Организационно правовая форма юридического лица что это такое примеры у школы

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организационно-правовая форма образовательного учреждения

Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.

Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:

способ владения собственностью, имеющейся на балансе;

совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.

Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.

Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения

Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.

Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.

Частные ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.

Общественные и религиозные организации (обязательное условие — регистрация в нашей стране).

Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус индивидуального предпринимателя.

Находится во власти собственника.

Выделение денежных средств выполняется учредителем.

Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;

учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.

Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации. В уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.

Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений

Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий. В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).

Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.

Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:

АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.

Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).

Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.

Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.

Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.

Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.

Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.

Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.

Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.

АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.

Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществом

Уполномоченные органы госвласти.

Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.

При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.

Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.

Ограничения по распоряжению собственностью

Не определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами.

Требуется распоряжение учредителя для выполнения следующих операций:

распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования;

передача материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.

Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам:

участие в учреждении юрлиц;

совершение сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.

Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ.

Ответственность по принятым обязательствам

В пределах имеющихся материальных ресурсов.

Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования.

Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.

Тип ответственности учредителя

Участие в деятельности других юрлиц

Уполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника.

Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.

Анализ новых организационно-правовых форм образовательных учреждений

Вопрос о характере полномочий АНО остается открытым. Эксперты отрасли образования расходятся во мнении, насколько правомерным является создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.

Анализ новых перспективных организационно-правовых форм образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице:

Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении

Изменения, разрабатываемые к законодательству в сфере образования, позволяют сделать вывод, что оптимальным вариантом организации школ в скором времени станет форма ОУ, управление которой осуществляется строго в соответствии с указаниями собственника.

Имущество, имеющееся на балансе такой организации, может использоваться исключительно в соответствии с основными направлениями деятельности, а расходование поступающих финансовых активов — бюджетных и внебюджетных — выполняется согласно смете, опять же утвержденной учредителем.

Преимущество узаконивания АНО такого типа заключается в отсутствии необходимости для руководства ОУ возлагать на себя обязанности по принятию стратегически важных управленческих решений при значительном расширении функций собственника.


Именно в этом Законе четко расставлены приоритеты в зависимости от того, является образовательная деятельность основной или дополнительной.

От чего зависит выбор организационной структуры?

Если образование планируется как основной вид деятельности, то необходимо регистрировать НКО. Только НКО может осуществлять образовательную деятельность, то есть реализовывать образовательные программы, которые включают в себя разработанный учебный план, программы по учебным предметам (п.18 ст.2 Закона № 273-ФЗ).

Такие НКО регистрируется, как правило, в форме автономных некоммерческих организаций (АНО).

Например, различного рода частные образовательные школы (АНО СОШ), в которых учатся дети с 1 по 11 класс. По итогам обучения детям выдается аттестат о получении среднего образования. Это аттестат государственного образца.

Если же организация рассматривает образовательную деятельность как дополнение к своей основной деятельности, то лучше регистрировать ООО (п.19 ст.2 Закона № 273-ФЗ). Например, языковой центр по изучению языка либо по подготовке к сдаче ЕГЭ.

В чем различия образовательных НКО и ООО?

Если образовательная деятельность ведется в форме некоммерческой структуры, то при регистрации НКО следует учитывать определенные требования к уставу, который проходит экспертизу в Минюсте.

Устав ООО не представляет особого интереса для налоговиков, при регистрации ООО, как правило, оценивается полнота представленных документов, правильность заполнения заявления о регистрации компании.

В отличие от НКО, требований к названию ООО нет, помимо общих требований, установленных ст.1473 ГК РФ. Так, налоговики не зарегистрируют компанию, если ее название противоречит общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (пп.5 п.4 ст.1473 ГК РФ).

Различие образовательных НКО и ООО состоит и в источниках финансирования деятельности. Образовательные НКО не занимаются масштабной предпринимательской деятельностью, а их доходы связаны с основной уставной деятельностью.

Для ООО образовательная деятельность не является основной и, как следствие, существенный размер выручки от реализации формируется за счет других видов деятельности.

Образовательные НКО, например, АНО не могут свободно распоряжаться имуществом. Учредители АНО не отвечают по ее обязательствам (п.3 ст.123.24 ГК РФ).

В ООО разграничено имущество ООО и ее участников. По долгам кредиторов отвечает ООО, а не ее участники. Но, в случае банкротства ООО по вине ее участников, их могут привлечь к субсидиарной ответственности.

Что выгоднее в части налогов: НКО и ООО?

Как НКО, так и ООО могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения.

Но, применяя общую систему налогообложения у НКО больше налоговых преференций, чем у ООО.

Такая льгота не действует на услуги, связанные с доставкой учеников к месту проведения учебы (Письмо Минфина РФ от 29.03.2018 г. № 03-07-11/19900).

Льготы для образовательной деятельности есть и в части налога на прибыль. Не платить налог на прибыль, в отличие от НДС, могут как НКО, так и ООО (ст.284.1 НК РФ, письмо ФНС РФ от 06.10.2020 г. №СД-4-3/16344@). Главное условие — применить 0% ставку можно только в отношении видов образовательной деятельности по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 917. Например, реализация дополнительных образовательных программ.

В части упрощенной системы налогообложения налоговая нагрузка у НКО, такая же, как и ООО. Только НКО могут применять пониженную ставку страховых взносов — 20%, а для ООО таких преференций нет (пп.7 п.1 ст.427 НК РФ, письмо ФНС РФ от 14.12.2020 г. №БС-4-11/20568@).

Таким образом, в целом, налоговая нагрузка у ООО выше, чем у НКО.

Тем не менее, если образовательная деятельность является только дополнением, а собственники хотят получать прибыль в виде дивидендов, то целесообразней открывать ООО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационно-правовая форма современного образовательного учреждения, определяет:

  • способ владения собственностью, имеющейся на балансе;
  • совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.

Организационно-правовая форма образовательного учреждения

Характер деятельности современных школ зависит от многих факторов: региональных особенностей, локации, количества учащихся, интенсивности финансирования.

Важную роль играет и организационно-правовая форма образовательного учреждения, определяющая:

способ владения собственностью, имеющейся на балансе;

совокупность прав и обязательств, которые возлагаются на ОУ действующими законодательными нормами.

Долгое время правовой статус школ в РФ оставался стабильным, но изменение политики нашего государства в сфере образования и переосмысление социально-экономических ориентиров привели к необходимости изменения организационных форм школ.

Виды организационно-правовой формы образовательного учреждения

Государственные ОУ, лежащие в юрисдикции непосредственно РФ или субъектов РФ.

Муниципальные школы, учреждаемые муниципалитетом.

Частные ДОУ, ОУ, институты, управляемые юрлицами или гражданами.

Вид образовательной организации зависит от статуса учредителя.

Финансирование

Органы госвласти РФ, субъектов РФ.

Пребывает в собственности государства.

Осуществляется из госбюджета.

Органы местного самоуправления.

Находится в собственности муниципалитета.

Российские и иностранные объединения. Фонды, пребывающие в обшей и частной собственности.

Общественные и религиозные организации (обязательное условие — регистрация в нашей стране).

Граждане РФ, иностранные граждане, получившие статус индивидуального предпринимателя.

Находится во власти собственника.

Выделение денежных средств выполняется учредителем.

Дополнительные средства взимаются с учащихся в качестве платы за воспитательно-образовательные услуги.

Под данные правила формирования учредительного состава школ не подпадают такие типы образовательных организаций:

учреждения, реализующие программы военной подготовки — могут создаваться исключительно правительственными органами РФ;

учебно-воспитательные заведения закрытого типа, создаваемые для учащихся с нарушениями психического здоровья, чье поведение может нести угрозу здоровью и жизни других граждан, общественному порядку — могут учреждаться только госорганами исполнительной власти.

Школы уполномочены самостоятельно учреждать попечительский совет, создавать филиалы. Структурные отделения ОУ наделяются правомочиями, аналогичными правам и обязанностям учредителя, т.е. имеют право на осуществление воспитательно-образовательной деятельности. Отделения школы выступают на правах преемников учредителей, а руководители филиалов выполняют профессиональные обязанности на основании доверенностей, полученных от директора головной организации. В уставе последней должно приводится перечень филиалов, количество которых не сказывается на правовой форме учреждения.

Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений

Одной из главных тенденций последних лет в сфере образования стало появление разграничений между разными школами, не имеющими отличий по форме собственности. На фоне введения образовательных стандартов последнего поколения, активного развития ИКТ, участия в программах развития на получение грандов отдельные ОУ сумели перейти к более активной системе управления, что стало причиной для поиска экспертами отрасли возможности расширения их полномочий. В результате правовых разработок были выделены новые приоритетные организационно-правовые формы образовательных учреждений — автономные некоммерческие организации (АНО).

Тенденция к переходу на новые организационные типы ОУ вызвана потребностью введения инициатив в сферу обучения, обеспечения конкурентной среды, в условиях функционирования которой каждая школа будет вынуждена систематически пересматривать стандарты предоставляемых услуг и совершенствовать их.

Отличия АНО от государственных (муниципальных) школ несущественны:

АНО остаются учреждениями, а поэтому сохраняют право на получение полного или частичного финансирования от государства.

Право собственности данных ОУ не меняется (закрепляется за государством).

Передача имущества директорам АНО будет осуществляться на правах оперативного управления.

Вместе с тем предусмотрено, что автономная образовательная организация сможет самостоятельно распоряжаться недвижимостью и материально-технической базой, имеющейся на балансе, с согласия учредителя — передавать отдельные объекты учреждаемым юрлицам.

Характеристика

Автономное учреждение

Государство в лице уполномоченного органа

Организация (как юрлицо)

Не имеет право на принятие самостоятельных решений, касающихся распоряжения имуществом, переданным на баланс или приобретенным за счет целевого финансирования.

Имеет право распоряжаться доходами, которые поступают из внебюджетных источников, самостоятельно.

Имеет право распоряжаться имуществом, полученным от собственника или приобретенным за счет средств собственника.

Самостоятельно распоряжается остальным имуществом.

Имеет право на самостоятельное принятие решений, касающихся распоряжения имуществом.

АНО уполномочена передавать имущество учреждаемым юрлицам, заручившись согласием учредителя.

Орган, несущий ответственность за распоряжение имуществом

Уполномоченные органы госвласти.

Финансовый контроль осуществляет руководитель ОУ при согласии учредителя или самостоятельно.

При совершении сделок, касающихся особо ценной собственности, — наблюдательный совет школы.

Специально созданный исполнительный орган ОУ, руководствующийся в своей деятельности правилами расходования материальных средств, утверждаемыми управляющим советом школы.

Ограничения по распоряжению собственностью

Не определены действующей законодательной базой, могут утверждаться уставными документами.

Требуется распоряжение учредителя для выполнения следующих операций:

распоряжение собственностью, выделенной учредителем или приобретенной за счет целевого финансирования;

передача материального фонда или денежных средств в уставный капитал учреждаемых юрлиц.

Требуется распоряжение наблюдательного совета по таким вопросам:

участие в учреждении юрлиц;

совершение сделок с имуществом, распоряжение которым следует согласовать с собственником.

Функции по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утверждению порядка расходования средств, одобрению/неодобрению действий исполнительного органа школы по заключению сделок возлагаются на управляющий совет ОУ.

Ответственность по принятым обязательствам

В пределах имеющихся материальных ресурсов.

Несет ответственность за все имущество, за исключением собственности, выделенной учредителем или приобретенным за счет целевого финансирования.

Несет ответственность за все имущество, имеющееся на балансе.

Тип ответственности учредителя

Участие в деятельности других юрлиц

Уполномочены передавать части собственной материальной базы в уставной капитал юрлиц при согласии собственника.

Заручившись согласием собственника, имеет право выступать учредителем других юрлиц, направления деятельности которых соответствуют сфере целевой деятельности, при условии, что учредительская активность позволит повысить качество образовательных услуг.

Анализ новых организационно-правовых форм образовательных учреждений

Вопрос о характере полномочий АНО остается открытым. Эксперты отрасли образования расходятся во мнении, насколько правомерным является создание дополнительных организационных форм ОУ, разница в правовом статусе которых будет заключаться, вероятнее всего, в праве на распоряжение собственностью.

Анализ новых перспективных организационно-правовых форм образовательных учреждений показывает, что вероятнее всего могут быть предложено от трех до пяти видов АНО, характеристики которых представлены в таблице:

Возможные формы самостоятельных образовательных учреждений и степень их самостоятельности в управлении

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Читайте также: