Оценочная деятельность учителя кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования
Задачи исследования:
1) Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
2) проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
3) рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
4) изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной компетентности педагога.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя 7
1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности учителя 7
1.2 Различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом 13
1.3 Направления совершенствования оценочной деятельности в материалах ФГОС 22
Глава 2.Профессиональная компетентность педагога 26
2.1 Понятие профессиональной компетентности педагога 26
2.2 Оценочная деятельность, как базовая профессиональная компетентность педагога 37
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Бочарникова Юлия Викторовна

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

по педагогики профессионального образования

Комсомольск-на-Амуре, 2015

Научный руководитель: Анкудинова Е.В., к.пед.н., доцент, зав.кафедры педагогики профессионального образования

Оценка ___________________ __________________________

Проблема развития оценочной деятельности учителя существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от учителя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся. Однако, как показывают исследования, учитель в своей профессиональной деятельности чаще всего использует подходы и формы выявления, анализа и оценки результатов деятельности школьников, адекватные традиционным подходам, сложившимся в образовании.

В условиях традиционной системы обучения оценочный компонент выносится из целостной структуры учебной деятельности. Педагог контролирует, проверяет, находит ошибки и указывает на них (а ученик с самого начала освобождается от такого рода активности, т.к. она всецело возлагается на учителя), высказывает своё суждение о результате учебной деятельности, не вдаваясь в анализ её хода. Следствием этих операций является отметка как проявление воли и единоначалия педагога. Таким образом, ученик не может быть самостоятельным в своей учебной деятельности, поскольку он полностью находится в зависимом положении от учителя.

Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание педагогом результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное научное направление. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев [4], Е.Д. Божович [9], В.Н. Селезнев [41] и др.).

Большой вклад в развитие школьного оценивания внесли такие учителя новаторы, как Ш.А. Амонашвили [3], В.Ф. Шаталов [49] и др. Авторы отмечают, что независимо от того существует ли оценка в школе в виде баллов либо имеет словесное выражение, учитель должен соблюдать ряд обязательных психолого-педагогических требований при оценивании знаний и умений учеников. Это связано с тем, что оценка оказывает большое влияние на личность ребенка, на его психику, и, прежде всего, на формирование его самооценки. Каждый школьник должен понимать, что успех напрямую связан с такой учебной деятельностью, в которой он получит не только новые для него знания, но и освоит способы действий с предметным содержанием и способы универсальных учебных действий.

В сложившейся практике вариативного развивающего обучения подходы к оцениванию работ учащихся остаются стандартными, рекомендации по организации внутренней накопительной оценки достижений учащихся не получили широкого распространения. Данная ситуация требует от современного учителя разработки новых форм и способов педагогического оценивания творческих работ, чтобы они были адекватны целям и задачам ФГОС.

Цель исследования: изучить оценочную деятельность педагога в современных условиях развития системы образования

Объект исследования: педагогический процесс общего образования.

Предмет исследования: оценочная деятельность педагога.

Гипотеза: развитие оценочной компетентности учителя рассматривается как целостный, гуманистически ориентированный и перманентно идущий процесс совершенствования готовности учителя к оценочной деятельности, направленный на оперативное удовлетворение его профессиональных запросов в сфере оценивания на основе компетентностного подхода, структура которого представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, деятельностного, праксиологического и рефлексивного.

  1. Изучить понятие и сущность оценочной деятельности учителя;
  2. проанализировать различия между оценкой, отметкой и рейтинговым баллом;
  3. рассмотреть направления совершенствования оценочной деятельности педагога в материалах ФГОС;
  4. изучить оценочную деятельность в рамках базовой профессиональной компетентности педагога.

Методы исследования: теоретический анализ исследований проблемы оценочной деятельности учителя; теоретический анализ и обобщение исследований профессиональная компетентности педагога в отечественной и зарубежной педагогике.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретические аспекты оценочной деятельности учителя

1.1 Понятие и сущность оценочной деятельности учителя

Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека объективной шкалы ценностей и субъективной оценочной деятельности. Он предполагал, что между ними могут существовать связи, но временами они могут совершенно не совпадать друг с другом [35].

Оценочная деятельность учителя – это особого рода деятельность, включающая в себя контроль, проверку, оценку и конечный результат – отметку, направленная со стороны педагога на ученика, с целью определения уровня знаний ученика и воздействия на него с положительной стороны. В зависимости от личностных качеств педагога, от направленности его деятельности, от стиля и манеры преподавания предмета у каждого учителя свои формы контроля, критерии оценки и отметки [28].

В работах Л.Б. Близнюк [8], О.Ф. Горбуновой [14] и др. отмечается, что основной целью контрольно-оценочной деятельности учителя является итоговый контроль и оценку деятельности каждого ученика по изучению им какой-либо темы учебного материала. В качестве основных функций оценочной деятельности учителя авторы выделяют обучающую, воспитательную, диагностическую и контролирующую. Ученые полагают, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего представляют собой не самостоятельный феномен учебно-воспитательного процесса школы, а являются составляющей гностической деятельности педагога, его управленческой деятельности. Они отмечают, что контрольно-оценочная деятельность педагога - это один из этапов обучающей деятельности учителя. Ученые подчеркивают, что контрольно -оценочный этап является заключительным в обучающей деятельности учителя после мотивационного и операционно-познавательного и призван способствовать обобщению изученного материала и подвести итоги работы учащихся по данной томе. При этом исследователи отмечают взаимосвязь всех этапов обучающей деятельности учащихся. Результатом контрольно-оценочного этапа педагогической деятельности учителя в этом подходе становится оценка знаний, умений и навыков школьника [14].

Ряд других ученых, таких как Ш.А. Амонашвили [3], Е.Д. Божович [9], Г.Ю. Ксензова [25], В.М. Полонский [38], Н.В. Селезнев [41] и др., отмечают, что процесс оценки знаний, оценивание самостоятельная деятельность учителя, сопровождающая его профессиональную деятельность. При этом данный вид деятельности эти ученые называют по-разному.

Так, Ш.А. Амонашвили считает, что оценка является деятельностью оценивания, осуществляемой человеком [2]. Педагог-новатор понимает оценку как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном [2]. Основной целью оценки учителя Ш.А. Амонашвили видит в том, чтобы научить школьника, как самому оценивать свое продвижение в учении. Среди функций процесса оценивания педагог особое внимание уделяет стимулирующей функции, он утверждает, что оценивание - это мощный стимулятор развития мотивов учебной деятельности учащихся. В процессе оценки учитель должен оценивать качества формируемых знаний, умений и навыков, указывать пути их совершенствования, показывать, как делать, какому образцу следовать. Основным средством оценки учителя являются развернутые оценочные суждения. При этом Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что отметка является результатом процесса оценивания, его условно-формальным отражением [2].

В.М. Полонский определяет оценочно-контрольный вид деятельности учителя как процесс оценки знаний, который, в свою очередь, является систематическим и состоит в определении соответствия имеющихся знаний, учений, навыков предварительно планируемым. Раскрывая сущность процесса оценки, ученый выделяет в нем следующие компоненты: определение целей обучения; выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; отметку или иной способ выражения результатов проверки [38].

По мнению В. М. Полонского, проверка и оценка знаний выполняют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. Особое значение исследователь отводит именно воспитывающим функциям. Говоря о роли оценочного компонента в учебно-воспитательном процессе, ученый утверждает, что проверка и оценка знаний - необходимая часть этого процесса. При этом он подчеркивает, что оценочная деятельность учителя: теоретический аспект многосторонняя значимость педагогической оценки под стать и сложной деятельности педагога, оценивающего знания учащихся [38].

В.М. Полонский указывает на наличие различных объектов контроля. Для одних учителей объект оценки - фактический материал, который усвоили школьники, для других - способность применять знания на практике, для третьих - способность переносить знания на решение новых задач. Результатом оценки учителя становится отметка ученика. В своих исследованиях ученый, вслед за Ш.А. Амонашвили, также поднимает вопрос о несовершенстве 5-балльной шкалы, снижающей объективность отметок [38].

Н.В. Селезнев в своем исследовании определяет оценочную деятельность как активное взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на выяснение качественной его неоднородности с точки зрения наличия или отсутствия в нем жизненно важных ценностей [41]. Ученый подчеркивает, что оценочная деятельность - это особая, постоянно развивающаяся форма человеческой деятельности, возникшая одновременно с человеком и имеющая для него жизненно важное значение. Н. В. Селезнев отмечает, что именно оценочная деятельность становится средством ориентации кого-либо среди множества ценностей и антиценностей. Основной целью оценочной деятельности учителя, по мнению автора, является развитие у учащегося адекватной самооценки, позволяющей с достаточной долей объективности видеть ценности как вне, так и в самом себе. Ученый указывает на многосторонний характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, выделяя такие аспекты, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта ученый видит в развитии таких показателей оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее полное соответствие затрагиваемой ценности [41].

Оценочная деятельность педагога - это составляющая часть его деятельности, направленная на стимулирование активности обучающегося на уроке.

Эта деятельность не должна иметь эпизодический характер, а представлять целостную систему мер по обеспечению качества достижения планируемых результатов обучения.

• Оценка– суждение о ходе и результатах обучения, содержащее его качественный и количественный анализ и имеющий своей целью стимулирование учебно-познавательной активности учащихся и повышения качества результатов обучения.

Оценка– определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения обучающимися знаний, умений, навыков, установленных программой; уровня прилежности и состояния дисциплины.

Функции оценок:

· мотивационная, так как именно оценка поощряет или наказывает обучающегося за результаты учебной деятельности, стимулирует или, наоборот, тормозит ее продолжение;

· диагностическая, так как оценка указывает на причины результата обучения;

· воспитательная, так как оценка, особенно самооценка, формирует самосознание обучаемого;

· информационная, так как она дает сведения преподавателю и самому обучающемуся о степени успешности прохождения программы обучения, о личностных образовательных достижениях, развитости способностей, системе

Выделяют два типа оценок.

Содержательная оценка бывает внешней, когда ее дает педагог, и внутренней – это самооценка. Ее ставит себе обучающийся.

Порицательная оценка выражает суждения и оценочные воздействия педагога по ходу опроса, а также отношение преподавателя к частному знанию, умению и навыку обучающегося.

Различают три группы порицательной оценки:

· отсутствие оценки, опосредованная или неопределенная оценка;

· отрицательные оценки как замечание, порицание, упрек;

· положительные оценки как согласие, одобрение, похвала.

Педагогическая оценка обладает такими свойствами как:

· качественная и количественная определенность;

• Отметка – это качественное и количественное выражение по заданной шкале учебной успешности школьников.

• Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности учащихся и степени ееуспешности.

В качестве оценки знаний учащихся в системе образования РФ действует система цифровых оценок – традиционная пятибалльная.

Основные критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, а также усвоения ими способов деятельности, уровня развития способностей и личностных качеств:

· при проверке знаний критерием оценивания становится знание обучающимся фактов, научных проблем, фундаментальных понятий, правил, закономерностей, теорий и формулировок по теме;

· при проверке умений оценке подлежат умения устанавливать причинно - следственные связи между отдельными фактами, выделять фундаментальные; умения находить все возможные способы решения проблемы, конструировать определения, выделять характерологические признаки явлений, практически применять изученные понятия, осуществлять на основе теории практические действия;

· при проверке навыков оцениваются умения владеть навыками построения алгоритма операций при выполнении конкретного действия, моделировать практические действия, осуществлять самоанализ воспроизведенных действий;

· при проверке усвоенных способов деятельности - умения характеризовать используемые методы в различных вариантах деятельности, определять условия и границы применения метода или процедуры осуществления того или иного вида деятельности;

· при проверке уровня развития способностей оцениваются создание образовательной продукции в соответствии с целью изучаемой темы, выполнение различных видов образовательной деятельности.

Выделяют недостатки пятибалльной отметочной системы:

· в-третьих, пятибалльная отметочная система малоинформативная, поскольку обладает известной степенью формализма и скрытостью критериев; по ней нельзя определить дальнейший вектор усилий: что требуется улучшить, над чем следует работать;

· в-четвертых, она носит травмирующий характер: она может стать средством манипуляции и психологического давления со стороны педагога на учащегося и его родителей.

Психолого-педагогические требования к оцениванию обучающихся:

• Не выставлять итоговых отметок, если процесс овладения темой, разделом не завершен.

• Не выводить итоговую отметку как среднеарифметическое.

• Не использовать отметку как наказание.

• Отметка не должна отражать уровень прилежания ученика.

• Строгость контроля должна быть прямо пропорционально уровню достижений ученика.

• Любое достижение ребенка должно быть замечено.

• Незнание не наказывается, стимулируется процесс познания.

Аспекты оценочной деятельности педагога включают:ценностно-ориентировочный, корригирующий, стимулирующий.

Процесс обучения это не только процесс передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальном, мотивационно-потребностной и эмоционально - личностной сферах.

Ценностно-ориентировочныый аспект оценочной деятельности педагога связан с тем, что педагогическая оценка выполняет информационную функцию, позволяет учителю не только контролировать успеваемость каждого учащегося в течение всего учебного процесса. С помощью педагогической оценки учитель создает более комфортные условия для освоения школьником необходимого оценочно-ценностного опыта.

Корригирующий аспект оценочной деятельности помогает учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.

Организация уроков по оценочно-ценностной методике требует от учителей предельной ясности и точности в планировании предстоящей работы с учеником. Необходимо уделять значительное внимание составлению поурочных, воспитательных планов, отражающих весь объем оценочной деятельности и самого учителя, и ученика, начиная от целевых установок и кончая точной объективной характеристикой полученных на уроке или вне урока результатов.

Четкие оценочно-ценностные ориентиры, которые дает школьнику учитель, приносят значительные результаты в формировании его личности. Ученик приобретает достаточно высокий уровень оценочной культуры, формирует навыки безошибочного анализа окружающего с точки зрения его ценностной сущности, убеждается самостоятельно в необходимости усваивать знания.

Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов требует от учителя обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям.

Проверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей процесса обучения.

ВложениеРазмер
otsenochnaya_deyatelnost_uchitelya.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочная деятельность учителя.

Новый образовательный стандарт, новая система оценки образовательных результатов требует от учителя обновления оценочной практики, приведения ее в соответствие современным нормативным требованиям.

Проверка и оценка достижений учащихся является существенной составляющей процесса обучения.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы за качество процесса обучения. Но эта система не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному предмету. Она ставит задачу развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления.

(Развитие самоконтроля у учащихся является доминирующей проблемой в разных взглядах на оценочную деятельность учителя)

Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности, что обеспечит формирование его самооценки как универсального учебного действия.

Контроль и оценка имеют несколько функций.

Контроль может быть трех видов.

Текущий контроль – наиболее оперативная, гибкая проверка. Обычно он сопутствует процессу становления умений и навыков. Его основная цель-анализ хода формирования знаний, умений. В данный период школьник имеет право на ошибку, на подробный совместный с учителем учебных действий. Поэтому здесь нецелесообразно спешить применять цифровую оценку – отметку.

Тематический контроль – это проверка усвоения материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток времени. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

На современном этапе развития школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. И оценка должна показать:

  1. качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта;
  2. степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской и пр.)
  3. степень развития основных качеств умственной деятельности;
  4. уровень развития познавательной активности.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями. Требования к оцениванию вы видите в таблице. Учителя начальной школы, например, учитывают психологическую неготовность ребенка младшего школьного возраста объективно оценивать результат своей деятельности.

Не менее важно требование объективности. Необходимо помнить, что оценивается результат деятельности ученика, а не личное отношение учителя к ученику.

Учителю следует учить школьников самоконтролю. Это не только сравнение с эталоном, но и поиск ошибок, анализ их причин и определение путей их исправления. Это умение анализировать правильность выбора способа учебного действия, средств достижения цели.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) или оценочное суждение.

Словесная оценка более содержательна, она позволяет дать анализ работы школьника, четко зафиксировать успешные результаты и раскрыть причины неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.

В целом содержание оценочного акта и механизм его осуществления зависят от установок учителя, от используемой им технологии обучения.

Процесс обучения это не только процесс передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальном, мотивационно-потребностной и эмоционально - личностной сферах. Как показывает практика, одним из эффективных путей, способствующих такому развитию личности, является организация оценочной деятельности в образовательном процессе. Проблема оценки в рамках профессиональной деятельности учителя возникала постоянно. На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. Однако, характер связи оценочной деятельности учителя и его профессионально – педагогической деятельности понимался по-разному.

Проблема определения роли оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от учителя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся.

Накопленный теоретический материал, а также новые исследования в области психологии и педагогики указывают на необходимость организации обучения и оценочной деятельности учащихся как равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Характерной чертой оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе является её двусторонний характер: с одной стороны, имеет место оценочная деятельность педагога, с другой – учащихся. Н.В. Селезнев указывает на многосторонний характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, выделяя такие аспекты, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта Н.В. Селезнев видит в развитии таких показателей оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее полное соответствие затрагиваемой ценности

Во всех представленных исследованиях выделяются необходимые компоненты процесса оценки или оценочной деятельности, это:

- Определение целей обучения.

- Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.

- Отметку или иной способ выражения результатов проверки.

Все эти компоненты связаны и каждый влияет на предыдущий и последующий.

При этом оценивание как подсистема педагогической деятельности будет рассматриваться как структура. В нашем исследовании мы остановимся на мнении, что оценочная деятельность учителя – это атрибут, неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности.

смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников. Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности учителя при таком подходе становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.. В свою очередь, как показало исследование, развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения учителей к самой проблеме оценочной деятельности в современных условиях.

Таким образом, в рамках компетентностного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу учителя, овладение которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим можно утверждать, что оценочная деятельность учителя на современном этапе является неотъемлемой частью его профессионально-педагогической деятельности.

Процесс обучения это не только процесс передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальном, мотивационно-потребностной и эмоционально - личностной сферах. Как показывает практика, одним из эффективных путей, способствующих такому развитию личности, является организация оценочной деятельности в образовательном процессе. Проблема оценки в рамках профессиональной деятельности учителя возникала постоянно. На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. Однако, характер связи оценочной деятельности учителя и его профессионально – педагогической деятельности понимался по-разному.




Проблема определения роли оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от учителя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся.

Накопленный теоретический материал, а также новые исследования в области психологии и педагогики указывают на необходимость организации обучения и оценочной деятельности учащихся как равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Характерной чертой оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе является её двусторонний характер: с одной стороны, имеет место оценочная деятельность педагога, с другой – учащихся. Н.В. Селезнев указывает на многосторонний характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, выделяя такие аспекты, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта Н.В. Селезнев видит в развитии таких показателей оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее полное соответствие затрагиваемой ценности

Во всех представленных исследованиях выделяются необходимые компоненты процесса оценки или оценочной деятельности, это:

- Определение целей обучения.

- Выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей.

- Отметку или иной способ выражения результатов проверки.

Все эти компоненты связаны и каждый влияет на предыдущий и последующий.

При этом оценивание как подсистема педагогической деятельности будет рассматриваться как структура. В нашем исследовании мы остановимся на мнении, что оценочная деятельность учителя – это атрибут, неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности.

смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников. Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности учителя при таком подходе становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.. В свою очередь, как показало исследование, развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения учителей к самой проблеме оценочной деятельности в современных условиях.

Таким образом, в рамках компетентностного подхода оценочную деятельность учителя можно рассматривать как новую профессиональную задачу учителя, овладение которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим можно утверждать, что оценочная деятельность учителя на современном этапе является неотъемлемой частью его профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.

Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее.

Педагогические оценки бывают нескольких видов:

предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;

персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;

материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);

моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;

результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);

процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);

количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;

качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;

сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.

Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2) в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.

Оценочная деятельность– это деятельность человека, направленная на определение значимости явления или предмета для конкретного субъекта или процесса; это есть идентификация субъективного восприятия значимости явления и его объективной ценности, выраженная в виде оценочного суждения.

Виды оценочной деятельности:

- прямая, или открытая (поощрение, наказание)

- скрытая (опосредованная какими-либо действиями, поступками)

Функции оценочной деятельности:

Приемы педагогической оценки:

- возложение оценочных полномочий на самого воспитанника (как ты считаешь,правильно сделал,почему?)

- оттягивание во времени оценки (сегодня уже поздно, лучше завтра попробовать решить пример)

- последствия поступка (после всего, что ты сделал…)

Травмирующее влияние оценки.Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).

И, наоборот, при высоких отметкахребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения.Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.

Огромное влияние оказывает оцениваниена развитие творческихспособностей ребенка.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Психологические аспекты оценивания.Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)

Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.

Когда нельзя ставить отрицательные отметки:

· нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение);

· если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;

Читайте также: