Определение противоречия между фактическим и желаемым состоянием педагогического процесса в доу

Обновлено: 02.07.2024

Движущими силамипедагогического процесса являются естественные и специально создаваемые противоречия (задачи, ситуации), с которыми сталкивается развивающийся человек, в частности ребенок. Эти противоречия могут быть внешними по отношению к нему, либо внутренними. Их постоянное возникновение и усложнение на пути человека, делает педагогический процесс необходимым и непрерывным. Схематически эти противоречия можно обозначить как противоречия между желаемым, наличным и требуемым.

Первое – противоречие между тем, чего хочет развивающийся человек и тем, что он в реальности может в силу своего несовершенства;

Второе – противоречие между тем, что ребенок может и тем, чего от него добивается общество;

Третье – противоречие между желаниями ребенка и требованиями общества. Резкое расхождение в этом третьем пункте обостряет противоречие до состояния конфликта.

Педагогический процесс не просто снимает встающие перед человеком противоречия, а специально организует их в виде педагогических задач и ситуаций. Это делает педагогический процесс более эффективным, придает ему развивающий характер. Т.о., основными единицами педагогического процесса являются педагогическая задача или педагогическая ситуация

Среди основных функций педагогического процесса выделяют три:

воспитательную, образовательную, развивающую

иногда выделяют социальную функцию.

Список использованной литературы:

Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

Педагогика. Курс лекций. Алматы: "Нурлы алем", 2003. – 368 с.

Педагогика: Учебник. - Алматы: Print-Sistem, 2005. – 364 с.

Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 256 с.

Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. - Алма-Ата: Мектеп, 1984.

Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. - Алматы, 2005.

Лекция 9. Цель воспитания, её социальная обусловленность

Аннотация:Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Ключевые слова:цель воспитания, мировая культура, национальная культура, общечеловеческие ценности, национальные ценности, всесторонне развитая гармоничная личность.

План:

1. Цель воспитания как системообразующий фактор целостного педагогического процесса.

2. Цель воспитания как конкретно-историческое явление.

3. Мировая и национальная культура как методологическая основа в определении цели воспитания.

Цель воспитания как системообразующий фактор целостного педагогического процесса

Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической системы, одним из главных звеньев педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. В педагогической системе цель воспитания - это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать. Она определяет требования к педагогическому процессу и служит эталоном для оценки результатов.
Определение целей и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного научно обоснованного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности.

Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия. Противоречие – это положение, при котором что-либо одно исключает другое, не совместимое с ним.

Противоречия как движущие силы педагогического процесса

Противоречия являются главной движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса. Все противоречия делятся на две большие группы:

Рассмотрим объективные противоречия. К ним относятся противоречия между степенью развития ребенка, уровнем его знаний, умений и навыков и всевозрастающими требованиями жизни и общества. Такое противоречие преодолевается с помощью непрерывного образования, интенсивного темпа обучения, трудового, гражданского, физического и нравственного воспитания. Усложнение взаимоотношений внутри общества, рост требований к объему и качеству обязательной к усваиванию информации, умений и навыков порождает сложности связанные с увеличением количества обязательных дисциплин для изучения, видов учебной и трудовой деятельности. Это порождает образование дефицита времени, возникновение интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.

Условием становления данного противоречия в качестве движущей силы обучения являются его обусловленность и подготовленность самим учебным процессом, логикой данного процесса. Только при этом условии ученики ухватывают противоречие и находят способ его решения. В этих условиях возникает новое противоречие, раскрывающее учащимся следующую задачу изучения дисциплины или конкретного вопроса. Происходит процесс самодвижения познания. Решение одной проблемы становится шагом к открытию новых познавательных задач.

Противоречие становится внутренним процессом, который характеризует деятельность человеческого сознания.

Выдвинутая и принятая учеником познавательная задача в результате противоречий превращается в цепочку внутренне взаимосвязанных задач, вызывающих личное стремление к познанию нового и к применению этого познанного на практике.

Внутренняя движущая сила педагогического процесса заключается в противоречие между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями по их реализации. Это противоречие приводит к движению системы к общей цели, но только в случае, когда требования лежат в зоне ближайшего развития возможностей. Задача педагога здесь заключается в овладении умением изучать ученический и педагогический коллективы, его членов, проектировать близкие, средние и дальние перспективы развития и трансформировать их в конкретные задачи.

Объективное противоречие может быть также заключено между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.

К субъективным противоречиям относится противоречие между индивидуальным процессом становления личности ребенка и массовым характером организации педагогического процесса.

Глобальные изменения в общественной жизни, зарождение новых отношений, требований к обучаемым делают невозможным создание неизменной стандартной целостной педагогической системы.

Одно из субъективных противоречий заключается между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении личности и технического прогресса в самом педагогическом процессе.

Преодоление противоречий и, соответственно, обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет эффективного функционирования основных содержательных элементов. К таким элементам относятся:

  • детский трудовой воспитательный коллектив и разнообразные общественные организации;
  • обучение;
  • общественно полезный, производительный труд;
  • внеучебная творческая деятельность.

Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса

В педагогической науке так же существует еще одна, очень схожая с предыдущей, классификация противоречий:

  • внешние противоречия,
  • внутренние противоречия.

К внешним относятся противоречиям между:

  • внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
  • целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и хаотичным влиянием социальной среды и различных факторов;
  • увеличивающимся потоком информации и ограниченными возможностями охвата в педагогическом процессе;
  • обобщенным опытом и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности;
  • новыми воспитательными и образовательными задачами и реальным уровнем воспитанности и обученности ребенка;
  • коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями;
  • регламентацией педагогического процесса и собственной активностью ученика;
  • педагогическими средствами, формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их обучающимися.

К внутренним относятся противоречия между:

  • нравственно-этических норм личности и правил поведения в обществе и уровнем сформированности умений и привычек;
  • сформированным идеалом личности и реальным поведением;
  • долгом, поведением и эмоциями, чувствами;
  • оценкой и самооценкой.

Противоречия как движущие силы педагогического процесса

Развитие эмоциональной жизни также подвержено внутренним противоречиям. Эмоции выступают в жизни человека как противоположности и отражают ход его взаимоотношений, общение с окружающими, преодоление трудностей, удачи и неудачи. Единство и борьба этих противоположностей играет важную роль в развитии эмоций, в трансформации ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В этом процессе одни эмоции укрепляются и превращаются в чувства посредством других, например: уверенность через сомнение, смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.

В процессе обучения немалое значение имеет оценка педагогом качества знаний учеников и побуждение их к самооценке своих результатов учения. Оценка знаний позволяет отмечать успехи учеников и обозначать недостатки в их учебной деятельности. При этом у одних учеников оценка вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других же выявляет недостатки и тем самым рождает переживание внутренних противоречий. Таким образом, происходит стимулирование и успешных, и отстающих учеников к познавательной активности, формирование прилежания и ответственности за выполнение обязанностей. Так же важен и самоконтроль за результатами своей учебной деятельности.

Разрешение этих противоречий ведет формирует личность, способную ориентироваться в современной стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации.

Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия.

Противоречие в педагогике – это положение, при котором что-то одно исключает другое, несовместимое с ним.

Противоречия как главная движущая сила педагогического процесса

Объективные и субъективные противоречия

Главной движущей силой воспитания является именно противоречие. Оно оказывает влияние на развитие и совершенствование процесса.

В современной педагогике противоречия имеют разделения на две основные группы:

К противоречиям объективной группы принято относить различия между уровнем развития ученика, его знаний, навыков, умений и возрастающими требованиями жизни и общества. Данное противоречие преодолевается посредством непрерывного образования, интенсивности обучения, воспитания трудовых, гражданских, физических, нравственных свойств личности. Ввиду усложняющихся общественных взаимоотношений, роста требований к объему и качеству обязательной для изучения информации, умений, навыков, увеличивается количество дисциплин для изучения, а также видов учебной и трудовой деятельности. Совокупность этих факторов дала толчок к увеличению дефицита времени, возникновению интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.

Условием формирования такого положения, как движущей силы обучения, становится обусловленность и подготовленность самим процессом обучения и его логикой. При данном условии воспитанники способны выявлять противоречие и то, что это способ его решения. При этих же условиях образуется следующее противоречие, которое раскрывает последующую задачу изучения предмета в целом или конкретного вопроса. Таким образом, запускается процесс самодвижения познания, а решение одного вопроса приближает к открытию последующих задач в получении знаний.

Противоречие принято рассматривать как внутренний процесс, характеризующий деятельность человеческого сознания.

Выделенная и принятая учеником познавательная задача, вследствие противоречий трансформируется в цепь взаимосвязанных задач, стимулирующих личное стремление к познанию новой информации и использованию этих знаний в практическом применении.

Внутренние движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречии между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями их реализации. В итоге это приводит к движению системы по направлению общей цели, при условии, что требования находятся в зоне ближайшего развития способностей. При таких условиях основной задачей педагога является овладеть умением изучать ученический и педагогический коллективы, его участников, планировать ближайшие и отдаленные перспективы развития и формировать их в конкретизированные цели.

Противоречие объективного характера может проявляться между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.

Субъективная природа противоречия – это парадокс между индивидуальным процессом становления личности и массовостью в организации педагогического процесса.

В качестве примера такого противоречия можно отметить возрастающую роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании личности и стремительный технический прогресс внутри педагогического процесса.

Тотальные изменения в жизни общества, формирование новых отношений, требований к ученикам препятствуют созданию неизменной, стандартизированной и структурно целостной системы преподавания.

  • Преодоление несоответствий и обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет продуктивного функционирования основных содержательных компонентов, к которым относятся:
  • Детский трудовой и воспитательный коллектив и общественные организации.
  • Обучение.
  • Общественно полезный, производительный труд.
  • Внеурочная творческая деятельность.

Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса

В педагогике присутствует и другая классификация противоречий, схожая по структуре с предыдущей:

  • Внешние противоречия.
  • Внутренние противоречия.

К внешней группе противоречий относится парадокс между следующими сторонами:

  • Внешнее влияние, требования и внутреннее стремление к соответствию.
  • Целенаправленность, планомерность педагогического процесса и неконтролируемое влияние внешних факторов.
  • Увеличивающийся информационный поток и ограниченные возможности охвата в педагогическом процессе.
  • Обобщенный опыт и индивидуальные навыки личности добытые самостоятельно.
  • Новые образовательные, воспитательные задачи и объективный уровень воспитанности и образованности ученика.
  • Коллективные формы воспитания, обучения и индивидуальный характер познания духовных ценностей.
  • Регламент педагогического процесса и собственная активность обучающегося.
  • Педагогические средства, формы, методы воздействия и принятие данного обучающимися.

Противоречия внутреннего характера затрагивают следующие стороны:

  • Нравственно-этические нормы, правила поведения в обществе и уровень сформированности умений и привычек.
  • Сформированный идеал личности и реальное поведение.
  • Долг, поведения и эмоции, чувства
  • Оценка и самооценка.

Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса

Развитие эмоциональной жизни также обусловлено внутренними противоречиями. Эмоциональная сторона жизни человека имеет много противоположностей и отражает процесс взаимоотношений, общения с окружающими, преодоления сложностей, удач и неудач. Конфликт и взаимодействие таких противоположностей играет одну из ключевых ролей в развитии эмоций, а также в преобразовании ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В данном процессе происходит преодоление противоречий в чувства через овладение эмоциями, а именно: уверенность через сомнение; смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.

В образовательном процессе важное место занимает оценивание педагогом качества знаний ученика и побуждение к самостоятельной оценке собственных результатов обучения. Система оценивания помогает анализировать успеваемость ученика и выявить его слабые стороны. Метод оценивания также рождает противоречия. Так, некоторые воспитанники удовлетворены хорошей успеваемостью, другие, осознавая недостатки в учении, испытывают переживание внутренних противоречий. В любом случае происходит стимулирование учеников к познавательной активности, формированию прилежания, ответственности за выполнение обязательств. Решение противоречий позволяет пройти путь формирования к свободно ориентирующейся в стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации личности.


На современном этапе вся система образования, педагогический процесс, его субъекты приобретают новые качественные характеристики в горизонте XXI века, когда образование только черты непрерывности, но и образование через всю жизнь.

Современная система непрерывного образования направлена на полноценное развитие личности ребенка. Соответственно, образование рассматривается в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный результат [5].

Образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными планами и программами воспитания и обучения, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие.

Современный период развития дошкольного образования характеризуется тенденцией к его обновлению – одни системы и технологии воспитания и обучения заменяются другими, модернизируются – всякий раз обнаруживая новые идеи и подходы к такой его организации, которая бы максимального сближала педагогический процесс с личностными особенностями детей.

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе, конкретнее – в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. педагогический процесс определяется как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Амонашвили Ш.А., характеризуя педагогический процесс, подчеркивал: весь педагогический процесс есть не что иное, как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе учитель (воспитатель) выполняет функцию посредника. Посредничество учителя (воспитателя) состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала [2].

Таким образом, в педагогике педагогический процесс рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания (в его широком смысле) путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). При этом в качества ядра педагогического процесса ученые выделяют формирующегося человека. Акцент делается на переходе объективного, социального в субъективное, индивидуально-личностное достояние человека, при полноправном участии ребенка. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Педагогический процесс – это процесс трудовой, он, как и в любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, – особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить детей, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

В рамках нашего исследования, изучая педагогический процесс с точки зрения системного подхода, мы соглашаемся с мнением В.Д. Симоненко, который утверждает, что педагогический процесс порождается взаимодействием компонентов педагогической системы, которая создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса [10]. При этом в состав системы, где протекает педагогический процесс, входят субъекты и объекты воспитания (в широком смысле), разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Состав процесса не идентичен составу системы, в которой он протекает. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с. (С.38).

Данилов М.А. Педагогический процесс как объект педагогической теории / Сб. науч. тр. Вопросы обучения и воспитания. Сост. и ред. Э.Г. Костяшкин. – М., 1972. – С.56-84. (С.67).

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384 с. (С.48).

Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Из книги: Избранные педагогические сочинения. П.Ф. Каптерев; под ред. А.М. Арсеньева; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982. – 703 с. (С.169).

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Изд-во Владос, 2010. – 648 с. (С.102).

Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. – М.: Роспедагентство, 1997. – 264 с. (С.36-37).

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой. – Ленинград: Ленинградский педагогический институт, 1985. – 168 с. (С.4).

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, образование, процесс, трудовой процесс, образовательная система, образовательный процесс, педагогический труд, система образования, социальный институт, широкий смысл.

Похожие статьи

Основные категории педагогики — развитие, воспитание.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

В данной статье раскрывается возможность использования инновационной модели педагогической системы вуза в психолого-педагогического образования, рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора.

К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его.

Педагогический процесс в вузе в широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной глобальной задачи.

. образовательная система, образовательный процесс, образовательная деятельность, образовательная ситуация, система образования, инновационная образовательная система, локальный уровень, образовательная система школы, реализация, система.

Учебный процесс как педагогическая система в процессе.

Цель обучения имеет объективный характер. Он определяется состоянием, исходящим из материально-духовных потребностей каждого общества, выражается в общей форме общественного заказа в документах государства.

Образование взрослых в системе непрерывного образования.

Непрерывное образование — процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Читайте также: