Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Исследовательская деятельность в начальной школе

Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения.
Также, смотри: исследовательская деятельность учащихся школы


Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире.

Таким образом, у детей на подсознательном уровне формируется представление о некоторых нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения.

Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и развивает лидерские качества.


Материалом для исследовательской работы в начальных классах школы может стать жизненная ситуация, учебные интересы, хобби, личные вопросы и т.п.

Педагог может предложить учащемуся школы интересную тему исследовательской работы в начальной школе, которая, по его мнению, соответствует уровню знаний и интересам ребенка, или предложить ученику самостоятельно выбрать понравившуюся тему из заранее подготовленного списка.

Продуктивная работа над исследованием будет лишь тогда, когда школьнику нравится его тема исследования и вызывает неподдельный интерес.

Исследовательская деятельность в начальных классах школы:

  • формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивает исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки
  • формирует умения в совокупности с опытом их применения в практической деятельности;
  • нацелена на развитие познавательного интереса учащихся;
  • формирует представление о взаимодействии жизненных явлений с образование.

В результате исследовательской деятельности у учащихся начальной школы формируется:

  • видение проблемы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение давать определение понятиям;
  • наблюдательность;
  • опыт проведения экспериментов;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • навыки анализа и структурирования материала;
  • навыки аргументации и защиты своей точки зрения.

Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих.

В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей).

Организация исследовательской работы в начальной школе осуществляется в соответствии с планом:

  1. Актуальность. Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему своего исследования и обосновывают ее актуальность исследования
  2. Определение задач и области исследования. Этот этап работы подразумевает формулирование учащимися вопросов, на которые они хотят получить ответы в процессе исследования.
  3. Выбор темы исследования. Тема должна быть интересной, звучать необычно и соответствовать уровню знаний и интересам ребенка.
  4. Установлениегипотезы исследования. Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. и методика его проведения. На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.
  5. Анализ и обобщение полученных материалов.
  6. Подготовка к защите исследования.

  • определения основных понятий;
  • классификация основных предметов, процессов, явлений и событий;
  • сравнения, сопоставления, схемы;
  • выводы.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, так как правильное направление характерных для этого возраста качеств (любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности) формирует в дальнейшем осознанный интерес к исследовательской и экспериментальной учебной деятельности..

Сегодня исследовательская деятельность является самым распространенным и успешным способом развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать свидетелями и участниками образовательного процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

10. Доклад

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

"ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"

Нешумова Галина Васильевна

МОУ Ермолинская ООШ учитель начальных классов

Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, это факел, который важно зажечь!

Актуальность учебной исследовательской деятельности.

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельностишкольников

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе, однако мы начинаем вовлекать младших школьников в проектную деятельность с первого класса.

Начальная школа - это важнейший этап образования каждого человека. В настоящее время главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности. Все начинается в начальной школе через организацию познавательной деятельности исследовательского характера на уроках, внеурочное время.

Участие в работе над коллективными или индивидуальными проектами способствует формированию у младших школьников умение отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, посвященной различным формам жизни и деятельности человека, отраслям техники, научным открытием, Использовать возможности информационных технологий. Ученики младшей школы учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

При организации исследовательской деятельности учителю необходимо учитывать и степень самостоятельности учащихся, которая зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта исследовательской деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в классе или группе. Необходимо учитывать и тот факт, что у учащихся младших классов ещё недостаточно знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У них ещё не очень хорошо развиты навыки письменной речи: они не умеют грамотно составлять тексты (особенно научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Поэтому учителю нужно организовать не только исследовательскую деятельность ребят, но и помощь взрослых (учителей, родителей, старших братьев и сестёр, старшеклассников) в этой деятельности. Наряду с этими недостатками младшие школьники обладают рядом особенностей, которые способствуют успешному проведению исследовательской деятельности. Одна из самых главных особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взгляд взрослого человека. Другая особенность – это аккуратность и исполнительность. И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение.

Результаты поисков широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности, приносящей еще больше удовольствия младшим школьникам.

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей , особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели

Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе регулярно, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, окружающего мира, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Необходимо научить учащихся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, как инструмент реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Наставник исследователя должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к данной работе.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для грамотной организации исследовательской деятельности школьников.

Учёт возрастных особенностей.

Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование – быть посильным, интересным и полезным.

Ни для кого не секрет, склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза, а помочь в проведении своих первых исследований.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников? Учебная исследовательская деятельность ребёнка, так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает следующие основные этапы:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

обобщение полученных данных;

Рассмотрим последовательно каждый из этих этапов.

Как выбрать тему исследования.

Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

Предмет учебная исследовательская деятельность появляется в школе в рамках программы лишь в старших классах, и современная методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.

А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом своей деятельности , развиться способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми .

Дорога к истине берет начало из детства светлого,

Ведь ум детей пытлив и гибок.

И пусть им уготовано немало в жизни нового,

А также трудностей, ошибок…

Пусть первые шаги еще неловки-

Склоняются над книгами их детские головки.

Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-

Ведь на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!

Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? У любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. От правильного выбора в значительной степени зависит результат работы. Работу по организации исследовательской деятельности следует начинать с диагностики по изучению склонностей и интересов детей . На слайде представлены примерные вопросы для диагностики интересов и склонностей детей. Итак, все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.

Правила выбора темы. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

В одних случаях учитель может подвести детей к выбору темы, связанной с учебным содержанием предмета, который изучается. В других - темы могут быть предложены самими учащимися. А чаще всего тема проекта - коллективный выбор учителя и учащихся.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Хочу рассказать о некоторых проектах, выполненных вместе с ребятами начальной школы.

В проекте на основе проведённых исследований (сбор информации), учащиеся знакомились с популярными профессиями. Выполняя творческий отчёт, совершенствовали представление о мире профессий.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, ограничена у младшего школьника.

После определения проблемы (темы) формулируется цель исследования.

Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершение своей работы. Она формулируется кратко и предельно точно и может звучать так: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать…

Задачи конкретизируют и уточняют цель (не путать с планом).

Следующий этап: выдвижение гипотезы

Какими могут быть гипотезы: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных? А может быть, у них это желание возникает от избытка жизненных сил?

Следующий этап: сбор материала.

Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию. Какие источники для этого могут быть использованы, какими методами мы можем пользоваться ?

Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:

1 этап: 1 класс

В 1 полугодии - творческие работы учащихся - поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни : интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.

Во 2 полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

2 этап : 2 класс

Учимся собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно , но всё это ещё происходит под руководством учителя.

3 этап: 3 – 4 классы

В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В 4 классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.

Итак, источники зависят от того какая была выбрана тема:

ПРОСМОТРЕТЬ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЛИТЕРАТУРУ

СПРОСИТЬ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно. Иначе, работа будет носить характер реферата. Наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилёт птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое…

Обобщение полученных данных. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.

Как проанализировать полученное? Как затем обобщить материал? Выделить главное и исключить второстепенное? Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект.

Значение исследовательской работы для младших школьников.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

формирует исследовательские умения;

способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;

объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;

способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

Я считаю, что если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.

Работа выполнена, прошла защиту, но это лишь первый этап самостоятельной исследовательской деятельности учащегося. Главная задача, которую решает подготовка ученической исследовательской работы – это раскрытие творческого, интеллектуального потенциала ученика. Непременным качеством современного образованного человека является способность к приобретению навыка познания мира с помощью исследования. Если желание исследовать не пропало, если ученик, достигнув определённой вершины, связанной с защитой работы, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если есть стремление двигаться дальше по пути научных изысканий, значит, главная цель исследовательской работы в школе достигнута. В добрый путь, юный учёный! Новых тебе высот и открытий!

1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2011. - №3. - С.21-26.

3. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н. Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2009

5. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 48с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

муниципальное общеобразовательное учреждение

п. Новокавказский, Александровский район

Учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 9, п.Новокавказского

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать,

Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
В последние годы эту проблему я решаю, в частности, через организацию исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности.

Предпосылками использования методов исследования в классе явились:

- результаты диагностики готовности детей к школе;

- низкий показатель развития познавательной активности детей.

Ясно видна необходимость повышения уровня познавательной активности учащихся.

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская деятельность.

Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. В процессе исследования у них развивается логическое мышление, формируются элементы исследовательской деятельности (они высказывают предположения, обсуждают возможные варианты доказательств, учатся сотрудничать и т.д.). А это так нужно ученикам.

Познавательная активность – сознательное, творческое познание учеником окружающего мира и явлений тесно связана с исследовательской деятельностью – процессом поиска неизвестного, новых знаний.

Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Это, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

Использование метода исследования в начальной школе актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей идеей моего опыта стала идея:

организации исследовательской деятельности способствующая развитию познавательной активности школьников, которая учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Этапы работы:

I этап – 2014год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.

II этап – 2015 -2017 г. - активное внедрение в практику форм, и приёмов метода исследования, способствующего развитию познавательной активности школьников.

III этап – 2018год– систематизация материалов и подведение итогов работы.

2.Технология опыта.

2.1 Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

А главной целью исследования является - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

способствовать развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников;

создать условия для обучения детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

развивать способности учащихся управлять познавательными процессами (вниманием, мышлением, памятью, воображением).

Практическая значимость: использование опыта учителями в своей работе

Для решения задач использую следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, проведение опытов совместно с учителем, мини-исследования, создание проектов под руководством взрослых по изученным темам; лабораторные работы уроки-исследования, коллективное составление плана исследования, проведение опытов под руководством учителя, самостоятельное создание проектов по заданному плану, их защита.

во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, эксперименты, участие в научно – практических конференциях;

2.2 Условия для успешного осуществления исследовательской деятельности

Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются:

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

2.3 Роль преподавателя при организации исследовательской

деятельности учащихся

1. Мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;

2. Обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.

3. Стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.

2.4 Описание основных элементов представляемого педагогического

Для развития у детей навыков исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

давать определение понятиям;

делать выводы и умозаключения; структурировать материал;

доказывать и защищать свои идеи

Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки.

Чтобы лучше подготовить учащихся к деятельности, чтобы им было интереснее, в рамках традиционных учебных занятий использую на уроке:

проблемное введение в тему урока;

постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

поиск дополнительной литературы;

самоанализ и самооценку.

В своей работе выделяю три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — ставлю перед учеником проблему и подсказываю пути ее решения; (1класс)

2-й уровень — только ставлю проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; (2-3 классы)

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником. (4 класс)

Начинаю организацию исследовательской деятельности с первого класса. Использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

На уроках мы практиковали задавать друг другу вопросы по темам. Для этого использую следующие упражнения:

показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.

попробуем разобраться, что можно сделать с фонемой. Проведем наблюдение.

- Что в них меняется? (Последняя буква.)

Изменился один звук (соответственно одна буква), и получилось другое слово.

- А теперь нужно определить изменение в следующих словах:

При изменении порядка следования звуков также получилось другое слово.

При удалении звука также получилось другое слово.

Учимся давать определения понятиям, обобщать, сравнивать, классифицировать. Для того чтобы определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение. На уроках использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения

В первом классе я вовлекаю учащихся в мини-исследования, включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Сама даю план исследования, предлагаю готовые источники, пути поиска информации, опыты, дети все выполняют под моим руководством. Работы имеют коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во втором классе уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем совместно план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование.

Работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. В умении выработать гипотезы использую следующее упражнение:

- давайте вместе подумаем, почему птицы улетают на юг; почему улицы так называются, почему мы используем кулер и т. д.;

Делая предположения, предлагаю использовать слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

В первом и во втором классах выполняем мини - исследования. Суть мини - исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике.

Приведу несколько примеров.

Самое простое - во время экскурсии даю задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. По результату продуктом этого исследования может стать альбом о редких деревьях и кустарниках нашего района.

В 3-4 классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Есть приемы, которые помогают подвести детей к необходимости исследования:

• Какое значение имеет кровь?

• Какие у вас гипотезы?

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.

Исследовать можно с помощью литературных текстов, познавательной литературы, дополнительных источников. Так скажем, теоретическое исследование. Здесь применяю такой прием:

В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться

Долговременные исследования провожу в рамках вне учебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты.

Здесь же ученики узнают, что выделяют шесть этапов работы над исследовательским проектом:

Постановка цели и задач.

Подведение итогов и выводы

Подготовка к защите и защита работы.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы.

Основные правила выбора темы:

• тема должна быть интересна ребёнку;

• тема должна быть выполнима

• учитывать интересы детей;

• тема должна быть оригинальной;

• тема должна быть доступной;

• сочетать желания и возможности.

3. Результативность педагогического опыта.

Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты. Данные о сформированности познавательных УУД учащихся, полученные в ходе индивидуального обследования, заношу в таблицы.

Читайте также: