Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика преподавания естествознания

Тема: Методика естествознания в начальной школе — педагогическая наука

1. Предмет, цели и задачи методики преподавания естествознания

2. Связь методики преподавания естествознания с другими науками

3. Методы исследования методики преподавания естествознания

Вспомните:

1. Как называется раздел педагогики, который изучает теорию обучения? Что является предметом его исследования?

2. Какие методы используются в педагогическом и психологическом исследовании?

3. Какие проблемы стоят перед педагогической наукой на современном этапе развития образования?

1. Предмет и задачи методики преподавания естествознания

Воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе, поэтому на современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания.

Сегодняшнему студенту педагогической специальности предстоит обучать поколение людей XXI в. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысячелетии. Смогут ли они понять, что единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с природой, — это познание ее законов с целью их сознательного использования? Уровень развития экологической культуры будущего поколения во многом зависит от естественно-научной и методической подготовки учителя, которую призвана осуществить методика преподавания естествознания.

Теоретической базой данного курса является предшествующее изучение естественно-научных дисциплин, педагогики и психологии. Выработка практических умений и навыков осуществляется в процессе прохождения педагогической практик по педагогике, ботанике, зоологии, землеведению.

Изучение методики естествознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественно-научного цикла в начальной школе.

Методика преподавания естествознания является наукой, так как имеет свой особый объект исследования ; присущую только ей систему научных понятий ; определенные методологические основы; специфические методы исследования и занимает своё особое место среди других наук.

Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.

Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания ( природоведения ) в начальной школе.

Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.

В планетарном значении природой называют лишь ее часть — биосферу, т.е. земную оболочку, населенную живыми организмами. Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой деятельности.

В более узком смысле природа—это объект науки , а точнее, совокупный объект естествознания. По характеру своего объекта науки о природе (отрасли естествознания) делятся философией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу . Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, химия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естественные науки (биохимия, биогеофизика и т.п.).

Естествознание как учебный предмет тесно связан с науками о природе, но между школьным предметом и естественными науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения.

Цель естественных наук — исследовательским путем получать новые данные о природе . В отличии от них методика изучает не закономерности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе.

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предметов основной школы. Реализация начального естественнонаучного образования требует высокой квалификации учителя.

Одной из важнейших задач методики преподавания естествознания является выяснение соотношения между науками о природе, учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.

Методика преподавания естествознания — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.

Методика призвана решать важные задачи:

- правильно выделить цели начального естественно-научного образования;

- определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

- разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

- выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания естествознания.

2. Связь методики преподавания естествознания с другими науками

Методика преподавания естествознания тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о которых говорилось выше. Естественные науки предоставляют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса естествознания, но и методы изучения природы.

Философия с лужит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики естествознания. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Философские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая осмысливает место человека в окружающем его мире .

Процесс обучений подчиняется основным диалектическим законам:

- закону перехода количества в качество;

- закону единства и борьбы противоположностей;

- закону отрицания отрицания.

Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, к оторой являются противоречия между потребностями общества и уровнем развития системы образования. Любые методические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала . Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.

Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач.

На каждом этапе развития общества перед всеми существующими науками встают определенные нерешенные проблемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания естествознания стоят следующие актуальные проблемы:

- выделение федеральной и национально-региональной составляющей начального естественно-научного образования по годам обучения;

- выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания курса естествознания в начальной школе;

- разработка эффективных механизмов интеграции естественно-научных и обществоведческих знаний;

- издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;

- разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественно-научного цикла.

Это далеко не полный перечень проблем, стоящих в настоящее время перед методикой естествознания. Они решаются в процессе проведения научных исследований.

3. Методы исследования методики преподавания естествознания

Отечественная методика естествознания имеет более чем 200-летнюю историю развития. За это время в науке определились свои методы научного исследования.

Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач.

Научное обоснование методов исследования дает методология, т.е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

К методологическим принципам относятся:

- системный подход , позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического процесса (цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии;

- личностный подход , который требует ориентации учебного процесса на отдельную личность, признание ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы;

- деятельностный подход , ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- культурологический подход , связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.

В педагогике выделяются и другие методологические принципыполисубъектный подход, этнопедагогический подход, антропологический подход, — которые позволяют вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и определить стратегию и способы их разрешения. Одной из главных задач методики естествознания является познание и совершенствование процесса естественно-научного образования младших школьников. Для ее решения применяются общенаучные методы (диалектика, теория познания, логика), частно-научные методы, используемые в педагогике, и предметно-тематические, которые присущи дидактике и более узкой ее отрасли — методике преподавания естествознания.

Мы рассмотрим только те методы, которые наиболее широко применяются в методических исследованиях.

Главные требования к любому методу—это объективность, т.е. способность давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Второе требование — надежность, т.е. однозначность результатов при проведении повторных исследований и одинаковость результатов у разных исследователей. Третье требование — валидность ( обоснованность ) — способность выбранного метода изучать именно те особенности процесса обучения, которые интересуют исследователя. Последнее требование — точность информации — определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.

Все методы педагогического исследования можно разделить на несколько групп.

Теоретические методы основаны на применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, изучение массового опыта учителей и т.п. Эти методы помогают определить проблему исследования, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу.

Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. Это педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.

Социологические методы применяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированное™ знаний и умений учащихся.

Математические методы (методы описательной статистики и теории статистического вывода) основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа. К ним относятся:

- регистрация, т.е. запись с целью учета и систематизации количественных данных о наличии или отсутствии исследуемого параметра (например,-числа учеников, выполнивших задание правильно и неправильно);

- ранжирование — расположение полученных данных в порядке убывания или нарастания какого-либо показателя и определение места каждого исследуемого параметра в этом ряду (например, составление перечня трудных понятий);

- шкалирование — введение цифровых показателей в оценку педагогической деятельности путем проведения опроса испытуемых (например, о трудности изучения определенных тем курса);

- определение средних величин — среднего арифметического, медианы (показателя середины ряда), дисперсии (степени рассеивания около среднего показателя), коэффициента вариации и др.;

- сравнение полученных результатов с нормой, при котором выявляются отклонения от заданных показателей.

Эти методы позволяют определить достоверность полученных в процессе исследования данных. Для проведения статистических подсчетов имеются математические формулы. В настоящее время существуют компьютерные программы, позволяющие провести статистическую обработку, после которой собранный материал может стать достоянием науки.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований без их группировки.

1 . Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации, программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования, При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.

2. Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить типичные ошибки в преподавании.

3. Педагогическое наблюдение — один из основных методов эмпирического исследования. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемого педагогического процесса. Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения. Первые охватывают процессы в целостном виде. Вторые фиксируют результаты выборочно. При включении исследователя в реальную естественную деятельность (например, ведение уроков) говорят о включенном наблюдении . Материалы наблюдений фиксируются в протоколах, дневниках, на видеокассетах и т.п. Метод наблюдения ограничен в своих возможностях тем, что фиксирует только внешние проявления педагогических фактов.

4. Опросные методы — это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, контрольных срезов и т.п. Результаты опроса проходят статистическую обработку, после чего исследователь может оперировать полученным фактическим материалом.

5. Педагогический эксперимент относят к основным методам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы. В методике естествознания обычно выявляется эффективность применения тех или иных методических инноваций.

Эксперимент по методике естествознания осуществляется в три этапа. Первый — констатирующий этап — помогает выявить типичные недостатки и затруднения в обучении школьников основам естественных наук и определить характер работы по поиску наиболее эффективных путей их исправления. На втором— обучающем (формирующем ) этапе — проводится апробация (проверка) экспериментальных материалов и внедрение предложенных инноваций. Чаще всего обучающий этап эксперимента протекает в естественных условиях образовательного процесса по типу вариативного, для которого характерно целенаправленное варьирование в различных группах (контрольных и экспериментальных) с выравненными начальными параметрами условий, подвергающихся экспериментальной проверке, и сравнению результатов обучения. На третьем — контрольном этапе — исследуется эффективность использования новой методики в учебном процессе. Педагогическая эффективность оценивает степень реализации учебных целей по сравнению с заданными, т.е. обеспечивает соответствие между запроектированными и полученными результатами.

Исследователь должен творчески подойти к выбору методов научного поиска в соответствии с темой, целью, задачами, предметом и объектом педагогического исследования. При этом нужно учитывать условия проведения научной работы.

Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- принцип совокупности методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с природой исследуемого явления;

- принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть получен.

Важным требованием для внедрения любых инноваций должен быть учет принципа целесообразности и оправданности нововведений . Отечественная педагогическая наука пережила многочисленные реформы, многие из которых оказались впоследствии бесполезными для системы образования. Тем не менее даже отрицательные результаты эксперимента обогащают науку.

Методика естествознания должна давать проверенную практикой научную теорию, позволяющую эффективно обучать детей основам наук о природе, развивать практические умения, присущие естественным наукам.

Ошибочно думать, что педагогическое мастерство — это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом.

Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное содержание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.

Вопросы для контроля

Что является предметом изучения методики преподавания естествознания?

Почему она входит в систему педагогических наук?

Что является объектом изучения естествознания как науки?

Чем определяется классификация наук о природе?

В чем отличие науки от учебного предмета?

С какими науками связана методика преподавания естествознания?

Каковы методы исследования методики естествознания как науки?

Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?


1. Что является предметом изучения методики преподавания естествознания?

2. Почему она входит в систему педагогических наук?

3. Что является объектом изучения естествознания как науки?

4. Чем определяется классификация наук о природе?

5. В чем отличие науки от учебного предмета?

6. С какими науками связана методика преподавания естествознания?

7. Каковы методы исследования методики естествознания как науки?

8. Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?

Задания для самостоятельной работы

1. Начертите схему, показывающую межпредметные связи методики преподавания естествознания.

3. Определите и запишите этапы проведения педагогического исследования по выбранной вами методической проблеме.

Бабанский Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике. – М., 1988.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

Валеев Г. Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. – 1999. – № 5.

Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9–14.

Коржуев А. В. Содержательная и логическая корректность педагогических исследований // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 8–12.

Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. – Таллин, 1971.

Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн. – 3-е изд. – М., 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1995.

Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Ширяев и др.; под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд. – М., 1999.

История развития отечественной методики преподавания естествознания

Вспомните

1. Какие предметы изучались в школах Древней Руси?

2. Какие реформы народного образования были проведены в период правления Екатерины Второй?

3. Кто из отечественных ученых внес значительный вклад в развитие школы и педагогики в XIX в.?

4. Какие преобразования произошли в школах России после революции 1917 г.?

5. Выделите основные периоды развития отечественной школы и педагогики в советский период.

6. Какие реформы осуществляются в современной школе?

В процессе исследования проблем, стоящих перед современной школой, часто бывает необходимо обратиться к прошлому опыту. Многие из этих проблем были актуальны на определенном этапе развития методики естествознания и успешно решались педагогами прошлого.

Не изучив путь исторического развития науки, нельзя избежать повторения прошлых ошибок.

Методика естествознания как наука создавалась трудом ученых-естественников, методистов, учителей. В кратком очерке истории возможно остановиться только на ключевых вехах и наиболее крупных деятелях методики преподавания естествознания.

В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было.

С середины XVIII в. в русской педагогике стали появляться высказывания о необходимости естественно-научного образования детей.

В 1761 г. у М. В. Ломоносова возникла идея привлечь крестьянских детей к поискам неизвестных руд, дорогих металлов и камней. Великий ученый считал, что детская любознательность поможет в обследовании минеральных богатств России. Им была составлена анкета из 30 вопросов, которые охватывали сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территорий.

Зарождение методики преподавания естествознания связано с именем Василия Федоровича Зуева (1754–1794). Он был сыном солдата Семеновского полка, получил хорошее академическое образование, защитил диссертацию. В. Ф. Зуев 6 лет посвятил изучению природы Сибири, участвуя в экспедиции под руководством П. С. Палласа. После возвращения из экспедиции ученый начал преподавать в учительской семинарии. Именно ему было поручено написать первый российский учебник по естественной истории.

В XVIII в. существовали зарубежные учебники, в которых изучение природы начиналось с описания строения человеческого тела и организмов животных. Эти руководства не могли служить образцами для учебника В. Ф. Зуева, так как не подходили к российским условиям. Не было в них и методических руководств для учителей, помогающих преподавать курс естествознания. Автору российского учебника впервые пришлось решать методические вопросы об отборе содержания и последовательности изучения курса естествознания.

Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. В учебнике описаны 148 растений и 157 позвоночных животных, имеющих значение для человека. Следует отметить, что разнообразие растительного мира В. Ф. Зуев объясняет не всемогуществом творца (как было принято объяснять в то время), а следствием великого разнообразия климатических и почвенных условий, существующих на Земле. Подобно К. Линнею, ученый поместил человека среди животного царства, что было с его стороны смелым поступком.

Описание животных составлено по единому плану: внешний вид и образ жизни животного, указание приносимой пользы и его хозяйственного применения. Впервые В. Ф. Зуев высказал требования по охране промысловых животных. При описании домашних животных помещены советы по уходу за ними. Материал учебника изложен живым, образным языком.

Для знакомства с местной природой предлагалось проводить экскурсии.

На фоне общепризнанного словесного преподавания эти мысли В. Ф. Зуева были передовыми и важными для осуществления связи обучения с практическими вопросами жизни.

Первая половина XIX века

По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той же местности ежегодно, должна иметь большое научное и практическое значение. Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося государства.

Надо отметить, что В. М. Севергиным впервые рекомендовалось использовать учебник в виде руководства к практической деятельности вне урока. Учебный процесс таким образом обогатился внеурочной практической работой учащихся.

В начале XIX века во все средние учебные заведения было введено преподавание географии по учебникам Е. Ф. Зябловского, содержащих достоверные данные, но перегруженных фактическим материалом. При изучении этого предмета тоже преобладала зубрежка. Изучение материала осложнялось отсутствием наглядных пособий.

Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, а в 1852 г. – в гимназиях. Новым стал порядок изучения курса: зоология – ботаника – минералогия, гораздо менее удобный, чем предложенный В. Ф. Зуевым.

Вторая половина XIX века

Новые школьные программы были построены согласно принципам А. Любена, талантливого немецкого педагога, выступившего в качестве реформатора школьного естествознания в 30-е годы XIX в. Им была написана первая методика естествознания. Педагогом предлагался индуктивный метод изучения естествознания, при котором познание природы шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к отвлеченному. В основе индуктивного метода лежали непосредственные наблюдения учащимися натуральных объектов и осмысливание отношений между ними. В российскую школу идеи А. Любена проникли три десятилетия спустя. Это был, несомненно, прогрессивный подход в преподавании естествознания. Однако содержание учебников ботаники Н. И. Раевского, зоологии Д. С. Михайлова, построенных на принципах Любена, не соответствовало методическим рекомендациям. Они были перегружены однообразным систематическим материалом и не развивали мышление учащихся.

Огромное влияние на развитие этого направления в обучении младших школьников оказал прогрессивный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870).

Огромное влияние оказали идеи К. Д. Ушинского на педагогическую и литературную деятельность Дмитрия Дмитриевича Семенова (1835–1902) – талантливого педагога-географа.

Д. Д. Семенов составил такой учебник для окрестностей Петербурга. Сначала он рассказывает о городе, затем характеризует его окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению земли в целом.

В целях более глубокого разъяснения отдельных вопросов педагог предлагал ставить несложные опыты и проводить демонстрации: по парообразованию воды и конденсации паров, определению сторон света по компасу, измерение атмосферного давления барометром и др.

Деятельность Д. Д. Семенова способствовала появлению в России учебников, основанных на принципе отечествоведения.

Эта задача была необычной для того времени, она требовала обратить внимание на обыденные проявления жизни, нацеливала на их изучение и объяснение. В отличие от германских методистов, Рулье был эволюционистом. Для него организмы были не приспособлены, а приспособляемы к среде. При изучении организма животного он прежде всего выяснял причину образования того или иного органа.

Говоря о процессе обучения, К. Ф. Рулье подчеркивал, что одним из важнейших его условий является наглядность, выше которой может быть только изучение природы.

Развитие методики естествознания во второй половине XIX в. связано с именем Александра Яковлевича Герда (1841–1888). Им обоснована система изучения природы в начальной школе, от неорганического мира к растениям, животным и человеку.

Следовательно, А. Я. Герд впервые решил основные общие проблемы методики преподавания естествознания. До настоящего времени труды А. Я. Герда служат основой для методических разработок по курсу естествознания.

Вклад А. Я. Герда в теорию методики естествознания трудно переоценить, но практическое значение его работ в то время было невелико в связи с исключением естествознания в 1871 г. из числа преподаваемых в народных училищах предметов.

Развитие капитализма в конце XIX в. потребовало широкой реформы школьного образования и обязательного введения естествознания в систему школьных предметов.


На сегодняшний день существует актуальный ряд вопросов: как подготовить учащихся таким образом, чтобы по окончании учебного заведения они бы не только обладали обильным багажом знаний, но и были бы развиты как личности; какими способами добиться того, чтобы помимо ЗУН (знаний, умений, навыков) в определенных видах деятельности ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели и как пробудить интерес ученика к учебе.

Фельдштейн обращает внимание на то, что реальные изменения исторической ситуации объективно обусловили качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка, поэтому:необходимо пересмотреть систему подготовки таким образом, чтобы ее ориентация была направлена не только на овладение учителем методикой преподавания учебных дисциплин, но и на овладение им знаниями в области психологии современного ребенка;особое внимание должно быть уделено духовно-нравственному воспитанию современных детей. [2, с. 10]

Для того чтобы выяснить, как ученики относятся к школе, а также каким они видят портрет современного педагога, была составлена структурированная анонимная анкета.    В исследовании приняли участие 90 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также 40 учеников десятых классов средней общеобразовательной школы № 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района города Санкт-Петербурга.

Следует обратить внимание, что полученные данные опроса фиксировали субъективное мнение учащихся, а не реальное положение школьного образования. Результаты исследования — это скорее общая картина субъективных образов тех реальных образовательных учреждений, в которых они учились, обусловленная успешным или менее успешным индивидуальным школьным жизненным опытом, субъективным отношением (оценкой) бывшего выпускника к школе в целом. Реальный объективный анализ о роли школы в жизни детей и отношение к ней возможен лишь в результате оценок, которые сформируется в процессе их взрослой жизни и деятельности, успехов и неудач в ней.

Отметим, что исследуемые учились в разных городах, а также в различных общеобразовательных учреждениях (общеобразовательная школа, лицей, гимназия). Это позволяет констатировать о достаточной обьективности полученного материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воздействие людей на природу осуществляется в поистине планетарном масштабе, поэтому на современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания.

Сегодняшнему студенту педагогической специальности предстоит обучать поколение людей XXI в. Его ученики будут нести ответственность за судьбу нашей планеты в третьем тысячелетии. Смогут ли они понять, что единственный путь, по которому следует идти человеку в его отношениях с природой, — это познание ее законов с целью их сознательного использования? Уровень развития экологической культуры будущего поколения во многом зависит от естественно-научной и методической подготовки учителя, которую призвана осуществить методика преподавания познания мира.

Теоретической базой данного курса является предшествующее изучение естественно-научных дисциплин, педагогики и психологии. Выработка практических умений и навыков осуществляется в процессе прохождения педагогических практик.

Изучение методики познания мира поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественно-научного цикла в начальной школе.

Методика преподавания познания мира является наукой, так как имеет свой особый объект исследования; присущую только ей систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования и занимает своё особое место среди других наук.

Методика преподавания познания мира относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала.

Объектом ее изучения является процесс преподавания курса познания мира в начальной школе.

Познания мира — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.

Природа— это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Природа не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрерывном движении и изменении.

В планетарном значении природой называют лишь ее часть — биосферу, т.е. земную оболочку, населенную живыми организмами. Наиболее употребительное толкование понятия природы как совокупности естественных условий существования человека характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Это отношение определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеческой деятельности.

В более узком смысле природа—это объект науки, а точнее, совокупный объект познания мира. По характеру своего объекта науки о природе делятся философией на неорганические, изучающие неживую природу, и органические, изучающие живую природу. Неживая природа является объектом изучения таких наук как астрономия, химия, физика, геология и др. Биология изучает живую природу. Вместе с тем такое деление условно, так как существуют науки, в которых присутствует синтез знаний о неживой и живой природе. Это география, экология и некоторые другие естественные науки (биохимия, биогеофизика и т.п.).

Познания мира как учебный предмет тесно связан с науками о природе, но между школьным предметом и естественными науками существуют важные различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения.

Цель естественных наук — исследовательским путем получать новые данные о природе. В отличии от них методика изучает не закономерности развития природы, а закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе.

В начальной школе учащиеся получают первоначальные представления из курсов всех естественно-научных предметов основной школы. Реализация начального естественнонаучного образования требует высокой квалификации учителя.

Одной из важнейших задач методики преподавания Познания мира является выяснение соотношения между науками о природе, учебным предметом и на основе этого осуществление отбора учебного материала.

Методика преподавания Познания мира — это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета Познания мира.

Методика призвана решать важные задачи:

- правильно выделить цели начального естественно-научного образования;

- определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета;

- разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;

- выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса Познания мира.

Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, с которыми связана методика преподавания Познания мира.

2. Связь методики преподавания познания мира с другими науками

Методика преподавания Познания мира тесно связана со многими науками и прежде всего с науками о природе, о которых говорилось выше. Естественные науки предоставляют в распоряжение методиста не только научный материал для построения школьного курса Познания мира, но и методы изучения природы.

Философия служит методологическим основанием любой науки, в том числе и методики Познания мира. Она разрабатывает систему общих принципов и методов познания. Философские идеи определяют направление научного поиска. Это объясняется самой сущностью философии, которая осмысливает место человека в окружающем его мире.

Процесс обучений подчиняется основным диалектическим законам:

- закону перехода количества в качество;

- закону единства и борьбы противоположностей;

- закону отрицания отрицания.

Философия определяет главную движущую силу процесса развития методической науки, которой являются противоречия между потребностями общества и уровнем развития системы образования. Любые методические наработки, полученные экспериментальным путем, прежде чем стать достоянием науки должны получить философское обоснование.

Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.

Следует отметить, что связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их взаимодействие и взаимообогащение. Методика Познания мира может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач.

На каждом этапе развития общества перед всеми существующими науками встают определенные нерешенные проблемы. На современном этапе развития начальной школы перед методикой преподавания Познания мира стоят следующие актуальные проблемы:

-выделение федеральной и национально-региональной составляющей начального естественно-научного образования по годам обучения;

- выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания курса Познания мира в начальной школе;

- разработка эффективных механизмов интеграции естественно-научных и обществоведческих знаний;

- издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;

- разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественно-научного цикла.

Это далеко не полный перечень проблем, стоящих в настоящее время перед методикой Познания мира. Они решаются в процессе проведения научных исследований.

Читайте также: