегда соблюдайте правила безопасности!

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности должны быть: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

- образовательная деятельность в режимных моментах;

- организованная образовательная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком, с подгруппой или с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

их интереса к данному занятию;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Много лет мы использовали учебно-дисциплинарную модель взаимодействия. Доминирующий способ взаимодействия – прямое воздействие на ребенка, вопрос - ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия. Стандарт предлагает использовать личностно-ориентированную педагогику, где построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Поэтому меняются и способы достижения результата: сотрудничество, поддержка, обсуждение. Диалог и формы организации: Стандарт предлагает заменить фронтальные занятия по принципу урока на преимущественно, детские виды деятельности.

Целью образования при традиционной системе были знания, и ведущим был процесс обучения, то в Стандарте ведущими являются процессы развития и воспитания.

Какова же структура занятия или ООД по ФГОС?

Структура занятия до ФГОС

Структура занятия, ООД по ФГОС

Вводная часть

1. Организация детей 2-3 мин., настрой на предстоящую деятельность.

Ориентировка в деятельности

1. Мотивация (создание игровой мотивации, проблемной ситуации, деловая игра)

2. Определение цели.

3. Определение необходимых действий.

Основная часть (10-20 мин)

1. Совместная и самостоятельная умственная и практическая деятельность.

2. Создание условий педагогом для достижения цели дошкольником.

Исполнительский этап

Педагог равноправный участник, предлагающий все возможные способы реализации.

Заключительная часть (до 5 мин)

Подведение итогов, оценка результатов образовательной деятельности.

Завершающий этап

- каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка действий детей может быть дана лишь косвенно как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать, что получилось.

Практические советы проведения организованной образовательной деятельности

(занятия) по ФГОС ДО

1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

3. Соблюдение структуры ООД:

Также в первой части ООД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование

Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см. пункт выше)

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Критерии оценки ООД (занятия) по ФГОС ДО

  1. Структура ООД (тема, цель и задачи приоритетной образовательной области, цели и задачи, реализуемые в интеграции образовательных областей, виды и формы детской деятельности, итоговый образовательный результат, оборудование для педагога, детей, литература).
  2. Деятельностный подход (организация детских видов деятельности в совместной и самостоятельной деятельности детей, отсутствие учебной модели).
  3. Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
  4. Соответствие принципам развивающего обучения (учет зон ближайшего и актуального развития).
  5. Реализация партнерской позиции: представление выбора, свободное размещение, перемещение, общение на равных, добровольное присоединение к деятельности, открытый временной конец деятельности.
  6. Направленность предметно-развивающей среды на планируемый результат образовательной деятельности.
  7. Применение образовательных технологий (в том числе ИКТ), адекватных возрасту воспитанников.

8. Культура оформления материалов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Структура ООД в ДОУ по ФГОС


Организация образовательной деятельности в детском саду – ключевая обязанность воспитателя, зафиксированная в актуальной нормативной документации. Эта профессиональная функция предусматривает грамотное распределение образовательной нагрузки в течение дня с учетом возрастного и индивидуального фактора, применение диагностических и корректирующих мер, осуществление самоанализа и поиска путей по улучшению ежедневной воспитательной работы, взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнерами детского сада.

Воспитателю важно помнить: от того, насколько успешно разработана и спроектирована структура образовательной деятельности, зависят каждодневные личные и учебные успехи воспитанников детского сада. Очень важно вызвать интерес малышей к организуемым способам активности, мотивировать их на сознательное участие, пробудить такие важные качества, как инициативность, желание влиять на ситуацию своими действиями, самостоятельность, ответственность.

При планировании организованной деятельности в течение дня воспитателю необходимо осуществлять правильный четко обоснованный выбор типа ООД, используемых методов и форм взаимодействия с воспитанниками.

Этапы организованной образовательной деятельности в разных группах

Организованная образовательная деятельность с младшими воспитанниками выстаивается по следующей схеме:

Завершающая (2 мин.). Оценивание полученного результата, обязательная похвала за усилие.

В середине занятия рекомендуется провести физкультминутку.

Вводная часть (2-3 мин.). ООД в ДОУ по ФГОС начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации.

Изучение нового материала (10-12 мин.), по завершению этапа рекомендовано проведение физкультминутки.

Повторение ранее изученного (4-6 мин).

Подведение итогов (2-3 мин.). В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей к высказываниям, при этом выход из деятельности остается открытым.

Вводная часть (2-3 мин.). Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию.

Повторение с целью введения детей в новую тему (3-5 мин.). Рекомендована рассадка детей по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Рассмотрение нового материала (12-15 мин.) в ходе проектирования проблемных ситуаций, ведения экспериментальной или поисковой деятельности.

Повторение усвоенного материала (5-7 мин.).

Подведение итогов . В подготовительной группе дети часто выступают с инициативой озвучить свои впечатления, если для этого созданы предпосылки.

Обязательным условием, которое должно соблюдаться при разработке структуры ООД в ДОУ по ФГОС, является постепенность усложнения материала, градация методических приемов с учетом уровня дидактической нагрузки и возрастного фактора, создание условий для того, чтобы воспитанники могли чувствовать свои успехи и стремиться к большему. Также важно обеспечить, чтобы продолжительность сеансов организованной образовательной деятельности соответствовала требованиям СанПин 2.4.1.3049 – 13.

Как правильно разработать конспект ООД в ДОУ по ФГОС


Структурно конспект организованной образовательной деятельности должен включать следующие элементы:

1. Заголовок, который, как правило, включает в себя название и указание возрастной группы воспитанников. Например, конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе "Поможем Незнайке".

2. После заголовка следует указать приоритетную образовательную область, ее интеграцию с другими областями в рамках конкретного занятия.

3. Следующий шаг: формулировка цели, задач, планируемых результатов ООД. Цель должна быть актуальной и конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. При формулировке обратите внимание, что цель звучит как существительное: формирование, закрепление, создание условий и т.п. Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть больше трех. Планируемые результаты представляют собой описание возможных достижений ребенка (детей) и оформляются глаголом настоящего времени несовершенного вида: дети имеют представление, самостоятельно выполняют, пользуются схемой, участвуют в беседе и т.д.

4. Перечисление методов и приемов, используемых в ходе ООД.

5. Представление используемого материала и оборудования.

6. Разъяснение объема предварительной работы.

7. Демонстрация непосредственно хода ООД: мотивационный, деятельностный и рефлексивный этапы.

При разработке конспекта также важно помнить о гигиенических, дидактических и организационных требованиях, предъявляемых к ООД: предусматривать чередование различных видов деятельности детей в рамках занятия, чтобы избежать переутомления, выбирать оптимальные методы и приемы педагогического воздействия с учетом образовательной ситуации, активно использовать возможности дидактических игр, выстраивать взаимосвязи между элементами учебной деятельности и повседневной жизнью дошкольников.

Как организовать ООД в ДОУ

Что нам предлагают ФГОС? Из образовательного процесса исключается учебный блок, но исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность, наполненная новым содержанием. Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Нам предлагают отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.

Для этого нам рекомендуют использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.

Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.

Они по ФГОС немного изменились и вам их нужно выучить заново: (8)

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- конструирование из разных материалов,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Примеры форм образовательной деятельности и виды занятий в Приложении 1.Следующая отличительная особенность – меняется стиль поведения взрослого (педагога): от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответстви и организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Вводная часть.

1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки, любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь также может быть любое упражнение на организацию детей.

2. Проектирование решений проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий…

3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.Итак, разберём каждую из трёх частей…Вводная часть ООД, особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.

Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…

Средняя группа: можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать), а затем учебная (научимся это делать).

Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.

В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное педагогом средство, направленное на пробуждение интереса у детей к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.

Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.

При отсутствии мотивации, нет развития логики.

Правила построения мотивации:

• учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);

• мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;

• завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.

Основная часть ООД.

Заключительная часть ООД.

Итоги и рефлексия.

И ещё некоторые нюансы в организации ООД.

1. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.

2. Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).

3. И, конечно же, интеграция ООД, которая предполагает смену видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовление атрибутов к какой–либо игре с театрализацией; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием и т.д.).

Вы же знаете, как часто у детей меняются настроение и интересы… от в этом и заключается преимущества ООД, смена, взаимопроникновение в различные области. Преимущества интегрированных ООД заключается также в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированная ООД в детском саду учит детей получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Вы прекрасно знаете, что переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность ООД, снимает утомляемость и перенапряжение. Дети занимаются с большим интересом.И вот теперь, выявив кардинальные различия между занятием по старинке и занятием-ООД, вы можете сделать вывод, что занятие-ООД – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких – интеграции), осуществляемых совместно со взрослым, и направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).

- Подвижные игры с правилами

- Подвижные дидактические игры

- Игровые упражнения, игровые ситуации

- Ритмика, аэробика, детский фитнес

- Спортивные игры и упражнения.

- Гимнастика (утренняя и пробуждения)

Игровая детская деятельность

- Сюжетные игры, игры с правилами

- Создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей)

- Игры с речевым сопровождением

Продуктивная детская деятельность

- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

- Выставки, мини музеи

Чтение детской художественной литературы

- Самостоятельная художественная речевая деятельность

- Вопросы и ответы

- Выставки в книжном уголке

- Литературные праздники, досуги.

Познавательно – исследовательская деятельность

- Решение проблемных ситуаций

- Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)

Коммуникативная детская деятельность

- Беседа, ситуативный разговор

- Составление и отгадывание загадок

- Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)

- Этюды и постановки

Трудовая детская деятельность

- Дежурство, поручения, задания

- Совместные действия Приложение 2.

Полный разбор ООД.

ООД строится с учетом деятельностного подхода, а единой технологией построения занятий является проблемный диалог.

1. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию ООД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.

3. Постановка проблемы.

Затруднение в игровой ситуации. Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.

Поиск выхода из затруднительной ситуации.

4. Актуализация знаний

Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.

5. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).

Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.

Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

6. Итог занятия. Систематизация знаний.

7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля,.самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Протокол проведения консультации для педагогов

Дата проведения консультации : ___.___.20______

Читайте также: