Проект логопеда в детском саду нейрокоррекция

Обновлено: 04.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ

Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.

• активизировать мотивационный компонент в работе и потребность в профессиональном совершенствовании педагогов-психологов;

• расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ;

• уточнить знаний педагогов по часто проявляющимся особенностям дошкольников с ОВЗ и задачам коррекции, развития детей с ОВЗ;

• провести психопрофилактику переутомления педагогов-психологов;

• способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов.

Введение

В нашем ОУ есть дети с различными нарушениями в развитии и имеют статус ОВЗ (есть дети с ЗПР, ТНР и ИН, РАС). У всех этих детей имеются системные нарушения в развитии: страдают и сенсомоторная, и познавательная, и регуляторно-волевая, эмоциональная сферы. И как итог данного недоразвития страдает вся речевая система в целом.

По результатам психолого-педагогической диагностики определяются основные направления коррекционной работы с каждым ребенком. Только комплексное воздействие, со стороны всех специалистов и в тесном взаимодействии с родителями, позволит достичь наилучших результатов в коррекции нарушений развития.

Для развития и коррекции у нас – специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) разработана система нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи, эмоционально-волевых качеств личности. В нашем мастер-классе мы хотим познакомить вас с этими методами более подробно

Исходя из опыта нашей работы, мы заметили, что именно нейропсихологический подход оказывается одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.

Почему именно нейропсихология?

Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.

• Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.

• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга.

1-й блок – регуляции тонуса и бодрствования.

2-й блок – приема, переработки и хранения информации.

3-й блок – программирования, регуляции и контроля.

Коррекция ведется совместными усилиями психолога и логопеда. И сегодня мы хотим вас познакомить с играми и упражнениями направленными на формирование базовых психофизических процессов, которые в свою очередь дают толчок к формированию ВПФ.

1. Дыхательные упражнения.

Психолог: В самом начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.

Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Провести упражнение с педагогами:

Положите одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой покажите, как вы дышите (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее плавно и медленно поднимайте, и опускайте руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет.

В нашем детском саду поставить быстро и правильно помогает программное обеспечение и аппарат Биологической обратной связи (БОС). Но как вы сами сейчас убедились обучится дыханию можно самостоятельно.

Воспитатели и другие педагоги могут применять этот метод с детьми, когда нужно успокоить детей после какой-либо активной деятельности, перед сном, либо наоборот, когда нужно сосредоточится и быть внимательными за занятие. Очень хорошо помогает этот метод, когда ребенок встревожен, капризен или агрессивен.

Массаж и самомассаж.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению статокинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело (руки) сам - так называемый механический массаж (пассивный массаж, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: педагог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, педагог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха Участники катают Су-Джок между ладоней

И кусала всех от страха, Су-Джок между большим пальцем и остальными

Кусь, кусь, кусь, кусь, Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку

Никого я не боюсь. Участники катают Су-Джок между ладоней

Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ в виде отдельного 5-ти минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Психолог: Далее идет работа с мышечными дистониями (не нормальные позы, подергивания, непроизвольные движения, патологическими ригидными телесным установками (лишние движения) и синкинезиями (когда одно рефлекторное движение сопровождается рефлекторной реакцией другой части тела не участвующей в движении).

Оптимизация тонуса (приведение состояния мышц в норму) является одной из самых важных задач коррекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо-или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом (могут заболеть, эмоциональном (плаксивость, нервозность, агрессия, познавательном статусе (плохо запоминают, не внимательны, не соображают) ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.

Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда вы помогая ребенку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку: они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

Педагог-психолог: существуют несколько типов растяжек: лежа на спине, на животе, сидя на полу, стоя. Растяжки (игровой стрейчинг) можно применить на физкультминутках – в перерывах между занятиями в послеобеденной побудке. В часы индивидуальной работы с детьми.

Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции (восстановление,объединение) приобретенного в ходе занятия опыта. когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы.

Проводится игра с педагогами:

Педагог-психолог:А сейчас мы предлагаем вам немного расслабится. примите удобную позу, можете закрыть глаза, слушайте музыку и мой голос:

«Представьте, что вы сидите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы находитесь. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно,

Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений — она является частью единого процесса.

За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент).

Эти три составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий

Логопед: Мои наблюдения в рамках коррекционной работы показали, что двигательная сфера детей с различными нарушениями развития часто характеризуется качественным своеобразием. (полный текст у логопеда)

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы

Вы уже хорошо знаете и применяете в своей работе пальчиковые игры:

• со стихотворным сопровождением,

• с музыкальным сопровождением Народные потешки и песенки

• игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ

• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук

Зрительный гнозис

Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания) используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде – разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник….

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Освоение телесного пространства

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.

Освоение внешнего пространства

Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется упражнение.

Игра с педагогами

Педагог-психолог: «Вытяните руку вправо, отставьте ногу вправо, поверните голову вправо, наклоните голову к правому плечу, сделайте три наклона вправо, присядьте на правое колено и т. д.

Пространственные схемы и диктанты

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

Комментарий: в детском саду составлять план комнаты учат со среднего возраста. Сначала детям дается задание найти предмет, а потом учат самостоятельному составлению планов.

Конструирование и копирование

Презентация игровых наборов.

Спички, счетные палочки, наборы геометрических фигур, конструкторы, кубики….

Формирование квазиопространственных представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных инструкций. (полный текст у логопеда)

Игра с педагогами:

Покажи мамину дочку и дочкину маму.

Собака хозяина и хозяин собаки.

Развитие чувства ритма

Игры и упражнения на развитие чувства ритма помогает ребенку развить слух, внимание и является шагом к развитию фонематического слуха. (полный текст у логопеда.)

Балансировочно-аудиально-визуальные упражнения с мячами.

(полный текст у логопеда.)

ВИДЕО и ПРАКТИКА мячики: 1 2 3

Думаем ясно, что все перечисленные уровни пространственно-временных представлений формируются в фило- и онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.

Каждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен и вовремя отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно степени свободы сенсомоторной актуализации заложат основу для дальнейшего наращивания всего психического потенциала. Иначе в его 12 лет вам придется заставлять ребенка ползать, затем ходить на четвереньках, играть в мяч и т. п., чтобы элементарно сформировать у него реципрокные взаимодействия рук и ног, оптико-мануальные координации и пр., как это предлагается в методах, описанных в разделе второй части настоящего издания.

Заключение.

Думаем, что глядя на эту радужную лесенку вам стало понятно, как нужно выстроить процесс занятий, в какой последовательности проводить те или иные упражнения и когда их вводить, что и в какой момент развивать.

Современная логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных технологий. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия все чаще использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для нее технологии, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

И сегодня я хочу поделиться опытом использования элементов нейропсихологической технологии, которые я включаю в структуру подгрупповых и индивидуальных занятий.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков:

-согласованность движений рук

- согласованность движений глаз

А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно.


На обратной стороне доски более усложненный вариант. Это выпуклый вид спирали, где нужно водить мелками. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.






Таким образом, использование нейропсихологических технологий способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений и дает возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Подготовила: учитель – логопед

Романченко Анна Владимировна

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Аннотация: В статье описана актуальность применения нейропсихологических приёмов в коррекционной логопедической работе, их эффективность. Приведены примеры игр и упражнений, используемые мной, как логопедом, для коррекции речевых нарушений и стимулирования речевой активности.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций.

Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь.

Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.

Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту.

В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх.

Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду.

Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Нейроскакалка

Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге.

Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног.

Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Игры с тарелками – ловушками

Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию.

Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук.

Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д.

Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.

Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Предлагается вставать на бочонки сверху, руками держать веревочки, прижимая к ступням – делать шаг.

Удерживать равновесие, стоя на бочонках, не так просто. Тренируется работа мозжечка, что в сочетании с другими решаемыми задачами дает хороший эффект, а главное, бурю эмоций.

Использую для отработки дикции, слоговой структуры слов, координации, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве.

  1. Перешагивать через препятствие;
  2. Наступать на карточки с изображением предметов одной категории (одежда, мебель и т.д.);
  3. Автоматизировать звуки – наступать на карточки с картинками на определенный звук и называть их.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Автор: Сологуб Ольга Константиновна

Организация: МБДОУ - детский сад № 262

Населенный пункт: г. Екатеринбург

Актуальность применения нейрокоррекционных технологий обусловлено тем, что на сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в поведении и обучении: гипер-и гипо- активность, повышенная истощаемость, неусидчивость, отвлекаемость, отсутствие внимания и т.д. Наблюдается заметный скачок индекса агрессивности, дефицита внимания, снижение адаптационных механизмов ребёнка. Такие дети не имеют клинических диагнозов, но имеют признаки дезадаптивного поведения. В последние десятилетия психологи. педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Причины, которые объясняют данный факт, многообразны. Многие специалисты сходятся во мнении, что это, главным образом, связано с последствиями развития человеческой цивилизации: экология, искусственные заменители пищи, гормональные добавки, консерванты, лекарственные препараты, электромагнитное поле в быту. Это привело к накоплению в генофонде человеческой популяции большого количества слабых генов. С другой стороны, среда, в которой происходит развитие современного ребёнка, очень часто не является развивающей. Ребёнок с рождения начинает испытывать негативные внешние воздействия: родовые травмы, искусственное вскармливание, ограничения в двигательной активности ( отсутствие дворовой культуры ), ранние программы интеллектуального обучения без сенсорного и пространственного развития, компьютерная субкультура, подменяющая живое человеческое общение, недостаток общения родителе со своими детьми, игнорирование речевых трудностей.

На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в освоении речи, появляются поздноговорящие дети. Это явление становится массовым. Согласно исследованиям нейропсихологов мозг у современных детей развивается ассиметрично и в результате получается совершенно другая работа мозга, даже речь у этих детей развивается иначе. Но современные дети не хуже, не глупее, они просто другие и, соответственно, учить таких детей нужно совсем по-другому .Задачу сохранения и укрепления естественного природного здоровья ребёнка и восстановления дефицитарных функций мозга сегодня берёт на себя практическая детская нейропсихология. Она протягивает руку помощи логопедам – практикам, предлагая целый арсенал нейрокоррекционных технологий, позволяющих развить и компенсировать высшие психические функции головного мозга, многие из которых я стараюсь применять в своей образовательной деятельности.

Объектом проекта являлся процесс активизации основных психических функций на логопедических занятиях.

Предметом проекта являлось: развитие основных психических функций как метод комплексной помощи по преодолению недостатков речи у детей с ТНР посредством нейрокомпонента.

Вид проекта: творческий, групповой.

Длительность: длительный ( в течение всего учебного года ).

Участники проекта: обучающиеся, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, родители обучающихся.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель проекта:

Создание условий для эффективной комплексной помощи по преодолению недостатков речи у старших дошкольников через активизацию основных психических функций.

Задачи проекта:

2. Внедрить современные нейрокоррекционные технологии в образовательную деятельности с детьми.

3. Разработать методические и дидактические материалы, направленные на преодоление речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

5. Сформировать развивающую предметно-пространсвенную среду логопедического кабинета в морском стиле.

Прогнозируемый результат: успешное преодоление недостатков речи старших дошкольников с ТНР через активизацию у них основных психических функций посредством нейрокоррекционного компонента.

Этапы реализации проекта.

1этап: Подготовительный

Создать информационно-дидактическую базу, необходимую для реализации проекта.

1. Изучение теоретической и методической литературы по данному направлению.

2. Определение актуальности и значимости проекта.

3. Разработка и накопление методических и дидактических материалов по проекту.

4. Создание специальных образовательных условий для ре-ализации проекта:

- предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по мор-ской тематике;

- центра развития межполушарного взаимодействия;

-центра дидактического и игрового сопровождения по развитию высших психических функций;

- картотеки упражнений по самомассажу рук и зрительной гимнастике.

- комплекса кинезиологических упражнений;

2. В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. Нейропсихологические занятия с детьми; в 2-х частях, М., Айрис-Пресс, 2015г.

5. И.И. Праведникова.

Нейрокоррекционные игры и упражнения; М., Айрис-Пресс, 2017г.

6. Т.П. Трясогусова

2 этап: Основной

1. Повышение профессиональной педагогической квалификации.

компетентности, выработка единого подхода в речевом воспитании детей и профилактика речевых школьных трудностей.

3. Внедрение эф-фективных методов нейрокоррекционного воздействия в работе с детьми с ТНР.

4. Повышение у детей работоспособности, эффективности функционирования всех высших психи-ческих функций.

5. Скоординировать направление деятель-ности педагогов по практическому при-менению нейрокор-рекционных техно-логий в соответствии с ФГОС ДО.

Нейропсихологический анализ проблем развития детской популяции.

Демонстрация игр и упра-жнений с мячом по развитию межполушарного взаимодей-ствия.

Практическое занятие с показом комплекса кинезио-логической гимнастики в режиме дня дошкольника.

Обучение детей и родителей элементам нейрокоррекцион-ных технологий в игровой форме.

Описание методов эффективного применения элементов нейрокоррекции для детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

3-ий этап: Заключительный

1. Анализ результатов профессиональной педагогической деятельности с при-менением нейрокор-рекционных техно-логий.

Оформление результатов проекта в форме слайдовой презентации в стихотворном изложении.

Для выступления учителя – логопеда предлагается слайдовая стихотворная презентация / 10 мин. /.

Дайте мне ,пожалуйста, обратную связь : если текстовых страниц много , я могу сократить. Нужно ли высылать слайдовые страницы для образца ? Спасибо.

ПРОЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОУПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Умная

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Читайте также: