Одежда как объект дизайна кратко

Обновлено: 03.07.2024

Творческий эскиз модели из коллекции

творчества Рудольфа Нуреева.

4. Костюм как объект дизайна
и искусства


  • объект дизайн-деятельности: дизайн-проект и ди-
    зайн-продукт;

  • субъект дизайн-деятельности: дизайнер и потребитель
    продукта деятельности дизайнера;

  • среда дизайн-деятельности: различные комплексы и
    системы деятельности.

Костюм — это тоже объект дизайна, который является
частью предметной среды.

Объект дизайна — это, как правило, вещь утилитарного
направления, несущая в себе множество различных функ-
ций, в том числе и эстетическую.

Глава I. Художественное проектирование - основа дизайна костюма

искусства. В некоторых работах и учебниках по дизайну
современные авторы отводят дизайну костюма роль
объекта прикладного искусства. В таких работах костюм
сравнивается с гобеленами, украшениями и прочими
произведениями прикладного искусства. Все эти вещи,
помимо своей практической функции, несут и эстетическую
направленность. Это дает право отнести костюм к
продукту прикладного искусства, так как произведением
этого вида искусства считается предмет, объединяющий
в себе материальные, практические и художественно-
эстетические функции.

На первый взгляд, костюм, несущий в себе художе-
ственные достоинства, является произведением приклад-
ного искусства. Но костюм, являясь объектом дизайна,
отвечает новым потребностям и запросам человека,
он ориентирован на удовлетворение тех изменений в
обществе, которые характеризуют новую среду жизне-
деятельности человека. Дизайн создает новые образцы
предметной среды существования человека. Искусство
же каждый раз по-новому создает еще один, пусть и ху-
дожественный, уже функционирующий тип изделия, на-
пример, гобелена или ковра. Дизайн одежды подразумевает
разработку новой формы и конструкции костюма. От-
личительной особенностью прикладного искусства явля-
ется художественное оформление ранее разработанной
и созданной инженером формы предмета, например,
роспись шкатулки для хранения украшений. Художники-
прикладники выполняют иную художественную функцию,
чем дизайнеры.

Дизайнеры, наделяя утилитарную вещь художественными
свойствами и создавая ей новый образ, превращают ее в
явление культурной среды и культуры в целом. Так про-
мышленные изделия становятся объектами культуры.

Современная промышленность, в том числе легкая и
текстильная, становится областью взаимодействия двух
ранее противоположных начал, таких как техническая
наука и искусство с его эстетическими функциями.


Творческий эскиз модели из коллекции

творчества Рудольфа Нуреева.

Творческий эскиз модели из коллекции

творчества Рудольфа Нуреева.

Дизайнер костюма, создавая новую одежду, несет в об-
щество новый тип восприятия и отражения действитель-
ности. Тем самым дизайнер посредством проектируемой
вещи влияет на вкусы и потребности человека и общества
в целом. Он, по сути, диктует новый стиль предметного
окружения жизни общества. Поэтому дизайнер должен
осознавать и нести ответственность за проектирование новой
концепции общества, образа жизни и облика человека.

Одежда – это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых; от стрел; ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою; от пули и отравляющих веществ. Одежда защищает человека не только от физических неблагоприятных климатических условий, воздействий на его тело, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту. В понятие одежды входит платье, обувь, головные уборы, дополнения. Основная функция одежды – защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая , т.к. одежда всегда связана с какой- либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию – украшает человека, как и с любой вещью, с ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы.

Дизайн – творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Предметная среда – это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Дизайнер – специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды.

Дизайн – особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует не только в самом творческом процессе создания новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует от дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и обладания творческим выражением, эстетическим чувством, фантазией, которые характерны именно для художника. Тем более, что современная промышленность становится областью, где могут взаимодействовать наука и искусство.

Действительная цель дизайна – проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.

Моделирование – отображение, представление или описание целостного объекта (системы объектов), ситуации или процесса.

Дизайнер одежды способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, т.к. владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных его стадиях в работе принимают участие и другие специалисты, прежде всего конструктор и технолог.

Проектирование одежды – создание нового образца одежды с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. Моделирование формы костюма – организация материала в соответствии с композиционной идеей костюма, воплощение идеи модели одежды в материале. Результат моделирования – готовая вещь.

2.Стиль

Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. При этом в каждую эпоху одновременно, как правило, существовало несколько стилей несколько стилей: предшествующий, господствующий и элементы формирующегося будущего стиля.

Ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов.

Для костюма спортивного стиля характерны свободные формы, обеспечивающие активное движение; геометричность линий, укрупненность и выразительность накладных деталей и фурнитуры (чаще металлической или деревянной), обилие отделочных строчек. Материалы применяются в основном мелкоузорчатые и пестротканые. В рисунках широко используются разнообразные полосы, клетки, горох.

Костюм стиля фантази характеризуются необычными формами и членениями, сложным конструктивным решением, неожиданными линиями, разнообразными украшениями и отделками. Ткани могут быть самых разнообразных рисунков и колорита.

Но существует еще отношение к стилям, как к образно-эмоциональной характеристике типа костюма на человеке. В этом случае определение несет оттенок возрастной характеристики. Классический стиль с присущими ему сдержанностью форм, пластической гармонией частей и целого свойственен людям среднего возраста, когда зрелость мировоззрения и выполняемая роль в семье, в обществе определяют характер поведения и облик человека. Романтический стиль фантази в большей степени свойственен юности се мечтательностью, поэтичностью или порывистостью, некоторой неуравновешенностью. Спортивный же стиль одежды подчеркивает подтянутость, динамичность, целеустремленность – все это может характеризовать людей разного возраста.

3. Структура и функции моды.

Мода является важнейшим фактором эволюции не только костюма , но и современного общества в целом. Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце 18 века, трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме.

Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей ее развития: связь с общественно-историческими явлениями, интернационализация, демократизация, ускорение распространения, цикличность развития. Мода связана с различными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, которые вызывают внимание общества. С развитием общества связана и динамика самой моды. Скачки в развитии моды вызываются социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки и техники. Толчком для немедленных изменений моды служат политические революции, крупные политические потрясения (войны).

Создание массового рынка и развитие современных средств массовой информации являются причинами ускорения распространения моды, что в с вою очередь приводит к сокращению продолжительности модных циклов.

Цикличность – это важнейшая закономерность развития моды. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что мода имеет механизмы самоорганизации.

Мода – это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни.

Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. Прогнозированием называют специальное научное исследование перспектив развития явления. Очевидно, что актуальность прогнозирования моды вызвана потребностями промышленности: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конструкции и т.п. В моделировании одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются - за год до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более вперед. Проектирование новых изделий изначально включает в себя момент прогноза.

  1. Оценка перспектив развития прогнозируемого явления при помощи установления аналогии с хорошо известными процессами и явлениями. Поэтому при прогнозировании моды в костюме плодотворным может быть проведении аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства.
  2. Условное продолжение в будущее тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны.
  3. Создание модели явления с учетом ожидаемых и желательных тенденций, перспективы развития которых известны.

Более плодотворным является другой подход к прогнозированию моды, ориентированный на все структурные компоненты моды в целом – прогнозируются различные аспекты образа жизни людей и их потребности. Новая вещь начинается именно с требований потребителей, создателем новой вещи является потребитель, поэтому прогнозирование моды тесно связано с прогнозированием социальных потребностей. Прогноз моды основывается на социологических прогнозах, которые делаются на основе опросов, изучения структуры и характера деятельности человека или социальной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. Именно такая информация дает возможность прогнозировать будущую моду. Кроме того, предсказать будущие тенденции можно, внимательно проанализировав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считают авангардистами в моде.

До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.

Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий.

Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

Дизайн — творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Творческая концепция - основная идея, ценностное, смысловое содержание проекта.

Дизайнеры новички часто допускают одну и ту же ошибку – создают серию разрозненных моделей, не имеющих единой концепции

Концептуальность - общая творческая установка, составляющая суть проектной культуры.

Состоятельная творческая концепция:

а) отражает индивидуальное мировоззрение автора

б) связана с основными тенденциями развития культуры и общества в целом.

в) отражает важные проблемы, которые волнуют человека и общество в ту или иную эпоху

г) призывает вносить свой вклад в решение их проблем

Особенности тех или иных концепций в дизайне связаны с основными подходами к проектированию:

1. Ценностный подход рассматривает проектирование как деятельность по созданию ряда объективных и субъективных ценностей, связанных с образом жизни, как индивидуума, так и общества и соответственно с типом личности, социальными и личностными ценностными нормативами, в том числе эстетическими. ( поэтому концепции зачатую основываются на особом восприятии цвета, формы и проч)

2. Системный подход рассматривает объект дизайнерского проектирования как систему взаимно связанных материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход требует установления четких функциональных связей между средой, её элементами (вещами) и процессами, протекающими в ней с участием человека (общества). Результатом такого подхода к проектированию является построение системного объекта;

3. Средовой подход рассматривает предметно-пространственную среду как результат освоения человеком его жизненного окружения. Деятельность и поведение человека принимаются в качестве центра и определяющего фактора, связывающего отдельные элементы среды воедино.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, и и связанны с общими тенденциями изменения образа жизни.

Специфика дизайна одежды заключается в том, что:

1. Несмотря на то, что концепции, существующие в дизайне одежды находятся в русле основных проблем дизайна своего времени, но эти общие тенденции воплощаются в очень большом разнообразии авторских концепций (разные дизайнеры по-разному относятся к функции вещи, являются сторонниками разных концепций гардероба, прибегают к разным способам формообразования, предназначают свою одежду людям, ведущим разный образ жизни, и т.п.)

2. Концепции находят свое воплощение прежде всего в визуальной форме. Традиции сезонного ритма смены моды привели к тому, что основной формой реализации творческой концепции в дизайне одежды является демонстрация моделей - модный показ. Концептуальность проявляется не только в самих моделях одежды (хотя это самое важное), но и в создании определенного образа (прическа, грим, манера движения), музыкальном оформлении и месте проведения показа.




- функционализме, определявшем развитие дизайна в первой половине XX в.

Основными принципами функционализма были:

Его основные установки:

- простота вместо сложности,

- обыкновенное вместо необыкновенного,

- долговечное вместо модного,

- функциональное вместо эмоционального,

- разумное вместо эффектного.

- апология научно-технического прогресса,

- тяготение к авторитарным проектно-идеологическим доктринам,

- абстрактно-типологическое моделирование потребителя продуктов дизайна.

Эти черты присущи творческой концепции Коко Шанель.

Отличительные черты постмодернизма:

- гуманитарно-экологически ориентированное сознание,

- свобода творческого самовыражения (и дизайнера, и потребителя);

- концептуальный, типологический и жанровый плюрализм (разнообразие). Это связано с тем, что у разных социальных групп и подгрупп разные системы ценностей, а значит, и разные взгляды на цели вещей, разные эстетические запросы

- радикальный эстетический эклектизм.

Лекция 5. Разработка дизайн-концепции

  1. Методы проектирования в дизайне одежды
  2. Комбинаторные методы проектирования в дизайне

До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.

Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий.

Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

Дизайн — творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Творческая концепция - основная идея, ценностное, смысловое содержание проекта.

Дизайнеры новички часто допускают одну и ту же ошибку – создают серию разрозненных моделей, не имеющих единой концепции

Концептуальность - общая творческая установка, составляющая суть проектной культуры.

Состоятельная творческая концепция:

а) отражает индивидуальное мировоззрение автора

б) связана с основными тенденциями развития культуры и общества в целом.

в) отражает важные проблемы, которые волнуют человека и общество в ту или иную эпоху

г) призывает вносить свой вклад в решение их проблем

Особенности тех или иных концепций в дизайне связаны с основными подходами к проектированию:

1. Ценностный подход рассматривает проектирование как деятельность по созданию ряда объективных и субъективных ценностей, связанных с образом жизни, как индивидуума, так и общества и соответственно с типом личности, социальными и личностными ценностными нормативами, в том числе эстетическими. ( поэтому концепции зачатую основываются на особом восприятии цвета, формы и проч)

2. Системный подход рассматривает объект дизайнерского проектирования как систему взаимно связанных материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход требует установления четких функциональных связей между средой, её элементами (вещами) и процессами, протекающими в ней с участием человека (общества). Результатом такого подхода к проектированию является построение системного объекта;

3. Средовой подход рассматривает предметно-пространственную среду как результат освоения человеком его жизненного окружения. Деятельность и поведение человека принимаются в качестве центра и определяющего фактора, связывающего отдельные элементы среды воедино.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, и и связанны с общими тенденциями изменения образа жизни.

Специфика дизайна одежды заключается в том, что:

1. Несмотря на то, что концепции, существующие в дизайне одежды находятся в русле основных проблем дизайна своего времени, но эти общие тенденции воплощаются в очень большом разнообразии авторских концепций (разные дизайнеры по-разному относятся к функции вещи, являются сторонниками разных концепций гардероба, прибегают к разным способам формообразования, предназначают свою одежду людям, ведущим разный образ жизни, и т.п.)

2. Концепции находят свое воплощение прежде всего в визуальной форме. Традиции сезонного ритма смены моды привели к тому, что основной формой реализации творческой концепции в дизайне одежды является демонстрация моделей - модный показ. Концептуальность проявляется не только в самих моделях одежды (хотя это самое важное), но и в создании определенного образа (прическа, грим, манера движения), музыкальном оформлении и месте проведения показа.

- функционализме, определявшем развитие дизайна в первой половине XX в.

Основными принципами функционализма были:

Его основные установки:

- простота вместо сложности,

- обыкновенное вместо необыкновенного,

- долговечное вместо модного,

- функциональное вместо эмоционального,

- разумное вместо эффектного.

- апология научно-технического прогресса,

- тяготение к авторитарным проектно-идеологическим доктринам,

- абстрактно-типологическое моделирование потребителя продуктов дизайна.

Эти черты присущи творческой концепции Коко Шанель.

Отличительные черты постмодернизма:

- гуманитарно-экологически ориентированное сознание,

- свобода творческого самовыражения (и дизайнера, и потребителя);

- концептуальный, типологический и жанровый плюрализм (разнообразие). Это связано с тем, что у разных социальных групп и подгрупп разные системы ценностей, а значит, и разные взгляды на цели вещей, разные эстетические запросы

- радикальный эстетический эклектизм.

В зависимости от объекта проектирования дизайн одежды можно разделить на такие направления, как:

  • дизайн костюма;
  • обуви;
  • головных уборов;
  • трикотажных изделий;
  • аксессуаров и т.д.

Сегодня одежду чаще всего производят для массового потребителя, и в этом случае дизайнер одежды готовит промышленные коллекции. Наряду с этим направлением развивается и так называемое "прёт-а-порте" (в переводе с французского — "готовый к носке"). Это готовая одежда высокого качества, которую придумали и создали в мастерских известных модельеров.

Есть и уникальные коллекции, называемые "от кутюр": художники-модельеры создают дизайнерские проекты, воплощаемые в жизнь для избранных, для тех, кто в состоянии позволить себе одеваться в самые модные, стильные и качественные ансамбли, созданные на основе проектов гениальных творцов.

Интересно, что у индустрии моды — свои особые законы, отличные от законов других сфер промышленности. Например, в сфере дизайна не принято обсуждать назревшие вопросы на конференциях или созывать масштабные съезды. Всё происходит достаточно камерно, что называется, "для своих". Можно сказать, что в некотором роде аналогом профессиональных конференций являются недели высокой моды, модные салоны, а также ярмарки моды. Впрочем, на подобных мероприятиях дизайнеры одежды скорее преследуют совсем иные цели, а именно показать свои творения благодарным зрителям, найти производителей, готовых взяться за реализацию творческих идей, разрекламировать новую коллекцию.

Дизайнер одежды — это, по сути, тот же изобретатель. Он видит в привычном необычное, обладает способностью сделать это необычное доступным взорам остальных людей, украсить наш быт. Чтобы создать новую коллекцию, дизайнер придумывает новые формы, элементы, аксессуары, а затем старается адаптировать придуманные модели к повседневной жизни, чтобы мы не только любовались ими на подиуме, но и покупали для себя и с удовольствием носили, чувствуя себя в новой одежде привлекательными и уникальными.

Несмотря на внешнюю нарядность и праздничность, профессия дизайнера одежды во многом рутинна. Например, неотъемлемой частью обязанностей специалиста по дизайну одежды является изучение потребностей потенциальных клиентов, рыночного спроса. После разработки концепции, идеи будущего изделия следует выполнить эскиз — собственно, проект. Бывает, что в эскиз приходится вносить множество изменений, прежде чем он станет совершенным.

Дизайнер одежды — очень творческая профессия. Человек, избравший её для себя, должен отличаться креативностью и способностью посмотреть на вещи с необычной, нетрадиционной стороны. Разумеется, не добиться успеха и без таких качеств, как трудолюбие и усидчивость. Чем больше у человека терпения и творческих способностей, коммуникабельности и способности видеть необычное в обыденном, — тем выше его шансы стать успешным в этой сфере.

Читайте также: