Организация внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе курсовая

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. Внеурочная деятельность создает ситуацию естественной языковой среды, способствующей возрастанию мотивации к изучению языка. Игровые формы проведения занятий создают психологическую установку, побуждающую первоклассников к общению на изучаемом языке, а также условия для многократного повторения ими языкового материала. Формы занятий, которые отличаются от обычных уроков, способствуют формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, мотивация, английский язык, младшие школьники, игровые технологии.

В настоящее время в нашей стране на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах содержание дополняется стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, навыки, а на развитие личности.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. [1]

Современные дети оказываются заложниками следующих условий: плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; ограниченности общения со сверстниками; неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций.

Данные условия накладывают далеко не самые положительные отпечатки на процесс воспитания и становления личности. Поэтому так важно создание иных условий, условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В связи с этим в образовательных учреждениях встает проблема организации внеурочной деятельности. Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Именно внеурочная деятельность способствует достижению метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека.

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в том, что овладение языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования.

На основе игровых технологий происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения. Игровые формы проведения занятий способствуют формированию психологической установки, побуждающей первоклассников к общению на изучаемом языке, а также созданию условий для многократного повторения ими языкового материала. Поэтому во внеурочной деятельности по английскому языку я стремлюсь к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах занятия. Довольно часто я даю задания в игровой форме, используя групповую работу, так как с её помощью постепенно развивается познавательная активность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного занятия неохотно проявляют умственную деятельность. Например, задание, в котором нужно назвать английские слова, в которых слышится тот или иной звук. Учащиеся начинают поочередно произносить изученные слова, выигрывает та группа, которая назвала больше всего слов. Далее игру можно усложнить, дав задание, в котором нужно составить словосочетания с предложенными словами.

Кроме того, внести элемент разнообразия в занятие мне позволяет использование четверостиший, рифмовок, инсценировок, песен, фрагментов сказок, а также применение сценариев тематических внеурочных мероприятий, на которые приглашаются ученики других классов, которые помогают изготавливать декорации, маски для персонажей. Процесс творческого мышления захватывает учащихся, превращается в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создает естественную речевую ситуацию.

Помимо этого, организуя внеурочную деятельность, я широко применяю элементы здоровьесберегающих технологий, использую виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального общего образования на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников. Она обеспечивает отбор языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для учащихся. Формы занятий, которые отличаются от обычных уроков, способствуют развитию социокультурной компетенции посредством приобщения к миру интересов зарубежных сверстников, культуре, укладу жизни и обычаям страны изучаемого языка.

Список литературы:

2. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69

3. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43

В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации. Эту проблему можно отнести к ряду задач лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические аспекты содержания, организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку.
1.1 Цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку……………….7
1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку….13
1.3 Формы организации внеклассной работы по иностранному языку……17
1.4 Вводы по первой главе……………………………………………………. 24

Глава II. Внеклассная работа детей младшего школьного возраста под руководством учителя английского языка.
2.1 Система внеклассных занятий с использованием различных форм внеклассной работы …………………………………………………………. 28
2.2 Подготовительный этап исследования – определение уровня мотивации к изучению английского языка у школьников……………………..……………29
2.3 Анализ и обработка результативности внеклассной работы в обучении школьников английскому языку………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

Глава I. Теоретические аспекты содержания, организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку.

1.1 Цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку…… ………….7

1.2 Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку….13

1.3 Формы организации внеклассной работы по иностранному языку……17

1.4 Вводы по первой главе……………………… ……………………………. 24

Глава II. Внеклассная работа детей младшего школьного возраста под руководством учителя английского языка.

2.1 Система внеклассных занятий с использованием различных форм внеклассной работы …………………………………………………………. 28

2.2 Подготовительный этап исследования – определение уровня мотивации к изучению английского языка у школьников……………………..……………29

2.3 Анализ и обработка результативности внеклассной работы в обучении школьников английскому языку………………………………………………..31

В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения - благодаря или по вине всеобщей компьютеризации. Эту проблему можно отнести к ряду задач лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом. Важно создать условия такие, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить, захотел говорить не для получения хорошей оценки, а потому, что дня него коммуникация стала необходимостью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существенного языкового и психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. При её решении учитывается и тот факт, что учебный процесс будет эффективен только при условии превращения каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам. В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе. [2,с. 151]

За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе. Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

В данном исследовании мы руководствовались этой насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере, обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным. Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с моей профессией учителя иностранного языка, использованием в своей практической деятельности самостоятельно разработанных методических рекомендаций и материалов к внеклассной работе по иностранным языкам.

внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе;

условия мотивации к изучению английского языка

Определить влияние внеклассной работы по английскому языку на уровень мотивации учащихся школы к изучению английского языка;

1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной;

работы по иностранному языку в современной начальной школе;

2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;

4) применить на практике накопленный опыт, доказать, что внеклассная работа по английскому языку повышает мотивацию к изучению предмета, позволяет в полной мете раскрыть способности и потенциал ребёнка к изучению иностранного языка;

1) теоретический анализ педагогической литературы;

2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам

внеклассной работы по иностранному языку;

3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному языку;

Правильная организация и проведение внеклассных мероприятий по иностранному языку повышает мотивацию учащихся к его изучению.

Выпускная квалификационная работа содержит следующие сокращения:

и.я. - иностранный язык;

а.я. - английский язык.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    1. Цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку

    Одним из способов повысить эффективность учебно-воспитательного процесса по и.я. является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса. Целями внеклассной работы по иностранному языку являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках и.я.; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается. Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения и.я. на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по и.я.

    В основном, на начальный этапе организации внеклассной работы по и.я. у учащихся мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. [4,с. 127] Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по и.я. необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

    Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия. Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.

    Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

    1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы, она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

    2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во- вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

    3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.[10,с. 141]

    Содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку.

    В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по и.я. по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным. [16,с. 97]


    Актуальность исследования. Современное общество нуждается в гражданах, способных адаптироваться к современным социокультурным условиям, сохранять и развивать традиции своего народа.

    В этой связи в системе школьного образования актуальной является задача формирования системы знаний, в том числе в области культуры и социального развития общества, как основы становления и развития у школьников целостной картины окружающего мира.

    Социокультурная среда, с одной стороны, определяет содержание образования, в частности — воспитания как процесса освоения социокультурных ценностей, формирования социально приемлемых установок, взглядов, сценариев поведения и т. д., с другой — является отражением результатов воспитания, сформированности социокультурных компетенций членов социума [2 C.17–25].

    Необходимость формирования социокультурных компетенций сегодня ни у кого не вызывает сомнения, однако до сих пор открытым остается вопрос о том, каковы средства и условия их формирования, какие из используемых в образовательном процессе средств и условий обладают наибольшим потенциалом.

    Объект исследования— процесс формирования у младших школьников социокультурной компетенции.

    Предмет исследования — условия организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования у младших школьников социокультурной компетенции.

    Цель: теоретически обосновать и эмпирически проверить действенность условий организации внеурочной деятельности по иностранному языку для формирования социокультурной компетенции.

    Задачи:

    Методы исследования:

    – теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, моделирование, математические и статистические методы);

    – эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, моделирующий эксперимент).

    Экспериментальная база исследования:

    МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой

    – формированиеуучащихсяпотребностиизученияиностранныхязыковиовладенияимикаксредствомобщения,познания,самореализацииисоциальнойадаптациивполикультурном,полиэтническоммиревусловияхглобализациинаосновеосознанияважностиизученияиностранногоязыкаиродногоязыкакаксредстваобщенияипознаниявсовременноммире;

    – формированиеобщекультурнойиэтническойидентичностикаксоставляющихгражданскойидентичностиличности;воспитаниекачествгражданина,патриота;развитиенациональногосамосознания,стремленияквзаимопониманиюмеждулюдьмиразныхсообществ,толерантногоотношениякпроявленияминойкультуры;лучшееосознаниесвоейсобственнойкультуры;

    – развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;

    – осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек [4].

    При формировании социокультурной компетенции иностранный язык может выступать и как объект для сравнения не только с родным языком, но и культурой, в ходе которого учащиеся осмысливают и переосмысливают точки соприкосновения культурной инфраструктуры двух и более народов. Но главное, младшие школьники, проникая в структуру чужой культуры, учатся анализировать, выражать свои мысли, что способствует, по большому счету, более тонкому восприятию ими оттенков мысли на своем родном языке, расширению общего кругозора, развитию мышления и речевой способности, а также повышению компетенции межкультурного общения.

    Организация экспериментальной работы ирезультаты констатирующего исследования

    Анализ теоретической литературы определил необходимость организовать и провести опытно-экспериментальную работу.

    Базой для опытно-экспериментальной работы стала МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой. В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся 1–4 классов.

    Педагогический эксперимент включал 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

    Цель констатирующего этапа эксперимента — выбор контрольной и экспериментальной групп, проведение первичной диагностики сформированности социокультурных компетенций у младших школьников по разработанным критериям.

    В процессе констатирующего этапа эксперимента перед нами стояла задача замерить когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный компоненты сформированности социокультурной компетенции младших школьников. Т. к. социокультурные компетенции младших школьников [1 С. 78–82] — это сложные интегративные образования, проявляющиеся в совокупности знаний, умений, опыта и качеств личности учащихся начальных классов, обеспечивающие эффективную социализацию в поликультурной среде в соответствии с возрастными особенностями и включающие:

    – систему знаний и сформированных первичных навыков выполнения типичных социальных ролей: сына (дочери), гражданина, друга, ученика и др.;

    – совокупность представлений о системах социальных норм и моральных ценностей в России и других странах;

    – сформированных навыков жизнедеятельности в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

    – умение осуществлять посильную для младшего школьного возраста общественно — полезную деятельность в соответствии с личной и общественной пользой;

    – сформированные элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, художника, писателя.

    Для измерения эмоционально-волевого компонента сформированности социокультурной компетенции у младших школьников мы провели беседу с учащимися (вне уроков, на русском языке) с целью выявления степени интереса к англоязычной культуре и мотивации к изучению иностранного языка.

    В контрольной группе результаты проведенной беседы показали следующее:

    10 человек (45 %) имеют высокий уровень сформированности эмоционально-волевого компонента

    8 человек (36 %) имеют средний уровень сформированности эмоционально волевого компонента

    4 человека (18 %) имеют низкий уровень сформированности эмоционально волевого компонента.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни на уровне познания, ни на уровне навыков и умений, ни на уровне личностного развития у большинства школьников проанализированной группы социокультурная компетенция не сформирована должным образом, но у большинства учащихся присутствует желание узнать больше о культуре изучаемого языка и готовность принять ее.

    На данном этапе мы также провели анализ деятельностного компонента сцелью изучения уровня сформированности социокультурной компетенции у младших школьников. Мы осуществляли наблюдение за поведением учащихся на уроках английского языка, переменах, во внеклассных мероприятиях по английскому языку и оценивали отдельные составляющие сформированности социокультурных компетенций младшего школьника для определения уровня сформированности социокультурных компетенций.

    В процессе анализа деятельностного компонента и проведения педагогического наблюдения вконтрольной группе были получены следующие результаты:

    Высокий уровень сформированности — 32 %

    Средний уровень сформированности — 36 %

    Результаты, полученные по всем показателям и сочетанию компонентов на констатирующем этапе эксперимента, показали, что уровень сформированности социокультурной компетенции у младших школьников недостаточный, это значит, что выдвинутая нами гипотеза о необходимости целенаправленной специальной работы по формированию у них социокультурных компетенций верна.

    Таким образом, проведенный анализ теоретических аспектов проблемы формирования социокультурной компетенции младших школьников позволил сделать ряд выводов.

    Под социокультурной компетенцией младших школьников понимается способность применять социокультурные знания, умения, способности и личные качества в процессе иноязычного общения.

    Основными приёмами внеурочной деятельности по иностранному языку, направленными на повышение эффективности формирования социокультурной компетенции у младших школьников, являются: хочу спросить, раскрой своё я, работа в парах и т. д.

    1. Абакумова И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопросы психологии. — 2003. — № 3. — С. 78–82.
    2. Артимович М. Д. В помощь руководителю кружка / М. Д. Артимович // Информационно-методический вестник. — 2013. — № 2 — С.17–25.
    3. Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Веселые и занимательные игры, упражнения, стихи и скороговорки для гармоничного развития детей / И. Лопухина- М.: Корона-Век, 2014. — 144с
    4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2009

    Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная компетенция, иностранный язык, внеурочная деятельность, школьник, констатирующий этап эксперимента, контрольная группа, уровень, уровень владения, формирование, английский язык.

    Похожие статьи

    Социокультурная компетенция младших школьников: структура.

    В статье рассматриваются теоретические предпосылки развития социокультурной компетенции младших школьников в процессе обучения иностранному языку, приводится анализ понятийного аппарата и формулируется определение социокультурной компетенции.

    Формирование социолингвистической компетенции у будущих.

    На обобщающем этапе эксперимента была проведена оценка уровней сформированности социокультурной компетенции у будущих учителей иностранного языка после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Результаты по окончании эксперимента.

    Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках.

    Библиографическое описание: Иванов Е. М. Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках иностранного языка в средней школе

    Анализ теории и практики свидетельствуют о том, что у 70 % учащихся сформированность СК находится на низком уровне, что говорит о.

    Формирование языковой компетенции во внеурочной.

    Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ языковой и коммуникативной компетенции, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание.

    Понятие социокультурной компетенции в обучении.

    На уроках английского языка социокультурная компетенция формируется путем знакомства учащихся с

    Одним из ключевых моментов социокультурной компетенции является готовность сравнивать страны и их историческое развитие, культурный уровень и особенности.

    Применение интерактивных методов обучения в процессе.

    Констатирующий срез эксперимента в контрольной и экспериментальной группах определил уровень сформированности профессионально-коммуникативной компетентности и показал необходимость использования в экспериментальной группе формирующих средств.

    Проектная деятельность как один из способов формирования.

    Шишканова В. В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку Иностр. языки в школе.

    английский язык, социокультурная компетенция, проектная работа, проектная деятельность, проект, знание, лексика.

    Формирование социокультурных компетенций на уроках.

    Социокультурная компетенция стала существенной частью в преподавании иностранного языка. Существует целый ряд различных теорий социокультурного компетенции, которые в основном выявляют взаимозависимости культуры и языка дать некоторые последствия для.

    Способы формирования социокультурной компетенции.

    Литература стран изучаемого языка является еще одним весомым средством формирования социокультурной компетенции.

    Социокультурный аспект в преподавании иностранного языка может быть реализован за счет широкого использования на разных этапах обучения.

    Автор: Рачинина Елена Анатольевна

    Организация: Казанское суворовское военное училище

    Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

    Организация внеурочной деятельности по иностранному языку регламентируется следующими нормативными документами:

    4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

    Цели и задачи внеурочной деятельности

    при изучении иностранных языков

    Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования. Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных, на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей).

    Основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции: способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Отличительной чертой внеурочной деятельности на иностранном языке является то, что она своим содержанием обращена к использованию иностранного языка как средства общения.

    Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана не только углублять знания иностранного языка, но также способствовать расширению культурологического кругозора обучающихся, их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышения мотивации к изучению языка и культуры другой страны. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга обучающихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Обучающиеся являются субъектами внеурочной работы. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы.

    Формы организации внеурочной деятельности

    Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы. Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности. Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно использоваться по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. При организации внеурочной деятельности на иностранном языке важна её несхожесть с уроком, её интересная, занимательная и яркая форма. В процессе подготовки и проведения внеурочных занятий на языке формируются положительные мотивы учебно-познавательной деятельности обучающихся по иностранному языку. У обучающихся укрепляется уверенность в своем умении пользоваться языком как средством общения, интерес к иностранному языку и желание совершенствовать владение им.

    Внеурочную деятельность по иностранному языку предлагается разделить на направления:

    • общеинтеллектуальное (научное, творческо-деятельностное);
    • общекультурное.
    • проектная работа;
    • научно-исследовательская деятельность;

    Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся. В ходе реализации программы внеурочной деятельности могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, так и в течение длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, преподаватели, воспитатели.

    Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

    • макеты, модели, схемы, план-карты;

    • альбомы, буклеты, брошюры, книги;

    • эссе, рассказы, стихи, рисунки;

    • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

    • документальные фильмы, мультфильмы;

    • выставки, игры, тематические вечера, концерты;

    • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.

    Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

    Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

    Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

    • исследовательская практика обучающихся;

    • образовательные экспедиции – поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

    • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

    • ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также включает встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

    • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

    Итоги учебно-исследовательской деятельности могут быть в том числе представлены в виде статей, обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

    Творческо-деятельностное направление:

    · организация театра на иностранном языке;

    · издание газеты на иностранном языке;

    · проведение тематических праздников;

    · клуб английской (немецкой, французской) песни;

    · неделя иностранных языков;

    · марафон по иностранным языкам.

    Театральный вид деятельности популярен среди обучающихся. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию обучающихся сфер искусства. Он доставляет им радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому становлению личности, создает положительный эмоциональный фон. Театр способен оказать на обучающихся огромное влияние по двум направлениям: когда он выступает в качестве зрителя и когда осваивает игру актёра. Издательское дело хорошо для мотивированных обучающихся с активной жизненной позицией. Проведение тематических праздников – например, праздники английского языка для всех участников образовательного процесса. Самые традиционные из них: ‘ABC’, ‘My Lovely Pet’, , ‘Good Health is Above Wealth’, ‘Christmas Party’, ‘St.Valentine’s Day’, ‘Mother’s Day’, ‘English Tea’, ‘Art Exhibition’, ‘William Shakespeare’ и т.д. С целью развития лингвистической и социокультурной компетенции обучающихся посредством приобщения их к музыкальной культуре предлагается организовать клуб английской (немецкой, французской) песни, а также фестиваль песен на иностранных языках.

    Общекультурное направление:

    · посещение спектаклей иностранных авторов в театрах;

    · организация экскурсий на иностранном языке;

    Организация экскурсионной деятельности - это не только экскурсии на иностранном языке, но и работа в школьном экскурсионном бюро. Обучающиеся старших классов готовят экскурсии и становятся гидами по историческим местам. Конечно, проведению экскурсий предшествует кропотливая работа педагога с обучающимися: нужно составить маршрут, подобрать информацию, проверить грамотность, отработать устную речь, написать краткий путеводитель. И всё это на иностранном языке. Работа видеоклуба представляет собой организацию видеозанятий как способа постижения иноязычной культуры.

    В рамках организации внеурочной деятельности по иностранным языкам можно также выделить персонифицированное направление – введение языкового портфеля, индивидуальные занятия, консультирование обучающихся. Конкурс на лучшее языковое портфолио обучающегося можно провести в рамках недели иностранного языка. Индивидуальные занятия и консультирование обучающих направлены на ликвидацию пробелов в знаниях по иностранному языку, выявление проблемных зон, составление индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

    Внеурочная деятельность в период летних каникул традиционно предполагает организацию работы над проектами.

    Данные направления и формы организации внеурочной деятельности обучающихся по иностранным языкам тесно связаны между собой и призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения обучающимися иностранными языками, способствовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся и умению адаптироваться в современном поликультурном мире.

    Преподавателям рекомендуется распределять между собой, согласно предпочтениям и возможностям ответственность за направления. У обучающихся есть возможность выбора направления и возможность работать с разными преподавателями. Всё это позволяет повысить обучающимся мотивацию, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, получить более объективную оценку личностных достижений.

    Использование современных образовательных технологий при организации внеурочной деятельности

    Технология обучения в сотрудничестве

    Цель использования технологии

    Создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

    Развитие критического и творческого мышления.

    Дифференциация процесса обучения.

    Варианты обучения в сотрудничестве:

    1. Student Team Learning (обучение в команде).

    Особое внимание уделяется "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Задача каждого ученика состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

    2. Learning Together (Учимся вместе).

    Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы: награды - всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

    Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы: отслеживания, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы; фиксации результатов промежуточных и итоговых; оформления этих результатов, их редактирования, пр. Таким образом, группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.

    Основные идеи, присущие технологии, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха дают возможность ориентироваться на каждого ученика, что является личностно-ориентированным подходом.

    Технология проектного обучения

    Цель использования технологии

    Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

    Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

    Основные требования к использованию метода проектов:

    1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых исследований.

    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

    5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

    • выдвижение гипотез их решения;

    • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    Общие подходы к структурированию проекта:

    1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

    2. Учитель продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

    3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

    4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

    5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.).

    6. Защита проектов.

    7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

    Информационно-коммуникационные технологии

    Цель использования технологии

    Обеспечение индивидуального, личностно-ориентированного подхода, дифференцированного обучения; формирование навыков работы с информацией, обеспечение положительной мотивации обучения

    Специфика ИКТ как средства обучения связана с такими характеристиками как:

    • Интерактивность – возможность диалога с обратной связью и оценкой;

    • Независимость - равные возможности при обучении;

    • Адаптивность – возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);

    • Аутентичность – ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.

    Основные направления использования ИКТ на уроках английского языка:

    1. Использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала – использование электронных энциклопедий и словарей.

    2. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

    3. Тестирование знаний учащихся.

    4. Иллюстративный материал.

    Метод кейс-стади (case-study)

    Цель использования технологии

    Развитие умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления; развитие активности обучающихся, уверенности и умения отстаивать свое мнение, развитие навыков презентации, а также творческий и креативный подход

    Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

    Иноязычная речевая деятельность осуществляется в следующей последовательности:

    обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;

    выделение наиболее важной информации;

    обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

    работа над проблемой (дискуссия);

    выработка решения проблемы;

    дискуссия для принятия окончательного решения;

    аргументированный краткий доклад.

    Для методического обеспечения реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рекомендуем использовать следующие пособия:

    1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 -233с.

    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Выступление по теме "Организация внеурочной деятельности по английскому языку в рамках реализации ФГОС".Из опыта работы учителя английского языка.

    «Организация внеурочной деятельности по английскому языку

    Нам, учителям, приходится менять не только свои формы и методы работы, но и меняться самим. Наша работа подчинена реализации новых государственных образовательных стандартов второго поколения, в основе которых лежат не только предметные умения, но и в большей степени метапредметные и личностные.

    Стандарты второго поколения внесли серьёзные коррективы в работу учителя. Для их реализации используются современные образовательные технологии и внеурочная деятельность, являющаяся одним из эффективных методов реализации новых стандартов.

    Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.

    Исходя из актуальности, целью моей работы стало обоснование того, что внеурочная деятельность способствуют формированию и развитию практических навыков владения иностранным языком у учащихся.

    Найти информацию, изучить и проанализировать литературу по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

    Создать психолого-педагогические условия формирования и развития УУД учащихся в условиях внеурочной деятельности по английскому языку.

    Разработать и представить внеурочные занятия по английскому языку для 2ж-9ж классов.

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    База исследования - учащиеся 2ж-9ж классов, вовлеченные во внеурочную деятельность по английскому языку.

    Объект исследования – содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности по предмету.

    Предмет исследования – внеурочные занятия по английскому языку как способ формирования и развития метапредметных результатов.

    Гипотеза исследования: если эффективно организовать внеурочную деятельность по английскому языку, то у школьников повысится интерес к изучению предмета и будут развиваться их коммуникативные способности.

    Новизна данного подхода состоит в том, что ученикам дается возможность в малых группах за пределами урока в неформальной обстановке изучать английский язык с применением интерактивных методов и форм работы.

    НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Читайте также: