Е в мигунова организация театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Семинар с педагогами детского сада на тему :

«Методы работы по театрально-творческой

деятельности в условиях дошкольного

Воспитатель: Фокина М. В.

Цель: Познакомить педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.

1. Дать практические рекомендации по использованию методов и приемов театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками различных возрастных групп.

2. Научить педагогов использовать театрализованные игры, упражнения, этюды в разных формах работы с детьми.

1. Акулова О. В., Бабаева Т. И., Березина Т. А. и др. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. : Творческий центр, 2003.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1 : От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб., 2002.

6. Игры-драматизации в детском саду : Мет. рек. / Сост. Е. Л. Трусова. – Киев, 1991.

7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : Сфера, 2001.

8. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод, пособие, НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

9. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду : Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная пресса, 2003.

10. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия : учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб: Музыкальная палитра, 2008 г.

12. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. : Владос, 2001.

13. Щеткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет / Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозайка-Синтез, 2007.

14. Щеткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозайка-Синтез, 2007.

15. Щеткин А. В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозайка-Синтез, 2007.

Ход занятия:

Объявляю тему, цель и задачи проводимого занятия.

Довожу содержания учебного материала. После рассмотрения каждого из вопросов семинара с целью углубленного усвоения материала организую обсуждение среди педагогов. Практически показываю проведение театрализованных упражнений и игр. Отвечаю на заданные вопросы.

Содержание учебного материала:

- вертикальное направление — обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;

- горизонтальное направление — обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности, то есть обеспечение интеграции;

- третья составляющая — развитие внутренних, психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

Естественно, что любой проект требует разработки и согласования, то есть принимают участие все специалисты ДОУ. Логопед отбирает нужный речевой материал, воспитатель разрабатывает тематику занятий по изобразительной деятельности, экологии и математике и др., музыкальный руководитель — тематику музыкальных занятий и т. д.

Работая над спектаклем, в первую очередь важно определить основной репертуар и необходимый вспомогательный материал.

Необходимо включение репертуара в различные формы работы с детьми — как фронтальные, так и индивидуальные. Желательно продумать распределение педагогического руководства между воспитателями и музыкальным руководителем. Необходима координация всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.

С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Использование театрально-творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?

1. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

2. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка.

3. Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность.

4. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

5. Театрально-творческая деятельность (как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому, что очень важно в нашей жизни.

6. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Театрализованная деятельность детей может быть организована:

– в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;

– в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);

– как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

В совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображения, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений.

В зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Так, например, в группе для детей 2 – 4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5 – 7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и др.

Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных задач:

– развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

– создание атмосферы творчества;

– социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д.

При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

– во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

– в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

– в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

– в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки.

На начальном этане работы по театрализованной деятельности педагогам предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

– выбор детьми роли по желанию;

– назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

– распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

– проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

– что делать, если ролей не хватает на всех детей;

– кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий (10—12 детей в подгруппе, парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей –несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети – в большинстве случаев – хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все : и дети, и взрослые – артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

Упражнения на расслабление мышц:

– сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды.

Все дети встают в круг. По очереди дотронуться до плеча соседа. Положить голову на плечо соседу. Погладить соседа.

Упражнение на развития воображения:

Упражнения на развитие мышления и памяти:

Все действия присоединяются по одному, постепенно.

Едем к бабушке в деревню чух-чух (руками показывают поезд)

Спустились со ступенек, идут по лесенке чоп-чоп (хлопают ладошками по коленям)

Далеко до бабушки идти у-у-у (козырек).

Но надо. Топ-топ (хлопки по коленям)

Постучали. Тук-тук (стучат)

Дверь открыта у-и (скрипят, открывают дверь)

Зашли. Топ-топ. (хлопки по коленям)

Бабушка встретила. Целует. Мц-мц. (Целуют вправо, влево).

Дети стоят в кругу. Ищут взглядом того, кто на них смотрит. Кивают друг другу и меняются местами. Важно: не сбивать друг друга, уступать; терпеливо ждать пока на вас посмотрят; играть в тишине.

Распускают лепесточки. (раскрыть ладошки)

Ветерок чуть дышит (Дуть на пальцы)

Лепестки колышет (Шевелить пальцами)

Наши алые цветочки (По одному загибать пальцы)

Головой качают (2 кулачка)

Тихо засыпают. (1 кулачок)

Утром рано все цветки

Вновь распустят лепестки.

Упражнения на развитие интонационной выразительности:

Мы поставим в печь пирог. (Протянуть руки вперед).

И достанем из печи. (Убрать руки на себя).

Из труды идет дымок (Круговое движение рукой снизу вверх).

Такой приятный. (Ладошки кверху).

Там за лесом, (показать руками крышу) у реки (волнообразное движение рукой).

Пекарь Булочка живет. (Показать большой живот).

По утрам печет пирог (печь пирожки) он ароматный. (Вдох. Руки в стороны.).

Повторить эти слова как медведь (низким голосом, медленно, растопырив лапы).

Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).

Сказать как лисичка. (Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки).

Сказать как мышки. (Тоненьким высоким голоском, движения показывать пальчиками).

– произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др.

– поиграй с моей игрушкой;

Детям раздают игрушки. Кому не хватило – хлопают.

Под музыку дети ходят и танцуют игрушками.

Под музыку игрушки прыгают по кочкам; с кочки на кочку; через кочку, вокруг кочки

Упражнение на развитие силы голоса:

Здравствуй мышка (машут крыльями)

Здравствуй птичка (показывают мышиные лапки)

У тебя большой дом (машут крыльями)

Нет маленький (лапки)

Нет большой (машут)

Нет маленький (лапки)

У тебя подвал есть. (говорят тихо)

Первый этаж (усиливают звук)

Второй (еще сильнее)

Третий (громче)

Четвертый (еще громче)

И т. д. до десятого этажа, усиливая звук.

Чердак (очень громко)

Затем назад до подвала. (Постепенно затихают)

Подвал (шепотом)

Упражнения развитие детской пластики :

Жила-была змейка (Плавное движение правой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого. (покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползла другая змейка. (Плавное движение левой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползли обе змейки. (Плавные движения двумя руками)

Посмотрели в одну сторону (повернуть кисти в разные стороны)

Нет никого. (покачать кистью)

Посмотрели в другую сторону. (Повернуть кисти в центр)

Поют высоким голосом.

А теперь низким.

Кто кого обидел первый?

Кто кого ударил первый?

Вы же раньше так дружили?

Что же вы не поделили?

– отгадать лепим снежки; зуб болит; бабушка старенькая хромает; холодно мерзнут ноги.

Театрализованные игры :

Мы большой построим дом

Заживем все вместе в нем.

Дети собираются, двери закрываются.

Двери открываются, сказка начинается.

Тук-тук-тук (стучат кулачками у правого ушка)

Тук-тук-тук (стучат у левого ушка)

Кто стучится в гости вдруг?

Может к нам пришел зайчишка?

Прыг-скок. (Прыгают как зайчики)

Может косолапый мишка?

Топ-топ, топ-топ. (Ходят вразвалочку)

Может рыжая лиса?

Чоп-чоп, чоп-чоп. (показывают лапки, хвостик)

Вот какие чудеса! (Развести руки в стороны).

Напоминаю тему, рассмотренную на занятии. Отвечаю на вопросы педагогов.

Методы работы по театрально-творческой деятельности Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального.

Ранняя профориентация детей в условиях детского сада (из опыта работы) Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования.

Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада Проектная, поисково-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей.

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Мигунова Е.В.

Учебно-методическое пособие раскрывает основное содержание тем курса "Организация театрализованной деятельности в детском саду", включает вопросы на закрепление материала, задания для самостоятельной работы, рекомендации к постановке творческих работ студентов специальности "Дошкольная педагогика и психология", примерный перечень тем контрольных работ, список рекомендуемой литературы. Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Елена Мигунова - Театральная педагогика в детском саду обложка книги

Аннотация к книге "Театральная педагогика в детском саду"

В пособии раскрыт современный взгляд на потенциальные развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду, дана диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Кроме теоретического обоснования актуальности театрализованной игры в творческом развитии дошкольника в книге даны методические рекомендации по изготовлению различных видов театральных кукол, декораций, созданию специальных световых, музыкальных и звуковых эффектов. Предлагаются авторские разработки, направленные на изучение регионального компонента дошкольной образовательной программы с детьми средствами кукольного тетра, знакомство с традициями народов мира.
Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений, дополнительного образования, родителям, гувернерам, организаторам детских театральных студий.

Иллюстрации к книге Елена Мигунова - Театральная педагогика в детском саду

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Учебно-методическое пособие раскрывает проблемы театральной педагогики в современном детском саду в контексте требований ФГОС дошкольного образования, рассматривает принципы организации театрализованной деятельности, условия ее педагогического сопровождения, оптимизации. Пособие включает вопросы на закрепление учебного материала, задания для самостоятельной работы студентов, рекомендации к постановке творческих работ студентов бакалавриата направления 44.03.01 — педагогическое образование, профиль "Дошкольное образование", список рекомендуемой литературы по каждой теме.
Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных организаций.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.

Перед началом работы мной были изучены следующие технологии:

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Основная цель моей работы по совместной деятельности с детьми побуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения, способствовать развитию речи через театрализованные игры. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (создание различных видов театра, изготовление декораций, ширмы, картотека театрализованных игр, и др.) в соответствии с ФГОС.
  • Последовательное знакомство с разными видами театра;
  • Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героя (мимикой, позой, жестом, движением);
  • Знакомить детей с приемами вождения фигурок разных видов настольного театра, учить сопровождать движения простой песенкой, речью;
  • Совершенствовать речевой аппарат детей .

Работа ведется по плану , который составила с учетом методических рекомендаций Н.Ф.Губановой и А.В.Щеткина, один раз в неделю в основном со всеми детьми группы. На игровых занятиях создаю условия для речевого развития, художественно-эстетических и творческих способностей детей.

В основе занятий лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его возможности. Учитываю желание детей в распределении роли, выборе элементов для костюма, гендерный подход.

Основными принципами театрализации являются:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.
  • Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями
  • Создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.
  • Способствовать тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей.

В совместной деятельности с детьми ориентируюсь на годовую задач у ДОУ: создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Для работы в группе оформила уголок театрализованной деятельности, в котором есть: разные виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный театр, театр кружек, на фланелеграфе, театр на дисках, театр на ложках, театр масок), магнитная доска, фланелеграф, театральная ширма. Имеется уголок ряженья. Оформила картотеку театрализованных игр.

Театрализованная деятельность организационно пронизывает все режимные моменты, включается во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей .

Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикую выразительное чтение стихотворных текстов, рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках.

Через работу по этюдам развивается способность свободно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого провожу мини концерты в группе, танцевальные импровизации под музыку, побуждаю детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учу различать, называть и передавать настроение, эмоциональное состояние персонажей.

Рассказываю детям о театральных жанрах - драматическом, кукольном, музыкальном. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения использую показ настольного, пальчикового, театра на фланелеграфе и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаю задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса.

Театрализованные игры, обыгрывание сказочных сюжетов положительно влияет на речь детей, их творческое развитие. Развивается умение слышать и слушать, память, желание высказать свое мнение о герое сказки (рассказа), умение красиво двигаться, передавать в движении образ героя, импровизировать, придумывать новые сюжеты знакомых сказок и многое другое.

Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев знакомых сказок.

В процессе развития социально - коммуникативных навыков (навыков развития речи) использую следующие приемы :

  • Показ и рассматривание предмета ( данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения );
  • Выполнение действий с предметом (способствует развитию игры детей и , как следствие развитию взаимоотношений детей).
  • Общение через игрушку (вызывает повышение познавательного интереса у детей)
  • Вопросы и ответы (помогает развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника)

Результаты моей работы :

Немалую помощь в работе оказывали родители: в разучивании ролей, изготовлении театра: на дисках, на ложках, пополнении экспонатами кукольного театра би-бо-бо, изготовлении ширм, элементов костюмов и т.д..

ВЫВОДЫ : Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Благодаря театрализованным играм, повышается речевая активность детей, развиваются артистические способности, проявление любознательности, стремление к познанию нового.

Провожу диагностику, в которой отслеживаю, как развиты: связная речь, словарь, грамматический строй речи.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий решаются практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Читайте также: