Олимпиадная деятельность в школе

Обновлено: 04.07.2024

В динамичном, быстро меняющемся мире значительно чаще переосмысливается социальный заказ школе, корректируются или коренным образом изменяются цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Однако для педагогов наиболее важным является не столько научное основание одаренности, сколько её реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

ВложениеРазмер
itogovaya_rabota_sizochenko.doc 157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Выполнил: Сизоченко А.И.

слушатель курса № 39А

Проверил: Кондратенко Л. Н.,

доцент кафедры МиОО

Актуальность работы по подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах и конкурсах

В динамичном, быстро меняющемся мире значительно чаще переосмысливается социальный заказ школе, корректируются или коренным образом изменяются цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Однако для педагогов наиболее важным является не столько научное основание одаренности, сколько её реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель – создание условий успешности для оптимального развития детей.

  • Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
  • Развитие творческих способностей на уроках, с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей. Применение средств обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков.
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности.
  • Развитие качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Главной задачей, таким образом, становится необходимость развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).

Описание методов и методик отбора школьников для участия в предметных конкурсах и олимпиадах

Выявление одаренных детей

Прежде всего их нужно найти среди множества учеников. Процесс выявление одаренности основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции.

Описание форм, методов и содержания работы с одарёнными детьми по их подготовке к участию в предметных олимпиадах и конкурсах

Основной формой организации учебного процесса остается урок . Формы, методы, приемы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на индивидуализацию и дифференциацию работы. Широко распространены методы групповой работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Уроки могут проходить в форме семинаров, исследовательских уроков, практикумов.

Ведущими и основными являются методы творческого характера : проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода. Процесс обучения направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать не целесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимальной возможности развития всех учащихся школы. Однако можно создавать отдельные группы одаренных детей для выполнения проектной деятельности, творческих заданий.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения.

Развитие способностей во внеурочной деятельности . Основная задача помочь ребенку выбрать себе наиболее эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам. Участвовать в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах. Для этого посещать кружки, факультативы, творческие мастерские, спецкурсы по выбору, быть участником школьного научного общества. Работать в малой академии. Вести исследовательскую деятельность. Работать в лекторских группах. Обучаться на авторских курсах, работать в творческих группах при ВУЗах. Школьник обучается работе с дополнительной и научной литературой, с Интернет-ресурсами, совершенствует умение писать сначала доклады, потом рефераты, по интересующим его темам, приобретает опыт публичных выступлений и в итоге выполняет исследовательскую работу, которую представляет на научно-практическую конференцию или конкурс. Исследовательская работа позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой – познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап – собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого – обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе приводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов. Большие возможности для успешного развития одарённости учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - то не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Еще одна форма внеурочной работы – это организация профильных лагерей и смен для творчески одаренных детей. В профильном лагере ребята оказываются в благоприятной среде единомышленников, что способствует их личностному раскрытию, повышению самооценки и толчку к интеллектуальному прогрессу. Приоритет творческой деятельности, позволяющий избежать количественного оценивания и уровневого сравнения достижений - необходимое условие для раскрытия одаренных детей. Итак, профильная смена для одаренных детей - это возможность их социальной адаптации, своеобразная школа интеллектуального роста, направленная на расширение кругозора, эрудиции и креативности; познание себя, своих интересов и возможностей в различных видах деятельности; погружение в изучение предметов. Это важное звено в системе работы с одаренными детьми. Процесс обучения одаренных должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.

Индивидуальный маршрут конкретного школьника по подготовке к участию в предметных олимпиадах и конкурсах


Ключевые слова: предметная олимпиада, предметные способности, детская одаренность, олимпиадное движение.

Среди задач, которые современное общество ставит перед школьным образованием, важное место занимают поиск и отбор способных учащихся, а так же профилизация и углубление изучения отдельных предметов. Мощным средством выявления, развития способностей и интересов одаренных учащихся являются предметные олимпиады. В частности, олимпиадное движение стало важнейшим явлением в области современного математического образования. Сама олимпиадная деятельность — это этап воспитания будущих исследователей. Основная задача участия в олимпиаде не медали и очки, [1] а становление школьников как творческих личностей, реализация их способностей, повышение интереса учащихся к математике, активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы, оказание помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

Таким образом, создание в школе условий для выявления потенциала способных обучающихся, формирование и реализация моделей подготовки их к предметным олимпиадам, привлечение к участию в олимпиадном движении различных уровней (школьный, муниципальный, региональный), составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Обязательным компонентом подготовки к предметным олимпиадам является углубленная и обогащенная дополнительными материалами теоретическая подготовка, приобретение практических навыков, формирование психологической готовности к решению нестандартных, повышенного уровня сложности задач. В связи с этим победители и призеры олимпиад высокого уровня востребованы в профильных учебных заведениях, имеют существенные льготы при поступлении в ведущие ВУЗы страны и возможность выбирать не только ВУЗ, факультет и форму обучения, но и претендовать на меры поддержки различного уровня для талантливых обучающихся. С другой стороны, участие школьников в олимпиадном движении вне зависимости от достигнутого академического результата, может служить одним из стимулов для самоопределения и осознанного профессионального выбора.

Однако, в современной практике образования существует недостаточная разработанность связи детской одаренности с предметными способностями, а так же малое количество апробированных и эффективных методик сопровождения образовательного процесса одаренных учеников при подготовке к предметным олимпиадам, приводит к тому, что существует ряд противоречий:

– между потенциалом образования в контексте развития детской одаренности и его использованием в практике учебных заведений;

– между потребностью организовать работу по подготовке к предметным олимпиадам с одаренными старшеклассниками и отсутствием на практике эффективных методик, средств, методических обоснований этой работы;

– между изменившимися условиями развития одаренности ребенка, формирования его личности, образовательной траектории и профессионального выбора и готовностью педагогов работать в этих условиях. [2]

Попытка решения возникших противоречий привела к поиску возможностей повышения эффективности подготовки учащихся к предметным олимпиадам на основе интеграции методики развивающего обучения в систему общего образования путем выявления и органичной связи трех сред обучения:

  1. среды школьного (углубленного) курса предмета, выбранного для участия в олимпиадах;
  2. среды дополнительного обучения с учетом выбора старшеклассником дополнительных курсов в школе (зона ближайшего развития), кружков и факультативов в школе и центрах дополнительного образования, а также профильных зимних и летних школ, заочных школ при вузах, особенно сетевых форм взаимодействия;
  3. среды индивидуальной подготовки к различным олимпиадам школьников по выбранному предмету или иному состязанию по предмету (горизонт развития таланта), в том числе с использованием интернет-олимпиад и тренировочных (дистанционных) сред.

– необходимо различать способности к изучению математики как учебного предмета и способности к научной математической деятельности;

– ядром математических способностей является математическое мышление, которое выражается в математизации явлений окружающего мира, способности находить математическую сторону в любом явлении, замечать пространственные и количественные отношения, функциональные зависимости. [5]

На практике же мы делаем вывод, что в ходе обучения и развития способностей заметна разница между детьми — у одних детей легче формируются, например, математические, у других — литературные способности. Вот почему так важен именно процесс развития способностей, его выверенная и апробированная модель, основанная на связи теоретических концепций развития детской одаренности, практическом опыте и индивидуальном подходе.

Одним из приоритетных направлений АКЛ им. Ю. В. Кондратюка является индивидуально — ориентированная работа с детьми, прошедшими конкурсный отбор в лицей и обладающими признаками предметной одаренности и задатками способностей. Основными направлениями в работе с одарёнными и способными обучающими выступают:

– моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию, самоопределению личности;

– создание предметно-творческой атмосферы в лицее путем введения разнонаправленных внеурочных занятий, факультативов, кружков.

– привлечение обучающихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, научным конференциям, интеллектуальным марафонам и других мероприятий различного уровня (вплоть до международного).

Ежегодно в лицее открываются специализированные и профильные классы с углубленным изучением дисциплин: математики, информатики, физики. В специализированных и профильных классах за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются склонности и способности обучающихся, создаются условия для развития одарённых обучающихся, в соответствии с их предпрофессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В рамках выполнения поставленной задачи развития предметных способностей одаренных учащихся, в лицее с 2019 г. запущена опытно-экспериментальная модель подготовки к предметным олимпиадам.

Сам процесс олимпиадной подготовки разделен на три последовательных этапа: диагностический, дидактический, развивающий.

– На этапе диагностики основная задача — определить возможности обучающихся в творческом овладении теоретических знаний и практических навыков, увидеть перспективы интеллектуального роста в рамках предметной области, на основе чего выработать стратегии дифференцированной работы с группой и индивидуальной работы с каждым обучающимся.

– На дидактическом этапе формируется позитивное отношение школьников к обучению, убежденность в значимости и востребованности получаемых знаний и навыков, углубленная теоретическая и практическая подготовка по предмету представляет школьную дисциплину как ориентир в сторону изучаемой области знаний при профессиональном выборе.

– Развивающий этап начинается со знакомства с реальными областями применения получаемых знаний, общения с представителями профессиональной среды. Участие в конкурсах, турнирах, олимпиадах, а также в проектно-исследовательской деятельности под руководством наставника-профессионала и представление результатов исследования на различных научно-практических конференциях.

Развивающий этап разделен на 4 ступени, в соответствии с уровнем предметной подготовки учеников и возрастом.

Используемая нами модель подготовки одаренных учащихся к предметным олимпиадам в комплексе с развитием их математических способностей, призвана формировать у них устойчивый интерес к предмету, с помощью обогащенных программ обучения развивать логические, комбинаторные, алгоритмические и образно-геометрические схемы мышления, формировать понимание стратегии работы с нестандартными задачами, поощрять индивидуализацию развития математической одаренности. Раннее развитие предметных способностей позволяет одаренным ученикам решать олимпиадные задания разного уровня сложности, именно в решении сложной задачи может состоять достижение подростка, ведь он оказывается в равном положении со взрослым, даже превосходит его. На практике решения олимпиадных задач вырабатывается интеллектуальная техника, соответствующие волевые качества, стрессоустойчивость, мотивация, критическое мышление.

  1. А. И. Буфетов, А. Я. Канель-Белов, “Живая математика: о подготовке к олимпиадам”, Матем. обр., 2016, № 2(78), 2–10
  2. Гингулис Э. Ж. Системный поход в исследовании математических способностей учащихся.//Математическое образование: концепции, методики, технологии. Ч.2. Тольятти: ТГУ, 2009. С. 88–92.
  3. Рензулли Дж., Рис С. М. Модель обогащающего школьного обучения// Основные современные концепции творчества и одарённости/ под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия,1997. С. 214–243.
  4. Теплов Б. М. Способности и одаренность. М., 1941.
  5. Тестов В. А. Математическая одаренность и ее развитие. Perspectives of Science and Education, 2014, № 6 (12).

Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, детская одаренность, способность, класс, олимпиадное движение, развивающий этап, ступень, участие, образовательный процесс, олимпиадная подготовка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации по подготовке учащихся

к олимпиадам

Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, и деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии.

Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам. Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета.

Основная цель школьных олимпиад:

· выявление талантливых ребят,

· развитие интереса учащихся к изучению предметов,

· повышение интеллектуального уровня учащихся,

· создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель.

Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные подзадачи. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения.

Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаются следующие рекомендации учителям:

1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач.

2. Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса.

3. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде? Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. Олимпиада – это внеклассная, внеурочная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Формы подготовки школьников к олимпиадам

Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо

• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным.

Многолетний опыт участия наших учеников в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся прежде всего, потому что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета

Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия, специальные мероприятия можно ограничить решением задач из олимпиад прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования. Подготовку необходимо начинать с начальной школы, решая на уроках и задавая на дом нестандартные задачи, которые развивают учащихся. Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в отдельной работе. Но все же работа с сильными учащимися - работа штучная - как на уроке, так и вне его. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо организовать занятия на развитие их одаренности

После выявления самых "звездных" школьников надо продолжать работать с ними уже индивидуально.

Система подготовки участников олимпиад:

n базовая школьная подготовка по предмету;

n подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

n самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

n целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Некоторые направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам.

Работа на уроке.

Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.

Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач.

При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.

Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.

Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задачшуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.

Творческие и олимпиадные домашние задания.

Один из путей подготовки к олимпиадам - задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме" и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно).

Внеклассная, внеурочная работа.

Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы.

Ø Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.

Ø Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся - факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.

Ø Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом - вечера, научно - практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

Применение ИКТ в современном учебном процессе.

Использование информационно коммуникационных технологий во внеклассной работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Использование информационно - компьютерных технологий способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. При подготовке к олимпиадам необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться. В работе можно опираться на интернет источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. Учащимся рекомендовать сайты для использования, содержащие теоретический материал по разнообразным темам, олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы по математике.

Олимпиады имеют большое значение при решении ряда вопросов относящихся к проблеме образования в общеобразовательных школах. Поэтому проведение олимпиад и подготовка к ним через кружки и часы для дополнительной работы по предмету должны привлекать детей своей индивидуальностью и интересными методами их проведения.

Роль учителя в подготовке детей к олимпиадам огромна. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия, для того, чтобы ученик смог постигать новое и новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, и после её решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом заинтересовавшим его. Интерес ученика к получению знаний в той или иной области позволяет развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным на данном уровне развития общества. Умение логически не стандартно мыслить поможет подрастающему члену общества занять достойное место в этом обществе.

При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:

· Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

· Принцип активность знаний . Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

· Принцип опережающего уровня сложности . Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

· Анализ результатов прошедших олимпиад . При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

· Индивидуальный подход . Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.

· Психологический принцип . Считается необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

Рекомендации для учителя

1. Подготовка к успешному участию ученика в предметных олимпиадах – это индивидуальная работа учителя и ученика. Начните с того, что определитесь, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете выбор будущей профессии. Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке е олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания в предмете, уточнить свой будущий выбор. Помните, что участие в олимпиадах для учащегося – дело добровольное! Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как на его уроке они проявляют свои способности. Труднее, если учитель берет новый класс или, такой опыт есть во многих школах, учитель работает с группой детей, в том числе из классов, в которых сам не преподает. Тогда педагог может: провести беседу с учителями предметниками смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.

2. Проведите беседу с самим учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Не настаивайте на его участие в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, поймите его, ваш предмет это не единственная сфера его интересов. Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходимо в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузка при подготовке его к олимпиадам скажутся на здоровье ребенка не лучшим образом.

3. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным, он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, например с таким требованием, что нельзя пользоваться сотовым телефоном. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки.

4. Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации.

5. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определите время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных школ. Как считают организаторы Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, ученик 9 класса, претендующий на призовое место в заключительном этапе должен изучить по предмету программу профильного уровня старшей школы.

6. Используйте при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит нашим ученикам проверить свои силы и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной Всероссийской олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР.;

7. Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.

8. Занимайте самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях знаний, ведь науки не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета.

Предметные олимпиады доступны школьникам, начиная с пятого класса. В ходе соревнования участники могут испытать свои силы, сравнить знания по различным дисциплинам с уровнем других учеников. Победители и призеры получают дипломы, но самое главное – льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Поэтому в старшей школе подготовка и участие в олимпиадах приобретают большую значимость.

Что такое олимпиада

Предметная олимпиада

Предметная олимпиада – это соревнования учащихся школ или средних и высших профессиональных образовательных учреждений, требующие от участников демонстрации определенных знаний и навыков в области одной или нескольких дисциплин.

Главная цель любой олимпиады – поиск одаренных и нестандартно мыслящих учеников, выявление сильнейших из них, поддержка и дальнейшее развитие таких детей.

Какие бывают олимпиады

На территории РФ ежегодно проводится около сотни предметных олимпиад межвузовского, межрегионального, всероссийского и международного уровней. Они могут проходить в очной и заочной форме, в виде командных или индивидуальных состязаний.

Нередко в качестве отборочного этапа организаторы практикуют заочную (онлайновую) форму участия. Это прекрасная возможность для новичков испытать свои силы.

Главное интеллектуальное соревнование учеников общеобразовательных учреждений РФ – Всероссийская олимпиада (ВсОШ) – состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.

  1. Школьный. Проходит в сентябре-октябре на базе средних учебных заведений среди учащихся 5–11 классов.
  2. Муниципальный. Начинается в ноябре-декабре. В нем участвуют школьники 7–11 классов – победители и призеры предыдущего этапа.
  3. Региональный. Организуется органами государственной власти в области образования и проходит в январе-феврале. К участию допускаются 9-11-классники – победители и призеры муниципального тура.
  4. Заключительный. Принять участие в нем могут как победители и призеры регионального этапа, так и финалисты этого уровня прошлого года, но при условии, что они все еще учатся в образовательных учреждениях.

Уровни

Каждый год Министерство образования и науки РФ утверждает перечень олимпиад школьников и устанавливает их уровни, исходя из количества участников и географии проведения.

Уровень Ежегодное минимальное количество участников Минимальное кол-во регионов РФ, в которых проводится конкурс
1 3 000 20
2 1 500 10
3 300 3

Что дает участие

Даже если школьник не сумел одержать победу на любом из этапов олимпиады, сам по себе процесс усиленной подготовки нельзя назвать бесполезным. Накопленный багаж знаний и приобретенный соревновательный опыт не раз сослужат добрую службу.

Если же ученику удалось стать победителем или призером заключительного этапа, он может рассчитывать на получение льгот при поступлении в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с профилем олимпиады.

В зависимости от уровня и статуса интеллектуальных состязаний победители и призеры олимпиад при конкурсном отборе в вуз могут рассчитывать как на дополнительные баллы, так и на зачисление вовсе без экзаменов.

Как подготовиться к олимпиаде

Подготовка к олимпиаде

Чтобы победить в олимпиаде и получить льготы при поступлении в вуз, необходимо много и упорно работать. Одни начинают штудировать учебники, забывая про сон и отдых. Другие записываются на специальные кружки и курсы, которые нередко организовываются на базе высших учебных учреждений или педагогических центров. Все это правильно, однако на пути к успеху необходимо учесть ряд несложных правил и рекомендаций, позволяющих повысить подготовленность к будущим испытаниям.

Подготовка к олимпиаде должна включать и работу над почерком. Старайтесь писать аккуратно. В противном случае даже правильно решенное задание может быть не зачтено.

Если цель – топовый университет, победы и призовые места во всероссийских и вузовских олимпиадах упростят поступление. Причем чем больше дипломов и сертификатов будет в портфолио достижений и чем выше статус интеллектуальных состязаний, тем существеннее льготы, на которые он можно рассчитывать при зачислении в вуз.

Читайте также: