Операционная структура речевой деятельности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Наиболее полное и удачное в методическом плане
определение речевой деятельности было предложено
известным отечественным ученым — психолингвистом, проф.
И. А. Зимней. «Речевая деятельность представляет собой
процесс активного, целенаправленного, опосредованного
языком и обусловливаемого ситуацией общения
взаимодействия людей между собой (друг с другом).

Психологические механизмы речевой
деятельности
Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях)
ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических
механизмов.
Важнейшим механизмом РД является механизм осмысления.
Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ.
На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы
и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в
условиях осуществления речевой деятельности (в частности,
комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения).
Без задействования этого механизма невозможно осуществить
планирование и программирование речевой деятельности.
Благодаря работе этого механизма осуществляется также
контроль за протеканием речевой деятельности и ее результатами.

Различные виды речевой деятельности предполагают и
различные способы формирования и формулирования
мысли (предмета РД), разные формы организации
речевого общения и соответствующие формы речи. Таких
форм, по определению И. А. Зимней, существует три –
внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Речь, являясь преимущественно средством и формой
общения, реализует эту функцию посредством разных
видов и форм речи. Выделяют три основных вида речи:
1) устная (внешняя) речь – экспрессивная
(разговорная)(монологическая, диалогическая,
групповая.) речь и импрессивная речь (т.е.
восприятие и понимание речи);
2) письменная речь, включающая письмо и чтение;
3) внутренняя речь, обеспечивающая и опосредующая
оба первые два вида речи – устную и письменную.

Операционная структура речевой
деятельности
Речевая деятельность имеет свою, достаточно сложную
операционную структуру. Действия и операции являются
основными структурными компонентами деятельности.
Действие - одна из составляющих деятельности человека,
побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной
целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой
цели.
Вторым структурно- образующим компонентом
деятельности является операция. Операция — это
также одна из составляющих деятельности человека,
соотносимая с объективно-предметными условиями
достижения целей деятельности.

Операции в процессе речевой деятельности
доводятся до автоматизма. Это способствует
доведению операционной стороны речевого
действия до уровня навыка.
Навык - оптимальный качественный уровень
выполнения действия или операции.

К основным языковым навыкам
(в лингвистике и психолингвистике) относятся:
• навыки отбора средств языка при построении речевых
высказываний для целей адекватного отображения предмета
речи;
• навыки словоизменения и отбора словоформ;
• навыки построения словосочетаний;
• навыки словообразования;
• навыки правильного грамматического структурирования
(оформления) предложений;
• навыки нормативного оформления грамматической связи
между предложениями в составе текста.
Для коррекционного педагога важным является знание
параметров оценки сформированности речевых навыков.

Три фазы речевой деятельности разворачиваются одна за другой посредством единиц речевой деятельности, к ним относят: действия и операции. Для того, чтобы полнее представить операционную структуру РД, необходимо дать характеристику каждой единице.

Деятельность (А.Н. Леонтьев) – активное жизненное отношение человека к действительности. Всегда есть мотив и всегда побуждается целью. Деятельность осуществляется при помощи действий.

Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. Это можно продемонстрировать на любом примере.

Действие – определяется как одна из составляющих деятельности человека. Каждому действию присущи все те же этапы, что и деятельности: цель, реализация, контроль. Но деятельность понятие более общее, обширное и приводит к конкретному ощутимому результату. Действие от деятельности отличается тем, что отсутствует собственная мотивация, все подчинено общему мотиву. Например, человек осуществляет действие по различению звуков, но это действие входит в состав такой деятельности как слушание. И цель здесь – понять собеседника, а не научиться различать звуки.

Либо вождение машины – это деятельность, состоящая из множества действий: завести машину, выжать сцепление и т.д.

Основные речевые действия:

1. Речевое высказывание при говорении и письме

2. Действие восприятия и понимания в процессе слушания и чтения

Действие надо каким-то способом выполнять. Этим способом является операция.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций.

Операции – это автоматизированные способы выполнения действия. Действие, доведенное до автоматизма, становится операцией. Операции выполняются на уровне умения или навыка.

К речевым операциям, обеспечивающим построение и реализацию речевых действий, относятся:

¾ Операция сличения, выбора, смысловых и языковых элементов,

¾ Операции определения основных смысловых звеньев

¾ Операция выбора лексических единиц

¾ Операция выбора грамматической конструкции и т.д.

Все эти операции осуществляют реализацию основных речевых действий: восприятия, понимания, произнесения или написания отдельного речевого высказывания.

Навык – определяется как качественный уровень выполнения действия или операции, при этом человек уже не отвлекается на техническую сторону выполнения и сосредотачивается на содержании.

Навыки речевой деятельности:

¾ Навык речевого общения

¾ Навык диалогической и монологической речи

¾ Навык осмысления предмета речи

¾ Навык интонационно выразительного оформления речи

¾ Навык правильного звукопроизношения и т.д.

Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.

Остановимся подробнее на таких составляющих элементах речевой деятельности, как действие, операция, навык и умение.

Речевое действие – действие, составляющее элемент речевой деятельности. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели; действие всегда предполагает решение какой-то конкретной задачи в рамках целой деятельности. Каждый конкретный вид деятельности реализуется путем выполнения определенных, нередко весьма специфических действий.

Речевая операция – единица речемыслительного процесса, характеризующаяся бессознательностью, автоматизмом и устойчивостью при ее выполнении.

Речевой навык – речевые операции, доведенные до уровня автоматизма и безошибочности выполнения. Соответственно выделяют навыки фонетические (слухопроизносительные), лексические, грамматические, речедвигательные и др.

Речевое умение — это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе комплекса навыков. Речь представляет собой творческую деятельность. При наличии речевых умений говорящий не думает, какими средствами выразить свою мысль.

18. Специфические особенности речевой деятельности

Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности. К числу наиболее важных отличительных особенностей РД относятся следующие: биполярность, полноценная речевая коммуникация всех участников речевого процесса, социальный характер.

Биполярность это тот вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица ее осуществляющих). Первым из них является говорящий или пишущий, а вторым — слушающий или читающий. Первый субъект РД в психолингвистике определяется понятиями передатчик, или агент; второй субъект — как приемник, или реципиент.

Специфической особенностью речевой деятельности (отличающей ее от многих других видов деятельности человека) является то, что она имеет не один, а два основных варианта реализации.

Благодаря РД осуществляется преемственность общественного социального опыта людей. Овладевая речью, используя ее, ребенок овладевает и общественно-историческим опытом, накопленным человечеством за всю предшествующую историю его развития.

Речевая деятельность является важнейшим средством познания человеком (начиная с детского возраста) окружающего его мира. Она выступает одновременно и как универсальное средство, и как непременное условие познавательной деятельности любого человека.

Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности человека. РД является главным фактором опосредствования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи.

Читайте также: