Организация учебной деятельности обучающихся кратко

Обновлено: 05.07.2024

60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном следующие формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.

Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.

Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:

– воспитывает в учащихся чувство коллективизма;

– позволяет обучаемым рассуждать;

– формирует устойчивые познавательные интересы;

– учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса;

– ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.

Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

Выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий:

– индивидуальную — деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе;

– индивидуализированную — предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий.

Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.

Но индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются:

– класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

– каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

– задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы.

Недостатки данной формы организации учебной деятельности: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.


В статье рассматриваются основные особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке. В работе дается определение учебной деятельности. Также в статье различают основные формы организации учебной деятельности на современном этапе.

Ключевые слова: учебная деятельность, урок, форма организации обучения.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что характерная черта образовательного пространства сегодняшнего дня — инновационные процессы, огромный рынок и конкуренция образовательных идей. Появление новых альтернативных программ, расширение рынка технологий обусловливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И. М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся.

Понятие деятельности как научное было введено в философскую мысль в XVIII столетии И. Кантом, но только в методологии XIX века, начиная с работ Г. Гегеля, Л. Фейербаха, а также с анализа этих работ, проведенного К. Марксом, было дано собственное содержательное, полное толкование деятельности как категории.

С точки зрения теории обучения психологи выделяют учебную деятельность, которая направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Осуществление учебной деятельности в этой форме предполагает, что все учащиеся класса выступают как единое целое: учитель излагает материал всем учащимся в одинаковой форме, всем задает одни вопросы, все выполняют одно задание.

Она рассчитана на учащихся, имеющих равный уровень подготовки и предполагает, что все работают в одном темпе.

Объясняя, рассказывая материал, учитель пытается определить по лицам учеников, их отдельным реакциям, как воспринимается объясняемое, с заинтересованностью ли работают [2].

Маневрируя разными методами и приемами, учитель подбирает средства для включения всех в активную познавательную деятельность.

Фронтальная работа дает возможность включить большинство учащихся класса в учебную деятельность. Наиболее распространенная форма такой работы — фронтальная беседа, в ходе которой учитель обращается с вопросами, построенными в соответствии с логикой рассматриваемого материала, учащиеся отвечают на вопросы, поправляя и дополняя друг друга. Перед всеми школьниками ставится единая цель, разъясняются задачи, организуется совместная учебная деятельность, и каждый имеет возможность активно участвовать в ней.

Например, при эвристической беседе гипотезы одних, доводы и аргументы других, уточнения третьих, общие выводы и формулировки четвертых, позволяют ученикам за короткое время разобрать и уяснить учебный материал.

При формировании знаний используется рассказ или школьная лекция, имеющие меньше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации совместной деятельности школьников.

При закреплении, совершенствовании знаний, формировании умений и навыков больше возможностей для организации коллективной работы.

Если при закреплении учебного материала работа носит фронтальный характер, то все ученики выполняют одни и те же задания. Проверяя сделанное, учитель привлекает большую часть учащихся, особенно слабых, к комментированию выполненных упражнений, примеров [3].

Одним из достоинств фронтальной формы организации учебной деятельности школьников являются сравнительно малые затраты времени на получение учителем информации о степени усвоения материала, о его доступности большинству учащихся, об уровне их активности.

Взаимодействие учащихся положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы.

Особую трудность представляет выявление детей, которые не играют, а просто сидят со всеми в кружке. Этот проигрыш оформляет учитель, оценивая работу группы и отдельных ее участников. Даже если было найдено правильное решение, но не было соответствующей организации работы, — группа получает штрафные очки.

Этапы становления коллективно-распределенной деятельности.

Уже в первые дни ребенка в школе мы учим его способам организации, выработке правил игры, освоению разных форм и способов взаимодействия. Это может происходить, например, так.

Детям раздаются геометрические фигуры разного цвета. Каждый называет свою форму и цвет фигуры.

Каждая группа получает задание: познакомиться за 15 секунд. Затем группа представляет себя. Учитель показывает на ребенка, а дети хором называют его имя. По итогам знакомства вручаются ордена Дружбы и Внимания.

II.Пары сменного состава.

Два ряда детей встают лицом друг к другу. Первый ряд неподвижен, а другой — двигается по сигналу учителя вправо, от человека к человеку. При этом последний переходит вперед, в начало ряда.

Формы учета и контроля выполнения задания разнообразны. У каждого может быть свой маршрутный лист, где он пишет имя своего партнера, и оценку выполнения работы дети ставят друг другу на маршрутных листах. При этом мы не используем пятибалльные отметки. Чаще это символика:

– справился с заданием;

– справился с заданием, но были ошибки;

– справился с заданием с большим трудом.

Может быть использована цветовая символика с подобной расшифровкой, т. е. с опорой на положительное, позитивное.

Результаты групповой работы обязательно оформляем, выделяя прежде всего конечный результат и только потом — способы его достижения. Работу в группе дети часто оценивают как соревнование, поэтому подведение итогов должно пройти соответственно [3].

И еще одно важное правило: рабочая задача в группе должна быть равномощна групповому поиску решения. Если задача посильна только одному участнику группы, теряет смысл объединение детей для работы.

Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.

1. Бордовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. М., 2013, 624 с.

  1. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. — 2015. — № 4. — С. 102–112.
  2. Левин Э. Метод индивидуально–группового обучения / Левин Э., Прокофьева О., Люшнина И. // Директор школы. — 2015. — № 9. — С. 58–64. 10.
  3. Павленко Н. Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н. Н. Павленко, С. О. Павлов. — М.: КноРус, 2012. — 496 c.
  4. Пастюк О. В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. — 160 c.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, организационная форма обучения, группа, друг, работа, учащийся, учитель, сменный состав, учебно-познавательная деятельность, учебный материал.

Ключевые слова

Похожие статьи

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

Учебно-познавательная деятельность становится более осознанной.

группа, работа, ребенок, ученик, учитель, Сингапурский проект, рабочий лист, участник группы, учащийся.

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики, процесс игры, условие поиска, игра.

Эффективность группового обучения и его влияние на.

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная ответственность, групповая деятельность. Коллективная познавательная деятельность и воспитание.

Влияние групповой работы на активизацию познавательной.

учебный процесс, учебный материал, урок биологии, познавательная активность учащихся, процесс познания, учащийся, учебная деятельность, непрерывная обратная связь, конечный счет, внеурочное время.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения.

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель, методическая разработка.

Триединство форм организации познавательной деятельности.

Это формы обучения в целом, формы учебной деятельности учащихся, формы организации текущей работы класса, индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная форма, лекционно-семинарская форма.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность.

Сущность дифференциации обучения | Статья в сборнике.

‒ организацию малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей освоения учебного материала детьми); ‒ объединение детей в пары сменного состава.

Форма представляет собой наружный вид, внешние черты, установленный определенным образом порядок. Основной формы любого предмета, процесса или явления является его содержания, которое, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние.

Если использовать понятие по отношению к обучению, то форму можно представить в виде специальной конструкции процесса обучения. Ее характер зависит от содержания процесса обучения, методов, приемов, средств, видов деятельности учащихся.

Рассматриваемая конструкция обучения — это внутренняя организация содержания процесса взаимодействия, общения учителя и учеников при работе над определенным образовательным материалом.

Содержание является основой развития процесса образования, способом его существования. Для него характерно собственное движение, которое заключает в себе возможность беспредельного совершенствования, что отражает его основное значение в повышении эффективности обучения.

Форма обучения представляет собой конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, которые реализуются в сочетании управляющей деятельности учителя с управляемой учебной деятельностью учащихся в процессе усвоения определенного содержания образовательного материала и освоения различных видов деятельности.

Внешнее очертание отрезков (циклов обучения) представляет собой наружный вид, при этом форма характеризует систему их устойчивых связей и связей между компонентами внутри каждого цикла обучения. В качестве дидактической категории она обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая относится к количеству обучаемых, времени и месту обучения, а также к порядку его осуществления.

Форма обучения и форма организации обучения

Организация обучения имеет целью обеспечение оптимального функционирования процесса управления, что предполагает учебная деятельность обучающихся, организованная со стороны учителя. Такая организация оптимально сочетает компоненты процесса в качестве целостной динамической системы, способствуя его результативности. Для организации обучения необходимо использование конструирования конкретных форм, способных обеспечивать условия эффективности учебной работы учеников под управлением учителя.

Учебное занятие ученики начинают с чтения параграфа учебника под углом зрения определенного задания. Они выписывают вопросы, которые возникают в процессе чтения и фиксируют то, что им не понятно. В свою очередь преподаватель собирает эти вопросы, может их классифицировать, отмечая глубину и качество, степень содержательности. Он устанавливает их связь с предыдущей темой, другими учебными предметами, актуальными вопросами в области культуры, производства и экономики. После ознакомления учениками в своем темпе с новым материалом, происходит уточнение и разбор их вопросов. На вопросы могут отвечать наиболее подготовленные ученики, при этом учитель может по мере необходимости уточнить или дополнить ответы, ответить на самые сложные из них с использованием известных ему методов и приемов обучения. Далее начинаются практические занятия, которые могут включать решение задач и упражнений, лабораторную работу. Здесь преподаватель производит оценку не только знаний, но и умения их использовать. Для помощи слабым ученикам привлекаются более сильные, создаются творческие группы, расширяется деловое общение. По итогу практической работы выставляются оценки, а тот, кто не справился с заданием, должен проработать материал во внеурочное время.

Мы рассмотрели на примере общие формы организации учебной деятельности. Приведенный пример означает, что для одной и той же формы обучения (например, для урока, лекции) характерна различная модификация и структура в соответствии с задачами и методами учебной работы.

Классификация форм обучения

История мировой педагогической мысли и практики обучения встречает разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых связано с требованиями, потребностями общественного развития. Это обусловлено тем, что каждый новый этап истории накладывает собственный отпечаток на организацию обучения. В итоге педагогической наукой был накоплен значительный эмпирический материал, поэтому появилась необходимость систематизировать все формы организации обучения, вычлененяя самые эффективные и соответствующие духу времени и эпохе. Исследователи выделили несколько оснований для классификации форм организации обучения: число и состав учащихся, место учебы, длительность учебной работы. В соответствии с данными основаниям формы обучения можно классифицировать на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные, аудиторные, внеклассные, внеаудиторные. Данную классификацию нельзя считать исключительно научной, поскольку она признана далеко не всеми учеными педагогами. Наряду с этим подобный подход дает возможность в определенной мере упорядочить их разнообразие.

Эпохальным явлением в истории развития педагогической мысли и в развитии общества можно считать обоснование Я. А. Коменским классно-урочной системы обучения. Она представляет собой основную единицу учебных занятий в виде урока. Достоинства этой системы включают:

  • четкую организационную структуру, которая обеспечивает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в целом; простоту управления;
  • возможность взаимодействия учеников в ходе группового обсуждения проблем и поиска решения задач;
  • постоянное эмоциональное воздействие личности педагога на учащихся, в том числе воспитание их в ходе обучения;
  • экономичность обучения, заключающуюся в одновременной работе учителя с достаточно большим коллективом учащихся;
  • формирование условий соревновательного духа для учащихся школы с одновременным обеспечением систематичности и последовательности в процессе движения от незнания к знанию.

Для рассматриваемой системы существует и несколько недостатков. Так, классно-урочная система ориентируется, главным образом, на средних учеников, создавая непосильные трудности для слабых и задерживая развитие способностей у более сильных учеников. Также здесь возникают сложности при учете индивидуальных особенностей учащихся в организационно-индивидуальной работе с ними. Это касается как содержания, так и темпов и методов обучения. Система не способна обеспечить организованное общение старших и младших учащихся.

Кроме рассмотренной системы, общие форм организации учебной деятельности состоят из комплекса форм организации учебного процесса, включая лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспуты, конференции, зачеты, экзамены, факультативы, консультации. Также это могут быть формы внеклассной, внеаудиторной работы, в том числе кружки, студии, научные общества, олимпиада или конкурс и др.

Лекция представляет собой органичное единство метода обучения и организационной формы. Оно состоит в последовательном и систематическом изложении педагогом учебного материала, который носит, как правило, ярко выраженный теоретический характер.

Лабораторно-практические занятия являются важной формой взаимодействия педагога и учащихся. Она заключается в том, что преподаватель по заданию может обучать с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений. В ходе лабораторно-практических занятий используется наблюдение, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулируются выводы. Здесь происходит сочетание мыслительных операций и физических действий. Ученики с помощью технических средств осуществляют воздействие на изучаемые вещества и материалы, вызывая интересующие их явления и процессы. Это в значительной мере способствует росту продуктивности познавательного интереса.

Еще одним видом дифференциации обучения по интересам является факультатив в виде необязательного учебного предмета, который изучается студентами по их желанию с целью расширить общекультурный и теоретический кругозор или получить дополнительную специальность.

Форма обучения может быть представлена и диспутом в виде группового обсуждения актуальных проблем, которые лежат в сфере жизни и деятельности участников и их социального опыта. Эта форма способствует применению имеющихся знаний и опыта в процессе осмысления и разрешения обсуждаемых проблем.

Необходимо отметить, что в рамках рассматриваемых форм обучения педагог может организовать коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу учащихся. Она может быть как дифференцированного, так и недифференцированного характера. В случае, если одинаковое задание преподаватель дает всему классу, то это является примером недифференцированной индивидуальной работы фронтального характера. Если же классом, учебной группой в целом или каждой подгруппой в отдельности происходит коллективное решение одной проблемы с совместным овладением общей темой, то можно говорить о коллективной, фронтальной или групповой работе.

Важнейшая особенность рассмотренных форм организации учебной деятельности заключается в том, на любой из них ученик может учиться работать, включая слушание, обсуждение вопросов при групповой работе; сосредоточение и организацию своей работы, высказывание своих суждений, выслушивание других, опровержение их доводов или согласие с ними, аргументация своих доказательств и дополнение чужих, составление конспектов и библиографий, работа с источниками знаний, организация рабочего места, планирование своих действий и др.

В процессе групповой работы учащимися усваиваются элементы организационной деятельности лидеров, сотрудников, подчиненных; происходит формирование опыта контактов со средой взрослых, что включено в естественные деловые, производственные, социальные отношения. Учащиеся могут учиться адаптации к производственному, жизненному ритму. Большое значение имеют организационные формы обучения в воспитании учеников, где на первый план выходит характер самоуправления личностью.

Терёхина Роза Павловна


Кадомский технологический техникум

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются с сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

  • она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
  • в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
  • общие способы действия предваряют решение задач;
  • учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике;
  • происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

Среди большого числа и разнообразия видов организации процесса обучения в техникуме каждый вид решает определенный набор дидактических задач и тем выполняет свое назначение. Такое разнообразие на практике говорит о творчестве и мастерстве преподавателей техникума, заинтересованных в результативности своей работы.

Особенности урока:

  • урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
  • дидактическая структура урока имеет строгую систему, а именно: определенное организационное начало и постановка задач урока; актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; объяснение нового материала; закрепление или повторение изученного на уроке; контроль и оценка учебных достижений студентов в течение урока; подведение итогов урока; задание на дом;
  • содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей дисциплины в рамках учебного плана;
  • каждый урок является звеном в системе уроков;
  • урок соответствует основным принципам обучения; преподаватель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
  • основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с обучающимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Специфика урока обусловлена его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе обучения, при изучении конкретной дисциплины или профессионального модуля.

Лекция – ведущая форма обучения в техникуме, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.

Лекция хороша, когда она не повторяет учебник. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее.

Основные требования к чтению лекции:

  • большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
  • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
  • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
  • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
  • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
  • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
  • применение основных материалов – текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций:

К формам учебной деятельности, помимо лекций, относятся: семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятия, профессиональный тренинг, конференция, экскурсия, учебная практика, консультация, самостоятельные занятия, зачет, экзамен.

Семинар – это групповое обсуждение студентами под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: поддерживать интерес к дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени, и предоставлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.

Экскурсия (выезд) – форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая обратиться к реальной жизни, непосредственно воспринять изучаемые явления.

Практические и лабораторные занятия предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, производственных мастерских, на полигонах и местности.

Тренинг (тренировочные практически занятия) – разновидность практических занятий. Основная цель – доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до уровня навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки выступает единственным способом решения проблемы.

Игра – форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость и быстроту оценки ситуаций и принятия решений. Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одной или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи.

В ролевых играх один из обучаемых берет роль специалиста, должностного лица, а три-пять выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам

По результатам учебного процесса любого вида обязательно проводится поэтапный анализ учебного занятия (таблица 1).

Читайте также: