Оценка эффективности организационных проектов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью как характеристики системы управления.

Показатели, используемые при оценке эффективности организационных структур управления можно разделить на 3 группы (Б.З.Мильнер).

1) Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации. Это могут быть:

а) объем выпускаемой продукции;

в) повышение или снижение себестоимости;

г) качество продукции;

д) сроки внедрения нововведений;

2) Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, а именно:

а) расходы на содержание аппарата управления;

б) подготовку и переподготовку управленческих кадров

в) расходы на исследовательские проекты в системе управления.

Также к нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, гибкость, оперативность, надежность.

Производительность аппарата управления может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате управления.

Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления. Менять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушать присущей данной структуре упорядоченности отношений. Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления и решения управленческих проблем, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным (соответствующим поставленным целям) функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность аппарата управления может относительно полно характеризоваться его исполнительностью, т. е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов;

3) Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры управления и ее технико-организационный уровень:

а) звенность системы управления;

б) уровень централизации функций управления;

в) принятые нормы управляемости;

г) сбалансированность прав и ответственности.

Основные принципы оценки эффективности. В основу оценок эффективности организационных проектов положены следующие основные принципы, применимые к любым типам проектов независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или региональных особенностей:

• рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода), вплоть до прекращения проекта;

• учет наличия разных участников проекта, имеющих не совпадающие интересы;

• системность, т.е. учет всей системы взаимоотношений между участниками проекта и их экономическим окружением, важнейших факторов, влияющих на затраты и результаты каждого участника, а также внутренних, внешних и синергитических эффектов.

Для такого учета описание проекта должно включать:

· описание механизма взаимодействия всех участников проекта (организационно-экономического механизма реализации проекта);

· • учет всех наиболее существенных последствий проекта. При оценке эффективности должны учитываться все существенные последствия реализации проекта, как непосредственно экономические, так и внеэкономические. В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

• сравнение “с проектом” и “без проекта”. Оценка эффективности проекта должна производиться сопоставлением ситуаций не “до проекта” и “после проекта”, а “без проекта” и “с проектом”. В некоторых случаях проект обязательно должен быть реализован в том или ином варианте. Тогда оценка эффективности производится путем сравнения ситуаций “с проектом”, отвечающих разным вариантам;

• моделирование денежных потоков. Оценка эффективности проекта для каждого участника производится по результатам моделирования денежных потоков этого участника. Эти потоки отражают (в форме денежных поступлений и расходов) изменение всех результатов и затрат участника за расчетный период ”c проектом” по сравнению с ситуацией ”без проекта” (или — в ситуации ”c одним вариантом проекта” по сравнению с ситуацией ”c другим вариантом проекта”);

• максимизация эффекта. Для оценки проекта каждый участник может использовать различные характеристики, однако обобщающая оценка эффективности проекта и отбор лучшего из нескольких альтернативных проектов или вариантов проекта должны производиться им по одному, основному (критериальному) количественному показателю (интегрального) эффекта. Величина эффекта при этом отражает изменение денежного потока данного участника в ситуации ”c проектом” по сравнению с ситуацией ”без проекта”. При этом предпочтение должно отдаваться проекту или варианту проекта с наибольшим значением эффекта. В частности, проект должен оцениваться как эффективный, если и только если он обеспечивает неотрицательный эффект;

• учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе: динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой. Особо должна учитываться неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат, временная ценность денег). В этих целях используются ставки дисконта, отражающие затраты на капитал. Эти ставки могут быть разными для разных участников проекта и могут меняться во времени;

• учет только предстоящих затрат и результатов. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и результаты, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Особенности оценки эффективности проектов, предусматривающих вложения или временное использование участниками своего ранее созданного имущества, изложены;

• сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта). В частности, при сравнении вариантов одного и того же проекта следует использовать одну и ту же систему цен, налогов и иных параметров экономического окружения. Если при оценке эффективности одного варианта проекта учитывался какой-либо существенный фактор, его влияние должно быть проанализировано и, при необходимости, учтено и при оценке остальных вариантов;

• субоптимизация. Оценка эффективности проекта должна производиться при оптимальных значениях его параметров (имеются в виду те параметры проекта, которыми можно варьировать в процессе его разработки и реализации). Иногда эти значения могут выбираться с целью максимизации эффекта проекта для одного из участников, в общем случае они должны обеспечивать выгодность проекта для каждого из участников. Данный принцип особенно важен при сравнении проектов (вариантов проекта): приняв “хорошие” значения параметров для одного проекта и “плохие” — для другого, можно сделать неправильный выбор;

• многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

• учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Заключение

Важнейшие условия эффективного функционирования любого предприятия – целостность системы управления. Предприятие может усилить целостность системы управления за счёт совершенствования взаимодействия функциональных подсистем, а так же путём смещения акцентов в управлении в зависимости от тех стратегических задач, которые ставит перед собой предприятие. Эта задача может быть достигнута путём организационного проектирования

Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменяемого или иного явления. Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций.

Развитие (или изменение) управления должно предшествовать изменениям внутренней и внешней среды предприятия, а не следовать за ними, т.е. организационное проектирование-основное условие эффективного функционирования любой организации. Решение данной задачи возможно только при непрерывном проектировании и планировании системы управления, включающим не только первичную разработку проекта системы управления, но и постоянную оценку эффективности спроектированной системы, выявление причин и факторов отклонений достигнутых результатов от намеченных в проекте и. как следствие, корректировку проектов развития системы управления в связи с изменяющимися целями и стратегией развития предприятия. Проектирование и процесс организационного развития неразрывно связано с прогнозированием и планированием организации.

- проводить оценку проблемной ситуации, измерять организационные процессы, выявлять ведущие закономерности и тенденции развития социальной системы;

- составлять планы организационного развития;

- давать системный анализ состояния организации;

- создавать оптимальные структуры управления и своевременно выявлять их соответствие изменяющимся условиям жизнедеятельности общества и объективным законам социальной организации;

- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность.

Формируемые компетенции в соответствии с ФГОС ВПО от 17.01.11. №41

Общекультурные компетенции:

- умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

- владение навыками самостоятельной творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16).

Профессиональные компетенции:

- способность принимать участие в проектировании организационных действий, умения эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

- способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20)

- умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);

- способность разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);

- наличием навыков разработки проектной документации (ПК-43).

Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.

Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

Андрей Кокшаров

Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:

  • создание вакцины от коронавируса;
  • разработку приложения по мониторингу за больными;
  • проект слияния двух организаций;
  • разработку нового технического устройства;
  • строительство какого-либо объекта;
  • разработку IT-продукта для удовлетворения неочевидной или новой для рынка потребности.

Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.

Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:

  • достигнуты цели проекта;
  • становится понятно, что достичь поставленных целей невозможно;
  • проект больше не актуален для заказчика или рынка.

Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.

Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.

Что такое оценка проекта и зачем её проводят

Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.

Оценка позволяет понять реальный статус проекта.

Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.

Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.

Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.

Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.

Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.

Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.

Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:

  • бюджетирование — соответствует ли потенциальный доход от проекта затраченным ресурсам, нет ли несоответствий в запланированном бюджете и реальными запросами рынка;
  • качество получаемого продукта — нет ли изменений в качестве продукта из-за изменений, произошедших в ходе проекта (например, не стало возможности закупить дорогие материалы), соответствует ли продукт требованиям отраслевых сертификатов (ГОСТ, ISO и тому подобные);
  • потребность в материальных и нематериальных ресурсах — нет ли несоответствий с изначально запланированным качеством и количеством ресурсов с реальной ситуацией, нет ли необходимости перераспределить ресурсы или нужно поискать возможности для приобретения новых ресурсов;
  • соответствие запланированным срокам — нет ли проблем с их соблюдением, не нужны ли дополнительные временные ресурсы;
  • дополнительные процессы с учётом отраслевой специфики.

Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.

Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.

Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.

К основным бизнес-документам относят:

  • Бизнес-кейс проекта — анализ целесообразности проекта, описания и оценки идеи, которые используются для определения и обоснования основных выгод проекта. За утверждение бизнес-кейса отвечает спонсор или руководитель продукта. Менеджер проекта выступает в роли администратора, который готовит документы и данные для бизнес-кейса.
  • План управления выгодами проекта — план по определению результатов проекта, реализация которых позволяет получить запланированные выгоды. За него уже полностью отвечает менеджер проекта.

Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.

В конце года все компании подводят итоги своей работы. Мы предлагаем набор процедур по анализу показателей хозяйственной деятельности, которые помогут понять, насколько рационально в течение года использовались ресурсы предприятия.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ОЦЕНИВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Когда речь идет о подведении итогов работы предприятия за год, экономисты традиционно уделяют внимание план-фактным отклонениям, динамике показателей за несколько лет, анализу финансовых коэффициентов. При этом специалисты довольно часто упускают из виду вопрос, насколько эффективна была компания в процессе получения конечных годовых показателей своей работы.

Возьмем для примера прибыль. Запланированную годовую сумму прибыли можно получить, предоставляя покупателям дополнительные скидки. С одной стороны, это позволит увеличить продажи, с другой — приведет к росту логистических и коммерческих затрат.

В результате рентабельность бизнеса значительно упадет. Это автоматически снизит конкурентоспособность предприятия на рынке сбыта, с большой долей вероятности приведет к потере доли рынка в будущем году.

Собственники бизнеса вполне могут рассматривать падение рентабельности как свою упущенную прибыль и предъявить претензии к руководству компании. Поэтому при подведении итогов работы предприятия за год очень важно оценивать эффективность и выяснять причины ее снижения.

КАКИЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка экономической эффективности деятельности предприятия позволяет понять, насколько рационально использовались имеющиеся ресурсы в процессе достижения запланированных целей.

Такая оценка особенно актуальна в периоды расширения масштабов бизнеса, открытия новых направлений, поскольку помогает своевременно выявить причины снижения эффективности работы компании, принять меры к их устранению.

Оценка эффективности включает набор процедур по анализу динамики различных показателей хозяйственной деятельности предприятия в сравнении с аналогичными показателями прошлых периодов или утвержденными на отчетный период плановыми значениями.

Все анализируемые показатели можно объединить в четыре основные группы (см. рисунок).


По мере развития бизнеса происходит естественная смена критериев оценки успешности и эффективности работы компании. В таблице 1 представлен перечень наиболее распространенных критериев оценки эффективности в привязке к стадиям развития компании.


Качество оценки эффективности работы предприятия по итогам отчетного года зависит от полноты использования методов оценки.

В ходе оценки эффективности должны быть задействованы четыре метода анализа данных:

  • трендовый (горизонтальный);
  • структурный (вертикальный);
  • сравнительный;
  • факторный.

Применительно к проведению оценки эффективности работы предприятия каждый из указанных методов представлен в следующих разновидностях (табл. 2).




Качественная оценка эффективности работы предприятия основана на выборе критериев оценки, соответствующих стадии развития бизнеса, и комплексном использовании различных методов анализа данных о деятельности компании.

КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка эффективности работы предприятия в силу своей комплексности предполагает использование частных и обобщающих показателей.

По частным показателям можно определить:

  • эффективность применения каждого из ресурсов компании;
  • результативность реализации каждого вида продукции/услуг компании.

По обобщающим показателям определяют:

  • эффективность всех ресурсов, продукции/услуг предприятия;
  • результативность компании в целом.

Порядок оценки эффективности предприятия

Эффективность работы предприятия оценивают в несколько этапов.

ЭТАП 1. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность производственной деятельности компании:

  • рентабельность бизнеса — информирует о доле чистой прибыли в выручке от реализации:

Рентабельность бизнеса = Чистая прибыль / Выручка от реализации × 100 %; (1)

  • рентабельность продаж — дает представление о том, какова доля прибыли от реализации в выручке от реализации:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100 %; (2)

  • рентабельность реализованной продукции — показывает эффективность реализации продукции:

Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость реализованной продукции × 100 %. (3)

ЭТАП 2. Рассчитывают и оценивают общие показатели рентабельности, отражающие эффективность использования ресурсов предприятия:

  • рентабельность оборотных активов — отражает эффективность использования оборотного капитала организации:

Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость оборотных активов × 100 %; (4)

  • рентабельность внеоборотных активов — показывает эффективность использования внеоборотных активов предприятия:

Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов × 100 %; (5)

  • рентабельность собственного капитала — отражает эффективность использования организацией собственного капитала:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала × 100 %; (6)

  • рентабельность инвестированного капитала — характеризует отдачу на сумму денежных средств, вложенных в бизнес:

Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / (Средняя величина собственного капитала + Средняя величина долгосрочных обязательств) × 100 %; (7)

  • рентабельность заемного капитала — характеризует эффективность использования организацией заемного капитала:

Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина заемного капитала × 100 %. (8)

ЭТАП 3. Проводят факторный анализ показателей рентабельности. Цель — определить причины отклонений значений отчетного периода по сравнению с данными прошлых периодов или планами на отчетный период.

ЭТАП 4. Рассчитывают и оценивают частные показатели эффективности, которые отражают отдельные аспекты работы предприятия. Среди них могут быть такие показатели:

  • издержкоемкость выпуска продукции;
  • выработка и заработная плата на одного сотрудника;
  • удельный вес укрупненных статей затрат в себестоимости продукции и др.

Пример оценки эффективности производственной компании

Оценим эффективность производственной компании за 2020 г. Оценку проведем в соответствии с приведенным выше алгоритмом.

Прежде всего нам понадобятся данные о результатах работы компании за несколько отчетных лет (табл. 3), которые включают следующие показатели:

  • выручка компании от реализации продукции;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • расходы на реализацию продукции;
  • расходы на управление бизнесом.



Также нужны данные о структуре имущества, капитала и обязательств компании за анализируемый период (табл. 4).


На основе имеющихся данных рассчитаем показатели эффективности.

Шаг 1. Рассчитываем показатели общей эффективности деятельности предприятия.

Используем формулы (1)–(3) и находим значения рентабельности бизнеса в целом, рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции.

Шаг 2. Рассчитываем показатели общей эффективности использования ресурсов предприятия.

Используем формулы (4)–(8) и находим значения рентабельности оборотных и внеоборотных активов, собственного, инвестированного и заемного капитала. При расчете рентабельности заемного капитала по формуле (8) в качестве величины заемного капитала используются данные по краткосрочным обязательствам, поскольку данные по долгосрочным обязательствам участвуют в расчете рентабельности инвестированного капитала.

Отражаем полученные результаты в табл. 5 и анализируем их динамику:


Показатели эффективности хозяйственной деятельности компании по итогам 2020 г. улучшились по сравнению с данными 2019 г., однако они ниже показателей 2018 г. Общая эффективность улучшилась незначительно, что говорит о недостаточной степени контроля над управленческими расходами;На основании данных табл. 5 можно сделать следующие выводы:

  • опережающий рост рентабельности реализованной продукции над ростом рентабельности продаж — признак хорошей управляемости себестоимостью выпуска продукции;
  • анализ эффективности использования ресурсов показывает, что оборотные активы можно использовать более эффективно. Для этого следует более тщательно контролировать их размер;
  • снижение динамики рентабельности собственного капитала свидетельствует о том, что компании нужно повышать эффективность управления капиталом.

Шаг 3. Проводим факторный анализ показателей рентабельности деятельности и ресурсов предприятия.

Здесь можно рассчитать влияние факторов на динамику рентабельности продаж в 2020 г. по отношению к 2019 г. Для данного показателя такими факторами являются:

  • выручка от реализации продукции;
  • прибыль от продаж.

Чтобы определить влияние указанных факторов, используем метод цепных подстановок и произведем последовательно следующие расчеты:

1) рассчитаем рентабельность продаж, используя выручку 2020 г. и сумму прибыли 2019 г.:

20 000 тыс. руб. / 160 000 тыс. руб. × 100 % = 12,50 %;

2) определим влияние фактора выручки путем вычитания рассчитанной рентабельности продаж (п. 1) из величины фактической рентабельности продаж 2019 г.:

12,50 % – 13,33 % = –0,83 %;

3) определим влияние фактора прибыли от продаж путем вычитания из величины фактической рентабельности продаж за 2020 г. величины, полученной в первом расчете:

14,38 % – 12,50 % = 1,88 %;

4) проверим корректность расчетов. Для этого найдем сумму влияния факторов, рассчитанных в двух предыдущих пунктах (–0,83 % + 1,88 % = 1,05 %), и сопоставим ее с разностью между фактической рентабельностью 2020 г. и 2019 г. (14,38 % – 13,33 % = 1,05 %). Поскольку эти суммы равны, расчет влияния факторов выполнен корректно.

Итоги указанных вычислений представлены в табл. 6.



Шаг 4. Рассчитаем и оценим частные показатели эффективности работы предприятия.

Для проведения заключительного этапа оценки эффективности возьмем данные о выпуске продукции за 2018–2020 гг. (табл. 7).



На основе данных табл. 7 рассчитаем следующие частные показатели эффективности выпуска продукции:

  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в структуре общей себестоимости продукции;
  • издержкоемкость основных групп производственных затрат в тысячах рублей на 1 т продукции;
  • производственные показатели выпуска продукции в части выработки в тоннах на одного человека, фонда оплаты труда в тысячах рублей на одного человека и среднемесячной зарплаты в тысячах рублей на одного человека.

Результаты расчетов — в табл. 8.


Полученные данные говорят о том, что к положительным показателям эффективности выпуска продукции можно отнести последовательное снижение доли материалоемкости и энергоемкости в общей структуре себестоимости.

Положительная динамика присутствует и в суммовых показателях этих расходов в расчете на 1 т выпуска продукции. Такие результаты свидетельствуют о достаточной эффективности управления себестоимостью выпуска продукции.

Негативный момент — постоянное снижение выработки продукции в тоннах на одного человека. Это свидетельство недостаточной эффективности управления трудовыми ресурсами.

Андрей Малахов

Цель данной статьи – кратко представить практический подход и ограничения использования различных метрик для оценки эффективности проектного управления, включая деятельность Проектного офиса.

Если кратко, то мы затронем следующие темы:

  • Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) в проектном управлении и их интересы.
  • Ситуация с объективной оценкой Проектным офисом своей результативности.
  • Ключевые показатели эффективности Проектного офиса и их особенности.

Анализ приводится для Проектного офиса банка или другой непроектной организации. Использование выводов для проектных организаций может иметь ограничения и остается на усмотрение читателя.

Заинтересованные стороны в проектном управлении и их интересы

Ниже (в таблице) представлены заинтересованные в проектном управлении лица и их интересы. Какие-то из них прямо или косвенно относятся к проектному управлению и могут быть оценены с помощью численных (измеримых) метрик, другие качественные или носят сугубо субъективный характер. При этом, это вовсе не значит, что только численные и объективные показатели деятельности позволяют добиться адекватного понимания заинтересованными лицами эффективности проектной деятельности и Проектного офиса.

Скорее наоборот – зачастую именно субъективное мнение топ-менеджмента об эффективности проектной деятельности может быть куда более значимым для проектного управления и Проектного офиса и оказывать непосредственное влияние на принятие важных управленческих решений.

Интересы стейкхолдеров

  • Достижение запланированных показателей доходности и стоимости бизнеса
  • Предсказуемость данных показателей
  • Непосредственное влияние проектов на достижение запланированных показателей
  • Достижение запланированных показателей бизнеса
  • Своевременная реализация стратегических проектов
  • Экономия ресурсов, в том числе:
    повышение эффективности организации (достижение больших результатов при меньших затратах ресурсов),
    экономия организационных и управленческих ресурсов при реализации проектов и программ
  • Повышение уровня власти и расширение зоны влияния
  • Повышение репутации в глазах CEO и собственника
  • Оценка эффективности проектного управления или Проектного офиса
  • Демонстрация полезности своей деятельности основным заинтересованным лицам (Собственник/CEO/Топ-менеджмент), т.е. повышение репутации
  • Контроль деятельности менеджеров (сроки, результаты)
  • Эффективность использования ресурсов (бюджет, внутренние трудозатраты)
  • Профессиональная самореализация
  • Достижение бизнес-эффекта от реализации проектов
  • Своевременная реализация своих проектов (достижение результатов в рамках конкретного отчетного периода – например, квартала или года)
  • Понимание состояния проектов
  • Соответствие требованиям (ожиданиям) к результатам проектов

Показатели измерения эффективности Проектного офиса

Сомнения в эффективности деятельности Проектного офиса, читай – эффективности проектного управления, высказывают от 33% до 52% респондентов. [The multi-project PMO: A Global analysis of the Current state of practice, Hobbs, 2007]

Но несмотря на то, что эффективность - тема для жарких споров, обсуждений и сомнений со стороны высшего руководства, организации отнюдь не торопятся измерять ее объективно.

Согласно отчету ESI International - The Global State of the PMO in 2011 в среднем ~70% респондентов (не сотрудники Проектного офиса) указали, что измерения эффективности либо не проводятся, либо о них им неизвестно.

Ниже я предлагаю несколько видов метрик, которые позволяют в первом приближении понять, в правильном ли направлении движется проектное управление в организации. Это важно как для высшего менеджмента, так и для Проектного офиса, который должен обосновать целесообразность своего существования.

  • Время пересогласования плана до истечения срока /после вехи, дней
  • Среднее значение корректировки плана после перепланирования, дней
  • Накопленные отклонения (перепланирования), дней

Измерение отклонений по срокам важно не само по себе, а в привязке к причинам, которыми оно вызвано. Часть причин не являются контролируемыми средствами проектного управления (например – изменение сроков вступления в силу законодательства).

  • Индекс удовлетворенности (формально рассчитывается редко, обратная связь дается на специализированных проектных / управляющих комитетах)

Конечно, можно разработать специальный инструментарий для измерения удовлетворенности (неудовлетворенности) топ-менеджеров. Однако их вербальная и невербальная реакция во время специально организованных при участии Проектного офиса проектных/ управляющих комитетов с обзором текущего состояния отдельного проекта или портфеля проектов не дает усомниться в их оценке качества управления. Формализовывать эту реакцию или нет – решать Проектному офису и менеджерам проектов, главное понимать – что в данном вопросе крайне важно обладать достоверной информацией из первых рук и проактивно работать с ней.

Данный показатель может быть актуален для для компании с более или менее стабильным объемом ресурсов и бюджетами.

количество проектов завершенных за период
количество использованных ресурсов

Для вычисления данного показателя можно оценивать количество завершенных проектов на одного менеджера проекта или единицу других ресурсов исполнителей.

Понятно, что при изменении качества или количества ресурсов, производительность также изменится, поэтому нужно аккуратно выбирать метрику для этого важного показателя, которая отделит качество исполнения от качества управления.

  • Выполнение бюджета проектов (портфеля), %
  • Экономия бюджета проектов, %
  • Утилизация ресурсов исполнителей, %

Этот показатель является двояким – с одной стороны, при сохранении целевых результатов необходимо добиться экономии ресурсов, если возможно, с другой– необходимо добиться максимальных результатов при заданном объеме ресурсов (так как они уже зарезервированы для реализации проектов).

Таким образом, в зависимости от стратегической установки – на максимизацию результата или минимизацию затрат нужно стремиться либо к повышению утилизации (полезное использование бюджета и ресурсов для достижения целей портфеля), либо к экономии ресурсов и затрат.

Скорость получения результатов проекта

(time-to-market)

  • Средний срок завершения этапов и проектов, дней

Сроки запуска проектов

  • Средняя продолжительность пред-проекта (фазы планирования), дней

Данный показатель может показывать насколько быстро оцениваются идеи и принимается решение о реализации проекта Чем быстрее, тем больше ресурсов тратится на действительно востребованные проекты.

  • Сумма плановых Net Present Value (Чистый приведенный доход) проектов утвержденного портфеля в течение n-лет.

Сумма выгод портфеля может измеряться как сумма Чистых Приведенных Доходов всех проектов портфеля. При этом даже проекты, направленные на снижение рисков, могут быть оценены подобным образом с учетом вероятности и влияния рисков.

Хотя данный показатель и выглядит привлекательно, могут возникнуть существенные сложности с вычленением доходов/экономии, связанных с реализации определенного проекта. Кроме того, показатель может говорить не только и не столько об улучшении качества проектного управления, сколько о благоприятном изменении внешней конъюнктуры.

Не стоит забывать, что хотя оценка плановых выгод портфеля с одной стороны делает его крайне стратегически и бизнес-ориентированным, с другой - она требует постоянной актуализации бизнес-кейсов проектов, что не всегда практически возможно и целесообразно. Кроме того, реальные показатели NPV по опыту могут в разы отличаться от плановых. Без анализа фактически полученных выгод данный показатель может приводить к чересчур идеалистичной оценке ситуации.

  • Return-on-investment (ROI) от фактически полученных выгод реализованных проектов за n-лет,%

Аналогично предыдущему показателю – он способствует крайне бизнес-ориентированному подходу к оценке реализованных проектов.

Совершенно намеренно в статье не упомянуты такие показатели, как

Не вдаваясь в подробности – они либо мало применимы для внутренних проектов, либо в большей степени ориентированы не на анализ результативности проектного управления, а на анализ текущей ситуации и определение области корректирующих действий.

Безусловно, возможные метрики проектного управления не исчерпывается приведенным перечнем, однако я надеюсь, что он даст начальную базу для построения свой системы метрик для всесторонней и постоянной оценки результативности проектного управления в вашей компании.

Читайте также: