Опишите как происходит развитие живого организма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Размножение — одно из важнейших свойств живой материи. Новый организм, полученный в результате деле­ния материнской клетки, проходит в дальнейшем путь онтогене­тического развития.

Онтогенез растений и животных слагается из процессов роста и развития. Эти категории необходимо различать, хотя они тес­нейшим образом взаимосвязаны.

Рост — это процесс развертыва­ния определенного количественного изменения, но без качественных изменений организма. Процесс роста обусловливает такие преобра­зования организма, которые создают возможность выхода на но­вый функциональный уровень.

Раз­витие организма — приобретение им качественно новых возмож­ностей.

Рост и развитие — это диалектически взаимосвязанные категории, чередующиеся и переплетающиеся на всем протяже­нии жизни особи.

Важной особенностью онтогенетического развития живых орга­низмов является их одновременное и постоянное взаимодействие со средой.

Связь организма со средой на протяжении его онтогенетического развития не остается неиз­менной, а претерпевает изменения, вытекающие из специфики потребностей организма на том или ином этапе роста или разви­тия.

Преобразования в процессе онтогенетического развития пре­терпевают животные, особенно высшие.

Как у позвоночных, так и у беспозвоночных индивидуальное развитие совершается или с метаморфозом (превращением), или без него. В первом случае он­тогенез характеризуется наличием личиночной стадии, когда ли­чинка и взрослая особь не похожи друг на друга и ведут различ­ный образ жизни. Скачкообразные неожиданные качественные преобразования онтогенеза с метаморфозом (что характерно, на­пример, для насекомых) трудны для понимания в дошкольном возрасте.

Иначе обстоит дело с теми формами онтогенеза, которые про­текают без метаморфоза, в частности у высших позвоночных — птиц и млекопитающих. В своем индивидуальном развитии эти животные проходят следующие периоды: эмбриональный (пренатальный), ранний постнатальный, ювенильный (игровой) и взрослый. Каж­дый из этих периодов отличается своими закономерностями, сво­ей спецификой и вместе с тем является подготовкой к следующе­му периоду. В этом случае наблюдается прямая последовательная преемственность в стадиях, плавный переход с одного этапа на другой, что очень важно, учитывая специфику наглядно-образ­ного мышления дошкольников.

На всех стадиях развития высших животных особый интерес, с точки зрения дошкольного детства, представляют два момента:

морфофункциональные изменения растущего молодого животно­го

его взаимоотношения со средой.

В раннем постнатальном пе­риоде достраивается то, что не могло формироваться в пренатальном. Животное быстро увеличивается в размерах, одна за дру­гой начинают проявляться разные формы поведения, особенно локомоторного. Можно понаблюдать, как детеныши домашних жи­вотных начинают вставать, стоять, ходить, бегать, прыгать и т.д. Основную средообразующую функцию в этот период онтогенеза выполняют взрослые особи (либо оба родителя, например, у птиц, либо только мать — у многих млекопитающих). Взрослые выкарм­ливают молодняк, обогревают, охраняют и защищают.

Ювенильный период характеризуется прежде всего играми, выступающими в различных формах и выполняющими разные функции. Игры служат подготовке молодого животного к взрос­лой жизни: происходит отработка наиболее сложных, тонких дви­жений и вообще поведения. В морфологическом отношении жи­вотное-детеныш уже мало отличается от взрослого — в основном размерами, пропорциями. Взаимоотношения со средой в этот пе­риод двоякие: с одной стороны, еще сильна опека взрослых (на­пример, игры могут проходить только в зоне безопасности, под присмотром матери и других особей); с другой стороны, детеныш уже осваивает окружающую предметную среду (отыскивает пи­щевые элементы, обследует предметы и пр.). Обучение детены­шей родительскими особями имеет большое значение для выжи­вания потомства.




Таким образом, на конкретных представителях растительного и животного мира дошкольникам можно продемонстрировать по­следовательный процесс онтогенетического развития живого орга­низма. Каждая из форм живых существ имеет свои преимущества: однолетние быстрорастущие растения позволяют детям просле­дить весь жизненный цикл (от семени до семени), что почти не­возможно осуществить на животных. Постнатальное развитие жи­вотных, в свою очередь, особенно отчетливо демонстрирует морфофункциональную связь развивающегося организма со средой обитания.

Размножение — одно из важнейших свойств живой материи. Новый организм, полученный в результате деле­ния материнской клетки, проходит в дальнейшем путь онтогене­тического развития.

Онтогенез растений и животных слагается из процессов роста и развития. Эти категории необходимо различать, хотя они тес­нейшим образом взаимосвязаны.

Рост — это процесс развертыва­ния определенного количественного изменения, но без качественных изменений организма. Процесс роста обусловливает такие преобра­зования организма, которые создают возможность выхода на но­вый функциональный уровень.

Раз­витие организма — приобретение им качественно новых возмож­ностей.

Рост и развитие — это диалектически взаимосвязанные категории, чередующиеся и переплетающиеся на всем протяже­нии жизни особи.

Важной особенностью онтогенетического развития живых орга­низмов является их одновременное и постоянное взаимодействие со средой.

Связь организма со средой на протяжении его онтогенетического развития не остается неиз­менной, а претерпевает изменения, вытекающие из специфики потребностей организма на том или ином этапе роста или разви­тия.

Преобразования в процессе онтогенетического развития пре­терпевают животные, особенно высшие.

Как у позвоночных, так и у беспозвоночных индивидуальное развитие совершается или с метаморфозом (превращением), или без него. В первом случае он­тогенез характеризуется наличием личиночной стадии, когда ли­чинка и взрослая особь не похожи друг на друга и ведут различ­ный образ жизни. Скачкообразные неожиданные качественные преобразования онтогенеза с метаморфозом (что характерно, на­пример, для насекомых) трудны для понимания в дошкольном возрасте.

Иначе обстоит дело с теми формами онтогенеза, которые про­текают без метаморфоза, в частности у высших позвоночных — птиц и млекопитающих. В своем индивидуальном развитии эти животные проходят следующие периоды: эмбриональный (пренатальный), ранний постнатальный, ювенильный (игровой) и взрослый. Каж­дый из этих периодов отличается своими закономерностями, сво­ей спецификой и вместе с тем является подготовкой к следующе­му периоду. В этом случае наблюдается прямая последовательная преемственность в стадиях, плавный переход с одного этапа на другой, что очень важно, учитывая специфику наглядно-образ­ного мышления дошкольников.

На всех стадиях развития высших животных особый интерес, с точки зрения дошкольного детства, представляют два момента:

морфофункциональные изменения растущего молодого животно­го

его взаимоотношения со средой.

В раннем постнатальном пе­риоде достраивается то, что не могло формироваться в пренатальном. Животное быстро увеличивается в размерах, одна за дру­гой начинают проявляться разные формы поведения, особенно локомоторного. Можно понаблюдать, как детеныши домашних жи­вотных начинают вставать, стоять, ходить, бегать, прыгать и т.д. Основную средообразующую функцию в этот период онтогенеза выполняют взрослые особи (либо оба родителя, например, у птиц, либо только мать — у многих млекопитающих). Взрослые выкарм­ливают молодняк, обогревают, охраняют и защищают.

Ювенильный период характеризуется прежде всего играми, выступающими в различных формах и выполняющими разные функции. Игры служат подготовке молодого животного к взрос­лой жизни: происходит отработка наиболее сложных, тонких дви­жений и вообще поведения. В морфологическом отношении жи­вотное-детеныш уже мало отличается от взрослого — в основном размерами, пропорциями. Взаимоотношения со средой в этот пе­риод двоякие: с одной стороны, еще сильна опека взрослых (на­пример, игры могут проходить только в зоне безопасности, под присмотром матери и других особей); с другой стороны, детеныш уже осваивает окружающую предметную среду (отыскивает пи­щевые элементы, обследует предметы и пр.). Обучение детены­шей родительскими особями имеет большое значение для выжи­вания потомства.

Таким образом, на конкретных представителях растительного и животного мира дошкольникам можно продемонстрировать по­следовательный процесс онтогенетического развития живого орга­низма. Каждая из форм живых существ имеет свои преимущества: однолетние быстрорастущие растения позволяют детям просле­дить весь жизненный цикл (от семени до семени), что почти не­возможно осуществить на животных. Постнатальное развитие жи­вотных, в свою очередь, особенно отчетливо демонстрирует морфофункциональную связь развивающегося организма со средой обитания.

Рост – количественное изменение (увеличение размера, объёма и массы организма) за счет увеличения количества и размеров клеток.

Развитие – качественное изменение (усложнение или упрощение строения) особи с момента зарождения до конца жизни.

*Онтогенез – индивидуальное развитие организма от зарождения до естественной смерти.

*Филогенез – историческое развитие организмов в процессе эволюции.

*Эмбриональное развитие – зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма начинается с момента первого деления зиготы и заканчивается рождением или выходом из яйца.

*Постэмбриональное развитие – процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понятие о росте и развитии организма. Рост – это количественные изменения организма животного, которые проявляются в увеличении массы, размеров тела в целом и отдельных органов. Различают рост массовый, объемный и линейный. В практике учитывают обычно массовый рост путем взвешивания и линейный - путем взятия промеров отдельных частей тела животного.

Развитие – это процесс морфологических и физиологических изменений в организме животного от момента зачатия до конца жизни.

Различают индивидуальное развитие (онтогенез) и историческое (филогенез). Индивидуальное развитие -это изменения особи, индивидуума, историческое же развитие – это изменения, происходящие у животных данного вида в течение всего периода существования этого вида на Земле. Индивидуальное и историческое развитие являются неразрывными сторонами единого процесса развития живой природы. Индивидуальное развитие совершается путем обмена веществ и является сложным процессом качественных превращений и количественных изменений, происходящих в организме животного. Важнейшими закономерностями индивидуального развития являются: неравномерность, периодичность и ритмичность.

Рост и развитие теснейшим образом связаны между собой и представляют разные стороны единого процесса – онтогенеза.

Стадии постэмбрионального развития у млекопитающих, их характеристика.

Период новорожденности – наиболее ответственный период послеутробного развития. Длится 2 – 3 недели, начиная со момента рождения. При появлении на свет животное переходит к легочному дыханию, к питанию через рот, а не через пуповину. Вырабатываются постепенно на основе врожденных условные рефлексы. В этот период основной, а иногда и единственной пищей является молоко матери.

Молочный период – продолжается несколько месяцев (до отъема молодняка от матери или до прекращения выпойки его молоком). Наряду с молоком, которое в этот период остается основным кормом, животное потребляет во все возрастающих количествах и растительные корма. Они стимулируют усиленное развитие органов пищеварения и способствуют подготовке животных к их дальнейшему развитию на растительных кормах. Продолжается интенсивный рост животных.

Период полового созревания – характеризуется существенными изменениями внутренних условий развития (под влиянием гормонов эндокринных желез) и заметными изменениями пропорций тела (приобретаются черты взрослых животных). В этот период усиленно развиваются половые органы и вторичные половые признаки (ясно вырисовывается половый диморфизм); к концу периода наступает половая зрелость и животные способны размножаться. Рост животных в этот период замедляется.

Период физиологической зрелости. Это период наивысшей воспроизводительной способности, максимальной продуктивности и жизнедеятельности животного. У различных видов животных данный период наступает в разном возрасте: у скороспелых раньше, но продолжается обычно не долго; у позднеспелых - позже. Кроме того, на продолжительность этого периода большое влияние оказывают условия воспитания молодняка, кормление, содержание и использование животных.

Период старения организма – характеризуется затуханием воспроизводительных функций, снижается усвояемость кормов, уменьшается продуктивность, снижается общий жизненный тонус организма.

Пример и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Зачеркните неверные предложения в тексте.

Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это качественные изменения в организме. Он обусловлен делением и ростом клеток. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить минимальное жизненное пространство.

Рост растений может быть непрерывным и временным. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.

Правильный вариант ответа:

Рост – это увеличение размеров, объема и массы как целого организма, так и отдельных его частей. То есть рост – это качественные изменения в организме. Он обусловлен делением и ростом клеток. Еще одна особенность растений – они растут на одном месте. Поэтому им необходим прирост всех частей, чтобы охватить минимальное жизненное пространство.

Рост растений может быть непрерывным и временным. При непрерывном росте, характерном для большинства наших однолетних растений и многих тропических видов, размеры организма или отдельных его частей увеличиваются постоянно.

РОСТ И РАЗВИТИЕ. С тех пор, как в ходе эволюции возникли многоклеточные организмы, превращение оплодотворенного яйца во взрослую особь совершается в каждом поколении в процессе роста и развития. Рост, т.е. увеличение размеров, достигается за счет повышения количества таких субъединиц, как молекулы и клетки. Развитие, т.е. качественное изменение, обеспечивается синтезом новых соединений и образованием клеток разных типов в результате дифференцировки.

Процессам роста и развития присущи определенные физические ограничения, удерживающие увеличение размеров и изменения формы в известных пределах. С увеличением линейных размеров вдвое площадь поверхности увеличивается в 4 раза, а объем в 8 раз. Это имеет важнейшее значение для таких параметров, как регуляция температуры и прочность структуры, необходимой для поддержания возрастающей массы организма. Хотя клетки бывают самых разных размеров – от крошечного сперматозоида до огромного яйца страуса – их размеры тем не менее ограничиваются теми расстояниями, которые могут быстро преодолеть питательные вещества и продукты распада, диффундируя в цитоплазме. Некоторые из самых крупных клеток нашего тела – нервные и мышечные – справляются с этими ограничениями, сочетая увеличение длины с сильным сокращением диаметра. С другой стороны, уменьшение размеров клеток тоже не может быть безграничным: необходим некий минимальный объем, где могли бы разместиться все разнообразные внутриклеточные структуры.

РОСТ КЛЕТОК

Все живое состоит из клеток. Поскольку клетки не могут быть крупнее некоторых максимальных размеров, рост организма возможен только за счет увеличения числа клеток. Последнее достигается с помощью митоза – клеточного деления, при котором сначала на две части делится ядро, а затем цитоплазма.

Каждая из двух клеток, образовавшихся в результате митоза, вдвое меньше исходной. Поэтому прежде чем приступить к следующему делению, клетки должны пройти период роста, в ходе которого у них удваивается число органелл и пополняется количество цитоплазмы. Лишь после восстановления нормальных размеров клетки готовы к следующего делению. См. также КЛЕТКА.

Форма и размеры клеток зависят от их функции. Тело человека построено из клеток нескольких сот разных типов, которые по их способности к делению можно разбить на три категории. Наивысшей митотической активностью обладают клетки обновляющихся тканей, названных так потому, что они постоянно обновляются на клеточном уровне. Например, эпидермальные клетки делятся, находясь в базальном слое кожи; затем по мере продвижения к поверхности кожи они дифференцируются, а оказавшись на поверхности, отмирают и слущиваются, прожив лишь несколько недель. Эпителиальные клетки, выстилающие пищеварительный тракт, иногда живут всего несколько дней, после чего отмирают и выводятся с фекальными массами. Сперматозоидам, яйцеклеткам и клеткам крови уготована та же судьба: они рождаются, стареют и гибнут, и процесс замены их новыми клетками повторяется многократно.

Клетки второй категории способны к митозу, но потенциально могут существовать до тех пор, пока жив организм в целом. Такие клетки составляют т.н. разрастающиеся ткани: они растут только в период роста всего тела, а после того, как организм достигает окончательных размеров, митотическая активность прекращается. Разрастающиеся ткани образуют многие внутренние органы – печень, почки и железы, как эндо-, так и экзокринные.

К третьей категории относятся клетки, которые по окончании ранних стадий развития совершенно утрачивают способность к делению. Примерами могут служить клетки таких тканей, как нервная и мышечная. Хотя эти клетки могут оставаться живыми до тех пор, пока жив организм, они настолько высокоспециализированы, что митоз для них невозможен. Именно поэтому сердце и головной мозг не способны к регенерации. Их клетки могут увеличиваться в размерах, но не в числе, и эти органы, во всяком случае у высших животных, расходуют в процессе развития весь запас эмбриональных клеток, которые могли бы обеспечить в дальнейшем восстановление поврежденной ткани. У низших позвоночных животных – рыб и хвостатых амфибий – сохраняется достаточное количество недифференцированных клеток, чтобы обеспечить регенерацию некоторых частей как головного и спинного мозга, так и сердца. Среди тритонов есть виды, способные регенерировать даже хрусталик и сетчатку глаза после полного иссечения этих структур.

РАСТЕНИЯ

В семенах растений имеется эндосперм, снабжающий зародыш питательными веществами подобно тому, как желток обеспечивает питание развивающемуся зародышу животных. Семена сосудистых растений при прорастании образуют корни и побеги.

Несмотря на значительные различия между корнями и побегами, у них много общего. И те и другие многократно ветвятся, а их растущие кончики, состоящие из недифференцированных клеток, образуют конусы нарастания (верхушечные меристемы). Многократные митотические деления в конусе нарастания постоянно поставляют новые клетки, обеспечивающие рост в длину. Непосредственно за этой зоной пролиферации находятся зоны дифференцировки и растяжения; здесь новообразованные клетки превращаются в специализированные клетки ксилемы и флоэмы – проводящих тканей растения. В процессе дифференцировки эти клетки сильно растягиваются в длину, что обеспечивает очень быстрый рост побегов (например, у бамбука). Между ксилемой и флоэмой расположен слой камбиальных клеток, за счет которых происходит утолщение стеблей и корней.

Приведенное выше описание относится в основном к деревьям и кустарникам. В отличие от них, у многих травянистых растений зона нарастания листьев находится у основания, а не на верхушке. Листья растут у них снизу, и именно поэтому газон приходится подстригать многократно. Деревья и живые изгороди тоже подстригают, чтобы придать им определенную форму, однако при этом их зоны нарастания срезаются. В результате после обрезки ветвей кусты и деревья растут гуще, потому что при повреждении верхушки побега меристемы, отдаленные от его кончика, принимают на себя функции утраченной части. До удаления верхушечной меристемы, оказывавшей на них тормозящее воздействие, эти латеральные меристемы пребывали в латентном состоянии; освободившись от торможения, они дают начало боковым ветвям.

Это явление иллюстрирует механизм, регулирующий рост растения. Верхушечная меристема вырабатывает гормональные вещества (ауксины), которые, перемещаясь вниз по стеблю, тормозят рост других меристем. Ауксины определяют также тропизмы растений, например тенденцию расти в сторону источника света. Инактивируясь на освещенной стороне стебля, они стимулируют удлинение стебля на теневой стороне, заставляя его склоняться в направлении к источнику света.

От света зависят также сроки вегетации: каждый вид растений начинает и заканчивает рост, цветет и производит семена в определенное время года. В умеренных широтах жизненные циклы растений приспособлены к колебаниям температуры и к удлинению или укорочению светового дня. Некоторым видам для цветения необходим длинный, а другим короткий день. Там, где колебания температуры и длины светового дня минимальны, прежде всего в тропиках, в координации жизненных циклов растений может участвовать чередование периодов дождей и засухи.

Однолетние растения запрограммированы на прекращение роста и отмирание в первый (и единственный) год своей жизни, а продолжение существования вида обеспечивается семенами. В отличие от них многолетние растения, в частности деревья, обладают способностью к потенциально неограниченному росту. За счет верхушечных меристем всех побегов объем тканей ежегодно увеличивается, а за счет камбия происходит рост ствола в толщину и повышается его прочность. Способность деревьев расти до тех пор, пока они живут, а жить до тех пор, пока они растут, демонстрирует пример секвойи с ее гигантскими размерами и потенциальным бессмертием.

Жизнь многолетников удается продлить с помощью вегетативного размножения. У отводков можно вызвать образование корней (иногда при помощи гормонов) и вырастить из них новые растения, обладающие теми же генетическими признаками, что и родительское растение. См. также ГОРМОНЫ РАСТЕНИЙ.

ЖИВОТНЫЕ

Описанный механизм роста свойствен животным с детерминированным, или ограниченным, ростом, в первую очередь – наземным животным: их размеры не могут перейти некий предел, за которым утрачивается способность поддерживать массу тела. У многих водных животных, напротив, рост продолжается неопределенно долго даже после наступления половой зрелости, и они достигают очень крупных размеров. Это объясняется тем, что в водной среде животные находятся как бы в состоянии невесомости и им не приходится поддерживать свое тело, а потому в процессе эволюции у них не возник механизм ограничения роста. В этом отношении рост рыб сходен с ростом многолетних растений.

Рост рыб на протяжении всей жизни происходит за счет увеличения числа функциональных единиц в их органах и тканях, т.е. в структурах, клетки которых у более высоко организованных животных перестают делиться на относительно ранней стадии жизни. Так, у рыб по мере роста добавляются новые клетки в головном мозге и новые палочки и колбочки в сетчатке глаз; возможна также дифференцировка дополнительных мышечных волокон в сердечной и скелетных мышцах. Кости у рыб растут за счет отложения на их поверхности нового материала. По мере увеличения челюстей на них вырастают как совершенно новые зубы, так и замещающие утраченные. Чешуи увеличиваются в результате добавления новых колец, а плавники удлиняются за счет формирования дополнительных сегментов на кончиках их костных лучей.

Многие животные в процессе развития претерпевают метаморфоз. При этом они получают возможность использовать на разных стадиях жизни разные местообитания и разную пищу. Например, у чешуекрылых личиночная стадия представлена листоядными гусеницами, а взрослая – бабочками, которые питаются нектаром, перелетая с цветка на цветок. На стадии куколки личиночные ткани постепенно разрушаются, а из скоплений недифференцированных клеток – т.н. имагинальных дисков – развиваются крылья и ноги. У лягушек из икры вылупляются растительноядные головастики, которые вначале обитают в воде, а затем превращаются в наземных плотоядных животных, дышащих воздухом. Хвосты и жабры головастиков резорбируются, а взамен развиваются ноги и легкие.

У некоторых животных свойственная зародышу способность к развитию сохраняется во взрослом состоянии, обеспечивая регенерацию утраченных частей тела.

ПРОЦЕСС РОСТА У ЧЕЛОВЕКА

Гормон роста способствует росту в детском и юношеском возрасте, но с наступлением зрелости его влияние ослабевает. Избыток гормона роста приводит к гигантизму, а его недостаточность – к карликовости.

Неудивительно, что питание оказывает глубокое влияние на рост, особенно в раннем возрасте. Плохое питание в период развития плода может вызвать нарушения пролиферации клеток в развивающемся головном мозге и привести к умственной отсталости. Дети, которые недоедают, растут медленнее тех, кто питается нормально, но если вовремя перевести их на достаточное питание, они догоняют по росту своих однолеток и, став взрослыми, мало или совсем не отличаются по росту от других людей.

На рост в утробе матери оказывают также влияние условия в матке, причем немалое значение имеет ограниченность пространства. У близнецов масса при рождении обычно бывает меньше, чем у ребенка, родившегося в результате одноплодной беременности, а у троен – меньше, чем у двоен. В таких случаях последующий ускоренный рост может, в конечном счете, сгладить прежнее отставание.

Живые существа на протяжении многих миллионов лет совершенствуют свои признаки, приспосабливаясь к новым условиям среды.

Появляются новые виды животных, которые лучше адаптировались к выживанию в природе.

Но даже самый совершенный живой организм в своем индивидуальном развитии проходит все этапы эволюционного процесса от одноклеточной зиготы, получившейся при слиянии половых клеток до многоклеточного высокоразвитого существа в момент рождения.

В этом уроке вы узнаете об историческом и индивидуальном развитии организмов, об их видах, особенностях и о тех животных, для которых они характерны.

развитие организма

Историческое развитие организмов

Жизнь на планете Земля появилась 3,5 миллиарда лет назад, когда появились простейшие безъядерные организмы- бактерии.

Эукариоты образовались в результате эндосимбиоза - процесса, когда одна клетка поглощает другую, но не усваивает ее, в результате чего маленькая клетка начинает “работать” на благо большой клетки.

Так, например, появились двумембранные органоиды митохондрии (из анаэробных бактерий) и хлоропласты (из цианобактерий), а эволюция живого мира сделала огромный скачок в своем развитии.

бактерии

Доказательством такого интересного происхождения двумембранных органоидов служит наличие в них ДНК и РНК, отличных от нуклеиновых кислот в ядре, наличие собственных прокариотических рибосом, а также своя структура внутренней мембраны.

Живые организмы эволюционировали на протяжении 600 миллионов лет в водной среде.

На сушу жизнь не выходила из- за отсутствия озонового слоя, который сейчас защищает Землю от губительной солнечной радиации.

Как только появились автотрофные организмы, которые с помощью хлорофилла синтезировали органические вещества, кислород начал накапливаться в атмосфере.

А под действием сильных электрических разрядов кислород превращался в озоновый слой, который по сей день сохраняет жизнь на планете.

Одноклеточные организмы разделились на автотрофов и гетеротрофов, дали начало двум царствам: растения и животные.

Простейшие животные и растения, приспосабливаясь к новым условиям среды, переходили к колониальному, а затем многоклеточному образу жизни.

Живые организмы

Динозавр

Динозавры царствовали на Земле на протяжении 160 миллионов лет.

200 миллионов лет назад среди рептилий выделилась группа динозавров, давшая начало млекопитающим.

Крупные хищные ящеры подавляли развитие млекопитающих, но после массового вымирания динозавров, млекопитающие вышли из тени и заняли свое место на планете Земля.

155 миллионов лет назад от пресмыкающихся произошли зубастые птицы (археоптерикс), а затем современные птицы.

зубастая птица (археоптерикс)

Птицы и млекопитающие имели прогрессивные черты развития: теплокровность, четырехкамерное сердце, интенсивный обмен веществ.

160 миллионов лет назад появились первые плацентарные млекопитающие, у которых присутствует плацента и внутриутробное развитие плода.

Они проявляли заботу о потомстве и выкармливали детенышей молоком.

30 миллионов лет назад от насекомоядных млекопитающих отделяется отряд приматов, эволюция видов которого привела к возникновению предка человека 6,5 миллионов лет назад.

И уже 40 тысяч лет назад появляется вид человек разумный (Homo sapiens), который по сей день является высшим произведением эволюции на планете Земля.

Признаки живых организмов

Биология

Тела разной природы идентифицируются по комплексу признаков. Изучаются свойства живых организмов на биологии в 5 классе. Для них характерно сложное строение и многофункциональность. У представителей некоторых классов наблюдаются общие черты, к примеру, возможность расти.

Основные понятия

Большое многообразие существ затрудняет определение общих признаков живых организмов. В процессе исторического развития клеточных тел ученые выявляли очевидные закономерности их существования. Они присущи разным группам, классам.

Свойствах живой природы:

Признак Описание
Химический состав Одинаковое количество составных элементов
Дискретность Клетки составляют организмы, а особи — виды.
Эволюция Изменение строения организмов с учетом новых условий жизни.

Основа жизни клеток — обмен веществ. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • поступление микроэлементов в организм из внешней среды;
  • выделение некоторых компонентов.

Такие возможности определяют тела как открытую систему. Избирательный обмен подтверждает, что тело живет. В его основе имеются 2 явления:

Свойства живых организмов (биология 5 класс)

  1. Анаболизм. Происходит образование и обновление структур организма.
  2. Катаболизм. В основе процесса находится расщепление органических элементов с последующим образованием простых компонентов. В АТФ запасается энергия.

Для всех органелл характерно питание за счет энергии, питательных компонентов. Растения обладают способностью питаться путем фотосинтеза, а грибы и животные — поглощая органические вещества. Можно перечислить компоненты, которые выделяют живые организмы:

  • белки;
  • продукты расщепления органических соединений.

Энергия и дыхание

Чтобы клеточные органоиды осуществляли свою жизнедеятельность, им необходима энергия. К гетеротрофам она поступает с пищей. В результате ее расщепления высвобождается энергия, которая способна запасаться в других компонентах. Какая-то ее часть рассеивается в виде тепла.

Свойства живых организмов

По классификации организмов, растения относятся к автотрофам. Они получают первичную энергию от солнечных лучей. Она затрачивается на синтез органических из неорганических веществ. В растениях одновременно протекают разные химические реакции, но они не могут заполнить органикой все клетки. Она только поддерживает упорядоченность, структурированность тел.

Особенность развития живых организмов — дыхание. При его протекании расщепляются высокоэнергетические соединения. Это приводит к запасу энергии в АТФ. Узнать, к какой природе относится тело, можно по структурированности систем. Неживые организмы утрачивают свойство постепенно.

Степень энтропии (мера хаоса) зависит от упорядоченности клеточных элементов. В закрытой системе протекают реакции, не уравновешивающие друг друга. Энтропия в них высокая. Для живых тел характерна уменьшенная энтропия, так как внутренние структуры поддерживаются за счет поступления энергия из внешней среды.

Наследственный фактор

Самообновление живых тел и их размножение носит наследственный характер. Он зависит от особенностей строения молекул ДНК. Допускаются некоторые изменения в них, которые могут привести к изменчивости самого организма. Одновременно обеспечивается возможность последующей эволюции. Живые тела с генетической информацией — основной и исключительный признак живой материи.

Признаки живого

Продолжительность жизни каждой особи носит ограниченный характер. Процесс оплодотворения может быть половым и бесполым. Признаки родителей наследуются за счет передачи ими потомкам первичных ДНК. Для записи биологической информации используется специальный код. Он считается универсальным для всех живых тел, что подчеркивает их единство появления на Земле. Хранение и реализации генетического кода осуществляется в полимерах:

Данные, которые хранятся в ДНК, в результате переноса на белки выражаются в виде фенотипа и генотипа. Они свойственны для всех живых особей.

Особенности развития

При индивидуальном развитии наблюдается рост всех клеток, систем живых тел. В результате роста наблюдается увеличение массы и размеров организма, при этом сохраняется общий план строения, ядро. При развитии меняется тело. Оно приобретает новые функции, признаки, теряет другие возможности.

Свойства живых организмов

При развитии происходит возникновение нового качественного состояния. У живых тел рост сопровождается развитием, которое носит направленный и необратимый характер. Исторический фактор способствует появлению новых видов и сложных форм. Рост присущ и для представителей неживой природы:

Они растут путем присоединения к внешней поверхности. Живым телам свойственно расти за счет употребляемых питательных веществ. Это приводит к увеличению количества клеток с ядрышком, цитоплазмой и другими элементами. Одновременно тела приспосабливаются к внешним и внутренним изменениям. В период эволюции у разных видов вырабатывается ответная реакция на факторы.

Живым телам характерна избирательная раздражимость. Она заключается в их реагировании только на факторы, которые важны для сохранения жизни. От раздражимости зависит саморегуляция. В результате повышения температуры тела у млекопитающих наблюдается расширение сосудов. Тепло уходит наружу. У человека реакция на внешние факторы зависит от его поведения.

Читайте также: