Что такое рельеф 5 класс история древнего египта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Фараон был владыкой Египта. Ему подчинялись вельможи — царские советники и военачальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы — так называемый чиновничий и бюрократический аппарат государства. Власть фараона поддерживало сильное войско. Подавляющее большинство египетского народа трудилось на полях, на масштабных строительствах, в мастерских.

Важную роль в устройстве государства играли жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом, поскольку владеет тайными знаниями. Храмам поступали большие подношения от фараонов. Жрецы были богатыми и могущественными, они имели возможность оказывать влияние на решения фараона.

2. Куль­турные достижения египтян (опорные слова: постройки, статуи, письмо, календарь).

Одними из самых знаменитых достижений древних египтян сегодня считаются их монументальные постройки — пирамиды и храмы. При их возведении был задействован труд сотен тысяч людей, миллионы тонн камня и уникальные для тех времен инженерные технологии. Большинство произведений искусства древних египтян легко узнать. Все они создавались по определенным канонам. Например, статуи скульпторы делали по большей части сидячими, ноги статуи сомкнуты, руки прижаты к коленям (или одна рука к груди), взгляд устремлен прямо. Все статуи создавались большого размера. На рельефах скульпторы изображали фигуры людей тоже по жестким канонам. Верхняя часть тела выглядела так, будто мы смотрим спереди, а ноги — будто смотрим сбоку. Голова повернута боком, но глаз изображен так, словно глядим человеку прямо в лицо.

Древние египтяне имели письменность. В египетском письме было более семисот иероглифов. Первоначально египетские иероглифы были просто изображением предметов, но в последующем их стали использовать для передачи согласных звуков. Впоследствии к иероглифам стали добавляться дополнительные рисунки, поясняющие, о каком именно понятии идет речь. Обучиться такому письму было сложно, поэтому умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом.

Египтяне были сведущи и в математике, и в астрономии. Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь, и предсказывали, в какой день начнется разлив Нила, устанавливали дни, когда нужно было начинать посев или уборку урожая.

Объясните значение слов:

1. Определите словами местоположение Египта на карте мира.

Древнее государство Египет располагалась на северо-востоке Африки по берегам реки Нил от первого порога до Средиземного моря.

2. Расскажите о разливах Нила.

Река Нил берет свое начало в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, неся с собой плодородный ил (частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород). Каждый год в июне начинается разлив Нила. Прибывающая вода делает реку мутно-зеленого, а затем и красного цвета. Воды реки разливаются, затапливая всю долину до самых горных обрывов. В ноябре Нил возвращается в свои берега и вода становится голубой и прозрачной. После разлива на полях остается не только влага, но и плодородный ил. Именно на этих полях, а также на полях, оснащенных ирригационными системами, египтяне выращивали высокие урожаи, способные прокормить многочисленное население страны.

3. Как образовалось еди­ное государство в Древнем Египте?

Сначала на территории Египта было около сорока небольших царств, воюющих друг с другом. В конце концов долина Нила оказалась поделенной на два больших царства — Северный (Нижний) и Южный (Верхний — название было дано по направлению течения реки Нил) Египет. После долгих войн Южный Египет окончательно подчинил Северный Египет. Это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Повелителей всего Египта называли фараонами. Столицей единого египетского государства стал город Мемфис.

Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите 1-й нильский порог, дельту Нила, древнюю столицу единого государства в Египте, полуостров, бога­тый залежами медной руды. Определите его название.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6

  • Под цифрой 1 на карте мы отметили первый нильский порог.
  • Под цифрой 2 — столицу единого государства Египет город Мемфис.
  • Область под цифрой 3 обозначает традиционный регион Северного Египта — дельту Нила.
  • Цифрой четыре мы обозначили Синайский полуостров, богатый залежами медной руды.

Рассмотрите иллюстрации

1. Сравните изображённую на фотографии (см. с. 35) природу Египта с природой тех мест, где расположена ваша школа. В чём различия?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6

На картине мы видим реку Нил, зеленеющую травами пойму реки, редкие деревья южного типа (пальмы, акации), правда почему-то не видим заросли тростника по берегу реки. В долине мы видим светло-коричневые участки — возможно, это ил, оставшийся после разлива. Пойма реки ограничена крутыми скалами. Вероятно, это начало зимнего периода, когда Нил находится в своих обычных берегах, а берега еще полны влаги.

В моем регионе очень много зелени, травы и деревья. Есть река, но нет гор. Для моего региона в отличие от Египта характерен большее количество деревьев и постоянный зеленый покров в летний период.

2. Предположите, почему на древнеегипетской плитке из камня (см. с. 36) изображён человек огромного роста.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 6

Речь идет о палетке Нармера. У нее есть две стороны — аверс и реверс. На аверсе смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы, которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.

Внизу палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.

Стоит обратить внимание, что изображенные на палетке фигуры имеют разный масштаб. Традиционно в египетских рисунках и рельефах размер фигуры зависел от социальной значимости персонажа. Именно поэтому фараон изображен самым большим на рельефе.

Чтобы понять эту фразу, достаточно посмотреть на примерный перевод гимна, посвященного Нилу.

«О Нил, всемогущий, дарующий жизнь среди скал и пустыни!
Долина твоя — как зеленый оазис надежды.
Акации, пальмы, высокий папирус растут вдоль твоих берегов.
И много животных и птиц находят еду и защиту в густых этих зарослях.

Когда же вода убывает в тебе, О великий Нил,
То солнце, светило небесное, землю кругом иссушает.
Живое в долине твоей, умирая от жажды,
К тебе с мольбой обращает печальные взоры,
Молясь неустанно великому ХАПИ, послать поскорее разлив твой,
Вернуть жизнь в долину.

На примере этого текста мы видим, насколько сильно зависела жизнь египтян от ежегодных разливов Нила. Река Нил действительно была самой жизнью для египтян.

Речные пороги - каменистые преграды на дне, мешающие судоходству.

Речной ил - тонкозернистая мягкая горная порода, отлагающаяся на дне
водотоков и водоёмов.

Оазис в пустыни - островки зелени.

Рельеф - выпуклое изображение на камне Фараон - повелитель всего Египта.

Столица - главный город государства, местопребывание правительства и
других высших органов государственной власти.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Искусство древнего египта

Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных и изобразительных типов древнеегипетского искусства канон в.. египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру.. с самого начала образования классовых отношений искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Полихромные рельефы в египетских гробницах времени Древнего Царства

Гробницы правителей архаичного периода


В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада .

Гробница фараона в соответствии с религиозными представлениями Древнего Египта строилась как жилище умершего правителя. Гробницы фараонов играли огромную роль в истории Древнего Египта, в жизни египтян того времени. Порой на их строительство уходили громадные силы и средства всего государства. История строительства гробниц фараонов Египта является важной частью истории всего древнеегипетского государства.

Техника


Неоконченная роспись в гробнице (KV57) Хоремхеба (XV век до н. э.), по которой можно проследить этапы нанесения рельефа

Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать её фактуру, в связи с чем высота древнеегипетского рельефа невелика, иногда меньше одного миллиметра. Перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развёртываются в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчёркнут обобщённым контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остаётся незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями.


Рельеф из гробницы генерала Сехетепибра, ок. 1802 –1640 годы до н.э. (XIII династия)

В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и горельеф, с углубленным контуром, но сохранённым фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придаёт особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придаёт рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю её строгую и гладкую поверхность.

Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трёх синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объёма, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

Мастабы


В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой

Пирамида Джосера

Такие гробницы строили фараоны I и II династий Древнего царства. Всё изменилось при первом фараоне III династии Джосере. Для своей усыпальницы он поставил всё убывающие в размерах мастабы друг на друга, получив ступенчатую пирамиду.


Другим новшеством стало то, что фараон отказался от недолговечного необожженного кирпича, и приказал построить свою гробницу из камня. Таким образом, ступенчатая пирамида в Саккаре стала первым в мире каменным архитектурным сооружением. Её же считают первой египетской пирамидой.

Пирамида Джосера предназначалась для всей семьи усопшего, как и мастабы, возводимые до этого. В более поздних пирамидах хоронили только одного фараона. Для членов семьи в пирамиде Джосера было приготовлено в тоннелях пирамиды 11 погребальных камер. Там были похоронены все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка приблизительно восьми лет.

Пирамида была ограблена в древности, причем имеется несколько разных лазов, пробитых грабителями. Поэтому не удивительно, что мумию самого Джосера не нашли (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная пятка).

Территория для строительства комплекса пирамиды Джосера, выбранная Имхотепом, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис.

Медумская пирамида


Сначала фараон Снофру, осуществил переход к правильной форме пирамиды, перестроил ступенчатую пирамиду в Медуме, заложив ступени каменной кладкой, и придав пирамиде правильную геометрическую форму. Со временем эта кладка обвалилась, засыпав нижние ступени, и пирамида приобрела совершенно необычную форму.

Форма правильной пирамиды, т. е. имеющей квадратное основание, может быть изучена не только с технической стороны. На развитии формы пирамиды сказались изменения общественной структуры Древнего Египта и религиозных концепций.

Новые идеи изменили не только форму пирамиды, они привели к созданию целых комплексов культовых сооружений, необходимых для проведения ритуальных церемоний. Комплекс пирамиды в Медуме, ставший классическим, был построен в одно время с самой пирамидой. Он был возведен на границе пустыни и плодородной земли и состоял из двух храмов — нижнего и заупокойного. Оба храма были соединены дорогой восхождения. Главным элементом комплекса была пирамида — гробница фараона.

Маленький заупокойный храм находился у восточного склона медумской пирамиды. Дорога в него проходила через два полностью закрытых, темных и длинных помещения, расположенных у самого подножия пирамиды. Во дворике заупокойного храма стояли две каменные стелы без надписей, между ними находился жертвенный алтарь. Сюда приносили жертвенные дары, еду и питье для умершего фараона: От нижнего храма остались лишь незначительные следы, дорога восхождения хорошо сохранилась на всем своем протяжении. К комплексу пирамиды фараона Снофу в Медуме принадлежат и маленькие пирамиды-спутницы.

Ломаная пирамида


Две другие пирамиды фараона Снофру находятся к западу от нынешней деревни Дашур. Первая — это пирамида с ломаными гранями, или Ломаная пирамида. Стены ее нижней части наклонены под углом 54° ЗГ к линии горизонта, примерно с середины высоты пирамиды наклон стен становился 43° 21′. Для объяснения причин, вызвавших строительство пирамиды с такими ломаными гранями, существует несколько теорий. Одни специалисты считают, что во время строительства пирамиды произошло землетрясение, ее верхняя часть была слишком отвесной и была разрушена. Поэтому строители продолжили работы под другим, более пологим углом. Другие ученые видят здесь одно из доказательств взаимосвязи обелиска и пирамиды Нижний храм Ломаной пирамиды — самый древний из известных нам. Он расположен не на краю плодородных земель, как другие, более поздние храмы, а построен в пустыне. Дорога восхождения, соединяя его с культовыми постройками у пирамиды, продолжается дальше на восток, в сторону реки. Многие египтологи считают, что существовал еще один, настоящий нижний храм, построенный на границе пустыни и плодородной земли, но он не сохранился. Сохранившийся нижний храм, имея прямоугольник в плане, состоит из трех основных частей: входного зала-вестибюля, четырех помещений рядом с ним и большого двора, в глубине которого стояли две колоннады (по 10 колонн пятиметровой высоты в каждой). Они образовывали открытый дворик. За ним находились шесть камер со статуями фараона Снофру больше натуральной величины. Стены храма были украшены прекрасными барельефами.

Розовая пирамида


Вторая пирамида Снофру в Дашуре называется Розовой пирамидой. Этот цвет придает ей камень, из которого она построена. Угол наклона пирамиды примерно такой же, как в верхней части Ломаной пирамиды.

До сих пор остается неясным, для чего фараону Снофру потребовались сразу две рядом стоящие гробницы? Этот факт, как и многие другие, подтверждает гипотезу о том, что самые грандиозные пирамиды никогда не были гробницами фараонов.

Великие пирамиды


Самыми грандиозными гробницами фараонов были три пирамиды в Гизе, которые получили название Великих. Их считают одним из Семи чудес света. Они расположены на кромке пустынного плато Гиза, на границе с зеленой долиной Нила, на окраине Каира.

Этот древнеегипетский некрополь состоит из пирамиды Хеопса, несколько меньшей по размерам пирамиды Хефрена и относительно скромных размеров пирамиды Микерина, а также ряда менее крупных пирамид-спутников.

Пирамида Микерина ознаменовала конец эпохи больших пирамид. Все последующие сооружение были небольших размеров.

Во времена пятой династии в Египте пирамиды строились намного меньшего размера. Их возводили из каменных блоков меньшего размера и недорогих строительных материалов. Намного короче оказалось и время их существования. Большинство из них сейчас в руинах.

Пирамиды V и VI династий Древнего царства

Фараоны пятой династии построили пять относительно небольших пирамид в Абусире, примерно в девяти километрах южнее Гизы, а кроме них ещё три пирамиды в Саккаре. Рядом с пирамидой Джосера, с восточной стороны, фараон Усеркаф возвел свою пирамиду. Она была сооружена из огромных блоков грубо отесанного известняка.

Пирамида Унаса – последнего фараона пятой династии – была возведена к юго-западу от пирамиды Джосера. В настоящее время она довольно сильно разрушена.

В Саккаре во времена шестой династии было построено четыре небольшие пирамиды, но они сейчас имеют еще более плачевный вид.

Пирамиды Среднего царства

В период Среднего царства произошли значительные изменения в строительстве пирамид. В качестве строительного материала стали использовать не камень, а необожженный кирпич. Пирамиды опять увеличились в размерах, сложнее стала архитектура погребальной камеры, и заупокойный храм достиг максимальных размеров.

Правители тринадцатой династии прекратили строить этот тип усыпальниц для фараонов. Вместо пирамид в Древнем Египте стали возводиться гробницы, которые вырубались в скалах.

Долина Царей


Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Гробница фараона Тутанхамона


Гробница фараона Сети I


Долина Цариц


Гробница царицы Нефертари



Гробница царицы Тити


Славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 24558
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Egypt Relief

Как возник рельеф? Наиболее распространенная теория выводит его из рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Такой вывод напрашивается при изучении памятников Древнего Египта. Действительно, древнейшие изображения иероглифов технически подобны контурному рисунку, гравированному на поверхности стены.

Следующая ступень развития — когда внутренняя сторона контура начинает закругляться и появляется первый зародыш моделировки. Именно так возникает своеобразный вид рельефа, известный только в Древнем Египте, — так называемый углубленный рельеф (en creux). Его особенность заключается в том, что, хотя он может быть выпуклым, он все-таки остается контурным, существует не перед стеной, а на стене или даже, еще правильней, в стене (следует отметить, что в углубленном рельефе не фигура бросает тень на фон, а фон — на фигуру рельефа).

Однако параллельно в египетском рельефе происходит и другой процесс развития — наряду с углубленным рельефом вырабатывается и техника выпуклого рельефа (причем опять-таки одновременно и в изобразительном искусстве, и в письменности): слой камня вокруг контура фигуры снимается, и фигура начинает выделяться на фоне стены в виде плоского силуэта. В дальнейшем развитии снимаемый слой становится все глубже, а фигура все более выпуклой; тогда перед скульптором возникает новая проблема — снятие нескольких слоев или нескольких планов, иначе говоря, проблема третьего измерения.

Relief Egypt


Вместе с тем в течение всей своей тысячелетней истории египетский рельеф сохраняет примитивную форму, связанную с традициями контурного рисунка. Даже перейдя на выпуклый рельеф, египетские скульпторы придерживаются очень плоской моделировки (чаще всего высота египетского рельефа не превышает двух миллиметров).

Другая особенность египетского рельефа заключается в том, что он не имеет рамы, у него нет точных границ, определенного места на стене. В Ассирии рельеф чаще всего помещается в нижней части стены, в Греции — обычно наверху (метопы, фриз). Египетский же рельеф может находиться всюду, украшать стену рядами (один над другим), двигаться в сторону и вниз, со стены переходить на колонну и опоясывать ее снизу доверху.

Egypt Relief
Relief Temple of Hathor

Заказать и купить рельеф из мрамора просто - достаточно зайти в раздел нашей галереи – "Рельеф", выбрать понравившийся образец, определиться с цветом мрамора и размером, а затем позвонить по телефону; воспользоваться формой обратной связи или написать письмо по электронной почте. Наши специалисты также всегда готовы оказать вам помощь.

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Читайте также: