Опыт чего боится грязь в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

Содержание:

Сюрпризный момент: Незнайка

Ход мероприятия

Организационный момент

Сюрпризный момент

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

- Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

Обучение и воспитание детей всегда происходит на стыке двух тенденций: с одной стороны, необходимо сохранять и передавать культорологические основы, традиции, с другой стороны – соответствовать требованиям современности.

Основной задачей работы педагога в ДОУ всегда является сохранение жизни и здоровья детей. Современная реальность добавила к этой задаче новые требования:

Новые требования к окружающей среде: педагогический коллектив обязан создать условия для предотвращения распространения пандемии: спецодежда, маски, антисептики, термометрия, чек-листы, графики приема детей и т.д.

В содержание педагогической деятельности тоже внесены изменения: необходимо своевременно расширять представления родителей и детей о новой ковидной инфекции и мерах ее предотвращения.

В ходе работы с родителями было ознакомление с Регламентом работы ДОУ в условиях пандемии, проводились устные беседы, разработаны новые печатные консультации по теме.

1. Информационная карта проекта

Авторы проекта: воспитатель – Команева Н.А.

Продолжительность проекта: 1 неделя

Вид проекта: групповой, комплексный, краткосрочный.

Участники проекта: педагоги, работники детского сада, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники младшего возраста.

Проблема: как сохранить и укрепить здоровье детей и работников МДОУ в условиях пандемии.

Актуальность

Установлено, что частое мытье рук родителей с мылом способствует снижению смертности среди детей раннего возраста от острых респираторных инфекций на 20% и от острых кишечных инфекций на 50%. Грязные руки являются фактором передачи целого спектра инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе дизентерии, гепатита А, брюшного тифа, норо- и ротавирусных инфекций, глистных инвазий. Передача осуществляется как напрямую, так и опосредованно через контаминированные поверхности, мягкие игрушки и средства обихода.

Мытье рук является ключевым компонентом в снижении риска целого ряда инфекций, включая острые кишечные инфекции, грипп и другие респираторные инфекции, в том числе новый коронавирус.

В связи с этим очень важно знать, как правильно мыть руки. Правильная методика мытья рук предполагает использование мыла и теплой проточной воды, которые растирают руками в течение не менее 30 секунд. Следуйте этим простым правилам:

· Снимите украшения, закатайте рукава

· Смочите руки в теплой воде перед нанесением мыла

· Тщательно намыльте руки и в течение не менее 30 секунд соблюдайте технику мытья рук

· Обильно ополосните теплой водой руки, чтобы удалить мыло

Цель: Формировать умение мыть руки по рекомендованному Роспотребнадзором алгоритму в течении 30 сек.

для детей:

Расширять представления детей об окружающем мире

Обучать приемам опытно-экспериментальной деятельности.

Развивать культурно-гигиенические навыки детей. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Развивать игровой опыт детей.

для воспитателей:

повышать уровень профессиональной компетентности на семинарах-практикумах, мастер-классах в ходе реализации проектной деятельности;

для родителей:

повысить педагогическую культуру родителей в области сохранения и укрепления здоровья в условиях пандемии;

приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ;

укреплять детско-родительские взаимоотношения.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация проекта на педсовете. Видеоролик для родителей. Мастер-класс для городского семинара.

Продукты проекта:

1. Консультации для родителей:

3. Картотека потешек для формирования кгн.

Ожидаемые результаты по проекту:

1. У детей и родителей сформируется правильный алгоритм мытья рук.

2. У родителей появится желание сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка.

Действия членов семьи

Подготовитель-ный

Формирование теоретических представлений.

2. Просмотр мультипликационного материала обязательно завершается беседой с детьми, в ходе которой формулируют проблему исходя из интересов детей.

3. Составляют план-схему проекта.

4.Консультации для родителей:

5. Подготавливают развивающую среду: иллюстрации, книги.

1. Знакомятся с новыми требованиями Роспотребнадзора.

Деятельностный

2. Формирование умения правильно мыть руки.

3. Создание видеоролика

1. Знакомятся, как научить ребенка правильно мыть руки.

2. Находят на интернет ресурсах потешки, помогающие запомнить алгоритм мытья рук.

Завершающий

Размышления над приобретёнными знаниями, опытом 1.Продуктивная деятельность: раскрашивание.

1. Оформление выставки рисунков-раскрасок.

2. Презентация проекта на педсовете.

3.Мастер-класс для городского семинара.

1.Знакомятся с видеоматериалом проекта.

Подведение итогов работы по проекту.

В ходе проекта цель(Формировать умение мыть руки по рекомендованному Роспотребнадзором алгоритму в течение 30 сек.) была достигнута, что подтверждается материалами видеоролика с детьми.

Дети смогли обогатить представления об окружающем мире, учились приемам опытно-экспериментальной деятельности. У детей возникло желание соблюдать КГН в повседневной жизни.

Родители расширили свои представления в области сохранения и укрепления здоровья в условиях пандемии, участвовали в жизни ДОУ.

1. Описание опытно-экспериментальной деятельности.

2. Видеоролик с мастер-классом.

4. Картотека потешек для обучения алгоритму мытья рук.


Слайд 1


Слайд 2

Актуальность Основной задачей работы педагога в ДОУ всегда является сохранение жизни и здоровья детей. Современная реальность добавила к этой задаче новые требования: • Новые требования к окружающей среде: педагогический коллектив обязан создать условия для предотвращения распространения пандемии: спецодежда, маски, антисептики, термометрия, чеклисты, графики приема детей и т.д. • В содержание педагогической деятельности тоже внесены изменения: необходимо своевременно расширять представления родителей и детей о новой ковидной инфекции и мерах ее предотвращения. Шаблон презентации: Лазовская С.В.


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Этапы проекта Подготовительный • Формирование теоретических представлений. Шаблон презентации: Лазовская С.В.


Слайд 8

Этапы проекта Деятельностный • 1.Расширение представлений детей о микробах и значении мытья рук в ходе опытноэкспериментальной деятельности. • 2. Формирование умения правильно мыть руки. Шаблон презентации: Лазовская С.В.


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19

Этапы проекта Завершающий Размышления над приобретёнными знаниями, опытом Продуктивная деятельность: раскрашивание. Шаблон презентации: Лазовская С.В.


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ. В ХОДЕ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ(ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ МЫТЬ РУКИ ПО РЕКОМЕНДОВАННОМУ РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ АЛГОРИТМУ В ТЕЧЕНИЕ 30 СЕК.) БЫЛА ДОСТИГНУТА, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ МАТЕРИАЛАМИ ВИДЕОРОЛИКА С ДЕТЬМИ. ДЕТИ СМОГЛИ ОБОГАТИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, УЧИЛИСЬ ПРИЕМАМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. У ДЕТЕЙ ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ СОБЛЮДАТЬ КГН В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. РОДИТЕЛИ РАСШИРИЛИ СВОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ, УЧАСТВОВАЛИ В ЖИЗНИ ДОУ. Шаблон презентации: Лазовская С.В.


Полный текст материала Проект для 1 младшей группы ДОУ "Руки чисто мы помыли и микробов победили" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В британских детских садах есть специальные занятия: осенью (и не только, погода в стране позволяет) воспитатели одевают детей в резиновые сапоги и плащи и отправляются с ними на прогулку в грязи. На этой прогулке можно все: прыгать в лужах, смешивать песок с водой и варить из него кашу, строить замки и плотины из грязи, валяться в слякоти.

В чем смысл? Первое и самое главное: игры в грязи, лужах, песке всегда были естественным этапом в жизни детей. С развитием цивилизации, больших городов и общей родительской тревожности таких возможностей у детей стало меньше. Современные площадки вылизаны и покрыты чистенькими полимерами, в детских садах и в семьях — культ стерильности и чистых рук. Это, с одной стороны, хорошо (профилактика тех же бактериальных инфекций), а с другой — не очень: дети таким образом упускают одну из важных возможностей изучения мира. Чтобы этого не происходило, такую возможность в британских садах создают искусственно — отпускают детей возиться в грязи под присмотром взрослых.


Нужны еще аргументы в пользу грязи? Пожалуйста!

Антистресс-эффект. Специалисты из Бристольского университета предполагают — бактерии Mycobacterium vaccae, содержащиеся в грязи, во время взаимодействия с нашим организмом могут стимулировать нейроны серотонина. Получается, что в мозг поступает дополнительное количество этого гормона, который помимо прочего обладает свойствами антидепрессанта. Кажется, теперь мы знаем, почему измазанные грязью с головы до ног дети выглядят такими счастливыми.

Стимуляция мозговой активности. Изготовление всевозможных грязевых супов, каш и пирогов, строительство домиков и плотин — все это богатый сенсорными ощущениями опыт, который, в свою очередь, положительно сказывается на развитии гибкости мышления, креативности, умении формировать концепции и быстро находить новые решения. Песок, грязь, палки и камни не имеют печатных пошаговых инструкций, к ним не дают мануалов, как играть, что именно строить. А значит, появляется дополнительная возможность для исследований и экспериментов.

Развитие координации движений. Играя в грязи или лужах, дети учатся балансировать на скользкой, неустойчивой поверхности, а еще постоянно двигаются: меняют положение тела, вектор движения, встают, приседают и так далее. Все это отличные упражнения и активность, которой многим современным детям остро не хватает.



Гулять в любую погоду, заниматься спортом, исследовать новые места и не бояться дождя, ветра и холода поможет удобная и практичная детская одежда из магазина Decathlon. Дождь, грязь, ветер — ничто не остановит маленьких искателей приключений. Износостойкость, легкость, водонепроницаемые и дышащие свойства одежды позволяют гулять долго, активно двигаться и не бояться испачкаться: экипировка для прогулок легко стирается и быстро высыхает.

Простые опыты и эксперименты для дошкольников

Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этой статье мы подготовили для Вас подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручных материалов не только приводят в восторг каждого малыша, но и развивают любознательность, творческие способности, учат устанавливать причинно-следственные связи, расширяют представление о мире и свойствах веществ.

Техника безопасности

Чтобы проведение опыта не было ничем омрачено, очень важно соблюдать правила безопасности:

  1. Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;
  2. Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;
  3. Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами;
  4. При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски);
  5. Для защиты мебели можно использовать плетку или скатерть.

Постарайтесь организовать эксперимент таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие.

Техника безопасности

Занимательные опыты для самых маленьких

Для детей младшего дошкольного возраста подойдут красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат. Несмотря на то, что ребенок еще маленький, постарайтесь, чтобы он был не просто наблюдателем, а помогал Вам проводить опыт.

Распускающийся цветок. Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.

Занимательные опыты для самых маленьких

Корабли из льдинок. Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Малыш может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.

Танцующая фольга. Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.

Домашняя радуга. На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.

Домашняя радуга.

Проводя эксперимент в домашних условиях, не забывайте проводить для малыша параллели с реальными объектами и явлениям.

Вода бежит по дорожкам. Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.

Крашеные цветы

Подводная лодка. В стакан с газированной минеральной водой опустите одну виноградинку. Предложите малышу понаблюдать за ее движениями. Вы увидите, что на утонувшую ягоду сразу же начнут садиться пузырьки газа, и, когда их станет много, виноградинка всплывет на поверхность. Так будет продолжаться несколько раз, пока газировка не выдохнется.

Лавовая лампа. Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

К этой категории мы отнесли более сложные опыты и эксперименты, которые требуют строгого соблюдения правил безопасности, так как для их проведения необходимы разнообразные химические компоненты.

Соленые кристаллы. Многие из нас в школьные годы выращивали кристаллы из соли. Этот опыт будет интересен и современным детям. Первым делом необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (при достаточном количестве она должна перестать растворяться в воде). Лучше всего использовать теплую дистиллированную воду (ее также можно немного подкрасить). Когда раствор будет готов, его нужно перелить в новую емкость, чтобы избавиться от частичек грязи. Затем в раствор опускается медная проволока с небольшой петлей на конце. Проволоку можно изогнуть по-разному, от этого будет зависеть форма получившихся кристаллов. На некоторое время емкость нужно поставить в теплое место. После этого, по мере остывания раствора, соль начнет оседать на проволоке.

Эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Самонадувающийся шарик. Этот простой опыт позволяет надуть шарик весьма необычным образом. Для эксперимента необходимо растворить в бутылке с водой 1 столовую ложку пищевой соды. Затем в другой емкости нужно смешать 3 столовые ложки уксуса и лимонный сок (выжать 1 лимон). С помощью воронки вливаем получившуюся смесь в бутылку и надеваем воздушный шарик на горлышко. Сделать это нужно максимально быстро, пока бутылка наполнена углекислым газом. Именно он и надувает шарик.

Самонадувающийся шарик

Извержение вулкана

Выводы

Эксперименты – это увлекательный способ разнообразить ваш досуг и рассказать ребенку о мире вокруг, объяснить природу различных явлений, развить мышление и внимание малыша. Описанные нами опыты просты и практически не требуют специальных приготовлений. А какие неподдельные эмоции Вы увидите у крохи, совершающего свои первые научные открытия!

Заключение

Читайте также: