Читательский дневник обязательно ли вести в школе закон об образовании
Обновлено: 02.07.2024
Я работаю в сельской школе. В школе 4 учителя начальных классов. Только в моём классе обучающиеся заполняют читательский дневник. Родители возмущены: "Зачем он нужен. Занимает много времени. ". На основании, каких документов ведется читательский дневник?
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
2 КПК и 15 вебинаров
А почему только в вашем классе? Я так понимаю, что в вашей школе должно быть Положение о ведении читательского дневника
Хорошая идея ::smile1. ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНО. Наши дети мало читают и не умеют говорить! ПОДДЕРЖИВАЮ! Это должно быть проведено локальным актом в школе.
Ведение читательского дневника, как и само чтение должно доставлять удовольствие. Сам читательский дневник любви к чтению не добавит, а вот противоположные чувства из-за обязательности легко вызывает.
В мою бытность у всех были читательские дневники, нам очень нравилось их вести. Устраивали конкурсы" Кто больше прочитал", "Самый аккуратный дневник" и т.д.
Документов нет. Просто читайте вместе с детьми. 10 минут от урока - самые захватывающие эпизоды детской классики. "Ребята, я вчера такую классную книгу нашла/прочитала". Несколько самых интересных строчек, прочитанных учителем, - дети бегут в библиотеку. В сельской школе, конечно, не тот фонд, но эстафету книг организовать можно. У меня нет обязательного дневника. мы зарисовываем книги + пишем отзывы.
Отредактировано 16-11-2018 22:14
В моем классе, родители тоже возникают и говорят, что это их детям не интересно, а такое слова как "надо", их не устраивает.
У сына в началке был читательский дневник. Проверялся и оценивался ежедневно. После пяти двоек за неделю (у некоторых), дневник стал заполняться ежедневно. И начались другие жалобы:"Ребенок уроки не делает, читает целыми днями" Вот и пойми родителей. ::smile5::
Если я с сыном ещё такой буду "творить", то точно уроки делать будет некогда, да и жить в принципе. Ведь не у всех есть такой талант, а делать нужно обязательно
Никто не заставляет творить именно такое, можно и проще. Здесь важен лишь принцип творческого подхода. А творческая самореализация ребенка (как и взрослого) на разных уровнях и в разных направлениях - это и есть жизнь.
Елена Сергеевна, когда-то давно молодая учительница литературы обязала пятиклассников (в том числе и мою дочь) вести читательский дневник. Начались проблемы! Оказалось, что моя читающая дочь не умеет кратко, грамотно и красиво излагать свои мысли на бумаге. Целый год она, под моим руководством, училась заполнять этот дневник. А потом я заметила, что она стала писать неплохие сочинения, даже очень хорошие. Я считаю, что это благодаря дневнику. Может быть, я ошибаюсь.
Отредактировано 17-11-2018 12:25
Ну так это же произошло благодаря ВАМ!! Ведь так? Не учителю, не тому, что вёлся этот дневник. Не учитель показывал/рассказал/объяснял КАК его вести, ЧТО в него писать. А родитель! А если не может это делать родитель (по разным причинам). Смысл какой от него? Сам ребенок нормально не сможет и будет получать только плохие оценки
Да, согласна, что большую работу пришлось проделать мне. С другой стороны, если бы не было этого задания, я просто не знала бы об этой проблеме. А так я помогла дочери. Учитель физически не смогла бы этого сделать, первый год после института, в классе 32 человека.
Это все же стало возможным не из-за дневника, а из-за Вашего внимания и желания помочь своему ребенку.
В школе больше пользы было бы от той формы работы, которую описала Соколова Елена Борисовна ниже
Увы, но организовать обсуждение книги или игру не получалось. Произведение к уроку прочитывала только моя дочь, остальные 31 ученик нет.
Конечно, большая часть так и не стала читала, некоторые стали хитрить. Мне как классному руководителю пришлось искать дополнительные приемы воздействия и убеждения.
Ну вот видите, согласны, что дневник не является таким уж необходимым мотиватором и мало чем помогает
У старшей дочки такой дневник был, но только на лето. А в учебное время мы писали что читает и ставили оценку за чтение прямо в дневник.
Мои дети во время летних каникул тоже ведут читательский дневник. Кому-то нравится, кому-то нет. Особенно это не нравится родителям, т. к. дети к ним пристают с разными вопросами и просят от них помощи. Но родители отмахиваются от детей, ругая нас, учителей, что мы всегда что-то придумываем. А ведь вести записи в дневнике - это не так и плохо! Дети кратко описывают прочитанное произведение, запоминают главную мысли. и просто рисуют рисунок по прочитанному произведению. Зато они хоть чем-то полезным заняты, меньше будут сидеть за компьютерами и спать с телефонами. Может быть у них при этом будет лучше грамотность, а то наши дети вообще скоро разучатся писать без ошибок.
Я вот как родитель Вам отвечу. Для того чтобы помочь ребенку, надо как минимум самому прочитать это произведение ;). Не говоря уже о том, что УМЕТЬ кратко излагать мысли. А многие ли взрослые это умеют? Ведь их тоже учили этому НЕ в школе. Вот кто САМ научился, тот и может своим детям помочь
Многие ли взрослые ведут читательские дневники? Скорее всего, единицы, те, кому это действительно нравится. И это сродни личному дневнику - выплеснуть свои мысли, чувства на бумагу, а дополнительное оформление (рисунки, скрапбук. ) - от переполнения чувствами, для подкрепления их, желания оставаться "в книге" подольше.А ребёнка заставляют это делать - "надо". Может книга его не задела или вовсе не понравилась - нет, изволь о ней написать.
Лучше в классе организовать обсуждение книги, игру по ней. Вот тут под руководством учителя и речь можно формировать, и обсудить разные точки зрения на одну и ту же книгу.
Да! Да и да. Вот согласна абсолютно. А все слова, что пусть "лучше хоть чем-то полезным заняты. " от лукавого.
МЕНЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Управляющего Совета _____________О.Н.Давыдова
Протокол № от ______________
МБОУ Новоникольской СОШ
ПОЛОЖЕНИЕ
о единых требованиях к ведению и заполнению ученического дневника
1. Основные положения
Дневник является школьным документом учащегося. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
Дневник школьника – это:
- журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;
- показатель успеваемости ученика;
- средство для обращения школы к родителям.
Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
1.1. Все записи в дневнике учащийся делает синими чернилами.
1.2. Ученик заполняет лицевую сторону обложки; записывает названия предметов и фамилии, имена и отчества преподавателей; приводит расписание уроков, факультативных занятий и, по мере необходимости, внеклассных и внешкольных мероприятий; указывает месяц и число.
Посторонние записи и рисунки в дневнике недопустимы.
1.3.Ученик ежедневно записывает домашние задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы; в период школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных мероприятий.
1.4.Учащийся предъявляет дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.
1.5.Учитель, оценивая ответ учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.
1.6. Классный руководитель еженедельно следит за выполнением требований, предъявляемых к ведению дневника, наличием в дневнике отметок, полученных учащимися в течение недели, и отмечает количество опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости и посещаемости учащегося и заверяет их своей подписью в специально отведенных графах.
1.7. Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение.
1.8. Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с данными требованиями.
2. Работа учителей-предметников с дневниками школьников
Учителя могут использовать словесные оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Допускается следующая тематика записей:
2.1. Словесные оценки, похвала ("Молодец!", "Умница!", "Замечательно выполнил задание!", "Очень хорошо подготовился!", "Отлично!", "Блестяще!", "Прекрасно!", "Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик!").
2.3. Благодарности ("Объявляется (выражается) благодарность. ", "Спасибо за. ", "Выражаю признательность. ").
2.4. Приглашения ("Уважаемый ________________________! Приглашаю Вас на родительское собрание по теме _______________________________________________________, кото-
рое состоится __________ в кабинете № __________. Классный руководитель
2.6. Рекомендации ("Прошу обратить внимание на. ").
2.7. Информирование родителей об успехах их детей.
2.8. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе.
2.9. Поздравления с праздниками.
2.10. Поздравления с победами на олимпиадах, достижениями в спорте.
2.11. Обращения к родителям.
В случае необходимости, запись замечания или обращения к родителям делается корректно, кратко и четко, не унижая достоинства ученика, и без каких-либо намеков в адрес родителей по поводу плохого воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм литературного языка в формулировках, неразборчивый, небрежный почерк, нарушения этикета (бестактность) – для учителя не допустимы!
2.1.2. Учитель обязан контролировать запись учащимися домашнего задания по своему предмету, уделяя особое внимание слабоуспевающим и неуспевающим школьникам; регулярно выставлять все полученные учащимися за урок отметки.
3. Работа классных руководителей с дневниками школьников
Работа классных руководителей с дневниками учащихся регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении.
Классный руководитель обязан:
3.1. еженедельно проверять дневники учеников своего класса;
3.2. следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;
3.3. контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;
3.4. в случае необходимости вписывает отсутствующие отметки по предметам, подтверждая их своей подписью;
3.5. отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий;
3.6. контролировать: аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки; правильность заполнения дневника; обратную связь с родителями;
3.7. заверять своей подписью проверку дневника;
3.8. отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы;
3.9. в целях своевременного информирования родителей учащихся, классный руководитель имеет право сделать выписку по форме всех текущих отметок на отдельном листочке или в дневнике:
Ф.И.____________________Отметки с ________по_______
Предметы Текущие отметки
Пропуски без уважительных причин
Подпись классного руководителя _________________ ФИО
3.10. Разнообразие полиграфического исполнения дневников затрудняет их проверку, т. к. не в каждом из них предусмотрены страницы для замечаний, каникулярных записей, расписания на четверть и т. п. Можно предложить приобретать на класс одинаковые дневники (по решению родительского собрания, проводимого в мае или августе, или родительского актива класса) с учетом общешкольных требований.
4. Проверка дневника школьника родителями
Заполненный в соответствии с требованиями дневник позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего ребенка; контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий, каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.
Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года должны просматривать и подписывать дневник, при необходимости проверять правильность его ведения.
5. Работа администрации образовательного учреждения с дневниками школьников.
5.1. Администрация школы осуществляет систематический контроль (по плану ВШК) ведения дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с требованиями, закрепленными в Положении о ведении дневников. При административном контроле дневников проверяется наличие в них:
- информации о педагогах класса;
- расписания уроков на четверть (триместр) и на текущую неделю;
- времени звонков на уроки;
- расписания работы секций, проведения факультативных занятий, занятий проектной деятельностью и т. п.;
- домашних заданий;
- данных о пропусках и опозданиях на учебные занятия;
- неэтичных замечаний учащимся и обращений к родителям от учителей-предметников и классного руководителя
- текущих отметок, которые должны выставлять учителя-предметники, а не классные руководители;
- подписей родителей;
- проставленных отметок за письменные работы в день их проведения.
5.2. Контролируется качество и частота проверки дневников классным руководителем, а также культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.
5.3. По итогам административного контроля администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
о ведении читательского дневника
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о ведении читательского дневника в МБОУ СОШ №141 (далее Положение) разработано с целью: научить детей делать выводы и развивать культуру читателя, учитывая требования к качеству образования с учётом ФГОС НОО. Ведение читательского дневника носит рекомендательный характер и ведётся в классе на усмотрение учителя.
Цель ведения читательских дневников:
‒ стимуляция самостоятельного чтения детей вне класса;
‒ развитие памяти, читательского кругозора;
‒ формирование библиографической культуры.
1.2. Положение разработано в соответствии с основной образовательной программой начального образования МБОУ СОШ №141.
1.3. Читательский дневник не только помогает тренировать память ребёнка, но и учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, а также выполняет контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребёнок читает. Только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребёнок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит сможет полноценно учиться.
2. Требования к ведению читательского дневника
2.1. В начальной школе читательский дневник ведётся в обычной тетради.
На обложке дневника записывается:
• фамилия и имя ребёнка,
• название образовательного учреждения,
• класс, согласно требованиям ведения тетрадей.
Ведение читательского дневника носит рекомендательный характер со 2 класса в начальной школе.
Примерный вариант заполнения таблицы по прочитанным произведениям:
По мере заполнения и уровня обученности класса можно разнообразить таблицу дополнительными колонками: основная мысль текста, новые слова, составь вопрос по прочитанному и т. д.
Читательский дневник – это инструмент, а не цель.
2.2. Рекомендуемая для чтения литература
Наши любимые книги и авторы.
Русские пословицы и поговорки. Мудрость народная.
Стихи и сказки С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.
Рассказы Н. Носова.
Наши любимые книги и авторы.
Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живёт и что в лесу растёт".
Книги о природе. М. Пришвин "Гаечки", Б. Житков "Мангуста".
Детские энциклопедии о растениях, животных.
Ю. Ермолаев "Соседка по парте".
А. Гайдар "Тимур и его команда".
Т.В. Лихоталь "Синяк".
Поучительные рассказы В. Осеевой.
Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев "Капля жизни".
О героизме и трусости. С Маршак "Рассказ о неизвестном герое".
Б. Житков "Помощь идёт".
Наши любимые книги и авторы.
"Где, что, как и почему?". Книги-справочники, энциклопедии.
И.А. Крылов. Основная мысль басни – мораль.
П. Бажов "Огневушка-поскакушка".
Русские народные сказки.
3. Требования к нормам оценивания читательского дневника:
3.2. В журнал отметку за ведение читательского дневника рекомендовано выставлять в журнал не чаще 1 раза в четверть.
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
См. также:
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
Читайте также: