Обязанности государства в области библиотечного дела анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

ного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Органы государственной власти стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.

Вопросы развития библиотечного дела учитываются в федеральных государственных программах в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре.

Статья 15. Обязанности государства по развитию библиотечного дела

1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:

1) федеральный государственный контроль (надзор) за учетом, комплектованием, хранением, использованием и обеспечением сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

2) создание и финансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этими библиотеками;

3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4) создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

5) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;

6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;

7) организацию государственного статистического учета библиотек;

8) условия доступности для инвалидов федеральных библиотек и библиотек федеральных органов исполнительной власти. (Подпункт введен - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

3) условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек. (Подпункт введен - Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 151. Федеральный государственный контроль (надзор) за учетом, комплектованием, хранением, использованием и обеспечением сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников

1. Федеральный государственный контроль (надзор) за учетом, комплектованием, хранением, использованием и обеспечением сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников (далее - федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований к учету, комплектованию, хранению, использованию и обеспечению сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников, установленных законодательством о библиотечном деле, лицами, в собственности, оперативном управлении, на хранении которых находятся относящиеся к национальному библиотечному фонду обязательный федеральный экземпляр документов и книжные памятники.

(Статья введена - Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

Глава V. особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела

Статья 16. Национальный библиотечный фонд

1. Национальный библиотечный фонд состоит из документов, комплектуемых на основе системы обязательного экземпляра документов, и книжных памятников.

2. Национальный библиотечный фонд охраняется государством как культурное достояние народов Российской Федерации.

Учет, комплектование, хранение, использование и обеспечение сохранности документов, отнесенных к национальному библиотечному фонду, осуществляются библиотеками, архивами, музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами об обязательном экземпляре документов, об архивном деле в Российской Федерации, о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 119-ФЗ)

Статья 161. Книжные памятники

1. Книжные памятники являются особо ценной частью национального библиотечного фонда.

Книжные памятники подразделяются на единичные книжные памятники и книжные памятники - коллекции, которые являются совокупностью документов, приобретающих свойства книжного памятника только при их соединении вместе в силу своего происхождения, видового родства либо по иным признакам.

2. К книжным памятникам относятся:

1) все рукописные книги, созданные до XVIII века включительно;

2) все экземпляры печатных изданий, выпущенных до 1830 года включительно;

3) обладающие выдающейся духовной, материальной ценностью и особым историческим, научным, культурным значением иные рукописные книги, печатные издания, иные документы, коллекции документов, соответствующие социально-значимым критериям, установленным положением о реестре книжных памятников, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

3. Книжные памятники, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных библиотек, библиотек образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций, подлежат государственному учету.

4. Государственный учет книжных памятников включает в себя:

1) экспертизу книжных памятников;

2) внесение сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, в том числе внесение сведений обо всех входящих в книжные памятники - коллекции документах и о собственнике или владельце книжного памятника;

3) регистрацию книжных памятников в реестре книжных памятников;

4) внесение изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников;

5) исключение книжных памятников из реестра книжных памятников.

5. Экспертиза книжных памятников осуществляется в порядке, установленном положением о реестре книжных памятников. Срок проведения экспертизы книжных памятников определяется положением о реестре книжных памятников.

Экспертизу книжных памятников проводят уполномоченные коллегиальные органы библиотек, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи, в отношении документов, хранящихся в фондах указанных библиотек. Порядок создания и формирования уполномоченных коллегиальных органов, а также требования к квалификации входящих в их состав лиц определяются положением о реестре книжных памятников.

В порядке, установленном положением о реестре книжных памятников, коллегиальный орган центральной библиотеки в пределах обслуживаемой территории центральной библиотеки проводит экспертизу книжных памятников в отношении документов, хранящихся в фондах библиотек, которые указаны в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи и в которых невозможно создать и (или) сформировать уполномоченный коллегиальный орган, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта.

Экспертизу книжных памятников, находящихся в собственности лиц, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, проводят по заявлению этих лиц уполномоченные коллегиальные органы библиотек, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи. Экспертиза книжных памятников, находящихся в собственности лиц, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, проводится на договорной основе в порядке, определяемом положением о реестре книжных памятников.

По результатам проведения экспертизы книжных памятников составляется письменное экспертное заключение по форме, определенной положением о реестре книжных памятников (далее - экспертное заключение).

Экспертное заключение должно содержать обоснованный вывод об отнесении или о неотнесении исследуемого документа к книжным памятникам либо о наличии или об отсутствии оснований для внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников.

Отнесение документов к книжным памятникам осуществляется на основании экспертного заключения приказом руководителя библиотеки, являющейся юридическим лицом, или руководителя организации, структурным подразделением которой является библиотека, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи, в отношении документов, хранящихся в фондах указанных библиотек.

Отнесение документов к книжным памятникам, находящимся в собственности лиц, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, осуществляется на основании экспертного заключения приказом руководителя библиотеки, являющейся юридическим лицом, или руководителя организации, структурным подразделением которой является библиотека, проводивших экспертизу книжного памятника.

6. Внесение сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, в том числе внесение сведений обо всех входящих в книжные памятники - коллекции документах, осуществляется лицами, в собственности или во владении которых находятся указанные книжные памятники, посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, состав сведений о книжных памятниках, формы внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников, перечень прилагаемых к указанным формам документов, состав сведений реестра книжных памятников, размещаемых на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяются положением о реестре книжных памятников.

7. Регистрацию книжных памятников в реестре книжных памятников и ведение реестра книжных памятников осуществляет Российская государственная библиотека в порядке, установленном положением о реестре книжных памятников.

Документ приобретает статус книжного памятника с даты присвоения ему уникального идентификационного номера в реестре книжных памятников.

8. Основанием для отказа в регистрации книжного памятника в реестре книжных памятников является:

1) отсутствие экспертного заключения, содержащего вывод о том, что исследуемый документ является книжным памятником;

2) отсутствие указанного в абзацах седьмом и восьмом пункта 5 настоящей статьи приказа руководителя библиотеки или иной организации об отнесении документа к книжным памятникам;

3) отсутствие документов, прилагаемых к форме внесения сведений о книжных памятниках в реестр книжных памятников.

9. Уведомление об отказе в регистрации книжного памятника в реестре книжных памятников направляется Российской государственной библиотекой в течение 30 дней с даты внесения сведений в реестр книжных памятников в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в порядке, определенном положением о реестре книжных памятников.

10. Внесение изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой на основании предоставляемых лицами, в собственности или во владении которых находится книжный памятник, подтверждающих документов при наличии следующих оснований:

1) установленное по результатам экспертизы книжного памятника изменение физических характеристик книжного памятника (за исключением разрушения книжного памятника);

2) установленное по результатам экспертизы книжного памятника изменение авторства, даты и места создания книжного памятника, его состава;

3) смена собственника или владельца книжного памятника;

4) наличие вступившего в законную силу судебного решения о внесении изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников.

Порядок, форма предоставления данных для внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников, перечень прилагаемых к указанной форме документов определяются положением о реестре книжных памятников.

12. Книжные памятники исключению из реестра книжных памятников не подлежат, за исключением документов, не соответствующих пункту 2 настоящей статьи, а также случаев утраты книжного памятника, его разрушения, наличия вступившего в законную силу судебного решения об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников.

Исключение книжных памятников из реестра книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой по решению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры в порядке, установленном положением о реестре книжных памятников. В случае наличия вступившего в законную силу судебного решения об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников исключение книжных памятников из реестра книжных памятников осуществляется Российской государственной библиотекой на основании указанного судебного решения.

Книжный памятник считается исключенным из реестра книжных памятников с момента внесения в реестр книжных памятников записи об исключении книжного памятника из реестра книжных памятников с указанием основания исключения книжного памятника из реестра книжных памятников. В случае исключения книжного памятника из реестра книжных памятников на основании его несоответствия пункту 2 настоящей статьи документ утрачивает статус книжного памятника. При исключении книжного памятника из реестра книжных памятников присвоенный книжному памятнику при регистрации уникальный идентификационный номер не аннулируется. Сведения о книжных памятниках, исключенных из реестра книжных памятников, включая сведения об уникальном идентификационном номере, исключению из реестра книжных памятников не подлежат.

13. Реестр книжных памятников ведется в электронной форме и размещается на официальном сайте Российской государственной библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок ведения реестра книжных памятников устанавливается положением о реестре книжных памятников.

14. Содержащиеся в реестре книжных памятников сведения являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством Российской Федерации, и предоставляются бесплатно.

(Статья введена - Федеральный закон от 03.06.2009 № 119-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 463-ФЗ)

(Утратила силу - Федеральный закон от 03.06.2009 № 119-ФЗ)

Статья 18. Национальные библиотеки Российской Федерации

1. Национальными библиотеками Российской Федерации являются Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина, Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные потребности общества, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования. (В редакции Федерального закона от 27.10.2008 № 183-ФЗ)

Национальные библиотеки Российской Федерации выполняют следующие основные функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведут библиографический учет россики; участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическими, научно-информационными и культурными центрами федерального значения; участвуют в разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела.

Национальные библиотеки Российской Федерации действуют на основе настоящего Федерального закона и положений о них, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы собственности указанных библиотек, их ликвидация либо перепрофилирование не допускаются; целостность и неотчуждаемость их фондов гарантируются.

Деятельность национальных библиотек Российской Федерации осуществляется на основе координации и кооперации.

Отдельные функции национальных библиотек Российской Федерации могут делегироваться в установленном порядке другим федеральным библиотекам и организациям.

11. В целях обеспечения сохранности и предоставления пользователям доступа к документам из библиотечных фондов национальные библиотеки Российской Федерации осуществляют изготовление в электронной форме экземпляров:

ветхих, изношенных, испорченных, дефектных документов;

единичных и (или) редких документов, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;

документов, которые записаны на машиночитаемых носителях и для пользования которыми отсутствуют необходимые технические средства;

документов, которые имеют научное и образовательное значение.

Изготовление и предоставление пользователям экземпляров документов в электронной фо

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 15. Обязанности государства по развитию библиотечного дела

1. Федеральные органы государственной власти обеспечивают:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1) федеральный государственный контроль (надзор) за учетом, комплектованием, хранением, использованием и обеспечением сохранности относящихся к национальному библиотечному фонду обязательного федерального экземпляра документов и книжных памятников;

2) создание и финансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этими библиотеками;

3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт 4 пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

4) создание и финансовое обеспечение федеральных государственных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы в области подготовки библиотечных кадров, а также управление этими образовательными организациями;

5) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;

6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;

7) организацию государственного статистического учета библиотек;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

8) условия доступности для инвалидов федеральных библиотек и библиотек федеральных органов исполнительной власти.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 3, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

3) условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.

Правительство РФ разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела. Федеральные органы исполнительной власти организуют координацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе в целях информатизации общества.

Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Органы государственной власти стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.

Вопросы развития библиотечного дела учитываются в федеральных государственных программах в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре.

Федеральные органы государственной власти обеспечивают:

1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации;

2) создание и финансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этими библиотеками;

3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда;

4) создание и финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, осуществляющих подготовку и переподготовку библиотечных кадров, управление этими образовательными учреждениями;

5) содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование;

6) установление государственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела;

7) организацию государственного статистического учета библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

1) финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

2) реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством РФ.

Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством РФ.

Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного фонда РФ.

Библиотеки, отнесенные в установленном порядке к культурному достоянию народов Российской Федерации, включаются в перечень культурного достояния народов Российской Федерации и находятся на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством РФ.

Национальными библиотеками РФ являются Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные потребности общества, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования.

Национальные библиотеки РФ выполняют следующие основные функции:

• формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов;

• организуют и ведут библиографический учет россики;

• участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями по библиотековедению, библиогра-фоведению и книговедению, методическими, научно-информационными и культурными центрами федерального значения;

Национальные библиотеки РФ относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы собственности указанных библиотек, их ликвидация либо перепрофилирование не допускаются; целостность, и неотчуждаемость их фондов гарантируются.

Здания, сооружения и другое имущество национальных библиотек находятся в их оперативном управлении; занимаемые ими земельные участки – в их бессрочном и безвозмездном пользовании.

Деятельность национальных библиотек РФ осуществляется на основе координации и кооперации.

Библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек.

Институт библиотечного дела представляет собой одно из направлений правового регулирования отношений информационной сферы в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу библиотечной информации (право на доступ к информации или право знать), которое является важнейшим правом человека и гражданина.

Библиотечная деятельность является основой осуществления творческой и иной интеллектуальной деятельности человека.

Субъектами правоотношений библиотечного дела выступают библиотеки, государство, гражданин, предприятие, учреждение и организации, физические и юридические лица, поставляющие документы для комплектования библиотек и пользующиеся услугами библиотек.

Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовыхформ и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

• государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе: федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

• муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

• библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

• библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

• библиотеки общественных объединений;

• библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ.

Пользователем библиотеки может быть физическое или юридическое лицо.

Право на библиотечное обслуживание

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории РФ.

Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

• созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;

• многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций.

Право на библиотечную деятельность

Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.

Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.

Граждане, имеющие в собственности собрания документов, особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и культуры в соответствующем органе государственной власти.

Права пользователей библиотек

Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.

Права особых групп пользователей библиотек

Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.

Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.

Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.


Данная статья рассматривает общие вопросы, а также основополагающие и руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации. В статье рассматривается сам феномен государственной библиотечной политики как общественного явления и правовой категории. При написании данной статьи использовались общенаучные методы, такие как метод сбора, анализа и обобщения нормативно-правовых актов и иной информации, системно-структурный, а также другие методы.

Ключевые слова: библиотека, библиотечное дело, библиотечные учреждения, государственная политика в области управления библиотечным делом, принципы государственной политики в области управления библиотечным делом.

Сфера культуры это одна из самых сложных сфер для правового регулирования. Там, где закон неизбежно сопрягается с миром нравственных ценностей и творческой воли, зачастую возникают коллизии, которые трудно, а порой и невозможно выстроить в действующее правовое поле.

Современное российское государство и общество вырабатывают политику благоприятного развития гуманитарной сферы жизни и создают возможности для роста культурной составляющей. В рамках данной политики традиционными стали мероприятия, посвященные актуальным вопросам развития не только культурной деятельности, но и ее составляющих, в том числе библиотечного дела.

Книги всегда были составной частью культурного наследия человечества, они отражают историю эпох и быт народов, служат людям в качестве инструмента познания мира, доносят до читателей результаты сложных мыслительных процессов их авторов, а некоторые из книг представляют собой бесценные экземпляры — объекты культурного наследия и достояния стран мира [2, с. 29].

Государство рассматривает библиотеки как социальный институт, поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, экономики, образования, культуры и социального развития. Услуги, предоставляемые гражданам России библиотеками, являются одним из факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствуют образованию и культурному развитию своих граждан, а также обеспечивают выход России в общемировое информационное пространство. Библиотеки прочно вошли в информационную стадию развития, что соответствует российским реалиям.

По утверждению Линник В. В. указанное в законодательстве определение библиотеки, совмещающее в себе одновременно научную и юридическую выверенность, получившее в результате принятия закона правовой статус, можно считать максимально объективным, отражающим представление о библиотеке всего общества на данном конкретном отрезке его исторического развития. Именно на таком понимании библиотек и их задач должна базироваться государственная библиотечная политика [5, с. 112].

На библиотечное дело оказывают влияние различие в формах и методах государственного регулирования в сфере культуры, а также наличие различных моделей механизма правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Государственная политика в сфере библиотечного дела является составной частью государственной культурной политики, в связи с этим представляется важным понять основные тенденции в её развитии.

Следует подчеркнуть, что государственная политика и государственное управление неотделимы друг от друга и взаимосвязаны между собой. По своему масштабу воздействия политика государства охватывает все сферы жизни общества, в том числе библиотечное дело. Здесь также проявляется двойственный характер государственного управления. С одной стороны, государственное управление библиотечным делом имеет социально-политическую сущность, наполняется политическим содержанием, а с другой — носит организационный характер, практическую направленность. По существу государственное управление библиотечным делом есть практическое претворение в жизнь политики государства в этой области.

С учётом вышеуказанного, можно предложить следующее определение государственной библиотечной политики: государственная библиотечная политика — это совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении права граждан на библиотечное обслуживание.

Особенности управленческой деятельности государства наиболее очевидны при рассмотрении тех принципов, на которых эта деятельность строится. Вопрос о принципах государственной политики в управлении библиотечным делом имеет как теоретическое, так и практическое значение. В частности, теоретическое значение связано с выявлением сущности, социальной роли и классификации принципов, а практическое — с разработкой механизма их реализации. И в том, и в другом случае речь идёт о фундаментальных основах государственной политики и практики государственного регулирования вообще, и в области библиотечного дела, в частности.

Необходимо отметить, что определение сущности и содержания принципов — проблема сложная. Принцип это, прежде всего, научная категория, поскольку устанавливается в результате аналитической работы по выявлению сущностных явлений и связей в области библиотечного дела, в то же время принцип управления есть категория субъективная, ибо формируется людьми.

Принципы должны отражать качественные особенности библиотечного дела как объекта государственного регулирования, воссоздавать структуру закономерностей его развития в обществе. Весь смысл государственного регулирования состоит в обязательном учёте выявленных закономерностей, в обеспечении различных необходимых условий (организационных, материальных и других) для наиболее полного проявления их в общественной практике. К числу таких закономерностей необходимо отнести следующие:

а) непосредственная связь библиотечного дела с политической ориентацией государства;

в) существенная связь с воспитанием личности;

г) необходимая связь с производственной наукой и практикой.

Данные закономерности, в конечном счете, выступают теми объективными критериями, которые выражают фундаментальные основы функционирования системы управления библиотечным делом.

Изучение деятельности государственных органов по регулированию организации и деятельности библиотек, а также научные дискуссии по этой проблеме позволяет определить систему действующих принципов.

Принципдемократизации, который означает развитие демократических начал в управлении библиотечным делом, расширение гласности, учет общественного мнения, повышение роли профессиональных добровольных общественных объединений, периодическая отчётность руководителей библиотек о своей работе, участие в управлении общественных организаций, а также открытость и доступность фондов, изучение интересов пользователей библиотек в целях их наиболее полного удовлетворения их интересов. Демократизация основ государственной библиотечной политики активно способствует обеспечению соответствия библиотечного обслуживания интересам и запросам населения.

Принцип общедоступности библиотек вытекает из социальной природы Российской Федерации. По своей сути, библиотека является достоянием всего общества и в связи с этим должна быть доступна каждому российскому гражданину. На основании данного принципа осуществляются равные возможности для всех слоев населения.

Принцип государственной координации делового партнёрства заключается в том, что различные ведомства, имеющие сеть библиотек или библиотечные учреждения должны координировать свою деятельность, а также выстраивать совместную работу в интересах лучшего использования библиотечных ресурсов и максимального удовлетворения запросов пользователей на книгу и информацию. Вся работа по созданию кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей должна осуществляться на принципах делового партнёрства, объединения усилий библиотек для достижения основной цели — обеспечения всеобщей доступности информации и культурных ценностей, духовного развития людей, их образовательной и научной деятельности.

Анализ социально-политической сущности и содержания принципов государственной политики в управлении библиотечным делом является неотъемлемым компонентом изучения государственно-правовых проблем библиотечного дела в России [7, с. 114]. Принципы государственной политики в области управления библиотечным делом находят свое объективное выражение в правовой форме, в связи с чем приобретают юридический характер и выступают в качестве официальных ориентиров для соответствующих субъектов управленческих правоотношений в этой отрасли. Принципы, как и цели государственного регулирования, должны быть закреплены в законодательных актах государства. Только в этом случае они переходят из области научных понятий в плоскость их практической реализации. Особенно это важно для формирования правовой базы системы библиотечного дела, где принципы государственной политики выступают в виде исходных установок для правового регулирования отношений в этой области.

Другим важным свойством принципов государственной политики в области управления библиотечным делом является то, что они придают стабильность организационной структуре и системе управления данной отраслью. Это имеет особое значение в современный период, когда уже сложились все государственные институты в России и созданы благоприятные предпосылки для стабилизации системы управления библиотечным делом и её функционирования в современных условиях рыночных отношений.

Наконец, следует обратить внимание на воспитательное воздействие принципов государственной политики в области библиотечного дела, на должностных лиц системы управления им, работников библиотек, читателей. Следуя предписаниям правовых норм, руководствуясь требованиями правил поведения, указанные лица, таким образом, уясняют смысл этих требований и предписаний и соответственно усваивают заложенные в законодательстве принципы государственной политики в области управления библиотечным делом до уровня их личных убеждений. В связи с этим возрастает значение правового воспитания субъектов библиотечных управленческих правоотношений.

Таким образом, необходимо отметить, что современная государственная политика в области управления библиотечным делом в Российской Федерации представляет собой совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении конституционного права граждан на библиотечное обслуживание.

Принципы как основополагающие, руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом выражают наиболее существенные стороны структуры и функционирования системы управления данной социальной отраслью и выступают в качестве официальных ориентиров в практике правового регулирования.

Основные термины (генерируются автоматически): библиотечное дело, государственная политика, государственная библиотечная политика, область управления, принцип, государственное регулирование, дело, библиотечное обслуживание, государственное управление, Российская Федерация.

Ключевые слова

библиотека, библиотечное дело, библиотечные учреждения, государственная политика в области управления библиотечным делом, принципы государственной политики в области управления библиотечным делом

библиотека, библиотечное дело, библиотечные учреждения, государственная политика в области управления библиотечным делом, принципы государственной политики в области управления библиотечным делом

Похожие статьи

Библиотеки как основной субъект социального партнерства.

В 2000-е годы МУК Централизованная библиотечная система (ЦБС) г. Арзамаса, имея

В области изучения социального партнёрства проводится анализспециальной литературы по

Развитие и изучение междисциплинарного взаимодействия.

Вопрос о взаимодействии библиографии и библиотечного дела, библиографоведения и

На тот период проблема взаимосвязи библиографии и библиотечного дела активно обсуждалась в среде

Наркомпрос в те годы олицетворял собой государственное управление культурой.

Применение стандартов СИБИД в сфере. | Молодой ученый

Стандартизация в области информации, издательской деятельности, библиотечного дела и библиографии является частью единой общегосударственной системы стандартизации для информационно-библиотечной деятельности Республики Узбекистан.

Модель электронной библиотечной системы вуза

Автоматизированные библиотечные системы | Статья в журнале.

С конца прошлого века в библиотеках РФ идёт полная автоматизация библиотечных технологических процессов — начиная от формирования фондов, подразумевающее приобретение литературы, и заканчивая обслуживанием читателей.

Управление государственным долгом РФ | Статья в журнале.

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом Российской Федерации, его регулированием, с выбором правильной долговой политики всегда достаточно актуальны. Поскольку успешное их решение приводит к достижению макроэкономической стабилизации в.

Национальная библиотека Вьетнама | Статья в журнале.

Сектор управления, организации, экономики и стандартов библиотечного дела. Основные задачи сектора: − развитие методов количественного и качественного анализа эффективности управления, организации, экономики библиотечного дела

Государственное управление и государственная служба.

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы.

государственная служба, государственное управление, Воронежская область, Российская Федерация, кадр правительства, управление, государственная власть.

Нормативно-правовое регулирование государственной.

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации. Современные приоритеты государственной национальной политики РФ основываются на Конституции Российской Федерации, Указах и Распоряжениях.

Читайте также: