Организация проектной деятельности детей дошкольного и школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Преемственность проектной деятельности в развитии и формировании универсальных учебных действий дошкольников и младших школьников.

С введением ФГТ и ФГОС всё более актуальным становится использование в образовательном процессе детского сада и начальной школы приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, ставить проблемы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у дошкольников и школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и конечно обновление содержания образования.

Новый рост интереса к проекту, как новому способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием и связью технологий развивающего обучения и деятельностного подхода, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что и направлена модернизация образования, как дошкольного, так и школьного.

Сейчас в дошкольном образовании много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределённости, пространстве, требующем освоения и исследования. Современный воспитатель и учитель должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников и школьников.
Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

Значимость проектирования в детском саду весьма актуальна и связана с целым рядом важных причин.

Во-первых, помогает получить ребёнку ранний позитивный опыт в социуме, связанный с реализацией собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребёнка ещё и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия и развития, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных решений и действий в самых разных обстоятельствах. Эта нестандартность основывается на оригинальности мышления и суждений.

В-третьих, проектная деятельность помогает познавательной инициативе выйти за пределы культуры адекватным, правильным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

В – четвертых проектная деятельность в детском саду позволяет адаптировать ребёнка к обучению в начальной школе.

- развивать субъектное отношение воспитателя и педагога к каждому ребёнку;

- находить индивидуальный подход, вести учёт зоны ближайшего развития дошкольника;

- формировать мотивационный подход в образовательном процессе;

- доброжелательное отношение к ребёнку на каждом этапе проектирования;

- развивать систему продуктивного коммуникативного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании между собой общаются все участники образовательного пространства детского сада);
- создавать продукты, которые можно предъявить социуму, следовательно возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада.
Внедряя и развивая проектную и исследовательскую деятельность в нашем дошкольном учреждении, мы реализуем научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваем интегративные качества дошкольника, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
Детский проект это сложноорганизованный процесс, осуществляемый под руководством воспитателя, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников, создать продукт с обязательной презентацией результатов.

Технология организации детской проектной деятельности, предложенная в методическом пособии "Проектная деятельность дошкольников" Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса основана с учётом знания психологии детей дошкольного возраста. На наш взгляд это самое лучшее пособие по организации детской проектной деятельности на сегодняшний день, именно им мы пользуемся в нашем коллективе. Попробуйте применить на практике, и вы увидите, что данная образовательная технология очень эффективна для развития детей, педагогов и родителей. Мы в этом уже убедились.
Приведём пример проектной деятельности, которую начали в детском саду , а продолжили в школе. Знакомство с русскими традициями начинают ещё в дошкольном возрасте. Воспитатель знакомит детей с традициями старой Руси, примерами древнего зодчества. Объясняет детям, почему Русь называли деревянной.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: А почему Русь называют деревянной?

Дети отвечают.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

А сколько народных умельцев было на Руси! Назовите эти профессии.

Дети отвечают.

Воспитатель: Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. А как красиво смотрится деревянный комод, отделанный витыми деревянными планками.

Приведите примеры изделий из дерева.

Дети отвечают.

Воспитатель: Особый разговор о старом деревянном доме. Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке, без кружевных наличников на окнах.

Повсюду человека окружали красивые деревянные предметы, сделанные с душой и любовью.

Воспитатель: Послушайте! О каком предмете я сейчас вам расскажу?

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Воспитатель: В старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож?

Воспитатель: А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки:

Двенадцать деревянных коней

Одним поводом веду. (Грабли)

Всю траву срезает. (Коса)

Тремя зубами? (Вилы)

Для школ метод проектов оказался и оказывается актуальным вдвойне - теперь, как эффективное средство получения современного образования. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге ощутимый результат.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить и применить на практике. Внутренний результат-опыт действительности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Эту проблему в начальной школе мы пытаемся решать через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов и формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Следует отметить, что с введением ФГОС в начальной школе в образовательную программу 1 класса введены около 10 проектов с использованием современных арт - технологий и ИКТ - технологий :

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учителю предстоит стать генератором развития у ребёнка познавательных интересов и творческого потенциала. Его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных творческих начинаний.

Для педагогов начальной школы самым сложным остаётся вопрос степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Так как степень самостоятельности зависит от возрастных и индивидуальных способностей, предыдущего опыта проектной и исследовательской деятельности, сложности темы проекта и т.д.

Проект моего ученика является исследовательским. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей проверкой, анализ полученных результатов, а также применение методов современной науки: изготовление эскизов, чертежей, макетов.

Дальнейшее планирование действий по разрешению данной проблемы сопровождалось пошаговой разработкой проекта:

-изготовление эскизов деталей древнего русского зодчества;

-вычерчивание плана моделей-макетов;

-приобретение материалов для изготовления макетов и т.д.

Исследовательская работа, как обязательное условие и нашего проекта включала в себя поиск информации в различных источниках: научно-познавательная литература, интернет-ресурсы, художественная литература. Информация, переработанная и переосмысленная, помогла представить и понять Даниилу глубину изучения его проблемы.

Результатом работы стал продукт, изготовленный учащимся - макет древне - русской избы и макет древне - русской часовни, изготовленные особым способом скрепления. Создание электронного портфолио проекта объединило все этапы.

Педагогический проект - это система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных целей. И эта система зависит от приоритетных педагогических ценностей.

Проектный метод может воспитывать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, развивающих общественные блага и само современное общество.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей (законных представителей), которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приемы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

В настоящее время, проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста применяется с целью обеспечения познавательной активности детей. Это связано с тем, что проектная деятельность интегрирует в себе различные виды деятельности дошкольников. В основе проектной деятельности заложен проект.

Проект – это комплекс конкретных действий, организованных педагогом, направленных на разрешение наиболее актуальной для развития ребенка проблемы.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Сущность проекта заключается в том, что он основан на общем интересе всех участников, реализуется посредством активной творческой деятельности и завершается реальным практическим результатом.

Организация проектной деятельности начинается с составления плана, а именно с разработки примерного плана работы педагога по его подготовке:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, проектная деятельность представляет собой такой вид организации педагогического процесса, при котором осуществляется непосредственное взаимодействие воспитателя и воспитанников, а также активный способ взаимодействия детей с окружающей средой. Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов достижения поставленных целей.

Структура проекта

Организация проектной деятельности, предполагает соблюдение установленной структуры проекта:

  1. Совместное с детьми определение цели проекта – воспитатель вместе с детьми выбирает наиболее интересную и актуальную тему, учитывая возможности детей. Цель, которая ставится, должна быть посильна детям.
  2. Непосредственная разработка проекта – включает в себя составление плана. На этом этапе воспитатель, совместно с детьми, определяют к кому они могут обратиться в процессе проектной деятельности, для решения различных задач. Кроме того, воспитатель и дети, изучают различные источники информации и материалы по теме проекта.
  3. Практической выполнение проекта – в зависимости от возраста воспитанников, работа осуществляется либо детьми самостоятельно, либо с помощью и под руководством воспитателя.
  4. Подведение итогов проектной деятельности – осуществляется оценка всех полученных результатов, определяются темы и задачи для новых проектов.

Необходимо отметить, что структура проектной деятельности обязательно должна включать в себя:

  1. Разнообразные наглядности (видео, репродукции, иллюстрации, макеты и т.д.) – это связано с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и восприятие. Для того, чтобы решение задач было детям по силам, а усвоение материала осуществлялось эффективно, проект следует насытить наглядным материалом.
  2. Осуществление активизации имеющегося у детей опыта (драматизации, беседы и т.д.).
  3. Проведение ежедневной рефлексии – необходимо с целью своевременного выявления и устранения проблем.
  4. Привлечение родителей (законных представителей) к участию в проектной деятельности.
  5. Проведение выставок и презентаций, которые покажут полученные детьми результаты.

Виды проектной деятельности

В настоящее время проекты классифицируются на виды, в зависимости от ряда признаков:

В зависимости от количества участников:

  • групповые;
  • фронтальные;
  • индивидуальные.

В зависимости от целевой установки проекта.

В зависимости от темы:

  • игровые;
  • исследовательские;
  • творческие;
  • информационные.

В зависимости от сроков реализации проекта:

  • долгосрочные
  • средней продолжительности;
  • краткосрочные.

Помимо видов, проекты принято делить на типы:

  1. Исследовательско-творческие проекты – это проекты, основе которых заложено детское экспериментирование. Все полученные результаты дети представляют в виде драматизации, газеты, презентации и т.п.
  2. Ролево-игровые проекты – это проекты, которые содержат различные игровые элементы, в процессе проектной деятельности дети входят в образ различных персонажей и с их помощью решают проблемные ситуации и задачи.
  3. Информационно-практико-ориентированные проекты – это проекты, в ходе которых дети занимаются сбором информации об объекте исследования, обобщают, анализируют и реализуют всю собранную информацию. По окончанию проекта дети знакомят других воспитанников группы или детей из других групп ДОУ с полученной информацией, делятся своими открытиями.
  4. Творческие проекты – это проекты, у которых нет четко проработанной деятельной структуры, она только лишь намечена в виде плана, который развивается в процессе проектной деятельности, ориентируясь на ожидаемый конечный результат.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Старший дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Воспитатель Гришакова С.В.


Особенности организации проектной деятельности в ДОУ

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

Этапы реализации метода проектов:

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную)

Формулирует задачу (нежёстко).

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Дополнение задач проекта.

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность

Объединение детей в рабочие группы.

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог

должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса.

Для проектирования (из опыта работы ДОУ) удобнее всего выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5—9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу воспитателя, администрация должна способствовать выделению времени и места для специальных встреч педагогов, а также участвовать в этих собраниях. Итак, если администрация готова включиться в процесс внедрения проектной технологии в жизнь детского сада, то следующим этапом станет организация творческой группы педагогов. Создание творческой группы должно быть инициировано старшим воспитателем при поддержке заведующей.

Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие

проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребенка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

Для документирования осуществляемых проектов ведется журнал тематических планов, например.

Тема и ее происхождение

Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта

Вопросы детям по предлагаемому проекту:

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на наши вопросы?

Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя.)

Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Типы проектной деятельности в ДОУ

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Обращая внимание на классификацию типов проектной деятельности по доминирующему методу, важно отметить, что в практике современных дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

нормативные (описан Н.Е. и А.Н. Веракса).

Взаимодействие родителей и детей в совместной проектной деятельности

При взаимодействии взрослых и детей в проектировании, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:

Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого гарантом развития.

Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов сотворчества связано не столько со взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик), сколько со взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.

Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проек- тировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.

До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения.

В дальнейшем активность взрослого в совместной проектной деятельности снижается, и он становится, по большей части партнером.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах. Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки. Можно видеть, что на втором этапе активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей детей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.

Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей.

Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и

технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.

Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. -

Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. – М., 1991.

Горлицкая С.И. История метода проектов// Компьютерные инструменты в образовании – 2001. - №5. - с. 4-6.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Вып. 4. М.: Сентябрь, 1996. – 36 с.

Джонс Дж.К. Методы проектирования / пер. с англ. Т.П.Бурмистровой, И.В.Фриденберга; Под ред. В.Ф.Венды, В.М.Мунипова. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326с.

Дьюи, Джон. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку [Текст] : пед. ст. /

Д. Дьюи. - М. : Карапуз, 2009. - 348, [3] с. - (Педагогика детства).

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова –

М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000. -

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. - 288 с.

Словарь – справочник по педагогике. / авт. – сост. В.А.Межериков; под общ. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТС Сфера, 2004. – 448 с.

Флегонтова Н. П. " Метод проектов " в педагогике Джона Дьюи, [1852- 1952 гг.] [Текст] / Н.П. Флегонтова // Ребенок в дет. саду. - 2003. - N 4. - С. 39-43. - (Классика педагогики).

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.


Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Так что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Проект это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).

План работы воспитателя по подготовке кпроекту:

  1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор (накопление материала).
  6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

Этапы реализации проектной деятельности:

Правила для педагогов при работе над проектом:

  1. Глубоко изучите тему проекта;
  2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
  3. Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
  5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Последовательно и регулярно работайте над проектом.
  8. Создавайте атмосферу сотворчества.
  9. Используйте индивидуальный подход.
  10. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
  11. Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

Т. о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проблема:незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.

− неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.

− нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.

− невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

− Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

− Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,

− Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

− Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

В работе с детьми:

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

− Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)

− Воздушное контрастное закаливание.

− Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

− Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.(Приложение № 6)

− Выставка рисунков о спорте.

В работе с родителями:

− Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

− Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

− Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, Проект, совместная двигательная деятельность, здоровый образ жизни, родитель, двигательная деятельность, детский дизайн, исследовательская деятельность, педагогический процесс.

Похожие статьи

Совместная деятельность с родителями по формированию.

здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная активность, дошкольное учреждение, призыв вести, работа, семья.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, предметно-развивающая среда, игра, здоровье, дидактический стол, физическое воспитание, дошкольное учреждение.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения.

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы. 3. Воспитательные. - воспитание потребности в здоровом образе жизни

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка имеет не только педагогическое, но и важное социальное значение.

Педагогические условия формирования здорового образа.

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Читайте также: