Что такое художественное слово в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

- формирование представления о традиционных продуктах питания и блюд.

Приёмы:

- показ правильной сервировки стола;

- наблюдение за трудом взрослы (повар, помощник воспитателя);

- использование сюрпризных моментов;

- использование игровой мотивации (например: в гости к другу и т. д.);

- поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Уж я Танюшке пирог испеку,

Уж я внученьке румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая.

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая:

Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодаю, забодаю, забодаю.

Пекла бабка оладушки.

Даше- два, Паше – два,

У нашей бабушки.

Глубоко – не мелко,

Корабли в тарелках:

И круп немножко.

Вот кораблик плывёт

Заплывает прямо в рот.

Ну – ка, ну – ка, ну – ка, ну – ли!

Не ворчите вы, кастрюли,

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите.

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

Ешь кашу сладеньку,

Травка – муравка со дна поднялась.

Птица - синица за зерно взялась.

Зайка – за капусту,

Мышка – за корку,

Дети – за молочко.

Чтоб Оленька ела.

На всех разделила…

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке

Хватило по ложке.

И Оля доела последние крошки.

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашку круту.

Вот готовы пироги,

Вынимаем из печи.

Приглашаю к самоварчику

Выпить чаю по стаканчику.

У нашей бабушки на столе оладушки.

И с малиной пирожок,

Ну- ка, съешь его, дружок!

На первое будет – борщ

На второе – рыба,

А на третье – компот.

Одевание.

Задачи:

- развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма;

- формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

- создание проблемной ситуации (обувь на разные ноги, не правильно застегнуты пуговицы, не заправлена рубашка и т. д.);

- изучение правил последовательности одевания, раздевания;

- самостоятельный взаимоконтроль выполнения данного организационного момента.

Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой,

Согреют две сестрички,

Зовут их … (рукавички)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился,

И отдельно поселился.

Висит в прихожей

На грабли похожа.

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу.

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья,

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

Вот они сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Маша, Маша маленька,

Пойди, Маша, горенкой;

Топни, Маша, ноженькой.

Не велики, не маленьки,

А как раз на ноженьки

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот не силен.

Отгадай загадку – кто мы?

В тёплый день сидим мы дома,

Если дождь – у нас работа:

Топать, шлёпать по болотам.

Нас разбудили после сна

Не дали назеваться,

Пора малышкам – умничкам

Вставать и одеваться.

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар.

Шар покачу, гулять хочу.

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

-Поглядите- ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь.

Кто бросает вещи

С тем они потом играют в прятки.

Вещи надо убирать

Не придется их искать.

У неряхи – растеряхи

Всё не этак и не так

И рубашка на распашку,

И без пуговиц пиджак.

К празднику сапожки.

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

Задачи:

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание следить за своим самочувствием;

- воспитывать привычку к соблюдению режима дня;

- формировать у дошкольников потребность к ежедневному дневному сну.

Приемы:

- использование сюрпризных моментов;

- включение игровых и сказочных персонажей;

- использование музыкального сопровождения.

Ног нет, рук нет,

По ночам во мне Ванятка

До чего задремлет сладко,

Что не хочется вставать,

Что за штука я? (кровать)

Спи, усни, дитя Серёженька.

Все ласточки спят,

Баю - баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Приди котик ночевать,

Будешь деточку качать.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят!

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам

Спят – поспят, всему миру

Глазам спать давно пора,

Ждет меня кроватка.

Спи Ванюша сладко, сладко.

Заливной чистый дождичек,

Не стучи, не стучи.

Лёгкий тоненький ветерок

У воротиков не гуди, не гуди

Вольный темненький лесок

Не шуми, не шуми,

Не буди, не буди.

Баю – бай, баю – бай…

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Машу не дуди!

Ты, собаченька, не лай,

Мою Машу не пугай.

Ходит сон по горе,

Носит дрёму в рукаве.

Всем детишкам продает,

Нашей Гале так даёт.

Баю – бай, баю – бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Тарю не буди.

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным – давно,

Он стучит в твоё окно.

Стадо пёстрое прошло,

Солнце краспое взошло.

Ой, лю – ли, лю – ли, лю – ли!

Журавли – то мохноноги

Не нашли пути – дороги.

Они сели на ворота,

А ворота – скрип – скрип…

Не будите у нас Ваню –

У нас Ваня спит, спит.

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в гудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

Баю – баю за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алёшкиных ворот

Зайки водят хоровод.

Не порали баиньки?

Алёше – на перинку.

Баю – баю, Алёшенька,

Встань поутру, не ленись!

Мылом вымойся, утрись.

Кто растрёпан, не умыт,

Тот собой людей смешит.

Баю – баю, баю- баю,

Ты уже напился чаю,

Кашку съел и наигрался,

Так теперь уж засыпай,

Баю – баю – баю –бай.

Вот присела на ворота

В окна голуби взглянули:

«Гули- гули- гули- гули,

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать.

Баю – баюшки- баю,

Как я дитятку люблю!

Уж как сон ходил по лавке,

Дрема по полу брела,

Дрема по полу брела,

В кроватку к (имя ребенка) забрела,

На подушечку легла.

На подушечку легла,

(имя ребенка) ручкой обняла.

Уж ты, котенька – коток,

Уж ты серенький лобок,

Приди, котя, ночевать,

Приди деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока,

Да кусок пирога.

- Митя, Митенька, проснись

Да с полатцев – то спустись!

Слышишь, крикнул петушок,

За селом поёт рожок,

На крылечке дверь скрипит,

У колодца гусь трубит,

«Митя, Митенька, вставай,

Ходит Сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха- по другой-

Они вместе идут,

Дрёму Катеньке несут.

Это кто уже проснулся?

Кто так славно потянулся?

От носочков до макушечки!

Мы потянемся, потянемся,

Маленькими ре останемся.

Умывание, причесывание.

Задачи:

- развивать культурно – гигиенические навыки, умение самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр, занятий, перед едой, после туалета, постоянно следить за чистотой рук, мыть лицо, насухо его вытирать;

- воспитывать самоконтроль в выполнении основных правил личной гигиены.

Приёмы:

- игровое упражнение (например: моем кукле Маше руки);

- экспериментирование (например: тонет не тонет мыло, холодная, горячая вода);

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действий.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

Какова связь между режимом дня малыша и художественным словом, в чем заключается целесообразность такого синтеза?

Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить, так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития детей.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Значение знакомства дошкольника с произведениями художественной литературы:

образец правильной речи;

овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической);

формирование эстетического вкуса;

знакомство с культурой русского и других народов;

знакомит с жанрами художественной литературы;

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Виды художественных произведений, используемых в ДОУ:

народный фольклор (потешки, попевки, заклички, былины, загадки и т.д.);

повести (короткие отрывки).

Педагог в своей работе с дошкольниками по формированию эстетического восприятия окружающей действительности средствами народного искусства и фольклора ставит перед собой следующею задачи:

развивать интерес к исконно русским традициям;

знакомить с предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;

развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства.

приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, рифмованными, строками.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.

Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.

Сказка — один из жанров фольклора , либо литературы . Эпическое , преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.

В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.

В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старших группах детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Хотелось бы кратко остановиться на методах ознакомления с художественной литературой. Ими являются:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

выразительное чтение воспитателя

беседа о прочитанном

объяснение незнакомых слов.

Чтение может сопровождаться:

Игровыми действиями детей.

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей реальным объектом.

3. Словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т.д.).

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический. Например:

В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольного возраста наряду с игровыми приемами широко используется художественное слово.

Во время утреннего приема воспитатель говорит:

Воробьи кричат с утра.

«Мы желаем всем здоровья

Привет, любимые друзья!

Пришел сегодня в садик я.

Всех вас увидеть снова рад,

Давайте вместе все играть!

Подготовка к утренней гимнастике:

На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два,

Шире шаг!
Делай с нами так!

Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Сделать нас сильней немного
Упражнения помогут.

Во время умывания можно применять словесные приёмы:

Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.

Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.

Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде, которую расставляют на столе. Дети называют форму, цвет, рисунок, материал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, привлечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этикета – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми.

Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!

Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, способствуют развитию разговорной речи.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Эти пальчики кусают,
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,

А большой с мизинцем-братцем
Могут чисто умываться.

Подготовка к прогулкам:

Раз, два, три, четыре, пять,

Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми,

точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.

На прогулке можно предложить стихотворения, загадки, пословицы и поговорки о сезонных изменениях, о природе, погоде и т.д.

Весенний ветер
Дышит еле-еле
Колышет лапы
Молодой ели
Весенний ветер
Сладкий ветер
Вешний
Весенний ветер
Друг сердешный.

Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.

Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.

А также у детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.

Спасибо за внимание! Слайд 16

Используемая литература:

Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Использование художественного слова в режимных моментах.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

В дошкольном детстве художественное слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В каждой детской деятельности создаются определенные условия для формирования навыков взаимоотношений, нравственных чувств, доброжелательности, оказание помощи окружающим, уважения старших.

Использование в своей работе художественного слова помогает детям осознать моральную норму, а педагогам воспитывать у детей положительные нравственные чувства через разные виды деятельности.

Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с окружающим вокруг.

Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении.

Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

С поступлением малыша в детский сад в его жизни происходит множество серьё зных изменений: установление другого режима дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, введение новых требований, постоянный контакт со сверстниками, пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Простенькие игровые потешки, ласковые пестушки, веселые хороводные песенки, напевные колыбельные создают забавляющие, успокаивающие и отвлекающие ситуации, положительно влияющие на адаптацию ребенка.

Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, загадках, сказках.

Народные песенки, потешки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.

Цель нашей работы – способствовать благоприятному прохождению детьми раннего возраста периода адаптации за счёт широкого использования художественного слова. Достижению цели способствует реализация следующих задач: - установление доверительных отношений с детьми, снятие негативных переживаний и эмоционального напряжения; - развитие игровой деятельности малышей; - расширение содержательной и эмоциональной стороны режимных моментов. Данная работа начинается с момента поступления малыша в дошкольное учреждение. Она способствует снятию негативных переживаний по поводу разлуки с матерью. Отвлечь, развеселить ребенка, привлечь внимание к игрушке позволяют небольшие по объёму стихотворные тексты, сопровождающие малыша в течение дня. Это побуждает ребёнка эмоционально откликаться на происходящее вокруг него, а педагогу установить доверительные отношения со своими воспитанниками.

Художественное слово помогает :

• развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья

• развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма

• формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде

развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.

• Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за своим телом. В детском саду во время режимных моментов и выполнения гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок владеющий правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученных к выполнению гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе сверстников, ребенок активен в игровой деятельности, легко выполняет общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие потешки, стихи, песенки, загадки, поговорки. При проведении режимных моментов использую художественное слово, игровые приемы.

Как важно утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с мамой. Вместе с детьми читаем попевки.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

Вот как весело живём.

Предлагаю друг другу улыбнуться.

Утреннюю гимнастику начинаю словами :

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Вышли на зарядку!

И дети весело зашагали на гимнастику.

Перед умыванием не забываем повторить веселые слова, которые чередуем, выбирая те которые детям больше нравятся те использую чаще :

Знаем, знаем да-да-да,

Дом, где прячется вода.

Мы пришли умыться!

Не боимся мы воды,

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Дети легко запоминают простые слова, но умываться стало интереснее.

Наступило время завтрака, пора напомнить об аккуратности за столом:

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

Эти слова я читаю во время одевания на прогулку:

Будем быстро одеваться,

Не зевать и не толкаться,

Будем дружно играть

И друг другу уступать!

Раз, два, три, четыре, пять —

Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть – чуть поспать.

Ты закроешь глазки –

И приснится сказка:

Про кота – мурлыку,

Про сластену – мишку.

Просыпаться после сладкого сна не всегда легко опять на помощь приходят стихи:

От носочков до макушечки.

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём!

Таким образом, используемые педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными, трудолюбивыми, самостоятельными, ответственными, бережливыми. Художественное слово является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей дошкольного возраста.

Использование музыки в режимных моментах Мы с вами, воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребёнка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального.

Возможности использование музыки в режимных моментах. Консультация для воспитателей Дорогой воспитатель! Музыка – действенное и эмоциональное средство воспитания. Поэтому необходимо, чтобы музыка в детском саду звучала во.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментах

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Использование подвижных игр в режимных моментах Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68 комбинированного вида. Консультация для воспитателей.

Картотека художественного слова в режимных моментах Картотека художественного слова в ходе руководства режимными процессами для детей младшего дошкольного возраста Умывание * * * Ай, лады,.

Использование жестового языка в режимных моментах в ДОУ Жестовый язык – естественный язык, знаковая система, при помощи которой осуществляется межличностное общение глухих. Жестовый язык представляет.

Вы здесь: Главная Методическая копилка Художественное слово в режимных моментах в детском саду

дошкольное образовательное учреждение

Верхотурова А.Ю., воспитатель

высшая квалификационная категория

Карпенко М.А., воспитатель,

высшая квалификационная категория

Художественное слово в режимных моментах в детском саду.

Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.

Примеры использования художественного слова в режимных моментах:

Утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с мамой.

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

Вот как весело живём.

Если ребенок тяжело переносит расставание с родными, можно успокоить его следующими строками:

Мама белого Котенка
В детский садик привела.
Но пушистого ребенка
Успокоить не могла.

Стал мяукать он, цепляться
Лапкой за ее подол,
Не хотел в саду остаться,
В группу он никак не шел.

Мама-Кошка торопилась
И, сказав печально: ,
От Котенка отцепилась
И сама ушла в слезах.

Нет, не стоит так, ребята,
Громко плакать и кричать:
Мама ведь спешит куда-то,
Мама может опоздать.

Мамы вас всех очень любят,
Долгожданной встречи ждут,
О детишках не забудут -
Обязательно придут!

На зарядку веселее собираться, читая строки.

Вышли на площадку,

На зарядку! На зарядку!

Просыпайтесь по порядку,

Руки, ноги, голова!

На зарядку! На зарядку!

Достаём ладошкой пятку!

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Гигиенические процедуры проходят слаженней под прибаутки и стихи.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Перед завтраком, обедом и ужином полезно напомнить об аккуратности за столом, правильном использовании столовых приборов.

А у нас есть ложки

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

На моей тарелочке

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

На того кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Не видно на ложке

И нет на тарелке — гляди!

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

На прогулку собираемся, приговаривая.

Раз, два, три, четыре, пять —

Наденем на ножки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Нужно быстро одеваться

Ине нужно отвлекаться.

Не смотри по сторонам,

Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять!
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.

Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки одевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки

Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку одели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.

Солнышко, не заходи,
На дворе нас подожди!
Мы сейчас идём гулять
И родителей встречать.
Я соскучилась по маме,
Не могу дождаться прямо!
Пусть она скорей придёт
И домой меня возьмёт!

Группа вышла одеваться,
На прогулку собираться,
Дожидаться пап и мам.
А потом – и по домам.

Дневной сон.

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть – чуть поспать.

Ты закроешь глазки –

И приснится сказка:

Про кота – мурлыку,

Про жужжалку мушку,

Про шмеля – гуделку,

Про сластену – мишку.

Спи моя малышка!

Поиграли Звери дружно,

После спать ложиться нужно.

Наступает тихий час,

Тишина нужна сейчас.

Даже если вы не спите,

То лежите, не шумите,

Не мешайте другу спать

И спокойно отдыхать!

Просыпаться после сладкого сна не всегда легко, опять на помощь приходят стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

От носочков до макушечки.

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём, растём!

На исходе тихий час,
Крепкий сон ушел от вас.
Если вам уже не спится,
Все ж не стоит веселиться,
И не надо баловаться
И подушками кидаться.

По кроватям прыгать лихо.
Полежите лучше тихо.
Чтобы перья не летели,
Как февральские метели.
Полежите, помолчите
И подъема подождите.

Приводим себя в порядок, расчесываемся после сна, приговаривая:

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Деткам делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Чудина Александра Алексеевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Художественная литература рассказывает о труде и жизни людей, об их делах и подвигах, о событиях из детской жизни, об играх, забавах и труде ребят. Большое и малое, серьезное и смешное, веселое и грустное — все находит отражение в произведениях детской художественной литературы.
Художественная литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков, а также отношение писателя к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их.
Лучшие произведения художественной литературы помогают формировать у детей нравственные оценки в доступной для них форме: хорошо — плохо, справедливо-несправедливо, честно-нечестно, хорошо-плохо. [1]

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка. Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, пестушках, загадках, сказках.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Народные песенки, потешки, пестушки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии. Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи. Художественное слово помогает:

  • развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
  • развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
  • формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде
  • развивать культурно – гигиенические навыки и т. д. [2]

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

В дошкольном детстве художественное слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В каждой детской деятельности создаются определенные условия для формирования навыков взаимоотношений, нравственных чувств, доброжелательности, оказание помощи окружающим, уважения старших.

Использование в своей работе художественного слова помогает детям осознать моральную норму, а педагогам воспитывать у детей положительные нравственные чувства через разные виды деятельности.

« Девочка-копуша час жевала грушу,

Два – умывалась, три – вытиралась.

Утром завтракать пошла,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вот твоя рубашка!

Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются, и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда помогут такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:

«Я напомню об одном:

Не кривляйся за столом,

Всем пора бы научиться,

Кушать вилкой, кушать,

А не делать как Антошка.

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

«За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно,

Не бросать, и не ломать,

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Можно предложить им использовать разные короткие считалки для решения спора.

«Можно весело смеяться,

И поспорить иногда

«Тут у нас все друзья –

«Всем советую дружить, ссориться не смейте

Без друзей нам не прожить

После этого дети смогут осмыслить свои отрицательные поступки и сделать вывод.

Такие слова способствуют доведению дела до конца, выполнению его со старанием. [ 3 ]

«Прежде чем работать сесть,

Отрывок из стихотворения Б. Заходера про книжку воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге

«Заболела моя книжка,

Изорвал ее братишка.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемые педагогические средства художественной литературы, помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными, трудолюбивыми, самостоятельными, бережливыми. Художественное слово является богатейшим источником познавательным и нравственным источником развития детей дошкольного возраста.

Список литературы

2. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979

3. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – 2015. – № 7.

5. "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.

6. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст]: учебник / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1998.

Читайте также: