Организация внеурочной деятельности по математике с обучающимися старшей школы

Обновлено: 04.07.2024

образовательн ой программе осн овного общ его образова ния предусмат риваются:

− учебные курс ы, обеспечиваю щие разли чные интерес ы обучающихся ;

Это означает воз растание роли в неурочной деят ельности, в рамках которо й

создаются нов ые возможн ости для самореализации и творческого развития

Впервые в документах таког о уровня уделяется столь значительное внимание

деятельности шк ольников, организ уемой за рам ками уроков.

В педагогиче ских словар ях и энцикло педиях, специ альных работ ах ученых

которым понимают ся организова нные и целена правленные занятия с учащим ися,

проводимые шк олой для расширен ия и углубления з наний, умений, нав ыков

развития инд ивидуальных спос обностей, а также дл я проведения ими р азумног о

Внеклассная работа – это составная часть учебно - воспитательной работы

школы, которая ор ганизуется во в неурочное время пионерской и комсомольск ой

организациями, другими органами детского самоуправ ления при активной

помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего,

классных рук оводителей и вожат ых. (Педагогическая энцик лопедия. М., 196 4).

В Российской педагогическо й энциклопедии, изданной в 1 993 г., внеклассная

работа вообще не рассматриваетс я, но раскрывается поняти е «внеурочная

для проявле ния творчес ких спосо бностей, орга низация реальных дел, доступных

для детей и и меющих конкретны й результат, внесение в жизнь ребенка

романтики, фантазии, элемент ов игры, оптимист ической перспективы и

которая стала рассматриватьс я как н еотъемлемая часть образователь ного

процесса, но ее четкого определения в стандарте не дается. Она хара ктеризуется

как о бразовательна я де ятельность, осуществляемая в формах, о тличных от

классно - урочн ой системы. Эта деятельность имеет свои собственны е задачи, но,

одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения

1.Обеспечен ие достижения планируемых резуль тато в освоения о сновных

3. Обеспечен ие благоприятной ада птации ребё нка в школе;

5. Учёт возрастн ых и индивидуаль ных особенностей о бучающихся.

Специфическ ой чертой внеурочной р аботы по матем атике, с учетом

решаемых в ней д идактических задач, а также возрастны х особенностей

учащихся, являетс я то, что формы ее организации деля тся на постоянные и

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(Хабарская средняя общеобразовательная школа № 2, с. Хабары)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

В статье приводятся аргументы необходимости организации внеурочной деятельности по математике в общеобразовательных учреждениях, предлагаются формы её реализации, приводится пример содержания курса в десятых классах.

Ключевые слова: ФГОС СОО, внеурочная деятельность, профильное обучение, универсальные учебные действия, мотивация обучения, формы работы, исследовательская деятельность, проект.

«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо

интересных уроков имеются и успешно применяются самые

В нашей школе внеурочная деятельность по математике организована в рамках общеинтеллектуального направления развития личности. На рисунке 1 представлены основные формы реализации внеурочной деятельности, используемые в практике учителей.

hello_html_666ecfe3.jpg

Рис. 1. Формы реализации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочей программы, которая составляется, рассматривается и утверждается в соответствии с локальным актом школы. С учётом занятости и желания обучающихся составляется расписание еженедельных занятий.

Цели изучения курса: осознание степени своего интереса к предмету и оценивания возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (продолжение изучение предмета на углубленном, профессиональном, творческом уровнях).

Программа курса позитивно влияет на мотивацию старшеклассников к учению, позволяет дифференцированно подойти к выбору задач, подготовиться к ЕГЭ по математике профильного уровня.

Содержание курса внеурочной деятельности в 10-х классах:

Рациональные уравнения (15 ч). Одночлены и многочлены. Деление многочлена на многочлен с остатком. Алгоритм Евклида. Теорема Безу. Корни многочлена. Уравнения высших степеней. Схема Горнера. Метод неопределённых коэффициентов. Возвратные уравнения. Однородные уравнения. Нестандартные приёмы решения уравнений высших степеней. Графический метод решения уравнений: теория и практика.

Геометрия (10 ч). Задачи на многогранники. Расстояние от точки до плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Угол между двумя скрещивающимися прямыми. Линейный угол двугранного угла. Задачи ЕГЭ.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, работа в группах, практическая работа, семинар, самостоятельная работа. Используется работа с интернет-источниками, с интерактивной доской, для проверки решения уравнений высших степеней и построения графиков - систему компьютерной математики Maxima. Уровень сложности задач варьируется от простых до олимпиадных и, конечно, заданий ЕГЭ (№№ 11, 13, 14, 15). Многие задания, предлагаемые на занятиях, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности.

Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, расширение представлений об изучаемом материале, решение новых и интересных задач. Совместная урочная и внеурочная деятельность позволяет обучающимся достигать более высоких результатов обучения.

Библиографический список

3. Математика. 9 –11 классы. Учебные курсы для индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. [Компакт - диск] // издательство Учитель, 2015.

В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеурочной деятельности.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных образовательных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось неоднократно. В условиях внедрения ФГОС внеурочная деятельность по предмету приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

Это означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков.

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых (Педагогическая энциклопедия. М., 1964).

Задачи внеурочной деятельности:

1. Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;
2. Снижение учебной нагрузки обучающихся;
3. Обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе;
4. Улучшение условий для развития ребёнка;
5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные).

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер. К ним относятся, например, факультатив, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной недели, концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют в основном диагностический характер.

Цели внеурочной работы по математике.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Внеурочная работа по математике в среднем звене должна быть массовой, охватывать по возможности как можно больше учащихся, так как этот возраст является самым благоприятным в плане развития творческих способностей.

Во внеурочной деятельности по предмету большие возможности работы с детьми вижу в такой форме как научно-исследовательская работа, проектная деятельность. Этот вид работы формирует у учащихся творческую активность, приучает к работе с научно-популярной литературой.

Важную роль во внеурочной деятельности играют математические игры, которые выполняют различные функции.

  • Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
  • Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.
  • В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
  • Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
  • Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • выбор оптимальных методов, форм, средств;
  • наглядность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • научность;
  • учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Важно, чтобы каждый ребёнок на этом мероприятии работал активно, увлеченно. Внеклассные мероприятия, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, необходимо учитывать специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Например, для 5-6 классов это конкурсы, викторины, сказки-путешествия; в 7-9 классах – КВН, математическое казино и т.п.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

  • образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; способствовать расширению кругозора учащихся и др.;
  • развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях; способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
  • воспитательные: способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности; воспитать нравственные взгляды и убеждения; способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках и внеурочных занятиях, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.

Как на каждом уроке, так и на внеклассном мероприятии в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.

  • Личностные УУД. Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, артист, судья.
  • Коммуникативные УУД. Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
  • Познавательные УУД. Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
  • Регулятивные УУД. Выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект на тему:"Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС".

Ф.И.О. участника:

Галиева Резида Амирзяновна, учитель математики

Казань - 2017

Содержание с указанием страниц:

2.1. Нормативные и методические основы внеурочной

2.2.Формы внеурочной деятельности.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта.

1.Постановка проблемы.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Она объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат - способность осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Цель проекта: Выявить основные виды внеурочной деятельности по предмету математика и реализовать (наиболее приемлемые) на базе ОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи проекта:

1. Определить роль внеурочной деятельности в ФГОС.

2. Классифицировать внеурочную деятельность по математике по видам и по формам.

3. Разработать рабочую программу для математического кружка в 5 классе.

4. Применить данную программу при работе кружка в 5 классе.

Срок реализации проекта: 2017-2018 учебный год

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (апрель 2017 учебного года): изучение ФГОС ООО, нормативно-правовых документов, методической и психолого-педагогической литературы, интернет - ресурсов, положительного опыта педагогов-математиков, имеющих эффективные наработки в данной области; конкретизация проблемы.

3.Рефлексивный этап (апрель-май 2018 учебного года) - подведение итогов проекта и анализ результатов; разработка рекомендации для дальнейшей проектной работы.

2. Содержание работы

Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС.

2.1.Нормативные и методические основы внеурочной деятельности.

2.ФГОС ООО (утверждены приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);

3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МО и Н РФ от 4 октября 2010 г. № 986);

4.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

5.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МО и Н РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106).

6.Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования (приложение к письму МО и Н РФ 12.05.2011 №03-296).

Необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, квалиметрический, и в соответствии со следующими принципами:

1.Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2.Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3.Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4.Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5.Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов

внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

2.2.Формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность по математике строится на принципах добровольности и дополнительности, служит для углубления и закрепления математических знаний, формирования культуры математического мышления, развития интереса к предмету, формирования и развития элементов математической креативности. Она развивается по основным направлениям (в ФГОC названы такие формы):

I. Традиционные.

круглые столы, конференции, диспуты;

олимпиады, ШНО, исследования;

общественно полезные практики

II. Новые формы работы

1. Участие в дистанционных научно- практических конференциях.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:

1)вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин; 2)углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;

3)развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;

4)выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Внеурочные формы обучения построены на принципе добровольности, не регламентированы необходимостью выставления оценки учащимся, проходят в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.

Формы организации внеурочной работы по математике делятся на постоянные и непостоянные (временные) в зависимости от решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся.

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.

Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся,

например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют диагностический характер.

Рассмотрим некоторые разновидности постоянных и временных форм внеурочной работы по математике.

1)Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок объединяет учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководителем кружка является учитель математики.

К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера .

2) Главная цель математического вечера - вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. В математический вечер обязательно включаются фрагменты в игровой форме, художественная часть, а также элементы соревновательного характера — викторины, конкурсы и т.п. Игровая часть может начинаться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом.

3)Математическая конференция имеет своей целью выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция чаще всего приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе).

4) Эффективная и популярная форма работы с одаренными учащимися – олимпиады, позволяющие ребенку проявить свои способности. Уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: внутриклассная олимпиада – школьная олимпиада – районная (городская) олимпиада – областная (краевая, республиканская) – всероссийская – международная. Причем победители и призеры олимпиадных туров более низкого уровня получают право участвовать в олимпиадных турах более высокого ранга. То есть олимпиады работают в системе от конкретного класса до международного уровня. Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии. Достойное выступление учащихся на олимпиаде стимулирует и дальнейшую творческую работу учителя математики, так как результаты выступления на олимпиаде учеников есть и оценка работы учителя, показатель уровня его профессионального мастерства.

5)Математический бой – это командный вид соревнования. Мат. бой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Во - первых мат. бои могут быть организованы как турниры внутри классные, общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов. Во-вторых, мат. бои могут проходить как тренировочные соревнования и как официальные турниры, организованные по различным системам: круговой – каждая команда встречается с каждой, иногда в два круга; олимпийской – с выбыванием, выходом в финал двух команд. В-третьих, при всем многообразии содержательной стороны мат. бои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Мат.

бои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков.

6) Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы.

Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа.

7)Научное общество учащихся – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению. Они направлены на развитие творческой личности; сплочение коллектива; воспитание нравственности; развитие познавательной активности, трудолюбия, творческих способностей; выработку общественных норм поведения .

8) Неделя математики.

Проведение Недели математики преследует несколько целей, а именно: повысить уровень математического развития учащихся и расширить их кругозор, развить у учащихся интерес к занятиям математикой, углубить представление учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни, показать ценность математических знаний в профессиональной деятельности, воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

9)Факультатив направлен на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Итак, систему внеурочных форм работы по математике можно представить в виде следующей схемы 1:


На воспроизведенной схеме приведены далеко не все конкретные формы внеурочной работы, но показана их системная организация. При этом видно, что любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию. Итак, среди многообразия форм внеурочной деятельности, мы остановились на кружке как наиболее стабильной форме проведения организованной внеурочной деятельности , которая обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

3.Ожидаемые результаты реализации проекта:

1.Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.

2. Повышение интереса учащихся к изучению математики.

3. Повышение учебной и познавательной активности учащихся.

4. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся.

5. Развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности;

6. Развитие навыков организации научного труда, работы с различными источниками информации.

7.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.Заключение

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

5.Литература

1.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011.

3.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010г.

4.Примерные программы внеурочной деятельности. М. Просвещение, 2012г.

5.Кривоногов, В. В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы / Кривоногов, В. В. / М. : Первое сентября, 2002. – 219 с.

6.Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе : кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 80

Читайте также: