Организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 16.05.2024

Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

1) закрепление программного материала по русскому языку;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфографических к пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;

6) воспитание интереса к чтению книг на русском языке, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей учащихся;

8) воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.

Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принци-пов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

В основе организации внеклассной работы по русскому языку лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемствен-ности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой -- формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются следующие:

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершен-ствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необхо-димо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и спо-собностейучащихся. Согласно этому принципу содер-жание внеклассной работы должно составлять в пер-вую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим спо-собностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания инте-реса к внеклассной работе. Занимательность дости-гается главным образом путем использования мате-риалов занимательной грамматики -- игр, шарад, ре-бусов, загадок, а также путем широкого привлече-ния средств наглядности -- картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность --этото, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уча-щихся, развивает у них любознательность, это увле-ченность выполняемой работой. Для учащихся началь-ных классов занимательно все то, что имеет прак-тическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддержи-вается не только содержанием проводимых меро-приятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необыч-ностью формулировки тем занятий, формы препод-несения языкового и речевого материала. Чем разно-образнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, гдекаждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским язы-ком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возмож-ность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Таковы основные методические принципы орга-низации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.

Содержание внеклассной работы по русскому языку

Одним из центральных вопросов организации вне-классной работы по русскому языку является опре-деление ее содержания. В соответствии с принципомсвязи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, из-учаемого по программе.

Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосред-ственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.

Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практи-ческих навыков русской речи; 2) вопросы, не связан-ные с учебным материалом, предусмотренные про-граммой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный ма-териал для речевой тренировки на русском языке.

Тематика вопросов обеих групп может быть очень разнообразной. В выборе и подаче этого разнообраз-ного материала должно быть чувство меры, дик-туемое возрастными особенностями учащихся. Разу-меется, в начальных классах можно сообщить только те сведения, которые доступны учащимся 6--9-лет-него возраста. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приемов, в разныхклассах.

Подбор конкретного языкового и речевого мате-риала к каждому очередному внеклассному меро-приятию должен осуществляться на основе принципа практической направленности, т. е. работа с этим материалом должна способствовать привитию нерус-ским учащимся навыков практической русской речи.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, который подлежит изучению. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Всем известно, что русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других учебных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Организация внеклассной работы учащихся в контексте требований ФГОС рассчитана на реализацию совместной деятельности учителей русского языка и обучающихся школы, которая позволяет решать такие проблемы , как повышение грамотности последних, расширения их кругозора, привития интереса к предмету.

Цель : определить пути и средства организации внеурочной деятельности по русскому языку, опираясь на требования ФГОС.

Частные задачи :

Расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;

Выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, усидчивости, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

Формирование коммуникативной культуры школьников.

Работая над формированием языковой компетентности учащихся, во внеурочной деятельности использую следующие этапы :

Выявление посредством тестирования заинтересованности обучающихся по классам.

Выработка навыков обучающихся работать в команде.

Составление плана совместной деятельности.

Подготовка и проведение мероприятий согласно разработанного плана.

Разработку текста анкет и рекомендаций.

Большое внимание уделяю вопросу организации внеурочной среды как среды развития личности. А кции (распространение рекомендаций), беседы с обучающимися, анкетирование обучающихся, КВН, тематические выставки, коллаж, родительское собрание, игры, в ыпуск буклетов, в икторины, с оревнования и конкурсы, круглые столы, реферирование и проектная деятельность – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.

В своей работе стараюсь активно использовать совокупность методов, позволяющих обеспечить не только развитие личности обучающегося, но и доступность, качество и эффективность образования. Среди них хочется выделить :

Методы организации деятельности и формирования жизненного опыта (методы создания воспитывающих ситуаций),

Методы стимулирования и мотивации деятельности (соревнование, дискуссия, поощрение и др.),

Методы контроля, самооценки и самоконтроля,

Методы формирования сознания личности ( беседы, диспуты, отзывы).

Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, приобретать навыки самостоятельной работы в различных областях знаний, совершенствовать умения и навыки анализа различных языковых единиц и явлений, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать и повышать речевую культуру устного и письменного общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить ребят с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике.

Выработать такое единство мне помогают взаимопосещения занятий учителями русского языка и литературы, содружество с Барановой А.Ю.(кандидатом филологических наук АГУ, преподавателем старославянского языка), библиотекарем школы, классными руководителями и родителями учеников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку в начальной школе

Глава 1 Организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе………………………………………………. 6

1.1 Теоретические вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников……………………………………………………………..7

1.2 Направления и формы организации внеурочной деятельности младших школьников…………………………………………………………. 11

1.3 Формы и методы организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе…………………………………………. 17

2 .1 Характеристика организации прохождения практики…………18

2.2 Методы исследования ситуации в школе на предмет организации внеурочной деятельности по русскому языку……………………….22

Терминологический словарь………………………………………….. 28

Организация внеурочной работы в деятельности образовательных организаций открывает новые возможности для самореализации, самоопределения, творческого и интеллектуального развития каждого обучающегося. Так, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. [12, с 46]

С введением ФГОС в современной школе происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, интернету, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. [16, с 63]

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющие все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО) [6, с 25]

По мнению Малышевой Е.А. внеурочная деятельность в свете новых требований ФГОС приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе начальной школы и способна повысить качество воспитания и социализации детей. [10, с 10]

"Родной язык - величайший наставник", - звучат непреложной истиной слова великого педагога К. Д. Ушинского. [5, с5]

Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков. [1, с 18]

Таким образом, актуальность основывается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования потому что портрет выпускника требует любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активного и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умениями учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, а это достигается в том числе во внеурочных занятиях по русскому языку, что позволяет расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки получаемых на уроках.

Противоречие: между требованиями ФГОС в осуществлении внеурочной деятельности как составной части педагогического процесса образовательной организации и возможностью реализации программы внеурочной деятельности в школе.

Проблема: каким образом происходит организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе?

Объект: внеурочная деятельность младших школьников.

Предмет: организация внеурочной деятельности младшего школьника по русскому языку.

Цель работы: выявить особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку в начальной школе.

1. Изучить особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку в начальной школе.

2. Дать характеристику организации прохождения практики.

3. Описать методы исследования ситуации в школе на предмет организации внеурочной деятельности по русскому языку.

Методы: отбор и анализ литературы, сравнение, обобщение, беседа, наблюдение , анкетирование.


ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет начальная школа.

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной деятельности по русскому языку.

При организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний. В этом возрасте формируются и закладываются основы духовного и физического развития, ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнение других учебных заданий. У ребёнка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности.

В этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования - произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Наряду с наглядно-образным мышлением у него при современных методах обучения вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации [2, 242].

Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда все дело - от замысла до завершения - они хорошо представляют.

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеурочная деятельность по русскому языку не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной деятельности по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеурочной деятельности по русскому языку, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеурочной деятельности по русскому языку и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации внеурочной деятельности по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. [5, 38].

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выделить задания, которые вызывали трудности при их выполнении. Учащимися недостаточно уверенно выполнялись такие задания, которые были связанны с подбором антонимов и синонимов к слову, поиском многозначных слов. Выполнение их сопровождалось постоянными вопросами учащихся, что свидетельствовало о непрочности знаний по данному разделу языка. В них допущено наибольшее число ошибок. Данный факт позволил определить содержание упражнений по предупреждению речевых ошибок и разработать в соответствие с этим систему упражнений.

Главный вопрос при создании системы заключался в определении оптимальной последовательности упражнений. Как расположить их, чтобы обучение было эффективным?

На наш взгляд, последовательность заданий должна удовлетворять принципу градуальности: задания располагаются по нарастающей сложности и с расширением объема информации (от простого к сложному). Они должны быть разнообразными с точки зрения деятельности учащихся. [6, 74]

За основу при составлении нашей системы упражнений мы взяли классификацию упражнений, разработанную профессором Г.Н. Приступой, но содержание упражнений разработали самостоятельно.

1. Пропедевтические, подготовительные упражнения.

Цель этих упражнений - обеспечить учащимся первичное восприятие слова, а именно: дать семантическое определение слову, соотнося его с внеязыковой реалией, т. е. с предметом или явлением действительности.

2. Иллюстративные упражнения.

Цель их - продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его сочетаемостью (синтагматическими связями этой лексической единицы), одновременно постигая грамматику слова.

3. Основные, закрепительные упражнения.

В результате этих упражнений дети овладевают парадигматическими связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антонимы, находить их в речи или тексте; ребенок усваивает структурно-семантические связи слов.

4. Повторительно-обобщающие упражнения.

Их цель - обеспечить усвоение многозначности слова, закрепление слова не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. К упражнениям этого типа относится, например, подбор учащимися собственных примеров.

Цель таких упражнений - научить пользоваться изученным языковым материалом в связной речи, дать возможность ребенку высказаться по предложенной теме (как устно, так и письменно), употребив изученную лексику в собственной речи, и на практике продемонстрировать усвоение ее лексических и грамматических свойств.

1. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.

3. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс – М., 1991

4. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969.

5.Ушаков Н.Н. Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. - М.: Просвещение 1985.

6. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

Читайте также: