Организация педагогического труда в японских школах

Обновлено: 08.07.2024

В сети ходит текст (авторство не известно) про то, что в Стране восходящего солнца нет такого праздника, как День учителя.

При этом, профессия пользуется уважением социума, безусловным уважением

Приведу короткий отрывок из этого текста:

"За время пребывания в Японии я неоднократно видел, как японцы безмерно уважают учителей. В метро для них существуют отдельные места, для них открыты отдельные магазины, учителя не стоят в очередях за билетом на любой вид транспорта. Зачем японским учителям отдельный праздник, когда каждый день их жизни словно праздник?"

В России есть день учителя, а вот уважения к этой профессии все меньше

Разговариваю на эту тему с учителями - родители виноваты, говорят

"Учитель Вам не официант, и он не сделает гения из бездарного ребенка, который учиться не хочет"

Цитата учителя математики с более, чем 20-летним стажем работы в школе

Женщина говорит, что с каждым годом отношение к учителю становится все более пренебрежительным. Родители, дети и общественность требуют от учителей безупречного поведения, и это при том, что дети ведут себя безобразно

На уроках пялятся с смартфоны, на слова учителя не реагируют, открыто смеются над картинками из интернета, но из класса выгнать нельзя, жалоба будет (мамы-папы у всех грамотные, чуть что - сразу в Департамент образования пишут)

Растет число претензий со стороны родителей - почему мой ребенок получает у Вас тройки?

Да потому, говорит преподаватель, что ему и двойки-то ставить не за что.

Не учится, не тянет, даже не старается понять предмет

О каких пятерках здесь может идти речь?

Зато учителям теперь пытаются подсунуть бутылку вина и коробочку конфет, чтобы потом "требовать результат", как будто на коробку "Альпен Голд" можно купить знания - ребенок-то не стремится ни к чему

"Обидно", - говорит моя знакомая. "И конфеты не нужны, детей своих воспитайте нормально, а то элементарной культуры, и той нет, и зания в пустую голову не вложить - нет интереса к учебе. Нет его, и все тут"

С другой стороны, а всегда ли учителя ведут себя безупречно?

Недавно я консультировала мать ученика 3-го класса, который столкнулся с крайне враждебным отношением учителя.

Он неглупый, но, как и многие мальчишки в его возрасте, подвижный ребенок.

Естественно, учитель назвал его "гиперактивным", стал придираться по поводу и без, запирал в спортзале и отправлял домой в мороз за сменкой (недостаточно белые были у кроссовок подошвы, надо было идти за белыми)

Таких "аутсайдеров" было в классе несколько, все мальчики. Зато в любимчиках находились девочки - учитель с помощью хороших оценок поощрял любые доносы и жалобы на пацанов - а жалобы были сначала реальными, а потом и выдуманными (оценок отличных хочется, а учитель все одно - не проверяет исходные данные, орет и наказывает, весело же!)

Директор и завуч все понимали, но реагировать не спешили - учитель уже глубоко на пенсии, а замены нет. По сути, на учительницу не мог повлиять никто из руководства

Чем закончилась эта история?

Парень перевелся в пятый класс, и все закончилось.

Карантин открыл новые "грани" нашей школы - задания, которые дают учителя на ежедневной основе, достойны региональной олимпиады

В японской школе учителю традиционно отводится весьма почетная роль. В основе этого лежит конфуцианский культ почитания старейшин. Японское слово учитель ("сэнсэй") в дословном переводе означает "ранее рожденный". Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем, наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути. Не случайно поэтому в японских школах работают в основном мужчины. Эмансипация постепенно захватывает и эту сферу, но до настоящего времени в начальной школе Японии (1-6-й годы обучения) работают более 40 процентов мужчин, в неполной средней школе (7-9-й годы) - 65 процентов, в полной (10- 12-й) - 80. А что касается управления работой школы, то положения директора не удалось достичь и трем процентам женщин. Чтобы поддержать высокую престижность учительской профессии, повысить качество преподавания, в Японии используются различные формы материального стимулирования труда учителей. Впервые приступая к работе, учитель, окончивший учительский колледж (2-3 года обучения), зарабатывает ежемесячно 165 тысяч иен (10 тысяч иен равняется 75 долларам США), а обладатель диплома университета (4 года обучения) в тех же условиях зарабатывает около 190 тысяч иен в месяц. Но это только начальная сумма, которая увеличивается по мере выплаты разнообразных пособий. В течение трудовой жизни учителя заработная плата увеличивается примерно в два с половиной раза. Регулярные премии учителям выплачиваются несколько раз в год. Общая сумма премиальных составляет примерно половину всей зарплаты. Помимо того, всем учителям, имеющим семью, выплачивается ежемесячное пособие: без детей - 15 тысяч иен, за 1-2 детей - по 4,5 тысячи иен и по 1 тысяче иен за каждого следующего ребенка. Если же учитель не состоит в браке, но содержит ребенка, он получает 10 тысяч иен.

Учителям, работающим в районах, где стоимость жизни наиболее высока, каждый месяц выплачивается компенсация. В малокомплектных школах удаленных районов каждый рабочий день оплачивается дополнительно.

Для тех учителей, которые имеют собственный дом или вынуждены снимать дорогую квартиру, выплачивается компенсация до 10 процентов месячной зарплаты.

Несмотря на существующую в японской школе обязательную систему повышения квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно, выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка. Поистине при таком вознаграждении труд на благо общества приобретает особую значимость. Вот только продолжительность рабочего дня японского учителя достигает порой 13-14 часов.

Япония, система образования

Японские дети в возрасте от 6 до 12 лет посещают начальную шестилетнюю школу. С 12 до 15 лет они учатся в трехлетней младшей средней школе. Следующие три года они проводят в старшей средней школе. После этого молодые японцы могут продолжить свое образование в колледжах или университетах.

Японские колледжи могут считаться эквивалентными нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены.

Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года.

Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др.

2/3 японских университетов являются частными. Поступить в государственные университеты можно закончив колледж или полную среднюю школу. После школы прием проходит в два тура. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений первой ступени", который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, которые проводит университет.

Частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Абитуриенты, прошедшие обучение в частной приуниверситетской школе, зачисляются в него автоматически.

Длительность обучения в бакалавриате составляет 4 года, магистратуре – 2 года.

Система образования Японии

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной. Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей - это единственное, в чем они могут соперничать. Столь серьезное внимание к образованию породило "дзюку" - специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения. Численность таких школ, аналоги которых появились при японских монастырях еще в XVIII веке, превышает 100 тыс. Маленькие "дзюку" порой состоят из 5-6 учеников, которые собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 5 тыс. учеников. Занятия в них проходят с 16:50 до 20:50, с понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно назначают на воскресное утро. Ведущие страховые компании даже предлагают специальные программы страхования от Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение "экзаменационный ад". Для подготовки к вступительным экзаменам в "дзюку" устраивают так называемые "церемонии мужества", в ходе которых ученики с повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо всех сил: "Я поступлю!"

Среднее образование

Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них действуют довольно жесткие правила отбора. В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В частных школах этика частично или полностью может быть заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку. После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика, естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность, физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство), учащиеся могут выбрать ряд предметов - иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики. Два года назад в стране насчитывалось 11257 таких школ (из них 661 - частные), в которых обучалось 4,5 млн. детей.

Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. В 1997 году в Японии насчитывалось 5.496 школ такого типа, в которых обучались 4.371.360 человек. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план. Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения. Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку - по два кредита. Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.

Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены и - все реже - "Тест достижений первой ступени". Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья. Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. В Японии около 60 технологических колледжей, в которых обучается около 55 тыс. студентов.

Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.

Высшее образование

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество "карликовых" высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.Поступить в государственные университеты можно, только закончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений первой ступени", который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны. Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов. Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины - историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели - убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность. Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра - Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается. За редким исключением перевод из одного университета в другой не практикуется. Но отдельные университеты осуществляют прием иностранных студентов на второй или третий курс, при этом проводятся специальные экзамены по переводу иностранцев (transfer examination). Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров. Большинство университетов организуют учебный процесс по семестровой системе. В университетах принята система зачетных единиц, которыми оценивается объем изучаемого курса, исходя из количества часов, затрачиваемых еженедельно в течение семестра на работу в аудитории или лаборатории. Количество зачетных единиц, которые нужно набрать для получения степени бакалавра, колеблется от 124 до 150. Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, оценивающейся в 30 зачетных единиц, сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации) выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние докторские программы включают учебный курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований.

Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом полученных ранее зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.

Особенности системы школьного образования в Японии. Система высшего образования в Японии. Организация педагогического труда в Японии. Роль учителя в японской школе. Формы материального стимулирования труда учителей. Основные виды студентов-исследователей.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.04.2010
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

2.Особенности системы школьного образования в Японии

3.Система высшего образования в Японии

4.Организация педагогического труда в Японии

Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. Достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.

2. Особенности системы школьного образования в Японии

Обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения и произношения.

Помимо иероглифов, в японском языке употребляются две буквенные слоговые азбуки по 48 знаков каждая, а также латинский алфавит. Немалых усилий требует и изучение истории своей страны. Ведь в Японии по сей день официальное летосчисление ведется не по европейскому календарю, а по годам правления императоров. Эти названия условных исторических эпох обозначаются иероглифами, нередко архаичными, которые также надо заучить. За шесть лет жизнерадостные крепыши успевают сильно перемениться. Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться, но теперь уже в другую, необязательную школу, но крайне необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в университет. Эти школы называются "дзюку", в переводе - "школа мастерства", но правильнее было бы сказать - "репетиторская школа". Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. Первые "дзюку" появились в Токио в XVII веке. Их открывали мастера живописи, традиционной каллиграфии, искусства владения мечом. В каждой из них обучалось несколько дворянских юношей, и занятия проходили спокойно, в созерцательном восточном духе.

Нынешние репетиторские школы избавлены от перенаселенности государственных школ (где в одном классе занимаются до 40-45 учеников), от казенщины и отчужденности в отношениях между школьниками и учителями. И если раньше учеба в "дзюку" требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые. В "дзюку" занимаются ученики от трех до восемнадцати лет, их посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие. Даже если бы месячная оплата посещения "дзюку" была выше нынешней - около 20 тысяч иен при средней зарплате 300 тысяч, - то родители без ропота сносили бы и ее: здесь не принято жалеть деньги на учебу детей, и такой способ вложения капитала считается самым надежным. Годовой доход всех "дзюку" составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет.

Учебный год в Японии - самый, наверное, длинный: 240 дней. И несмотря на это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками еще по 5-6 часов в день. Увильнуть невозможно. Бдительные родительницы, охваченные маниакальным стремлением определить своих детей в университеты, непременно престижные, не позволят чадам подняться из-за стола, пока вся домашняя работа не будет выполнена. Попытаться ввести японских матерей в заблуждение - напрасный труд. Они не хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, и не хуже учителей могут определить, полностью и правильно ли решена задача по физике или вызубрен параграф из курса географии. Нынешних мам недаром прозвали "кеику мама" - "мама, одержимая образованием". Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу, когда заболел ребенок, сесть за его парту и дословно записать объяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит ребенка выучить все "назубок". Японские семьи живут тесно. Родители с их разговорами, телевизор, возня братьев или сестер мешают заучивать наизусть. Выход из ситуации был найден удивительно прагматичный и бесчеловечный. Промышленность выпустила разборные деревянные ящики в рост сидящего человека с партой и электрической лампой внутри - этакие наглухо изолированные от внешнего мира одиночные камеры. Отпирается только снаружи: не вызубрил - не выйдешь.

В стране помимо государственных школ действует неширокая сеть частных, в которых вообще нет переводных экзаменов от первого класса до последнего, и родители, желающие уберечь своих детей от стрессов и перегрузок, могут отдавать их туда. Однако мало кто пользуется услугами этих школ, большинство предпочитает с малых лет бросать детей в пучину конкурентной борьбы. Ведь в японском обществе ценят только деловые качества человека, воспитанные трудом, и ничто другое - ни заверения в преданности общему делу, ни угождение начальству, ни телефонный звонок министра - не в силах изменить этот стереотип. Японские школьники не учатся, а учат. Именно учат: исторические факты - все подряд по хронологической таблице; английские слова - по словарю, страница за страницей; названия станций на главных железнодорожных магистралях - по расписанию поездов: маршрут за маршрутом. На экзамене по истории Японии необходимо знать хронологию событий, имена императоров, предводителей восстаний. Но не дай Бог изложить СОБСТВЕННЫЕ предположения о причинах этого восстания - экзаменаторы провалят абитуриента, им нужен прилежный, покладистый и обязательно дисциплинированный ученик, покорно выполняющий задания. Другое дело - блеснуть на экзамене по философии, цитируя наизусть труды философов, например Канта. И не важно, что вы ничего не понимаете из написанного в "Критике чистого разума", главное, что вы без запинки декламируете: "В метафизической дедукции априорное происхождение категорий вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими логическими функциями мышления". В 1985 году проводился опрос среди школьников. Оказалось, что 60 процентов из них никогда не чистили для себя даже яблока, не приготовили ужин и не накрыли на стол. Они зубрят по 10 часов в сутки. По самым скромным подсчетам, 200 тысяч маленьких японцев ненавидят школу. 30 тысяч из них даже отказываются в нее ходить.

Сейчас ситуация изменилась ненамного. Учеба в японской школе - это неустанный труд. Только он поможет лучше конкурентов сдать очередной экзамен, поступить в более престижную школу, университет, а оттуда - в процветающую фирму. Но и университет надо выбирать уже сейчас, в школе, определив будущую специальность, чтобы за десятилетие успеть набрать максимальное количество баллов.

Проблема главного жизненного выбора ложится на худые мальчишеские плечи непосильным грузом. Для девочек же, в отличие от мальчиков, двенадцать школьных лет становятся годами безоблачного счастья. После уроков, когда мальчишки сидят по домам над книжками или занимаются в "дзюку", школьницы выстраиваются у модных магазинов, подолгу засиживаются в кафе и чайных. Главное предназначение женщины, считают здесь, - это все-таки не служба, а материнство. Разумеется, девушка должна поработать несколько лет в коллективе, чтобы узнать жизнь, но только до замужества.

Для школьниц издают специальные книжки, выпускают кинофильмы. Главная тема одна - самоотверженная любовь, сбывшиеся мечты. В старших классах для девушек отводится гораздо меньше вакансий, и у них еще меньше шансов поступить в престижные университеты. Правда, в Японии действует инициативная группа "За подлинное женское равноправие в школе", но, похоже, она совсем не обречена на успех, поскольку дело здесь в национальных традициях, которые в Японии священны. Традиции не подлежат изменению, как не подлежит перекрою фасон школьной формы, который существенно не изменялся уже более 100 лет. Для мальчиков это черные мундиры, в чем-то сходные с прусскими, для девочек - синие матроски.

3.Система высшего образования в Японии

В Японии высшее образование считается обязательным и оно как бы слито с системой профессионального образования. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений: университеты полного цикла (4 года); университеты ускоренного цикла (2 года); профессиональные колледжи; технические институты. В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах - 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах - 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя" - кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года.

Существуют 3 основных вида студентов-исследователей: студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс; студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет. Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита.

В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки.

Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.

Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота. В последние годы Министерство высшего образования Японии "Момбусё" стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения. Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты-“краткосрочники” могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузах России. Для получения звания магистра студент должен закончить 2-летнее образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по специальности.

4. Организация педагогического труда в Японских школах

В японской школе учителю традиционно отводится весьма почетная роль. В основе этого лежит конфуцианский культ почитания старейшин. Японское слово учитель ("сэнсэй") в дословном переводе означает "ранее рожденный".

Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем, наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути. Не случайно ,поэтому в японских школах работают в основном мужчины.

Эмансипация постепенно захватывает и эту сферу, но до настоящего времени в начальной школе Японии (1-6-й годы обучения) работают более 40 процентов мужчин, в неполной средней школе (7-9-й годы) - 65 процентов, в полной (10-12-й) - 80. А что касается управления работой школы, то положения директора не удалось достичь и трем процентам женщин. Чтобы поддержать высокую престижность учительской профессии, повысить качество преподавания, в Японии используются различные формы материального стимулирования труда учителей. Впервые приступая к работе, учитель, окончивший учительский колледж (2-3 года обучения), зарабатывает ежемесячно 165 тысяч иен (10 тысяч иен равняется 75 долларам США), а обладатель диплома университета (4 года обучения) в тех же условиях зарабатывает около 190 тысяч иен в месяц. Но это только начальная сумма, которая увеличивается по мере выплаты разнообразных пособий. В течение трудовой жизни учителя заработная плата увеличивается примерно в два с половиной раза. Регулярные премии учителям выплачиваются несколько раз в год. Общая сумма премиальных составляет примерно половину всей зарплаты. Помимо того, всем учителям, имеющим семью, выплачивается ежемесячное пособие: без детей - 15 тысяч иен, за 1-2 детей - по 4,5 тысячи иен и по 1 тысяче иен за каждого следующего ребенка. Если же учитель не состоит в браке, но содержит ребенка, он получает 10 тысяч иен. Учителям, работающим в районах, где стоимость жизни наиболее высока, каждый месяц выплачивается компенсация.

В малокомплектных школах удаленных районов каждый рабочий день оплачивается дополнительно. Для тех учителей, которые имеют собственный дом или вынуждены снимать дорогую квартиру, выплачивается компенсация до 10 процентов месячной зарплаты. Несмотря на существующую в японской школе обязательную систему повышения квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно, выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка. Поистине при таком вознаграждении труд на благо общества приобретает особую значимость. Вот только продолжительность рабочего дня японского учителя достигает порой 13-14 часов.

Подобные документы

Тенденции и инновации в сфере высшего образования в Украине и зарубежье. Общее положение высшего образования в жизни американцев, специализация обучения. Вопросы выбора колледжа или университета. История и структура высшего образования в Японии.

реферат [28,3 K], добавлен 15.06.2011

Структура школьного образования в Японии, особенности и характерные признаки каждого ее уровня: котогакко, тюгакко и сегакко. Учебный год и принципы формирования школьной программы. Детский сад в Японии, правила и требования к подготовке детей к школе.

презентация [495,4 K], добавлен 22.11.2010

Содержание дошкольного образования в Китае. Языковая школа Хуа Чиао. Начальное, среднее и высшее образование в Японии. Структурная модель образования, существующая в настоящее время в Китае и Японии. Профессионально-технические учебные заведения.

курсовая работа [48,2 K], добавлен 06.11.2014

Исследование системы образования и воспитания в Японии. Анализ форм организации учебной деятельности. Описания дошкольных образовательных учреждений. Основные задачи японской педагогики. Изучение особенностей обучения в старшей школе и в университете.

реферат [40,1 K], добавлен 12.08.2013

Система дошкольного образования в Японии, направления ее развития. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования. Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов", принципы воспитания в его книге "После трех уже поздно".

контрольная работа [46,9 K], добавлен 26.06.2013

Особенности государственных и частных детских садов в Японии. Основные задачи системы воспитания и обучения. Проведение государственных и традиционных народных праздников. Содержание проблем японского дошкольного образования, направления его развития.

реферат [17,7 K], добавлен 23.08.2011

Получение высшего образования за рубежом и в России. Некоторые особенности и положительные черты систем образования Великобритании, США, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Японии. Дании, Нидерландов, Швеции и России.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Очевидно, на этот вопрос есть ответ у людей, стоящих в управлении министерства образования, а для нас вопрос остается открытым. Такова ситуация со школьным образованием в России на данный момент, но для школы, в которую я бы хотел отдать своих детей учиться, совсем не годится.

Чтобы понять, кокой именно должна быть школа, я обратил внимание на систему образования в другой стране, в Японии. Какой положительный опыт можно было бы извлечь из японских школ:

Самостоятельность в принятии решений;

Система внеурочных занятий;

Организация контроля успеваемости учащихся;

Дисциплина поддерживается не только за счет дисциплинарного комитета студсовета, но и за счет учителей и строгого распорядка дня. К опаздывающим ученикам накладываются наказания, в том числе общественные работы.

Ученики сдают экзамены каждый год, на основании этих экзаменов определяется, перейдет ли ученик на следующий год, назначаются пересдачи или дополнительные занятия для учеников, которые плохо сдали экзамены.

Празднования – фестивали, которые проводятся в японских школах - отдельная тема, о которой можно много рассказывать. Стоит лишь отметить, что это мероприятие, на котором ученики организуют ярмарки, выставки, выступления. На основе выручки получают доход, который может быть, в дальнейшем, использован для клубной деятельности. Каждый класс готовит на фестиваль свое, будь то кафе, выставка или выступление, кроме того каждый клуб так же может подать заявку на участие в фестивале, за что могут получить дополнительное финансирование.

Если взять за основу такую систему, то можно было бы получить хорошую основу для школы. Применительно к школе, которую хотелось бы видеть в России к такой основе необходимо добавить лишь организацию взаимодействия между школами, единую образовательную программу, которая направлена не только на сдачу ЕГЭ, но и на интеллектуальное развитие молодежи. Необходима профессиональная ориентация учеников, введение мероприятий по самоопределению ученика в будущей профессии и на этой основе проводить занятия помимо клубной деятельности. Необходимо взаимодействие с более высокими учебными заведениями, проведение конференций между школами не просто как собрание и выступление учеников, но и как межшкольные научные лаборатории, совместные тренировки или даже возможность посещать занятия в другой школе. Такую возможность очень сложно организовать и еще сложнее контролировать, но она позволила бы ученикам стать более мобильными и заинтересованными в личном развитии. Необходимо создание единого реестра учеников, при котором ученик, посетивший определенную лекцию, получает электронную отметку о посещении конкретного занятия по определенному предмету, на определенную тему у определенного учителя. А требование, которое ставилось бы перед учеником – сбор необходимого набора отметок, в том числе единые экзамены по определенной теме, которые проводятся отдельным органом, ответственным за программу образования. Посредством того, что ученик самостоятельно формирует свою базу образования по интересам, было бы гораздо проще в дальнейшем определить профессиональные наклонности ученика и готовиться к поступлению на конкретные специальности в ВУЗы.

К примеру: ученик чаще ходит на занятия по физической подготовке, при том на футбольные занятия, и при этом любит ходить на биологию, то видно, что ученик более склонен сделать профессиональную карьеру, чем идти по стопам научного сотрудника физико-математического факультета. Или, к примеру: ученик прошел большое количество курсов по направлению информационных технологий и при этом прошел весь набор предметов по определенному направлению, почему бы не дать рекомендацию к поступлению в ВУЗ на подобную специальность с привилегиями. Такой способ формирования наклонностей позволил бы ученикам не только больше заниматься интересными для них делами, но и формировать свой интеллектуальный багаж для дальнейшей профессиональной жизни.

Несмотря на то, что в Японии ученики учатся триместрами, было бы хорошо в школах России каникулы перераспределить по-другому, чтобы самые холодные и самые жаркие месяцы выпадали на каникулы. Это помогло бы избежать необходимости ученикам добираться до школ в морозное время, а так же сократить расходы на обогрев помещений и доставку учеников в школы. Необходим полный комплекс зданий и сооружений, который бы обеспечил всем необходимых будущих спортсменов. Наличие общежития для учеников старших школ, которые позволили бы ученикам самостоятельно вести бытовую жизнь, особенно в условиях полной самостоятельности, в том числе для детей – сирот, которые должны иметь возможность учиться так же, как и все остальные.

Что касается споров о том, нужна или не нужна единая форма, я склонен к тому, что обязательно нужна строго подобранная форма для школ. Это одна из составляющих дисциплины, кроме того должна быть возможность определения знаков отличия для учеников, которая в дальнейшем послужит другим примером и стимулом быть более усердным и старательным.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы видеть школу, в которой ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать и направление своей деятельности, и способ проведения своих внеклассных занятий, и учителей, которых интересно слушать. Кроме этого соблюдалась строгая дисциплина не только за счет учителей, но и за счет самих же учеников. Образование должно давать ученику знания, умения и навыки, но не только лишь это, учеба должна дать ученику развитие, социализацию, воспитание и творческую самореализацию. Только в совокупности человек может стать полноценным человеком, обладающим всеми навыками, необходимыми для его дальнейшей профессиональной деятельности.

Развитие инфраструктуры на уровне целых регионов не позволят учителям профессионально деградировать, наличие конкуренции за счет избирательного права ученика на прослушивание лекций любого из учителей может стать стимулом, необходимым учителю для повышения квалификации и профессиональных навыков обучения. Наличие взаимосвязей школ между собой позволит организовать сеть взаимных интересов и комплексное развитие молодежи целых регионов, развивать таланты и продвигать их в научные круги без необходимости дополнительных трат усилий на ненужные для них предметы. В конечном итоге реализуется исключительное право человека на самоопределение и образование.

Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. с. 120-126.

Читайте также: