Охарактеризуйте влияние государства на внешние эффекты экономической деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Внешние эффекты – это последствия совершения рыночно обусловленных действий, которые наступают для лиц, не принимающих непосредственного участия в данных действиях.

Общетеоретические сведения о внешних эффектах

Одной из особенностей рыночной экономики является неоднократное возникновение ситуаций, когда лица, которые не принимают участия в совершении некой рыночной операции, в ее результате несут убыток или получают выгоду. Подобные ситуации называются внешними эффектами (или экстерналиями).

Как понятно из определения, существуют две разновидности внешних эффектов:

  • положительные внешние эффекты означают получение третьими лицами выгоды (например, получение студентом платного высшего образования является благом для остальных граждан, поскольку общество получает дополнительную единицу высококвалифицированной рабочей силы);
  • отрицательные внешние эффекты означает несение третьими лицами убытка (например, выбросы заводом загрязняющих веществ в атмосферу неблагоприятно сказывается на здоровье близ живущих граждан).

Следовательно, в данный период общественного развития объективной необходимостью является регулирование внешних эффектов со стороны государства.

Основы государственного регулирования внешних эффектов

Регулирование внешних эффектов является одной из функций, выполнение которых входит в круг обязанностей правительства современного государства. Государственное регулирование заключается в интернализации внешних эффектов, другими словами, в их трансформации во внутренние эффекты, т.е. учитываемые при ценообразовании.

От государства требуется, чтобы индивидуальные предельные издержки или полезности превратились в действительно общественные издержки или полезность. Трансформация положительных и отрицательных внешних эффектов осуществляется по противоположным направлениям.

Готовые работы на аналогичную тему

В отношении положительного внешнего эффекта необходимо предпринять меры, в результате которых цена приобретения объекта рыночной операции снизится, а его потребление увеличится. В отношении отрицательного внешнего эффекта с государственной точки зрения должно произойти повышение рыночной цены и уменьшение объема потребления.

Корректирующее субсидирование как инструмент государственного регулирования

Инструментом государственного регулирования положительных внешних эффектов является корректирующее субсидирование. Его сущность заключается в санкционировании и в непосредственном совершении дополнительных выплат производителям или потребителям. Это позволит провести относительное снижение цены, что напрямую скажется на величине спроса и объеме потребления (согласно закону спроса, они возрастут).

Корректирующие субсидии позволяют распространить положительный внешний эффект на большое число регионов страны и отраслей экономики. Наиболее часто положительные внешние эффекты возникают в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, создания новых технологий (НИОКР).

Корректирующее налогообложение как инструмент государственного регулирования

Инструментом государственного регулирования отрицательных внешних эффектов является корректирующие налогообложение. Введение дополнительных налогов или иных обязательных платежей заставит предприятия ради обеспечения самофинансирования и работы не в долг повысить цену на производимую продукцию. Это сразу же вызовет уменьшение спроса на рынке и сокращение объёма потребления.

В настоящее время наиболее бурно развивается промышленный сектор, поэтому инструмент корректирующего налогообложения чаще всего направлен на регулирование уровня загрязнения природной среды. Это направление является особо важным, поскольку оно определяет уровень комфортности проживания населения и перспективы развития человечества.

Государство может добиться сокращения вредных выбросов в окружающую среду посредством применения одного из следующих способов:

Таким образом, государственные органы, которые ответственны за регулирование отрицательных внешних эффектов (в частности, в области загрязнения окружающей среды) обладают широким набором средств и методов регулирования.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 9. Экономические функции государства. Налоговая система

1. Что подразумевается под внешними эффектами экономической деятельности?

2. Охарактеризуйте влияние государства на внешние эффекты экономической деятельности.

3. Как государство регулирует экономику? Назовите направления и механизмы проведения такой политики.

4. Что такое налоги? Может ли государство жить без налогов? Могут ли граждане жить без них?

5. Охарактеризуйте функции, которые выполняют налоги.

Практикум

1. Сконструируйте модель воздействия государства на экономику страны, отметив:

  • — цели экономической политики;
  • — ожидаемые результаты;
  • — её направления;
  • — механизмы деятельности государства.

2. Найдите в приведённом списке ошибочное утверждение. Налоги выполняют следующие важнейшие функции:

  • 1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  • 2) поддержания социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  • 3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция);
  • 4) являются выплатой, которую каждая фирма обязана возместить за предоставленные ресурсы.

4. Выберите правильный ответ.

Посредством налоговой политики государство:

  • 1) управляет денежными расходами;
  • 2) изымает часть доходов граждан и фирм в свою пользу;
  • 3) перераспределяет сырьё и материалы;
  • 4) увеличивает личные доходы граждан.

5. Продолжите перечисление экономических функций государства (их должно быть 16).

Рынок, функционируя, не только связывает людей, города и страны, но и очень серьезно воздействует на окружающую среду. И чем выше степенр развития рынка и рыночных отношений, тем сложнее и многообразнее это воздействие, масштабы которого полностью предусмотреть невозможно. Однако дальнейшее почти игнорирование влияния рынка на окружающую среду, получившее название внешних эффектов, может обусловить не столько развитие человеческого общества, сколько его деградацию. Например, рост урожайности сельскохозяйственных культур за счет применения минеральных удобрений грозит уничтожением культурного слоя почвы, а содержание в сельскохозяйственной продукции нитратов в количествах, превышающих нормативы, напрямую влияет на генетический код человека. C одной стороны, человечество решает проблему голода, с другой - может серьезно навредить себе различными болезнями и мутациями. Так мы не только убеждаемся в достоинствах рыночной экономики, но и сталкиваемся с ее побочными внешними эффектами.

Истины ради надо отметить, что внешние эффекты бывают и положительными. Например, создание бесшумных компрессоров, электронной техники, строительство сети автомобильных дорог, общественных парков, зеленых зон и т. д. В данном случае они превращаются в общественное благо. Российские химики изобрели порошок, абсорбирующий разлитую в воде нефть. Очевиден выигрыш всех. Так же очевиден выигрыш всего общества при вакцинации населения от серьезных болезней. Следовательно, в ракурсе излагаемого вопроса, общественное благо представляет собой выигрыш, неразделимо пришедшийся на всех членов общества бесплатно.

Рынок, имея огромный потенциал развития, не занимается практически внешними эффектами, так как затраты на устранение отрицательных внешних эффектов являются чистыми издержками для фирм, снижающими их экономическую эффективность и конкурентоспособность.

Именно здесь государство должно сказать свое решительное слово, так как оно - единственная сила, способная решать и решить данную проблему. Налоги, штрафы, льготы, выработка нормативов содержания вредных и ядовитых веществ в промышленных выбросах, определение различных ПДК (предельно-допустимых концентраций), уровня шумов и т.д. - все это устанавливается государством и внедряется в рыночную систему, решая частично или полностью проблему внешних эффектов. Такое государственное воздействие бывает в виде прямого контроля или в виде финансового регулирования.

Финансовое регулирование реализуется в двух формах: как плата за выбросы вредных веществ и как торгуемые разрешения на их выбросы. Суть первого вида регулирования заключается в установлении выплачиваемого фирмой налога, равного сумме примененного и исчисленного вреда. Это достаточно эффективный тормоз для увеличения выбросов, так как налог является чистыми издержками предприятия и собственник хорошо подумает, прежде чем решится на такие выбросы.

Суть второго вида регулирования заключается в продаже правительством предприятиям разрешения на соответствующие выбросы. Цена подобного разрешения почти такая же, как и плата за причиненный ущерб, но в данном случае вырученные средства концентрируются в руках государства и могут более эффективно использоваться в природоохранной политике.

Американский экономист Р. Коуз предлагает разрешать проблему внешних эффектов четким установлением отношений или прав собственности. Если, например, самолет, опыляя с воздуха посевы фермера, заодно опылил и сады соседа, то фермер должен возместить ущерб соседу, поскольку налицо явное нарушение прав собственности* или, если хотите, покушение на чужую собственность. В данном случае конфликт разрешается путем частных переговоров сторон без непосредственного участия государства. Это положение в экономической теории получило название теоремы Коуза (автор получил Нобелевскую премию за эти разработки). В странах с развитой рыночной экономикой такая форма разрешения проблемы внешних эффектов работает достаточно активно.

Однако в указанной проблеме можно выделить два аспекта: причины формирования такой политики и методы регулирования проблемы. Основные две причины таковы:

1) ухудшение качества окружающей среды из-за бурного экономического роста;

2) возрастающие затраты на здравоохранение, социальное обеспечение, экологические мероприятия вследствие первой причины.

Методы регулирования внешних эффектов:

• контроль за состоянием окружающей природной среды;

• законодательно установленные лимиты на загрязнение окружающей среды и потребление природных ресурсов;

• регулирование выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (воздух, земли, водоемы);

• предоставление прав на выбросы;

• система штрафов за нарушение экологического законодатель- стьл;

• научно-просветительская деятельность природоохранного направления;

• экологический учет и аудит;

• экономическое стимулирование рационального природоис- пользования;

• купля-продажа прав на выбросы;

• введение налога на загрязнение окружающей среды и налоговых льгот в случае установления предприятием очистных сооружений;

• фондовая экологическая политика;

• система экологического страхования;

• банковская политика в области внешних эффектов;

• помощь развивающимся странам по устранению последствий промышленной деятельности;

• предоставление кредитов для реализации природоохранной политики развивающимся странам и т. д.

Анализ опыта западных стран в природоохранной политике показывает, что, во-первых, проблема внешних эффектов принимает характер неизлечимой болезни; во-вторых, экономические методы ее лечения все чаще дают сбой; в-третьих, естественно, все более и более действенными становятся государственные, административные методы регулирования внешних эффектов.

В России для выработки комплексной, эффективной природоохранной политики необходимо в приоритетном порядке провести следующие мероприятия:

• разработать и утвердить концептуальный подход к экономикоэкологическому развитию России;

• определить экономическую ценность природных ресурсов России;

• создать эффективную систему экологического образования и воспитания членов общества;

• внедрить систему экологического страхования и повысить роль экологического аудита (Д.

ПРАКТИКУМ ТЕПЕРЬ ВЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

1. Доказывать, что вообще нерегулируемых рынков не бывает и что рынок в той или иной степени регулировался государством практически с момента его появления.

2. Четко объяснять, что государство вынуждено вмешиваться в экономику прежде всего потому, что рынок оказывается несостоятельным в решении многих социальных и экономических проблем.

3. Разбираться в комплексе причин вмешательства государства в экономику, выделяя из этого комплекса те причины, которые обусловлены современным НТП и возникающими социально-экономическими проблемами как национального, так и интернационального характера.

4. Доказывать, что только тогда государство может осуществлять свои регулирующие функции, когда оно едино, стабильно, авторитетно, сильно политически, экономически, законодательно.

5. Разбираться, в чем собственно проявляются корректирующая, стабилизационная, распределительная функции государства и через какие социальные и экономические механизмы они реализуются.

6. Представлять себе степень важности государственного бюджета в реализации корректирующей функции государства. Разбираться в структуре доходов и расходов госбюджета. Анализировать дискреционную фискальную политику и вообще фискальную политику, понимая, что фискальная политика — это не только политика сбора денег, формирования госбюджета, но и политика их расходования.

7. Различать системы налогообложения и стараться не путать прогрессивную систему налогообложения с ее прогрессивностью, связанной еще и с эффективностью налогообложения.

8. Анализировать распределительную функцию государства, формирующую социальную политику, и помнить о том, что слишком активная перераспределительная политика ослабляет мотивы предпринимательства и труда.

9. Анализировать кривую Лоренца и коэффициент Джини.

10. Четко разбираться в налоговой системе России и в содержании кривой Лаффера.

11. Представлять себе особенности государственного регулирования экономики в России, осознавая ее национальную и социально-экономическую специфику.

1. В качестве целей государственного регулирования экономики можно назвать: рост ВНП, борьбу с инфляцией, сбалансированный платежный баланс, защиту окружающей среды, экономический рост.

Подумайте и определите:

Может ли государство добиваться достижения всех поставленных целей одновременно?

Могут ли быть эти цели несовместимыми? Если да, то какие именно цели несовместимы? Чем объясняется конфликт целей?

Возразите М. Фридмену или согласитесь с ним, в любом случае сделайте это аргументированно.

3. В прошлом году почтальон Федин заработал 35000 р., бармен Лунин 26200 р., а депутат Лебедев — 17500 р. Каждый из них должен был заплатить налог в размере 175 р. Какой из следующих терминов лучше всего подходит для характеристики этого налога?

а) справедливость (основывается на платежеспособности, кроме того, перед налогом все должны быть равны);

б) простота и стабильность (налогоплательщики должны знать ставку налога и правила его уплаты);

в) удобство платежа (налогоплательщики не должны сталкиваться с трудностями при его уплате, а государство — при его взимании);

г) удобство управления (затраты на сбор налога должны быть низкими);

д) гибкость (величина налога должна корректироваться в зависимости от экономических условий в стране).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ПОВТОРЕНИЯ

1. Подумайте над материалом преамбулы только что изученной главы и попробуйте доказать, что государство не может не вмешиваться в экономику.

2. То же самое — отдельно — для России.

3. Повторите причины вмешательства государства в' экономику и найдите им дополнительное обоснование. Или, наоборот, докажите, что приведенные причины еще не аргумент для государственного регулирования экономики.

4. Прочитав материал данной главы и экстраполировав его на реальную российскую действительность, не считаете ли вы необходимыми более жесткие методы регулирования экономики со стороны государства?

5. Какие цели преследует государство, вмешиваясь в экономическую действительность?

6. Расскажите друг другу, в чем состоят корректирующая, стабилизационная и регулирующая функции государства.

Дайте оценку действиям российского правительства по реализации этих функций у нас в стране.

7. Охарактеризуйте системы налогообложения. Убедитесь, что вы поняли в деталях разницу между прогрессивным, пропорциональным и регрессивным налогообложением.

8. Проанализируйте кривую Лоренца для России и иопробуйте ее нарисовать сами. Используйте данные периодической печати и научных публикаций.

9. То же самое — для кривой Лаффера. Покажите, что высокие ставки налогов ни для кого не являются благом.

10. Очень важно, чтобы вы поняли особенности России с точки зрения государственного регулирования экономики. Подумайте, возможно, автор упустил какие-то российские особенности, специфику российской экономики. Подумайте и дополните.

НОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Лендлорд Госсектор Госсобственность Корректирующая функция Стабилизационная функция Распределительная функция Фискальная политика Налогообложение прогрессивное, регрессивное, пропорциональное Акцизы Спецналоги Аккордные налоги Кривая Лаффера Кривая Лоренца

Общественно-экономический уклад Компрадорская буржуазия Надукладная сила Интегратор

Читайте также: