Обж через метод моделирования и элементы поисково исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 07.07.2024

Цель: расширить представления педагогов о методах воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно–эстетическое, художественно–эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, позволяющее распознать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.

Основная цель в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста − это дать каждому ребенку основные понятия об опасных для жизни ситуациях, особенностях поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, уметь применить эти знания в жизни.

Самыми эффективными методами работы в данном направлении является исследовательская деятельность и метод моделирования. Основой является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования , который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация, поисково—исследовательская деятельность и анализ конкретной ситуации

ВложениеРазмер
obzh-_cherez_metod_modelirovaniya_i_elementy_poiskovo-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx 20.91 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЖ- через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности.

Воспитатель логопедической группы : Панченко Л.Х.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности-все избежать,

А где надо-на помощь позвать.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования , который содержит в своей структуре несколько компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация, поисково—исследовательская деятельность и анализ конкретной ситуации

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания мира. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

( в рамках подготовки к педсовету)

« Основы безопасного поведения через метод моделирования и элементы поисково – исследовательской деятельности.

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Основные направления работы по ОБЖ

 Безопасное поведение в природе

 Безопасное поведение на дорогах

 Безопасность собственной жизнедеятельности

Формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми:

-занятия, игры- занятия;

- праздники, развлечения, досуги;

- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

- отгадывание загадок, кроссвордов;

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);

- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)

- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов,

- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);

-работа над проектами.

Развитие у детей безопасного поведения осуществляется поэтапно:

-чтение и обсуждение

-рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий

-загадывание загадок, разные задания.

-ситуативно - имитационное моделирование;

-инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации;

-обыгрывание отрывков из литературных произведений;

-обсуждение сюжетов ролевых игр;

Ситуативно - имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:

-использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно - игровой среды;

-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.

Специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др. Например: В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак Х – нельзя пользоваться. ! – осторожно пользоваться.

Вспомнить вместе с детьми правила безопасности:

Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.

• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во - вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.

На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению.

Здесь используются следующие методы и приемы:

- проблемно – игровые ситуации;

- игры – драматизации и инсценировки;

- игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий;

- выбор новой модели поведения.

Игры – драматизации способствуют повышению активности детей, которые можно включать в занятия

-чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин;

-чтение и последующая изобразительная деятельность;

Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Автор: Шепелева Ксения Николаевна

Организация: ГБДОУ детский сад № 80

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Нет на свете прекрасней картины, чем видеть ребенка,

уверенно идущего по дороге жизни, после того, как вы показали ему ее.

Конфуций

Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Знание и соблюдение правил безопасности только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства, которые нужно четко знать и выполнять. Поэтому цель такой работы научить дошкольников оберегать и защищать себя, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.

Основным из наиболее перспективных методов усвоения правил безопасного поведения является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, способствует запоминанию полученной информации, является обобщённым отражением знаний.

Под моделированием ситуации понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения.

Важно учитывать специальные условия для эффективного использования метода моделирования ситуации:

•​ отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге;

•​ применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

•​ осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком;

•​ организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности.

Основой непосредственно организованной деятельности с детьми является метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций, построенный на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуацииях.

Вот например давайте разберем ситуацию!!

В ходе опытнической деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В экспериментально-исследовательской деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с фактороми, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одном исследовании может быть затронуто одно или несколько направлений.

Поэтому считают, что экспериментальная деятельность, и ОБЖ взаимосвязаны между собой. Проблемы, которые ставятся перед детьми на занятиях и в повседневной жизни заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обобщать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.

Проводя опыты, наблюдения, беседы ставятся перед детьми или вопросы, или проблемы:

  • Чем опасен водоем весной? (тема лед)
  • Почему нельзя купаться в грозу? (взаимосвязь с темой — молния)
  • Где и почему нельзя нырять в воду вниз головой?
  • Можно ли купаться при высоких волнах?
  • Что надо помнить перед входом в воду?
  • Почему нельзя купаться в водоемах расположенных рядом с фабриками и заводами?
  • Какой лед можно считать безопасными?

Когда у детей накопится достаточное количество знаний о данной теме, с детьми подготовительной к школе группы можно использовать моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать. подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.

Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Использовать мнемотехнику, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация с целью подведения детей к формулированию правил безопасного поведения. Используя опорные схемы, дети самостоятельно добывают информацию, проводят исследование, применяют полученные знания и правила на практике.

Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.

Огромное место в исследовательской деятельности имеет иллюстрированный материал по обеспечению основам безопасности жизнедеятельности. Это всевозможные соображалки, где детям предоставляются на внимание, размышление различные ситуации. С помощью них у ребенка воспроизведение той или иной ситуации в действительности и поиска выхода из нее.

  • крутой берег,
  • быстрое течение,
  • поваленные деревья,
  • пологий берег, песчаное дно,
  • прибрежные водоросли

Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух.

В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни.

Заключение

Моделирование, проигрывание ситуаций, а так же элементы поисково- исследовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

Презентация на тему: " « ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково - исследовательской деятельности Воспитатель Буркова Д. И. р. п. Тонкино 2014 г." — Транскрипт:

1 « ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково - исследовательской деятельности Воспитатель Буркова Д. И. р. п. Тонкино 2014 г

2 Безопасное поведение на дорогах Безопасное поведение в природе Безопасность собственной жизнедеятельности Основные направления работы по ОБЖ

3 занятия, игры- занятия праздники, развлечения Формы организации учебно - воспитательного процесса с детьми дидактические игры, подвижные игры наблюдения, экскурсии,

Читайте также: