Организация и деятельность спортивных арбитражных судов в россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Статья 36.2. Постоянно действующее арбитражное учреждение, администрирующее арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры

(введена Федеральным законом от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

1. Споры, возникающие в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры, передаются сторонами таких споров в арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, образованным при некоммерческой организации, указанной в части 2 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации об арбитраже (третейском разбирательстве) и с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Постоянно действующее арбитражное учреждение, администрирующее арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры, образуется при некоммерческой организации, органы управления которой в соответствии с уставными документами некоммерческой организации формируются Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, профессиональным союзом, объединяющим работников физической культуры и спорта и являющимся стороной отраслевого соглашения, заключенного с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, и профессиональными спортивными лигами.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Арбитраж (третейское разбирательство) конкретного спора в профессиональном спорте и спорте высших достижений осуществляется третейским судом в соответствии с правилами постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, утверждаемыми постоянно действующим арбитражным учреждением в соответствии с законодательством об арбитраже (третейском разбирательстве) и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Спор, возникающий в профессиональном спорте или спорте высших достижений, может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии арбитражного соглашения, заключенного в письменной форме в соответствии с требованиями законодательства об арбитраже (третейском разбирательстве). Арбитражное соглашение, за исключением арбитражного соглашения о рассмотрении индивидуальных трудовых споров, считается заключенным также в случае, если оно включено в нормы, утверждаемые общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой, иными организаторами спортивных мероприятий и устанавливающие права и обязанности субъектов физической культуры и спорта в профессиональном спорте и спорте высших достижений, в положения (регламенты) спортивных соревнований с участием указанных субъектов, в устав общероссийской спортивной федерации или профессиональной спортивной лиги и имеется письменное согласие указанных субъектов, выраженное в заявках, заявлениях, заявочных формах и иных документах, свидетельствующих об их волеизъявлении руководствоваться арбитражным соглашением. Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж (третейское разбирательство) индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений заключается в виде отдельного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации об арбитраже (третейском разбирательстве) и с учетом особенностей, предусмотренных трудовым законодательством.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При разрешении споров, возникающих в профессиональном спорте и спорте высших достижений, включая индивидуальные трудовые споры, третейский суд руководствуется нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета, Сводом правил Международного паралимпийского комитета, Всемирным антидопинговым кодексом, актами международных спортивных организаций и международных спортивных федераций, положениями (регламентами) спортивных соревнований, утвержденными их организаторами, а также нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами и устанавливающими права и обязанности для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта.

6. Общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги обязаны устанавливать и применять спортивные санкции к субъектам физической культуры и спорта в профессиональном спорте и спорте высших достижений, не исполняющим решений третейского суда, а также обеспечивать содействие в исполнении указанных решений.

7. В рекомендованном списке арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, не менее половины арбитров должны соответствовать одному из следующих требований: обладать опытом работы в области физической культуры и спорта не менее пяти лет, предшествующих дате включения их в рекомендованный список арбитров, либо обладать опытом разрешения споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений в качестве третейских судей или опытом работы в органах общероссийских или международных спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг, осуществляющих досудебное урегулирование споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, не менее четырех лет, предшествующих дате включения их в список арбитров. Остальные арбитры должны иметь ученую степень, присужденную на территории Российской Федерации, по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. При этом не менее одной трети арбитров в рекомендованном списке арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, должны составлять арбитры, включенные в рекомендованный список арбитров по представлению профессионального союза, указанного в части 2 настоящей статьи.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Работники, обратившиеся в постоянно действующее арбитражное учреждение, администрирующее арбитраж (третейское разбирательство) споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, освобождаются от уплаты арбитражного сбора при подаче иска.

(часть 8 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

9. Распределение между сторонами арбитражных расходов, связанных с разрешением в третейском суде индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений, в том числе суммы предусмотренного частью 8 настоящей статьи арбитражного сбора, производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Спорт представляет собой весьма специфическую сферу общественных отношений, также он занимает особое положение в области правового обеспечения. Достаточно часто конфликты, возникающие в области спорта, могут быть разрешены не только согласно законодательству страны, но и в соответствии с нормами международных и национальных организаций. Именно поэтому, для обеспечения квалифицированного разрешения спора, требуется компетентный орган, представители которого специализируются именно в области правового обеспечения спорта, глубоко и точно знающие и понимающие данную область – на сегодняшний день таким органом является Спортивный Арбитражный суд.

Международный Спортивный Арбитражный суд

Международный Спортивный арбитражный суд – главный судебный арбитражный орган, рассматривающий споры, имеющие отношение к спортивной сфере. На сегодняшний день международный спортивный арбитражный суд имеет официальную штаб-квартиру в Лозанне, его отделения расположены – в Нью-Йорке и Сиднее. Также, создаются непостоянные трибуналы для ускорения разрешения споров на время проведения регулярных крупных соревнований:

  • с 1996 г. — на всех Олимпийских играх;
  • с 1998 г. — на всех Играх Содружества;
  • с 2000 г. — на всех чемпионатах Европы по футболу;
  • с 2006 г. — на всех чемпионатах мира по футболу;
  • с 2014 г. — на всех Азиатских играх.

Структура спортивного арбитражного суда

Международный спортивный арбитражный суд включает в свой состав две палаты:

  1. суд первой инстанции;
  2. апелляционная инстанция, рассматривающая споры, по которым было принято решение в других органах, например, в Национальной федерации.

Состав арбитров спортивного суда не может быть менее 150 представителей. Арбитры суда назначаются Международным спортивным арбитражным советом сроком на 4 года, с возможностью последующего переназначения. Арбитр имеет право рассматривать дела любой из палат, решение может приниматься единолично либо в составе коллегии (3 арбитра) в зависимости от сложности дела.

Какие споры рассматривает спортивный арбитражный суд

Спортивный Арбитражный суд РФ

Мировая практика работы показала, что наиболее оптимальным способом создания спортивного арбитражного суда является предварительное учреждение некоммерческого арбитражного центра, на основе которого и будет создан орган, рассматривающий споры в области спорта. По такой схеме функционируют фактически все известные специализированные арбитражные центры в мире, наиболее известные из которых:

  • Бельгийская арбитражная комиссия по спорту
  • Палата по разрешению споров в области спорта в Италии
  • Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии

Спортивный Арбитражный суд РФ, несмотря на позиционирования себя как третейский орган, существенно отличается своей спецификой и занимает особое место в системе третейского судопроизводства. Именно поэтому создание специализированного арбитражного центра, как фундаментной основы деятельности Спортивного суда РФ, является абсолютно верным решением, позволяющим разрешать возникающие споры, несмотря на специфику правоотношений и достаточно слабую правовую базу в области спорта в России.

Справка Право.ru: как работает Спортивный арбитражный суд

Сборная России по легкой атлетике была отстранена от участия в международных турнирах из-за дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), наложенной Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF). Ее совет оставил в силе дисквалификацию ВФЛА и, таким образом, отстранил российских легкоатлетов от соревнований. 2 июля Олимпийский комитет России и 68 российских легкоатлетов подали иск в – Court of Arbitration for Sport (CAS) к IAAF по их участию в международных соревнованиях.

Когда и кем создавался CAS

Решение о его создании было принято Международным олимпийским комитетом (МОК) в 1983 году, а устав суда был утвержден в 1984 г. Идеологом создания органа по разрешению спортивных споров выступил бывший президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч. А первым президентом CAS стал член МОК, судья Международного суда в Гааге Кебе Мбайе. Штаб-квартирой CAS стал швейцарский город Лозанна, а рабочими языками объявили английский и французский.

Как работает CAS

Изначально CAS осуществлял свою деятельность при Международном олимпийском комитете. Однако в 1994 году по рекомендации Швейцарского федерального суда в целях беспристрастности деятельности арбитража Соглашением об образовании международного арбитражного совета в области спорта (Парижское соглашение) было провозглашено выделение CAS из структуры МОК.

CAS руководствуется в своей деятельности законодательством Швейцарии и Кодексом спортивного арбитражного суда: он может рассматривать жалобы в качестве суда первой инстанции, в качестве апелляционной инстанции по решениям международных организаций или национальных спортивных федераций, а также в рамках процедуры медиации. При этом споры в первой и апелляционной инстанции рассматривают две разные палаты суда.

Фактически CAS стал единственным судебным органом, который имеет полномочия рассматривать споры, возникающие в области спора. Решения суда имеют обязательную силу для всех субъектов спорта и обжалованию не подлежат.

Арбитры CAS назначаются руководящим органом суда, Международным спортивным арбитражным советом, на четыре года с правом в будущем быть переназначенным. Каждый арбитр имеет право рассматривать дела, которые относятся к компетенции любой из палат. Рассмотрение дел в суде возможно единоличным арбитром либо в составе коллегии из трёх судей. В состав CAS должно входить не менее 150 арбитров.

Кто может обратиться в Спортивный арбитражный суд

Обратиться с жалобой в CAS может любой субъект сферы спорта, будь то спортсмен, тренер, спортивный чиновник, спортивный клуб, международная или национальная спортивная федерация, организатор спортивного соревнования, Международная антидопинговая организация и др.

Основные дела, которые рассматривает CAS, связаны с разрешением трудовых споров, обжалованием решений международных и национальных спортивных федераций, международных и национальных антидопинговых организаций. Также за время своего существования суд рассмотрел большое количество споров о допуске спортсменов к участию в соревнованиях.

Кто уже обращался в CAS – резонансные споры

Одним из самых резонансных дел, которые рассматривал CAS, является спор по жалобе Олимпийского комитета США (USOC) против Международного олимпийского комитета (IOC), в рамках которого суд отменил правило МОК, согласно которому спортсмен, отбывший дисквалификацию за применение допинга, не мог принять участие в следующих Олимпийских играх (Arbitration CAS 2011/O/2422 United States Olympic Committee (USOC) v. International Olympic Committee (IOC) award of 4 October 2011).

Также можно упомянуть решение CAS о снятии временной дисквалификации на участие в соревнованиях с российской бегуньи Татьяны Андриановой в связи с истечением срока давности хранения пробы.

Однако не во всех случаях CAS вставал на сторону спортсменов. Так, суд отказал Гренадской спортсменке Бассани Антивари в связи с тем, что национальный олимпийский комитет Гренады не подал ее заявку на участие в Олимпийских играх: в этом деле (Arbitration CAS ad hoc Division (O.G. Salt Lake City) 02/003 Bassani-Antivari /International Olympic Committee (IOC), award of 12 February 2002) признал, что подача заявок на участие в Олимпйиских играх является исключительной компетенцией национального олимпийского комитета, и отказал в удовлетворении апелляционной жалобы Бассани Антивари.

Также можно упомянуть отказ CAS допустить болгарских тяжелоатлетов на летние Олимпийские игры 2016 года в связи с запретом Международной федерации тяжелой атлетики (IWF) за нарушение антидопинговых правил сразу несколькими спортсменами.

19 июля CAS должен рассмотреть схожее дело по иску Олимпийского комитета России и 68 российских легкоатлетов о допуске их к участию в летних олимпийских играх 2016 года.

Сложно однозначно сказать, на чью сторону встанет cуд: свое решение он должен огласить не позднее 21 июля. Это означает, что решение он огласит только через несколько дней.


11 марта Правительство РФ внесло в Думу пакет поправок о регулировании отношений в сфере спортивного арбитража и требованиях к его арбитрам.

Первый законопроект № 918105-7 вносит изменения в Закон о физкультуре и спорте в РФ, которыми планируется установить дополнительные требования к штату арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения в сфере урегулирования споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений.

Не менее чем половина такого персонала должна удовлетворять следующим критериям:

  • проработать в качестве тренера, спортсмена, спортивного судьи не менее пяти лет, предшествующих дате включения в рекомендуемый список арбитров;
  • иметь опыт третейского судьи в области профессионального спорта и спорта высших достижений либо опыт работы в органах общероссийских спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг не менее четырех лет до включения в вышеуказанный список.

Остальные арбитры вышеуказанного учреждения должны иметь ученую степень, присужденную на территории РФ по научной специальности.

Поправки также уточняют категории споров, рассматриваемых третейским судом в рамках арбитража (третейского разбирательства) в профессиональном спорте и спорте высших достижений. Предлагается установить исключительную подсудность арбитражных споров о нарушении антидопинговых правил, о спортивных санкциях и индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров. Арбитражем таких споров будет заниматься только постоянно действующее арбитражное учреждение, созданное с учетом требований законодательства о физкультуре и спорте.

Проект закона также устанавливает дополнительные особенности досудебного урегулирования споров. В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 365 Закона о физкультуре и спорте в РФ общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги вправе создавать в своей структуре органы, занимающиеся урегулированием всех или отдельных категорий споров, указанных в ст. 363 Закона. Законопроект предлагает установить необходимость формирования списка членов такого органа не менее чем из 10 человек, из которых не менее 1/3 должны иметь высшее юридическое образование.

Корреспондирующие изменения вносятся в ГПК РФ для исключения из него нормы, запрещающей рассмотрение в третейском суде индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений.

Второй законопроект № 918227-7 предлагает поправки в Трудовой кодекс РФ, предусматривая возможность передачи индивидуальных трудовых споров профессиональных спортсменов и тренеров на рассмотрение спортивного третейского суда. Предполагается, что это будет происходить при наличии между сторонами арбитражного соглашения, которое может быть заключено в момент возникновения такого спора либо одновременно с заключением трудового договора. При обращении в спортивный арбитраж с иском, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты расходов, связанных с разрешением спора.

Вице-президент АП Омской области Евгений Забуга положительно расценил оба законопроекта, поскольку предлагаемые ими новеллы пойдут на пользу субъектам профессионального спорта, а также будут способствовать снижению нагрузки на судебную систему.

По его мнению, законодательное закрепление положений о спортивном арбитраже (третейском разбирательстве), установление общих требований к арбитражным учреждениям и арбитрам повысит прозрачность названной сферы и повлечет повышение уровня правовой защищенности субъектов профессионального спорта.

Адвокат АП г. Москвы Василий Грищак полагает, что поправки направлены на установление монопольного положения нового спортивного третейского суда и на расширение юрисдикции этого суда за счет включения в сферу его арбитрабельности трудовых споров в области спорта высших достижений и профессионального спорта.

Президент ICAS и CAS Джон Коутс AP Photo/Koji Sasahara

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 февраля 2018 года Спортивный арбитражный суд принял решение удовлетворить апелляции 28 российских спортсменов, пожизненно отстраненных от Олимпийских игр в связи с нарушением антидопинговых правил на XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о Спортивном арбитражном суде.

Разрешением споров, имеющих отношение к спорту, занимаются две международные организации: Международный арбитражный совет в области спорта (International Council of Arbitration for Sport, ICAS) и Спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport, CAS). ICAS ведет организационные и финансовые дела CAS, обеспечивает независимость CAS и соблюдение прав заинтересованных сторон. CAS непосредственно рассматривает финансовые и дисциплинарные споры.

История

В 1981 году президент МОК Хуан-Антонио Самаранч высказал идею создания спортивного юридического органа. В 1982 году рабочая группа под руководством члена МОК Кебы Мбайе разработала устав организации. В 1983 году МОК ратифицировал документ, он вступил в силу 20 июня 1984 года. Этот день считается днем основания CAS, первым президентом организации стал Мбайе.

В феврале 1992 года немец Эльмар Гундель, выступавший в соревнованиях по конному спорту, подал в CAS апелляцию на решение Международной федерации конного спорта, дисквалифицировавшей его за то, что в крови его лошади был обнаружен допинг. CAS рассмотрел дело Гунделя и частично удовлетворил его протест, сократив срок дисквалификации спортсмена.

Гундель не был согласен с решением CAS, обратился в Верховный суд Швейцарии с жалобой на то, что CAS не является независимой организацией. В марте 1993 года Верховный суд Швейцарии признал независимость CAS от Международной федерации конного спорта. При этом он отметил, что CAS подотчетен МОК, финансируется преимущественно из средств МОК, что МОК уполномочен вносить изменения в устав CAS и назначать судей.

Это решение послужило толчком к реформированию CAS. Был полностью пересмотрен устав организации. Главным изменением стало создание Международного арбитражного совета в области спорта - организации, которая стала заниматься административной деятельностью и финансами CAS вместо МОК. Также важным итогом реформы стало принятие Спортивно-арбитражного кодекса, который вступил в силу 22 ноября 1994 года и был впоследствии обновлен в 2004 году.

С момента реформы CAS в 1994 году его юрисдикцию признали все международные олимпийские ассоциации и многие национальные олимпийские комитеты. С 2003 года CAS также является последней инстанцией в международных спорах, касающихся употребления допинга, в соответствии с кодексом Всемирного антидопингового агентства.

Структура

Рабочими языками CAS являются английский и французский. Главный офис организации находится в Лозанне. Также созданы два дополнительных региональных офиса: в Сиднее и Нью-Йорке. Во время проведения крупных соревнований (с 1996 года на Олимпийских играх, с 1998 года на Играх Содружества, на чемпионатах мира и Европы по футболу с 2006 и 2000 года соответственно, с 2014 года на Азиатских играх) создаются временные трибуналы.

Структура ICAS

В состав ICAS входят 20 квалифицированных юристов. Четверо из них назначаются международными спортивными федерациями (три - от Ассоциации международных федераций летних олимпийских видов спорта, один - от Ассоциации международных федераций зимних олимпийских видов спорта); четверо - Ассоциацией национальных олимпийских комитетов; четверо - МОК. Упомянутые 12 членов ICAS назначают еще четырех членов, ответственных за соблюдение прав спортсменов. Эти 16 членов назначают еще четырех членов из числа лиц, независимых от перечисленных выше организаций.

Члены ICAS назначаются на четырехлетний срок. Они не могут входить в списки судей или медиаторов CAS. ICAS может вносить поправки в Спортивно-арбитражный кодекс, назначает и исключает судей и медиаторов CAS, несет ответственность за финансирование CAS, назначает генерального секретаря CAS и др. Из числа своих членов ICAS сроком на четыре года избирает президента и двух вице-президентов, президентов обеих палат CAS и их заместителей. ICAS собирается так часто, как этого требует деятельность CAS, но не реже одного раза в год.

Президент, избранный ICAS, одновременно является президентом CAS. Он может проводить заседания правления ICAS (в правление, кроме президента, входят вице-президенты и президенты обеих палат CAS). С 2010 года данную должность занимает австралиец Джон Коутс.

Структура CAS

В состав CAS входят не менее 150 судей и 50 медиаторов (нейтральные посредники, помогающие сторонам разрешить конфликт), назначаемых ICAS.

CAS состоит из двух палат: палаты обычного арбитража и палаты апелляционного арбитража. Палата обычного арбитража создает группы арбитров, имеющие своей задачей разрешение споров в обычной арбитражной процедуре. Палата апелляционного арбитража создает группы арбитров для рассмотрения протестов на решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций, других спортивных организаций.

Читайте также: