Почему изучение адаптационных возможностей человека имеет важное практическое значение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации — активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение , отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремленность.

Состояние — определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в позитивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации.

Самоактивность — это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.


Большое значение адаптация имеет для ребенка , находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в детском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитательная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера . Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация выпускника профессионального образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного результата. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация . Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зависит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответствующей деятельности, длительности временного перерыва, например, настроя на деятельность, состояния и самоактивности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а следовательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или типичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе, например, она означает способность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоответствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих условиях к предлагаемой деятельности.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоянны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

1. Давыдов Д.Г. Современные подходы к исследованию качества жизни / Д.Г. Давыдов // Социальные науки и современное общество. – 2013. – № 2 (16). 1012. МАБиУ. – С. 54-67.

2. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Адаптационные уровни экологии человека / Б.Г. Иоганзен // Физиолого-генетические аспекты адаптации человека и животных. – Кемерово, 2008. – 249 с.

4. Шатрова А.О. О материальной составляющей в структуре показателя качества жизни населения / А.О. Шатрова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 84-84.

В настоящее время, одним из важных факторов, определяющих качество жизни, является материальное благополучие. Оно влияет на мировоззрение человека и психологическое самовосприятие. Не маловажным является также состояние здоровья и общая адаптация. [4] В зависимости от качества жизни, люди учатся приспосабливаться к различным условиям окружающей действительности. Это и есть способность к адаптации. Остановимся на данном вопросе подробнее.

Адаптация (лат. – adaptatio) приспособление, приноровление. В широком смысле слова, данный термин определяется как приспособление организма к условиям существования. [2] Можно выделить три вида адаптационных возможностей человека:

1. Биологический вид – способность организма индивида подстраиваться под условия окружающей среды.

2. Социальный вид – возможность приспособиться к общественным нормам и требованиям.

3. Этнический вид – комплекс социальных, физиологических, культурных особенностей, свойственных народу, проживающему на определенной территории.

У каждого человека данные возможности развиты по-разному. В индивиде могут сочетаться различные способности к адаптации, в зависимости от условий, к которым нужно приспособиться. Например: человек быстро приспосабливается к новому коллективу, но имеет трудности при смене режима дня.

Наряду с адаптацией рассматривается понятие адаптивность, которое обозначает способность человека менять способ мышления, подстраиваться под нормы и критерии, которые существуют в обществе. Адаптивность в современной повседневной жизни может выражаться в следующих ситуациях:

1. Изменение места жительства. Человек может переехать не только из квартиры в квартиру, но и поменять город или страну. В таком случае ему придется приспособиться под устои, которые заведены в данной местности.

2. Изменение условий жизни. Помимо улучшений или ухудшений привычного образа жизни, могут возникнуть такие жизненные ситуации, как стихийные бедствия, эпидемии, войны, которые заставят резко перестроить привычное бытие человека.

4. Изменение места работы. Смена коллектива и новые правила поведения в компании влияют на человека. Как скоро он сможет проявить себя, зависит от того, насколько быстро пройдет процесс приспособления к действующим устоям фирмы.

5. Изменение семейного положения. В случае вступления в брак или развода человек прилагает немалые усилия для адаптации, чтобы разрешить возникшие личностные конфликты.

Каждый человек приспосабливается к жизни с точки зрения своих личностных особенностей. Для систематизации данного рассмотрения адаптационных возможностей индивида можно выделить такую характеристику, как темперамент. Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – это описание человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. интенсивности, быстроты, темпа, ритма психических процессов и состояний.

И.П. Павлов описал, как адаптируются к жизни сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики. [3] По его мнению, самыми приспособленными являются люди с темпераментами сангвиника и флегматика. Менее – холерики, т.к. у них отсутствуют процессы возбуждения и торможения. И, наконец, наименее адаптирующимися следует считать меланхоликов с их низкой работоспособностью нервной системы.

Гиппократ описывал каждый из типов следующим образом:

Сангвиник – спокойный, жизнерадостный, общительный. Беспрепятственно находит выход из любых трудностей, доброжелателен в своих намерениях, в коллективе создает приятную атмосферу. Однако слишком быстро принимает решение, излишне самоуверен.

Холерик – резкий, несдержанный, смелый. Легко переживает жизненные трудности, способен быстро усваивать новую информацию. Но нетерпелив, вспыльчив и подвержен эмоциональным срывам.

Флегматик – сдержанный, спокойный. Плохо приспосабливается к новой обстановке, в неблагоприятных ситуациях может стать пассивным и вялым. При этом отличается самообладанием, терпелив, не подвержен панике при стрессовых обстоятельствах.

Меланхолик – чувствительный, пассивный. Болезненно переживает изменения в окружающей обстановке. Подвержен пессимизму, но обладает аналитическим мышлением, творчески подходит к работе, тонко чувствует и доводит дело до завершения.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что качество жизни зависит от множества показателей, одним из которых является адаптация. В современном мире человеку приходится приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Данные адаптационные возможности можно рассматривать с точки зрения темперамента. Так, например, люди с сангвинистическим типом темперамента легче остальных переживают изменения, происходящие в жизни, они стараются избегать неприятностей и упрощают поставленные перед ними задачи. Хуже всего адаптируются к новым ситуациям представители меланхолического темперамента. Им сложно покинуть зону комфорта, они стараются избежать изменений.

На основании расчёта и анализа биоритмологических критериев неспецифической адаптоспособности основных физиологических показателей сердечно-сосудистой системы у студентов факультета физической культуры в условиях смещения поясного времени при переходе на зимнее время сделана попытка оценки уровня адаптационных и функциональных возможностей организма спортсменов и роли физической культуры в укреплении этих возможностей.


1. Апокин В.В., Повзун А.А., Васильева Н.В. Изменение адаптационных возможностей организма студентов спортивного и не спортивного факультетов в условиях перехода на зимнее время // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 2. – С. 91–94.

2. Моисеева Н.И. Биоритмологические критерии неспецифической адаптоспособности // Физиология человека. – 1982. – Т.8, № 6. – С. 1000–1005.

3. Павловская В.С., Повзун А.А., Вахлова М.С., Самарская Е.О., Васильева Н.В. Изменение структуры биоритмов основных физиологических показателей у студентов лечебного факультета при переходе на зимнее время. // Вестник СурГУ. Медицина. – 2010. – № 6. – С. 4–15.

4. Павловская В.С., Повзун А.А. Рабченюк Е.П. Хронобиологическая характеристика сезонной адаптации к физическим нагрузкам спортсменов-школьников // Вестник СурГУ. Медицина. – 2009. – № 3. – С. 81–89.

5. Повзун А.А., Апокин В.В., Павловская В.С. Биоритмологический подход к организации коррекционной работы со школьниками с задержкой психического развития средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 6. – С. 90–92.

6. Повзун А.А., Повзун В.Д., Апокин В.В. Биоритмологическая оценка роли физической культуры в организации оздоровительной работы в ВУЗе // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 2. – С. 85–88.

7. Повзун А.А., Апокин В.В., Савиных Л.Е., Семёнова О.А. Сезонные изменения состояния неспецифической адаптоспособности организма спортсменов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 86–88.

8. Повзун А.А., Григорьев В.А., Апокин В.В., Ефимова Ю.С. Сравнительный анализ сезонного изменения адаптационных возможностей организма спортсменок лыжниц по показателям биологического ритма // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 8. – С. 95–98.

9. Повзун А.А., Лосев В.Ю., Апокин В.В., Рабченюк Е.П. Сравнительный биоритмологический анализ сезонных изменений адаптационных возможностей организма школьников, активно занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 2 – С. 83–85.

11. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе // Психологическая наука и образование. – 2007. – №4. – С.72–80.

Адаптация, как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности, поскольку состояние здоровья человека во многом определяется именно его адаптационными резервами и, особенно, способностью их активировать в критический момент. В этой связи, проблема адаптации студентов в вузе – важное условие успешной педагогической деятельности [10]. Студенческая молодежь представляет особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, причём, студенческие годы совпадают с периодом окончательного формирования важнейших физиологических функций организма, поэтому адаптация к новым социально-экологическим условиям, постоянно возрастающая интенсификация учебного процесса, значительные умственно – эмоциональные нагрузки на фоне ограниченного двигательного режима вызывают напряжение регуляторно – компенсаторных механизмов и требуют нового подхода к разработке научно обоснованных профилактических мероприятий.

Управлять адаптацией студентов в вузе – означает способствовать повышению резистентности организма студента, которая может быть специфической и неспецифической. Неспецифическая – формирует способность адекватно реагировать на самые различные воздействия. Наиболее эффективным средством повышения неспецифической резистентности считается спорт и физическая культура, при этом важнейшим фактором эффективности физической тренировки, как средства повышения адаптационных возможностей является регулярность, адекватность физических нагрузок.

Учение об адаптации человека к физическим нагрузкам, действительно, составляет одну из важнейших методических основ теории и практики спорта, а в физиологическом отношении адаптация к мышечной деятельности является системным ответом организма, направленным на достижение высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это, а значит, успешность адаптации, несомненно, залог спортивного мастерства. Однако, для спортивной практики, такая успешность, вовсе не основная цель, а, прежде всего, средство, необходимое для достижения спортивного результата. А значит, ответ на вопрос о том, способствует ли совершенствование спортивного мастерства и повышение адаптации к физическим нагрузкам сохранению здоровья и поддержанию высокой работоспособности организма в различных условиях повседневной жизни, не так однозначен как кажется [4, 5, 7, 8, 9].

Несомненно, речь в этих случаях, идёт не о вреде спорта или физических нагрузок, а о необходимости понимании роли и механизма влияния этих нагрузок, прежде всего, на неспецифическую способность организма, не связанную со спортивной деятельностью и об оценке возможности повышения, таким образом, запаса его резервных возможностей. Понимание этого, даст возможность создать необходимые условия и целенаправленно организовывать оздоровительную работу в процессе как учебной так и вне учебной деятельности студента, а также определить виды и пределы нагрузок, в том числе и физических, необходимых и достаточных для получения оптимального результата [1, 6].

Конечно, поиск объективного критерия такой оценки задача достаточно трудная, но мы считаем, разрешимая. Фундаментальным показателем равнозначным по уровню понятию адаптации является гомеостаз, а наиболее доступным критерием измерения состояния гомеостаза – биологический ритм, который с одной стороны, являются одним из важнейших механизмов приспособления к внешней среде, а с другой, рассматривается в качестве универсального критерия функционального состояния организма, являясь одним из важнейших критериев физиологической адаптации человека. Более того, именно анализ биологических ритмов может дать представление не только о текущем состоянии адаптационных возможностей организма, но и служить основой для долгосрочного прогноза [2].

Цель исследования

Опосредованным, неспецифическим фактором, не имеющим отношения к физической тренированности и спортивному мастерству, и вместе с тем, фундаментальным и оказывающим одновременно и с одинаковой интенсивностью влияние на состояние любого организма, вполне может стать сезонный перевод стрелок на час назад или вперёд. Более того, влияние этого фактора наиболее адекватно можно оценить по изменению показателей именно биоритма. В этой связи, целью нашей работы стала попытка изучить перестройки биологических ритмов основных физиологических показателей системы кровообращения, происходящие у студентов спортивного факультета при переходе на зимнее время и на основании этого попытаться оценить уровень их неспецифической адаптоспособности.

Материалы и методы исследования

Изменения циркадианной организации основных физиологических показателей осуществлялись у студентов факультета физической культуры СурГУ, обоего пола, одной возрастной группы, проживающих в г. Сургуте. В эксперименте приняли участие 46 человек. Изучение осуществлялось с хронобиологических позиций 4 раза в сутки: 8, 12, 16, 20 часов. Измерения проводились в течение 3-х дней накануне даты перехода на зимнее время, в день перевода, и в течение 3-х после перехода. Измерялись: t – температура тела, ЧСС – частота сердечных сокращений, систолическое (АДС) и диастолическое (АДД) артериальное давление. Из полученных данных рассчитывались: пульсовое (ПД) и среднее динамическое (СДД) давление, систолический (СО) и минутный (МОК) объем сердца. Полученные данные подвергли стандартной математической обработке. Оценены среднесуточная величина (мезор), амплитуда ритма, время наибольшего значения функции (акрофаза) и размах колебаний (хронодезм). Для расчета биоритмологических критериев неспецифической адаптоспособности, позволяющих сделать долговременный прогноз состояния организма [2], строили среднесуточные кривые изменения акрофаз исследуемых показателей, а затем анализировали их за каждые три дня исследования поочерёдно, рассчитывая следующие показатели. Критерий оценки степени организованности единичной суточной кривой – (КО), отражающий степень выраженности структуры ритма, который оценивается в баллах (1 – прямая; 2 – один изгиб; 3 – полуволна; 4 – ? волны; 5 – полная волна. Критерий степени постоянства структуры кривой в последовательных исследованиях – (КП), выражающийся дробью, где числитель – число совпадений характера изменения значений, а знаменатель при 4-х измерениях равен 9, так как первое измерение является нулевой точкой отсчета, и происходит сравнение направления 3-х изменений значения первой кривой со второй и третьей, а затем сравнение изменений значения второй и третьей. Критерий вариабельности (КВ), вычисляемый как отношение разности максимального и минимального значений ряда наблюдений, к их среднему, оцениваемый в баллах (2 – слабый размах, менее 20 % от среднего, 3 – умеренный размах, 20-25 % от среднего, 4 – хороший размах, 25–30 % от среднего, 5 – крайний размах, более 30 % от среднего).

Оценку функционального состояния с помощью критериев проводили путем проставления трёх цифр, соответствующих КО, КП и КВ. При хорошем уровне адаптации, критерий степени организованности (КО) варьировал от 3,2 до 4.0, критерий степени постоянства (КВ) – от 7/9 до 9/9, критерий вариабельности (КВ) – варьировал от 3 до 5.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты расчетов изменения таких критериев, при переходе на зимнее время, приведены в таблице. Отметим, что величины критерия вариабельности (КВ) указаны в процентах, чтобы удобнее было отследить их изменения при смещении поясного времени.


Многовековое проживание человеческих популяций в привычных условиях среды обитания сформировало их облик и культурные черты. Вместе с тем условия внешней среды предопределяют развитие специфических морфофункциональных характеристик и особенности жизнедеятельности организма в целом. Действие факторов внешней среды на организм жителей из различных климатогеографических зон проявляется не только в морфофункциональных характеристиках, но и в физиологических. Значительная фенотипическая изменчивость наиболее отчетливо проявляется в регионах с экстремальными условиями среды обитания. Это свидетельствует о том, что биогеохимические условия среды обитания являются важным фактором физиологической гетерогенности.

Приспособление человеческих популяций к изменяющимся условиям происходит под воздействием биологических механизмов адаптации. Адаптивные изменения морфофизиологических структур, возникающие в результате мутаций, закреплялись естественным образом при сохранении основных генетических признаков. В частности, были закреплены адаптивные механизмы, соответствующие формам взаимодействия с повреждающими факторами среды.

Известно, что именно механизмы адаптации играют большую роль в сохранении здоровья. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов. Вышесказанное означает, что здоровье - это такое состояние организма, которое позволяет ему в определенных климатогеографических, экологических и социальных условиях чувствовать себя достаточно комфортно с физической, психической, социальной и нравственной точек зрения.

Проблема изучения здоровья, понимаемого в широком смысле, в настоящее время является весьма актуальной и перспективной. В рамках данной проблемы рассматриваются возможности адаптации организма к воздействиям различных факторов внешней среды. На наш взгляд, особенно важным является изучение вопросов влияния условий среды, качества жизни на организм детей и подростков, так как детский организм является самым незащищенным по причине недостаточного развития функциональных систем.

Адаптационные возможности - это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой. В тот или иной период времени существует определенный положительный и отрицательный баланс функциональных ресурсов по отношению к их среднему уровню.

В настоящее время концепция гомеостаза играет важную роль при анализе активных жизненных процессов, протекающих на разных уровнях биологической системы. Гомеостатические свойства организма являются результатом одновременного действия многочисленных и сложно организованных регуляторных механизмов, среди которых одно из важных мест занимает вегетативная регуляция физиологических функций, обеспечивающая постоянство уровней обмена веществ и энергии в организме.

Способность к уравновешиванию со средой, демонстрирующая адаптационные возможности, считается одной из важнейших особенностей живой системы. Процесс адаптации организма к условиям внешней среды может зависеть от взаимодействия между управляющим и исполнительным контурами регуляции. С учетом роли каждого из них в реализации адаптационных реакций организма переход от одного функционального состояния к другому происходит в результате изменений одного их трех свойств биосистемы: уровня функционирования; функционального резерва; степени напряжения регуляторных механизмов [1, 2].

Здесь важно обратить внимание на способность центральных механизмов регуляции обеспечивать реакции компенсации, т. е. при недостатке функциональных резервов одной из систем активизировать расход функциональных резервов другой, связанной с ней системы, что позволяет достичь необходимого результата.

Читайте также: