Организация медицинской деятельности дошкольной и школьной медицины

Обновлено: 07.07.2024

Тем не менее, следует отметить, что упомянутые медицинские блоки являются лишь частью отделения медицинской помощи обучающимся (просто находящимся территориально в помещениях образовательной организации). В сегодняшней статье мы рассмотрим законодательные требования к отделению медицинской помощи для обучающихся в целом.

Порядок деятельности отделения медицинской помощи

Теперь рассмотрим требования, предъявляемые к деятельности отделения медицинской помощи обучающимся.

Приложением № 1 к Порядку утверждено Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. В соответствии с данным Положением, отделение организации медицинской помощи обучающимся является структурным подразделением медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, и оказывает медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы. Это значит, что, являясь подразделением медицинской организации, отделение организации медицинской помощи обучающимся подчиняется правилам и распоряжениям медицинской организации.

Целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.

Рекомендуемая структура отделения включает:

  • кабинет заведующего отделением;
  • кабинет старшей медицинской сестры отделения;
  • кабинет врачей по гигиене детей и подростков.

При оказании первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, в структуре также рекомендуется предусмотреть кабинеты врачей-специалистов и иные кабинеты согласно порядкам оказания медицинской помощи соответствующего вида, профиля. Нужно отметить, что на практике такие структурные элементы отделений медицинской помощи обучающимся встречаются редко. Особенно в небольших городах, где наблюдается серьезный дефицит медицинских работников.

Еще одним важным элементом структуры отделения является медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Он состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.

В процессе деятельности отделение медицинской помощи обучающимся взаимодействует с образовательной организацией, медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты и др.

Положение также регламентирует полномочия отделения. Не будем перечислять все (с полным перечнем можно ознакомиться в пункте 12 Приложения № 1 к Порядку), обозначим ключевые:

  • участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
  • оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
  • направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;
  • организация и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;
  • организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;
  • организация профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;
  • организация проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;
  • своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Роспотребнадзора об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении.

Положение также предусматривает квалификационные требования к заведующему отделением медицинской помощи обучающимся. Им может быть назначен медицинский работник, отвечающий следующим требованиям:

Штатная численность отделения медицинской помощи обучающимся

Штатная численность, согласно Приложению № 1 к Порядку, определяется с учетом объема оказываемой медицинской помощи и проводимой профилактической работы, численности несовершеннолетних в образовательных организациях и устанавливается руководителем медицинской организации или образовательной организации, в составе которой оно создано.

Порядок определяет рекомендуемые штатные нормативы, которые закреплены в Приложении № 2:

Наименование должностиКоличество штатных единиц
Заведующий отделением — врач-педиатр1 на 10 должностей врачей-педиатров (фельдшеров)
Врач-педиатр (фельдшер)1 на: 180 — 200 несовершеннолетних в детских яслях дошкольных образовательных организаций; 400 несовершеннолетних в детских садах дошкольных образовательных организаций; 1000 несовершеннолетних общеобразовательных организаций или профессиональных образовательных организаций
Врач по гигиене детей и подростков1 на 2500 обучающихся во всех типах образовательных организациях
Старшая медицинская сестрасоответственно должностям заведующих отделениями
Медицинская сестра (фельдшер)1 на: 100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях; 100 — 500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях
Санитаркапо количеству штатных единиц медицинских сестер
Врач-психиатр детский1 на: 100 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов); 200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в дошкольных образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в общеобразовательных организациях
Врач-оториноларинголог1 на: 100 несовершеннолетних с нарушением слуха в детских яслях; 200 несовершеннолетних с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с нарушением слуха в общеобразовательных организациях
Врач-офтальмолог1 на: 200 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в дошкольных образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в общеобразовательных организациях;
Врач-травматолог-ортопед1 на: 250 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях; 350 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
Врач-фтизиатр1 на 200 несовершеннолетних в санаторных яслях, яслях-садах и детских садах, а также лесных школах
Врач-физиотерапевт1 на 400 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата
Врач по лечебной физкультуре1 на: 200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в ясельных группах; 300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях; 500 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
Медицинская сестра1 на: 25 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в дошкольных образовательных организациях; 150 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в общеобразовательных организациях; на каждую должность врача ортопеда-травматолога
Медицинская сестра по массажу в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки
Инструктор по лечебной физкультуре в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки

В профессиональном сообществе часто можно встретить критику рекомендуемых штатных нормативов, поскольку они определяют очень высокую нагрузку для медицинских работников. Опять же, проблема особенно ярко выражена в небольших городах, где медицинские работники очень редко выполняют только одну функцию – обслуживание образовательных организаций. Как правило, их деятельность в образовательных организациях осуществляется помимо обычного приема пациентов и работы на участках.

Однако необходимо отметить, что Приложение № 2 содержит примечание, согласно которому для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество медицинского персонала отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детской поликлиники (отделения) устанавливается исходя из меньшей численности обучающихся.

Порядок содержит также Приложения №№ 4, 5, 6, которые определяют порядок работы врача-педиатра (фельдшера), врача по гигиене детей и подростков и медицинской сестры (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Рассмотрим эти приложения подробнее.

Рассмотрим отдельные полномочия этих медицинских работников.

Врач-педиатр (фельдшер) может оказывать обучающимся первичную медико-санитарную помощь в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний.

Медицинская сестра (фельдшер) может оказывать обучающимся доврачебную первичную медико-санитарную помощь в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний.

Врач-педиатр (фельдшер) осуществляет организацию и проведение совместно с врачом по гигиене детей и подростков противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях, организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся; профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся.

Врач по гигиене детей и подростков участвует в проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях; планирует мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, устранение вредного влияния на здоровье несовершеннолетних.

Начало действия документа – сентябрь 2020 года.

Рассмотрим отдельные положения этого документа.

Основной целью деятельности в рамках настоящего профстандарта является оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи несовершеннолетним обучающимся.

Можно сказать, что данный профстандарт должен стать своеобразным решением проблемы ежегодного ухудшения качества медицинской помощи в образовательных организациях и нехватки медицинских кадров. Профстандарт вводит новую должность — бакалавр школьной медицины. Фактически, речь идет о должности медицинской сестры с высшим образованием.

Особые условия допуска к работе:

Среди многочисленных трудовых действий, выделим следующие:

  • Организация проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся, в том числе в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, туберкулеза;
  • Проведение скрининг-обследования состояния здоровья обучающихся;
  • Организация и проведение профилактических и оздоровительных мероприятий в условиях образовательной организации с привлечением медицинских работников центров здоровья, центров медицинской профилактики на основе индивидуальных планов профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом групп здоровья и медицинских групп для занятия физической культурой;
  • Организация и проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
  • Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения с учетом групп здоровья обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • Организация деятельности специалистов со средним медицинским образованием, находящихся в подчинении;
  • Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи обучающимся в неотложной форме в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи;
  • Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в неотложной форме;
  • Вызов бригады скорой медицинской помощи для медицинской эвакуации в медицинскую организацию обучающегося, нуждающегося в оказании медицинской помощи в неотложной форме;
  • Получение информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося на оказание медицинской помощи в неотложной форме;
  • Проведение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации;
  • Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме.

То есть фактически, специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях должен в будущем заменить функционал медицинских работников, предусмотренных Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Более того, разработка данного профстандарта проходит в рамках масштабного реформирования школьной медицины, предусмотренного программой Десятилетия детства в 2021 году. В рамках программы должен быть разработан новый стандарт школьных медкабинетов и школьных аптечек. На данный момент подготовкой таких специалистов занимаются всего два вуза в стране.

Заключение

К сожалению, система медицинской помощи в образовательных организациях уже много лет является кризисной. Проблемы этой отрасли связаны с недостатком средств в образовательных организациях и отсутствием достаточного количества медицинских работников.

Эти очевидные системные проблемы, увы, не являются аргументом в споре с органами прокуратуры, проверяющими реализацию законных прав обучающихся, и Рособрнадзором, также контролирующим корректность деятельности образовательных организаций.

Поэтому организация деятельности медицинских блоков в образовательных организациях должна сопровождаться экспертизой опытных юристов, способных корректно выстроить работу медицинского блока с точки зрения действующего законодательства, подготовить необходимые локальные акты и обеспечить отсутствие претензий со стороны контролирующих органов в случае проверки.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
об организации медицинского обслуживания в ДОУ

1. Общие положения

  • первичной медико-санитарной помощи;
  • специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
  • скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
  • паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

1.9. Административное руководство медицинским обслуживанием осуществляет заведующий ДОУ



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г

2. Цель и основные задачи деятельности медицинского блока (отделения медицинской помощи)

2.1. В структуре отделения медицинской помощи воспитанникам детского сада предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Медицинский блок отделения медицинской помощи воспитанникам состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.
2.3. Целью деятельности медицинского блока является оказание медицинских услуг и проведение оздоравливающих и профилактических мероприятий для воспитанников ДОУ.
2.4.

  • организацию и осуществление эффективного медицинского обслуживания воспитанников, улучшение его качества в целях охраны и укрепления здоровья;
  • сохранение, укрепление и профилактика здоровья воспитанников, снижение заболеваемости;
  • проведение профилактических осмотров воспитанников;
  • проведение анализа физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • осуществление эффективной организационно-медицинской работы в ДОУ, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • приобщение детей и родителей (законных представителей) к здоровому образу жизни, в т.ч. и посредством обеспечения системы рационального питания и физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливания воспитанников;
  • методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами ДОУ, работы по формированию у воспитанников устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
  • осуществление систематического медицинского контроля за уровнем заболеваемости и физическим развитием воспитанников;
  • осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемического режима в дошкольном образовательном учреждении;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил в организации образования, в том числе по организации питания в ДОУ.
  • проведение профилактических и оздоровительных мероприятий в соответствии с планом оздоровительных мероприятий;
  • участие в оздоровлении воспитанников в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;
  • контроль (совместно с администрацией) за качеством питания в детском саду;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • организацию и проведение консультативной работы с работниками дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников;
  • организацию в условиях работы ДОУ по коррекции нарушений здоровья детей, снижающих возможности их социальной адаптации (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);
  • взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;
  • своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
  • ведение учетно-отчетной медицинской документации.

3. Организация медицинского обслуживания воспитанников ДОУ

  • в дошкольном образовательном учреждении должно быть организовано медицинское обслуживание воспитанников;
  • медицинские осмотры воспитанников в ДОУ следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения;
  • после перенесенного заболевания воспитанники допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки);
  • в ДОУ организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

3.5. Медицинский блок осуществляет свою деятельность на основании годового плана медико-санитарного обслуживания детей по следующим направлениям:

  • организационная работа;
  • лечебно-профилактическая работа;
  • противоэпидемическая работа;
  • санитарно-просветительная работа.
  • проводить профилактические мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья воспитанников в дошкольном образовательном учреждении;
  • информировать родителей (законных представителей) детей о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях воспитанников и проводить их после получения разрешения;
  • организовывать и проводить профилактический медицинский осмотр воспитанников;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенического режима в ДОУ;
  • отвечать за хранение медикаментов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств;
  • соблюдать правила охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;
  • соблюдать правила асептики и антисептики;
  • осуществлять контроль за организацией физического воспитания;
  • осуществлять контроль за организацией образовательной деятельности;
  • организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в ДОУ;
  • проводить работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • проводить работу по учету и анализу всех случаев травм;
  • вести учет медицинского инвентаря, медикаментов, следить за своевременным их пополнением;
  • взаимодействовать с врачами-специалистами учреждений здравоохранения, а также администрацией дошкольного образовательного учреждения по вопросам медицинского обслуживания воспитанников;
  • вести утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации.
  • антропометрические измерения 2 раза в год;
  • анализ результатов медицинского осмотра воспитанников и разрабатывает план мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
  • осуществляет контроль за организацией питания в ДОУ, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением пищи;
  • входит в состав бракеражной комиссии детского сада и проводит оценку качества блюд с записью в журнале бракеража готовой продукции;
  • проводит ежедневный осмотр персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, микротравм, отмечая результаты в специальном журнале;
  • контролирует проведение витаминизации блюд;
  • контролирует количественный и качественный состав рациона питания с записью в ведомости контроля за питанием;
  • ведет контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб продуктов питания;
  • осуществляет контроль за работой пищеблока и соблюдением санитарно-гигиенических правил работниками пищеблока;
  • за санитарным состоянием помещений пищеблока, инвентаря, посуды;
  • за выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, мытью посуды, условием и сроками хранения продуктов питания.

3.9. В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в дошкольном образовательном учреждении проводятся:

  • контроль за санитарным состоянием и содержанием территории ДОУ;
  • организация профилактических и противоэпидемических мероприятий и контроль за их проведением;
  • работа по организации и проведению мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, противоклещевых (акарицидных) обработок и контроль за их проведением;
  • осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в ДОУ, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация профилактических осмотров воспитанников;
  • документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой; за пищеблоком и питанием детей; назначение мероприятий по закаливанию, которые организуются с согласия родителей (законных представителей) и проводятся с учетом состояния здоровья детей;
  • работу по формированию здорового образа жизни и реализация технологий сбережения здоровья;
  • контроль за соблюдением правил личной гигиены;
  • контроль за информированием детского сада и медицинских работников обо всех случаях инфекционных заболеваний в своей семье и обращением за медицинской помощью в случае возникновения заболеваний.

3.10. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных учреждениях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.
3.11. Все выявленные инвазированные регистрируются в журнале для инфекционных заболеваний.
3.12. При регистрации случаев заболеваний контагиозными гельминтозами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в течение 3 календарных дней после окончания лечения.
3.13. С целью выявления педикулеза у детей перед началом учебного года и не реже одного раза в 7 дней проводятся осмотры детей. Дети с педикулезом к посещению детского сада не допускаются.
3.14. Отделение медицинской помощи воспитанников взаимодействует с дошкольным образовательным учреждением, медицинскими организациями, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты и др.
3.15. Медицинский персонал обязан проходить курсы повышения квалификации в установленном порядке и сроки.



скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 5 сентября 2021 года!

4. Функции детского сада в медицинском обслуживании воспитанников

  • создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечивает медицинского работника помещениями, соответствующими установленным санитарным нормам и лицензионным требованиям к осуществлению медицинской деятельности;
  • обеспечивает медицинские кабинеты необходимым оборудованием, инвентарем и канцелярскими принадлежностями, телефонной связью;
  • обеспечивает проведение уборки медицинского кабинета;
  • организует работу по воспитанию и гигиеническому обучению воспитанников и их родителей (законных представителей) и работников ДОУ;
  • включает в состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве медицинского работника ДОУ;
  • незамедлительно информирует медицинского работника о возникновении травм и неотложных состояний у воспитанников и приглашает его для оказания первой медицинской помощи;
  • осуществляет текущий ремонт медицинского кабинета.

4.2. В случае отсутствия медицинских работников, а также до прихода медицинского работника, в экстренных ситуациях воспитатели оказывают первую медицинскую помощь самостоятельно.
4.3. Заведующий ДОУ обязан обеспечивать вызов бригады скорой медицинской помощи, определить из числа работников ДОУ лицо, сопровождающее воспитанника в учреждение здравоохранения, поставить в известность родителей (законных представителей) воспитанника или же пригласить их в качестве сопровождающих.

5. Права и ответственность

  • вносить предложения о совершенствовании организации медицинского обслуживания воспитанников;
  • ходатайствовать перед руководством медицинского учреждения о поощрении медицинских работников и применении к ним дисциплинарных взысканий;
  • присутствовать на мероприятиях медицинского учреждения, посвященных вопросам охраны здоровья воспитанников;
  • своевременно получать информацию, необходимую для принятия мер по устранению недостатков и улучшению медицинского обслуживания воспитанников;
  • присутствовать на мероприятиях педагогических работников, посвященных вопросам охраны здоровья воспитанников.
  • знакомиться с проектами решений заведующего ДОУ, решениями органов управления ДОУ, относящимися к медицинской деятельности;
  • отказаться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы, определяемым настоящим Положением;
  • требовать от администрации детского сада создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;
  • совместно с врачом, закрепленным за ДОУ, определять конкретные задачи работы с детьми, педагогами, родителями (законными представителями); выбирать формы и методы этой работы, решать вопросы об очерёдности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений деятельности в определенный период;
  • участвовать в работе Совета педагогов и психолого-медико-педагогических комиссиях по вопросам, связанным с переводом ребенка из одной группы в другую, построении обучения и воспитания по индивидуальным программам (с учетом психофизиологических особенностей ребенка), переводе детей во вспомогательные воспитательные учреждения и т.д.
  • за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка, являющегося воспитанником ДОУ;
  • отвечает за сохранность имущества, находящегося в медицинском кабинете;
  • несет материальную ответственность за правильное хранение, использование и реализацию медикаментов;
  • следит за состоянием и набором медицинских аптечек (см. Приложение 1);
  • за неисполнение обязанностей медицинский работник несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5.4. Ответственность и контроль за своевременное и качественное выполнение функций, определяемых настоящим Положением, несут руководители ДОУ и медицинского учреждения.

6. Документация

6.1. Медицинскими работниками ведется первичная медицинская документация по формам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, образования.
6.2.

  • план организационно-медицинской работы на год, месяц;
  • план профилактической и оздоровительной работы;
  • журналы и графики в соответствии с номенклатурой дел по медицинской работе;
  • списки детей по группам;
  • журнал учета посещаемости воспитанников;
  • медицинские карты воспитанников;
  • отчеты о медицинском обслуживании воспитанников за календарный, учебный год;
  • справки, акты по итогам проверок, контроля;
  • установленную документацию по питанию детей в детском саду.

7. Организация медицинской деятельности в ДОУ

7.1. При приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение родители (законные представители) должны предоставить медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
7.2. На каждого зачисленного в детский сад ребенка ведется медицинская карта воспитанника, которая выдается родителям (законным представителям) при отчислении воспитанника из ДОУ либо переходе в другое дошкольное образовательное учреждение.
7.3. График и режим работы штатных сотрудников медицинского кабинета утверждается заведующим ДОУ.
7.4. График работы врача в детском саду утверждается главным врачом поликлиники.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение об организации медицинского обслуживания воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на Общем собрании работников ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
8.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Аптечка для оказания первой помощи работникам 1 лист

Аптечка для оказания первой помощи работникам 2 лист

Аптечка для оказания первой помощи работникам 3 лист



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г



скачать: Должностные инструкции для ДОУ (Профстандарт)
31 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 5 сентября 2021 года!

В детских садах и школах республики имеется значительный дефицит медицинских работников, оказывающих помощь в этих организациях. Уровень укомплектованности педиатрами составляет около 50% (средний возраст около 60 лет), более 70% - средним медицинским персоналом, отсутствуют специалисты по гигиене детей и подростков.

С учетом состояния здоровья детей в медицинских организациях действуют детские центры здоровья, отделения и кабинеты здорового ребенка, центры охраны репродуктивного здоровья подростков, отделения для оказания медицинской помощи детям в образовательных организациях, проводящие целенаправленную работу по здоровьесбережению среди всех участников образовательного процесса (учеников – педагогов - родителей – дошкольно-школьных медицинских работников), но чаще в автономном режиме.

Новым проектом предусматривается следующее: в штат детской поликлиники будет введена должность врача, занимающегося гигиеной детей и подростков, а также расширен штат дошкольного и школьного педиатрического отделения на единицу фельдшера. В будущем на смену фельдшеру придёт бакалавр. Все сотрудники детского центра здоровья в детской поликлинике будут привлекаться к работе на аппаратно-программных комплексах, имеющихся в школах, задействованных в проекте. О результатах исследований, полученных в медицинских школьных кабинетах, информация будет передаваться докторам-специалистам поликлиники, которую смогут её использовать при проведении регулярных профилактических осмотров детей. Такой подход позволяет создать целостную систему по профилактике здоровья детей школьного возраста.

Главными специалистами Минздрава Чувашии, ответственными за реализацию Проекта (медицинские организации) изучен опыт реализации Проекта (Смоленская область, Чеченская республика).

В советские времена в каждой школе был медицинский кабинет, в котором на постоянной основе работала либо медицинская сестра, либо врач. Они помогали решать многие проблемы. Проблемы есть и сейчас. А вот медперсонала в школах теперь нет.

ПЕРВЫЙ ШАГ СДЕЛАН

Многочисленные обращения учителей и родителей нашли отклик у депутатов Государственной Думы РФ. Там прошли парламентские слушания, посвященные законодательному регулированию организации оказания медицинской помощи детям в школах и дошкольных учреждениях, чтобы обеспечить подрастающему поколению оптимальные условия для роста и развития. В слушаниях принимали участие представители Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Роспотребнадзора, Росстрахнадзора, представители научного сообщества, директора школ, главные врачи поликлиник, представители родительского сообщества. Свободная дискуссия длилась более 3 часов. "Это говорит о том, что проблема школьной медицины давно назрела, накоплены примеры передовых практик. Обострили проблемы кадров, межведомственного взаимодействия, заработной платы. И главной идеей стало то, что необходимо менять отношение к роли школьной медицины с тем, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребенка", — считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Леонидович Круглый.

"Мое общение с людьми в ходе предвыборной кампании длилось 124 дня, по шесть встреч ежедневно. И не было ни одной встречи, чтобы не обсуждался вопрос школьной медицины. И не удивительно. Ведь большую часть жизни современные дети проводят в школе. И тут возникает много вопросов, касающихся освещения, питания, проверки физического состояния и особенностей каждого ребенка, который поступает в школу, наличие у него хронических заболеваний. Я как хирург не очень понимаю, как педагоги берут на себя ответственность за большую группу детей, практически не зная, как в случае необходимости оказать им помощь при неотложных состояниях. А ведь такие случаются… На парламентских слушаниях нам приводили в пример позитивные практики. Но — это исключение. Нам же необходимо законодательство", — уверен председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Дмитрий Анатольевич Морозов.

У директора Института стратегии развития образования Российской академии образования Светланы Вениаминовны Ивановой есть свои доводы для решения обсуждаемой проблемы. Она в частности сказала: "В школе сегодня многие законодательные нормы мешают поддерживать здоровье школьников. Например, учитель не имеет права заниматься никакой медицинской практикой, вплоть до того, что не может дать ребенку градусник. А ни врача, ни медсестры в школе нет. На практике нередки случае, когда ребенок приходит в школу больной, например, гриппом, а педагог, не имея возможности даже измерить ему температуру, допускает ученика к занятиям. В результате его болезнь прогрессирует, оставляя за собой осложнения, а другие учащиеся школы и учителя заражаются от больного школьника и тоже заболевают. Но учитель ко всему прочему не имеет никакой медицинской подготовки. Ведь у нас в образовательных программах педагогических учебных заведений остались очень небольшие учебные объемы по детской физиологии и психологии. Их надо возвращать. Врач в школе может работать вместе с педагогическим коллективом, обсуждая на педсоветах те или иные проблемы, помогать их решать, корректировать стрессогенность образовательного процесса, перегрузку детей. Конечно, наши учителя–предметники, стремясь добросовестно выполнять свои обязанности, хотят дать своим ученикам как можно больше знаний. В результате объемы домашних заданий растут буквально с каждым годом. И конечно, в школе каждый день необходим медицинский работник, т.к. проблем именно медицинского характера очень много. Подростки не умеют общаться лично друг с другом, а только в формате социальных сетей".

ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ!

Заведующий кафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Владислав Ремирович Кучма призвал учителей (и это, по его мнению, также надо отобразить в законодательных актах) выполнять Санитарные нормы и правила (СанПин), в которых написано, что нагрузка одиннадцатиклассников должна составлять 34 часа в неделю. Но в реальности–то это не так. Сегодня эта нагрузка — 50 часов! Это тоже приводит к тому, что состояние здоровья современных детей далеко от благополучного. И практически все работники школьного образования говорят буквально следующее: "Верните медицинских работников в школы, чтобы они могли трудиться в них на постоянной основе". Врачи, занимающиеся профилактикой среди взрослого населения, на парламентских слушаниях прямо сказали, что в детстве зарождаются и формируются те факторы риска, которые приводят к низкой продолжительности жизни россиян, высокому уровню смертности от сердечно–сосудистых заболеваний. На слушаниях было отмечено, что для работы школьной медицины наблюдается нехватка и финансовых возможностей, и подготовленных кадров.

Оставляет желать лучшего и уровень подготовки персонала, который мог бы работать в школе. В то же время Минпромторг Российской Федерации выражает готовность обеспечить медицинские кабинеты школ всем необходимым отечественным и импортным оборудованием. Но не хватает межведомственного взаимодействия. И это тоже прозвучало на парламентских слушаниях. "Я еще помню, что был межведомственный совет, который возглавляли замминистр образования и замминистр здравоохранения. Мы обсуждали все насущные вопросы. Сегодня такого совета нет. И приходится всем вступать в переписку. Это, конечно, тоже нужно делать. Но так, чтобы живое общение не превращалось в бюрократическую канцелярщину. Считаю, какой бы трудной ни была проблема, в формате одного избирательного цикла, решить ее можно. Для этого будет создана рабочая группа, в состав которой войдут представители Минздрава России, Минобрнауки России, другие члены правительства", — выразил уверенность В.Р. Кучма.

В ходе слушаний рассмотрели предложения ряда субъектов РФ, которые на региональном уровне уже предприняли определенные шаги по развитию системы школьной медицины.

"Принимая во внимание состояние здоровья подрастающего поколения, необходимо формировать на законодательном уровне комплекс мер, направленных на укрепление здоровья детей и подростков, одним из составных элементов которого должно стать развитие системы оказания медицинской помощи непосредственно в общеобразовательных учреждениях. Именно поэтому в настоящее время комитет активно занят выработкой механизмов практической реализации данной инициативы, в т.ч. в части ее кадрового обеспечения, с учетом имеющегося дефицита медицинских работников в отдельных районах", — сказал Д.А. Морозов. Он отметил, что система оказания медицинской помощи в общеобразовательных учреждениях должна включать в себя следующие мероприятия: анализ и изучение состояния здоровья школьников и организацию необходимых лечебно–оздоровительных мероприятий; организацию и проведение противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных и профилактике неинфекционных заболеваний; обеспечение врачебного контроля физического и гигиенического воспитания в школе; осуществление систематического контроля по соблюдению санитарно–гигиенических условий при проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня; проведение систематической санитарно–просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей; контроль санитарно–гигиенического состояния школьных столовых; привлечение учителей, родителей и представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья школьников.

Участники парламентских слушаний пришли к выводу, что полный перечень таких мероприятий должен приниматься на основании компетентного мнения специалистов: педиатров, работников образования, а также родительской общественности. Необходимо учитывать и мнения органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области образования и здравоохранения. Ведь в каждом регионе есть те или иные специфические факторы, влияющие на здоровье школьников.

На парламентских слушаниях прозвучали и конкретные требования к школьному доктору: это должен быть врач общей практики, который обладает необходимыми компетенциями для того, чтобы контролировать жизнь ребенка в школе с точки зрения безопасности для его здоровья. При этом предполагаемая нагрузка для такого доктора — 1000 учащихся. Предполагается, что в каждой школе постоянно будет находиться и медицинская сестра, работу которой координирует врач. При необходимости она может вызвать врача, причем не только в учебные часы, но и во время продленки, спортивных соревнований.

Обговорены и параметры школьного медицинского кабинета. Так, это будет помещение длиной 7 метров, в котором предусмотрен шкаф и аптечка с медикаментами для оказания первичной медицинской помощи, а также манипуляционная, в которой можно проверить зрение, слух, проводить вакцинацию, мероприятия по диспансеризации.

Врач вводится в педагогический коллектив и помогает учителю физкультуры, контролирует питание школьников, освещение помещений, их инсоляцию, ход диспансеризации… И одновременно, работая в поликлинике, он может (об этом настоятельно просят родители) позвать вовремя невролога, эндокринолога. Рассматривается вопрос о том, чтобы в медкабинетах школ работала медицинская сестра с высшим образованием, которых уже немало подготовлено в вузах страны. Штат школьного врача будет числиться за отделениями работы в общеобразовательных учреждениях, которые уже есть в поликлиниках. "То есть по большому счету требуются организационные меры, некоторая рекогносцировка, а не новые финансы. Надеюсь на скорое принятие закона, потому что сложилась ситуация, когда этого хотят педагоги, это понимают в здравоохранении", — уточнил Дмитрий Анатольевич Морозов.

УВАЖАТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА

И еще. О том, чем болеет ребенок, врачи не имеют права сообщить ни учителю, ни директору школы, ни даже его родственникам за исключением прямых попечителей — родителей или кого–то другого, кто выполняет эту функцию. С одной стороны — это правильно. А с другой стороны, возникает проблема для педагогов — они не знают тех особенностей здоровья ученика, которые необходимо учитывать. И эту ситуацию нужно как–то решать. А кто может сейчас дать ребенку в школе таблетку никто? Никто. Даже витамин. Вдруг у школьника, например, аллергия? При этом надо учитывать, что школьная медицина в первую очередь профилактическая. Она ни в коем случае не должна дублировать функции поликлиники или больницы. Но школьный врач должен быть в контакте с участковым доктором ЛПУ.

Минздрав России приступил к реализации пилотного проекта "Школьная медицина", в рамках которого разработан проект профессионального стандарта для бакалавров "школьная медицина". Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на заседании Координационного совета при Президенте РФ по реализации "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы". Она пояснила, что проект направлен на улучшение здоровья школьников и повышение их ответственности за свое здоровье и здоровье близких. Минздрав совместно с Министерством образования и науки РФ и Российской академией образования разработали программы и памятки для педагогов, учеников и родителей по здоровому образу жизни и оказанию первой помощи. В регионах отрабатываются варианты взаимодействия между центрами здоровья, центрами профилактики, участковыми и школьными врачами с использованием информационных технологий. По итогам парламентских слушаний было принято решение по созданию рабочей группы. Все коллеги представят свои предложения по ключевому документу парламентских слушаний, который мы представим в Министерство образования и науки РФ, а также в Министерство здравоохранения РФ.

Сейчас разрабатывается дорожная карта действий в плане организации школьной медицины. Первый шаг — парламентские слушания, дальше — формулировка заключений, потом внесение изменений в законодательную базу. И далее — отправка предложений в аппарат правительства. К весне должны выйти на конечный согласованный продукт. В нем будет не только прописано, что в школе должен быть медицинский работник, но и пояснено, какими обязанностями и полномочиями он наделяется.

По материалам пресс–конференции "Законодательные инициативы в сфере школьной медицины"

Читайте также: