Организация досуговой деятельности детей с нарушениями интеллекта в доу

Обновлено: 05.07.2024

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Игра - особая форма освоения ребёнком окружающей действительности во всём многообразии норм и отношений между людьми путём их воспроизведения и моделирования.

Игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка.

Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно - воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, будучи включенными в игру, длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно подчиняясь требованиям взрослого. Благодаря обучению интерес к игре возникает, но оказывается весьма кратковременным, нестойким.

В отличие от нормально развивающихся сверстников дети с интеллектуальной недостаточностью не обнаруживают длительного увлечения, поглощения игрой. По данным Н. Д. Соколовой, нормально развивающиеся дети пяти, шести лет могут играть в течение часа. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью того же возраста - не более 20-25 минут.

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя.

Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является выполнение игровых действий без сопровождения речи. Как правило, они действуют, молча, иногда буквально повторяют слова и жесты взрослого, подражают его мимике и интонации.

Без специального обучения словесная регуляция детей может наблюдаться лишь в форме речевого сопровождения - самой начальной, элементарной форме. Дети оказываются способны только сопровождать собственные действия речью, словесно фиксируя готовый результат.

Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что вплоть до конца пребывания в детском саду у дошкольников с нарушением интеллекта формируется недостаточный объем знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты детских игр являются весьма бедными, не отражают собственного познавательного, эмоционального и личностного опыта. Как правило, они появляются только к концу дошкольного возраста, но некоторые дети так и не поднимаются до уровня сюжетной игры. Они разворачивают короткие цепочки игровых действий, которые также отличаются своеобразием.

Весьма сложным для таких детей оказывается последовательное выполнение игровых действий, поэтому они длительное время допускают нарушения их порядка в цепочке, от чего страдает логика игровых действий. Играя, дети воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки в том виде, в каком они предлагались в процессе обучения. Поэтому игровые действия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отличаются шаблонностью, стереотипностью.

Специально организованное коррекционно-педагогическое воздействие существенно меняет картину: игра детей с интеллектуальной недостаточностью продвигается в своем развитии, однако остаются иногда недоразвитыми ее сложные формы, которые связаны с построением ролевого развития.

Методика обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушением интеллекта

Сюжетно-ролевая игра как вид игровой деятельности является синкретичным видом творчества и создает благоприятные условия для обогащения развития детей дошкольного возраста. Только в процессе целенаправленного формирования она достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнять функции ведущей деятельности.

Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - все это способствует формированию адекватной самооценки, эффективному взаимодействию ребенка с миром. Игра становится источником не только развития отдельных психических функций, но и изменения психики, в общем. Она стимулирует развитие произвольных процессов, формирует элементы самоконтроля.

В связи с этим игровой деятельности отводится центральное место в процессе воспитания всех детей, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, обучение рассматривают как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит организация и управление его познавательной и практической деятельностью, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности. Благодаря обучению ребенка с нарушением интеллекта становятся доступны различные виды детской деятельности.

Процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Следовательно, в подходах к процессу обучения игре нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а также в решении конкретных методических вопросов можно найти много общих черт. К ним относятся:

Построение процесса обучения игре на основе дидактических принципов.

Важнейшие из них:

  • Принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения;
  • Принцип систематичности и последовательности в процессе формирования знаний, умений и навыков у детей;
  • Принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников;
  • Принцип доступности, предусматривающий соответствие формируемых представлений, знаний, умений и навыков возрастным и индивидуальным возможностям детей;
  • Принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков;
  • Принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей;
  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности процесса обучения;
  • Принцип руководящей роли педагога в процессе обучения.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре детей в дошкольном учреждении осуществляется через широкое использование индивидуальных и подгрупповых форм, которые дают возможность реализовать индивидуальные коррекционно-образовательные программы. Основная работа по формированию у детей необходимых для овладения игрой представлений о деятельности и взаимоотношениях людей, а также игровых действий осуществляется воспитателем и учителем-дефектологом в процессе подгрупповых и индивидуальных игр-занятий. Они проводятся подгруппами, планируются в системе, для них отводится постоянное время в режиме дня.

Структурная простота содержания игровой деятельности имеет особое значение в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Структурирование предлагаемого материала является необходимым условием успешности его решения ими. В программах обучения и воспитания детей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью учтены ограниченные возможности детей в овладении теми или иными знаниями и умениями. В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает обучение детей игровыми действиями. Любое действие, даже самое простое, состоит из ряда операций. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности ребенок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно этого сделать не может. Поэтому в процессе его обучения любому действию необходимо выделить каждую операцию в цепочке, привлечь к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением. Только многократное повторение такой процедуры позволит ребенку понять смысл отдельных операций и вспомнить порядок их выполнения. Аналогичный подход используется и при формировании цепочек игровых действий (кормление куклы, умывание куклы, укладывание спать и т. д.).

В связи с тем, что в процессе одного игрового занятия, как правило, не удается сформировать у детей то или иное игровое действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием. Поэтому в процессе обучающих игр необходимо использовать разнообразные игрушки, изменять условия выполнения действий. Это будут одни игрушки на игровых занятиях у учителя-дефектолога и другие - у воспитателя.

Таким образом, процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии нужно строить с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Вместе с тем процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом в игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения. Все это нужно учитывать в процессе обучения детей с особенностями интеллектуального развития. А также для лучшего и быстрого усвоения и развития игр необходимо обогащать представления у детей с интеллектуальной недостаточностью об окружающем мире.

Детские утренники являются своеобразным итогом всей коррекционно-воспитательной работы на данный период времени. Поэтому, хотя сценарий и разрабатывается музыкальным руководителем, учитель-дефектолог и воспитатели должны принять активное участие в отборе содержания и в подготовке каждого праздника.

Прежде всего, сценарий должен быть обсужден педагогическим коллективом группы, так как в нем должны быть учтены и общий уровень развития группы, и индивидуальные возможности каждого ребенка (моторные, эмоционально-волевые, речевые, интеллектуальные). Желательно, чтобы стихи для каждого ребенка подбирал учитель-дефектолог, так как именно он знает интеллектуальные и речевые возможности детей лучше других. В то же время подвижные игры, наиболее доступные детям данной группы, может предложить воспитатель.

Участие педагогов и воспитателей в самом проведении праздника необходимо, прежде всего, для создания эмоционального климата и для реализации всех возможностей детей.

Особую роль в коррекционно-воспитательной работе с детьми играют развлечения, организованные педагогическим коллективом группы. Известно, что умственно отсталые дети инертны. Коррекция их эмоционального развития - одна из центральных задач дошкольного воспитания. У воспитанников специальных дошкольных учреждений, особенно у воспитанников детских домов, - дефицит впечатлений, смены обстановки. В этих условиях нужны специальные меры для создания эмоционального климата, для того, чтобы обогатить и разнообразить впечатления детей. Именно этому и служит организация развлечений.

Формы организации развлечений могут быть различными:

- проведение дней рождения детей,

- праздники осени, зимы, весны.

В их организации, планировании и проведении также участвует весь педагогический коллектив группы.

Формирование сотрудничества взрослого с ребенком как коррекционная задача

Специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка со взрослым:

- эмоциональный контакт взрослого с ребенком (с подключением зрительной, слуховой и тактильной модальностей);

- правильное определение способов постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможностей;

- подбор способов передачи ребенку общественного опыта, соответствующих уровню его развития.

Усвоение способов общественного опыта:

- совместные действия взрослого и ребенка;

- подражание действиям взрослого;

- действия по образцу и речевой инструкции;

- поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

Работа по социальному развитию направлена на:

- формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста,

- подготовку детей к обучению в школе,

- адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Поэтому формирование сотрудничества умственно отсталого ребенка со взрослым должно быть выделено в особую задачу коррекционного обучения. В связи с тем, что онтогенетический ход развития умственно отсталого ребенка нарушается, в дошкольном возрасте необходимо начать с создания первичной основы сотрудничества, а именно, с эмоционального контакта взрослого и ребенка. Однако сами формы создания эмоционального контакта должны быть иными, чем в младенчестве. Они должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ребенка. Необходимо использовать различные педагогические приемы, доступные умственно отсталому ребенку данного возраста: дидактические и подвижные игры, кукольный театр и др. При этом следует стремиться к тому, чтобы эмоциональное общение возможно быстрее перешло в деловое, основанное на совместных действиях взрослого и ребенка, а затем и в подлинное сотрудничество.

Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести:

- совместные действия взрослого и ребенка;

- подражание действиям взрослого;

- действия по образцу и речевой инструкции;

- поисковые способы ориентировки.

На первом этапе обучения умственно отсталого ребенка основной задачей является создание у ребенка положительного эмоционального отношения к совместным действиям со взрослым и использование совместных действий в обучении. У ребенка с нарушениями интеллекта совместные действия со взрослым зачастую вызывают активный протест, неприятие. Вместе с тем, на первых порах, это один из самых действенных методов обучения. Путь к этому лежит через тактильный контакт с ребенком в сочетании с ласковым обращением. Однако ласковое отношение не означает снижение требовательности и настойчивости взрослого в преодолении негативного отношения ребенка к совместным действиям.

Например, одним из первых совместных действий может быть бросание яркого, звучащего мяча в корзину, которое вызывает у ребенка радость, положительное эмоциональное отношение. Вначале мяч бросает взрослый, привлекая ребенка к результату действия, хлопая в ладоши, радуясь. Постепенно активность взрослого уменьшается, а участие ребенка возрастает. Если этот этап - этап совместных действий будет пропущен и сопротивление ребенка не будет преодолено, то усвоение других способов общественного опыта может оказаться весьма затрудненным и непродуктивным для его развития.

На втором этапе включение жестов в общение взрослого и ребенка, среди которых особое место занимает указательный жест, впервые направляющий внимание ребенка на предмет, на выделение его из ситуации. Обучение жесту идет через овладение действиями с предметами, усвоенные действия с помощью взрослого переходят в изобразительный жест. Одновременно с перечисленными этапами создания сотрудничества и овладения первыми способами усвоения общественного опыта проводится работа по развитию внимания. На первых порах речь идет об использовании непроизвольного внимания, возможности удержать его хотя бы 2-3 минуты с переходом на новые действия. В дальнейшем возможность сосредоточения непроизвольного внимания, позволяет ставить более сложные задачи и делает занятия достаточно длительными (в пределах 20- 25 минут).

Решение этих задач является той базой, без которой нельзя приступать к овладению подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции и к формированию поисковых способов ориентировки.

В случае затруднений при подражании действиям с предметами в качестве вспомогательного средства используется указательный жест. Он помогает ребенку вычленить сам объект действия, цель, направление передвижения предметов в пространстве и др., а также обратить его внимание на существенные для данного действия свойства объектов — форму, величину, цвет. Однако там, где ребенок не действует не только по подражанию, но и по жестовой инструкции, необходимо вернуться к совместным действиям. Затем проделать обратный путь — от совместных действий к жестовой инструкции и от нее к подражанию.

В то же время подражание движениям и подражание действиям с предметами могут решать задачи разной сложности и формироваться параллельно.

Одновременно с усвоением первых способов - совместных действий со взрослым, действий по указательному жесту и подражанию - следует обратить особое внимание на самостоятельные действия детей с предметами.

В процессе обучения педагог должен стремиться к тому, чтобы дети научились фиксировать удачные, приводящие к положительному результату действия и отбрасывать ошибочные. Первоначально взрослый при обучении пробам может применять совместные действия с одновременной словесной и жестовой фиксацией правильного и неправильного результатов, а также подражание. Хотя работа по формированию поисковых способов ориентировки ведется параллельно с развитием подражания, ее можно считать четвертым этапом овладения способами усвоения общественного опыта.

Особое место среди способов обучения, передачи ребенку общественного опыта, занимает речевая инструкция, которая включает словесное описание предмета, ситуации, действия, вообще включение слова в руководство действиям ребенка. На выполнение инструкции влияет также само количество слов, построение фразы, наличие или отсутствие необходимости запоминать последовательность действий и др.

Система работы по организации сотрудничества взрослого и ребенка, по формированию способов передачи и усвоения общественного опыта обеспечивает умственно отсталому ребенку присущую нормальному развитию онтогенетическую последовательность развития. Возникновение вначале эмоционального контакта и постепенный переход к деловому сотрудничеству без потери этого контакта становится основой дальнейшего успеха коррекционной работы. Введение в обучение на первых порах таких способов, как совместные действия взрослого и ребенка и жестовая инструкция, позволяет уже в самом начале пребывания ребенка в детском саду значительно продвинуть овладение предметными действиями в частности самообслуживанием. Одновременно развитие способности внимания, а также появление самих предметных действий позволяет развивать подражание на новой основе, более широкой, чем прежде, и быстрее перейти к действиям по образцу.

Само подражание становится более осмысленным, меньше зависит от количества элементов, с которыми действует ребенок, и от близости ситуации к его опыту. Развитие подражания и одновременно овладение методом проб создает, в свою очередь, предпосылки к значительно более аналитическому восприятию образца, а затем и предметов окружающей действительности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

hello_html_m5c4e3cae.jpg

Подготовила: Е.А. Буланова

Место проведения: ГКУ

Форма проведения: – групповая.

Тип: занятие соответствует досуговому мероприятию.

В подготовке и проведении занятия приняли участие: педагог-организатор, социальные педагоги, педагоги психологи, воспитанники (10-16 лет), музыкальный руководитель.

Интеграции образовательных областей : междисциплинарное взаимодействие команды специалистов: коммуникация, формы и техники физического развития, эмоциональное развитие с помощью музыки и произведений художественной литературы.

Цель : Создание мотивации на совместную работу, доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.

- Учить различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, совершенствовать общую и мелкую моторику.

- Развивать коммуникативные навыки, через различные виды деятельности;

- Способствовать свободному эмоциональному проявлению радостных чувств детей.

- Способствовать снятию психологического напряжения.

- Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к игровой деятельности.

- Воспитывать интерес к русским народным сказкам .

Ход занятия.

Дети сидят вокруг стола. Педагог устанавливает зрительный контакт и эмоционально комфортную обстановку, улыбается, приветствует детей и гостей.

- Посмотрите ребята что у меня в руках !? (воспитатель демонстрирует картинку изображающую колобка)

Воспитанники - Это колобок!

Педагог - Правильно! Это колобок, и сегодня мы пойдем к нему в гости.

По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в сказку мы играть!

- Ребята посмотрите, домик стоит. Кто в домике живет?

Воспитанники - Бабушка и дедушка!

Педагог - Правильно! Здесь живут бабушка и дедушка! Давайте поздороваемся с ними!

Воспитанники - Здравствуйте бабушка и дедушка!

Педагог - Ой, а посмотрите ребята, какие они грустные, у них, что то случилось, давайте узнаем, что за горе у них.

Дед - Здравствуйте, ребятки.

Педагог - Попросил Дед Бабку испечь Колобок,

-Бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и набрала муки горсти две. Замесила тесто, сделала колобок , испекла в печке и положила его на окошко остудить.

Ребята, давайте покажем, как бабка колобка делала .

Колобочек поднялся (поднимаем руки вверх)

И румянцем налился (растираем ладонями щёчки)

Из печи его достали (вытянуть руки вперёд)

И в сметане обваляли ( обнять себя руками, наклониться на один бок

потом на другой бок)

Положили на окошко, (показали ладошки)

Чтобы он остыл немножко. (дуем на ладошки)

Педагог - Колобочек полежал и в окошко убежал.

- Ребята, поможем найти колобка ?

Воспитанники - Да! Конечно, поможем Дедушке с Бабушкой найти колобка!!

Педагог - Покатился Колобок со двора прямо в лесок

Вот под кустиком зверек , длинноухий скок да скок.

Воспитанники - Заяц!

Педагог - Правильно, ребята! Это заяц.

Травку зайка быстро ел, колобка чуть-чуть не съел,

Надоела зайке травка, захотелось ему что то вкусное….

Что любит, есть зайка!?

Воспитанники - Морковку!

Педагог - Правильно, морковку, давайте угостим зайку морковкой.

(Подаем Зайке корзинку с морковкой, и она рассыпается…..)

Ребята, давайте поможем Зайке собрать морковку. (Дети собирают морковку, отдают ее зайцу)

Педагог - Зайка ! Скажи нам, куда Колобок укатился! (заяц показывает направление)

Пойдемте ребята дальше колобка искать. Ой, как деревья качаются.

Ветер елочки качает, вправо, влево наклоняет, ( руки подняты вверх, плавно раскачиваются вправо-влево)

Ветер дует нам в лицо, (ладонями обмахивать себе лицо )

закачалось деревцо (наклоны туловища вправо-влево )

Ветер тише, тише, тише ( опускать руки все ниже и ниже)

Деревцо все ниже, ниже ( наклоны туловища вперед как можно ниже)

Педагог - Мы все идем по лесам, по лугам,

Колобка не видно ни тут, ни там.

Под берёзкой встретили мы волка,

Волк сидел зубами щёлкал.

Волк – Здравствуйте, ребята.

Воспитанники – Здравствуй, Волк. Скажи нам, пожалуйста, куда колобок покатился?

Волк – А вы разгадайте мои загадки. Я вам и покажу, в какую сторону колобок покатился.

1 . Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной …. (медведь)

2 . Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орешки мелко.

Ну конечно, это… (белка)

3 . Хитрая плутовка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это? (лиса)

4 . Всех боится он в лесу :

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

5 . Под березкой я иль елкой,

Из меня торчат иголки,

На футбольный мяч похож,

Называют меня - … (ёж)

Педагог - Вот молодцы ребята, все загадки отгадали, волк указал нам путь, куда колобок покатился. Пойдемте скорее его искать!

– Далеко ли путь лежит,

Вот на встречу по дороге

Брёл медведь к своей берлоге.

Педагог - Ребята, медведю надо помочь собрать шишки, тогда он укажет нам дорогу где колобка искать надо.

(Детям предлагается закинуть шишку в корзинку)

Стихотворение про мишку

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою — топ!

Не пойду я больше по лесу гулять!

Не пойду я больше шишки собирать

Педагог - Молодцы ребята, все ловкие, умелые, помогли медведю шишки собрать, а он за это показал, куда колобок покатился.

- Пойдем ребята дальше колобка нашего искать. Ой, смотрите, кто это на пеньке сидит. Да это же лисица!

Мы увидели в лесу
Ярко-рыжую лису,
Эта рыжая плутовка
След свой прячет очень ловко

Педагог - Скажи нам Лисонька, где колобок прячется!

Не хочет Лиса говорить, где колобок спрятался, а давайте ребята ее удивим и сделаем ей приятно – подарим букет из осенних листьев. Каждый даст по листочку вот и будет букет для Лисоньки. (Дети собирают букет из осенних листьев)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашем дошкольном учреждении сложилась традиция, проводить развлечение "Волшебная мастерская" ежегодно. Где каждый педагог может проявить свои творческие способности. а так же научить их выполнению наших воспитанников.Дети получают большое впечатление от развлечения, а так же знания, навыки и умения.

Развлечение по художественно-эстетическому развитию с детьми ОВЗ (нарушением интеллекта).

Составила и провела воспитатель МБДОУ коррекционного вида №81 Олейник Наталья Александровна.

Возраст детей : 5-7 лет

Количество детей: 10-12

Продолжительность : 30 минут.

Цель: Учить детей создавать творческие работы, видеть в них красоту, радоваться своим результатам.

Развивать активный словарный запас: волшебство, творчество, мастерская,

Совершенствовать умение и навыки использовать метод экспериментирования в творчестве.

Закреплять с детьми основные цвета, приёмы использования цветовой палитры в творчестве.

Воспитывать желание у детей использовать творческие навыки в повседневной жизни.

Создать положительные эмоции от творческого процесса.

Материал: Костюм героя - кисточка, кисточки по количеству детей, столы для работы, стулья по количеству детей. Разнос, молоко 6% жирности, трубочки, баночки с краской, ватные палочки, жидкость для мытья посуды, глубокие тарелочки по количеству детей, мыльные пузыри , гуашь 6 цветов, пищевые краситель 4 цветов, ватман, маленькие баночки с крышечками, , клей, нарезанный мелкоцветной фольгированный «дождик маленькие игрушки по количеству детей, стаканчики с водой .

Ход : В группу входит герой –Кисточка.

Кисточка: Здравствуйте ребята, а вы знаете кто Я?

Дети: ответы детей

Кисточка: Так давайте познакомимся. Меня зовут

А вас как зовут?

Дети: дети по очереди называют свои имена.

Кисточка: А вы знаете почему меня так зовут?

Кисточка: Потому, что я живу в творческой мастерской и делаю разноцветные, красивые. Волшебные творческие работы.

А вы хотели бы стать волшебниками и творить волшебство?

Кисточка: Ну тогда, я приглашаю вас в мою творческую, волшебную мастерскую, где научу вас творить чудеса…

(Дети вместе с Кисточкой, проходят в её мастерскую)

Кисточка: Вы готовы стать волшебниками?

Кисточка: Ну тогда я вас сейчас превращу в волшебников.

Нет, что то вы на волшебников совсем не похожи.

А… я же совсем забыла, ведь у волшебников должна быть волшебная палочка, а так как мы творческие волшебники у нас должны быть волшебные кисточки. (Раздаёт кисточки всем детям).

Вот теперь вы настоящие волшебники?

Дети: ответы детей.

Кисточка: Творческие волшебники творят волшебство, от которого всё вокруг становиться ярким, цветным и красивым.

А как вы думаете, рисовать можно только кисточкой?

Дети: Нет. Можно красками, мелками, карандашами.

Кисточка: Молодцы ребята.

А сегодня я вас научу волшебству где

краски сами рисуют.

( Дети с Кисточкой подходят к столу,

на котором стоит разнос с молоком и баночки с красками).

Кисточка: У меня на столе стоит разнос, а в нём налито молоко. А ещё у нас есть краски, давайте посмотрим каких цветов? ( красный, синий, желтый, зелёный)

Дети: называют цвета красок.

Кисточка: А теперь мне каждый из вас назовёт цвет краски, которая ему больше понравилась?

Дети: (индивидуально каждый ребёнок называет цвет краски, которая ему понравилась)

Кисточка: Но к сожалению, наш разнос и краски не волшебные, давайте ребята превратим их в волшебные?!

Достанем свои волшебные кисточки и скажем:

Только все должны сказать, а то волшебства не получится.

Дети: дети произносят 2-3 раза заклинания…

Кисточка: Все молодцы ребята, каждый старался, а теперь

давайте посмотрим. Как же умеют волшебные краски рисовать

( Краску разных цветов капнуть в молоко, обратить внимание, что краска исчезла в молоке. Дать детям ватные палочки и предложить намочить их в стаканчике волшебной водой (в моющем для посуды средстве), и макнуть в разнос с молоком. Обратить внимание детей, что краска стала проявляться и на молоке рисовать свои волшебные узоры.)

Кисточка: Понравилось вам волшебство?

А теперь вы сами на своём рабочем месте сможете повторить

его. (дети рассаживаются за столы и повторяют технику

рисования на молоке уже самостоятельно)

Кисточка проходит между детьми и индивидуально оказывает требуемую помощь в возникших затруднениях.

Кисточка: Вот видите, у всех получилось волшебство. У каждого своя творческая работа, с яркими и цветными картинками.

Читайте также: