Можно воспитывать детей без физических наказаний аргументы кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. У ребенка может выработаться психология жертвы

В детях, которых физически наказывали в детстве, может сформироваться неверная реакция на агрессию. Регулярные физические наказания могут привести к тому, что впоследствии человек станет невольно тянуться к тем, кто будет плохо с ним обращаться.

2. Обратный случай: он может вырасти агрессором

Выработанная психология жертвы — не единственный возможный сценарий. У тех детей, которых били в раннем возрасте, может развиться психология агрессора, и в дальнейшем они будут срывать свою злость на тех, кто слабее. Не надо думать, что, практикуя физические наказания, родители растят сильную личность, способную постоять за себя.

На самом деле такой человек во взрослой жизни будет проявлять агрессию только к тем, кто не сможет дать ему сдачи. А вот ответить тому, кто сильнее или даже равен ему, он будет не в состоянии, поскольку эта фигура будет для него равна родительской. Таким образом, чаще всего жертвами агрессоров оказываются их дети, близкие и подчиненные.

3. У ребенка может притупиться восприятие более тонких эмоций

Часто сторонники физического воздействия на детей исходят из странных представлений о том, что ребенок менее разумен и восприимчив, поэтому он может понять только такую форму воспитания. На самом деле эмоциональная восприимчивость детей очень высока, и в этом смысле они намного чувствительнее взрослых. Пока ребенок не может говорить, он должен уметь считывать множество чужих эмоций, чтобы просто выжить. Поэтому он прекрасно распознает и агрессию, и нелюбовь, и отлично различает все оттенки чувств. Во взрослом возрасте подобные тонкие эмоции часто заслонены рассудком и саморефлексией.

Так вот, если малыш привыкнет к тому, что его бьют, когда он сделал что-то плохое, у него может притупиться или совсем исчезнуть распознавание и восприятие более тонких родительских эмоций. Порог его чувствительности поднимется, и тогда действительно может возникнуть ситуация, что ребенок будет понимать только шлепки и подзатыльники, ведь родители сами приучили его к такому восприятию. Но это не метод воспитания, а лишь агрессия взрослого. Ребенок зачастую вообще не может понять, почему его бьют; он просто испытывает страх, и все.

4. У детей, которых били в детстве, часто наблюдается снижение уровня IQ

Частые подзатыльники и удары по голове могут привести к нарушению физического развития ребенка. Ученые из США несколько лет назад провели исследование, которое выявило, что дети, часто получавшие от родителей оплеухи, во взрослом возрасте отличаются менее высоким интеллектом, чем те, кого воспитывали без физических наказаний.

Данные томографии показали, что у молодых людей 18–25 лет, которых били в детстве, наблюдается довольно низкий уровень серого вещества в префронтальной коре, что вызывает снижение IQ и может привести к физическим и умственным отклонениям. Соответственно, такие дети впоследствии смогут рассчитывать на менее высокооплачиваемые должности.

5. Физические наказания могут повлечь за собой неврозы и проблемы с алкоголем

Помимо эмоциональных проблем, часто насилие со стороны родителей становится причиной нарушения психики и различных неврологических заболеваний во взрослом возрасте. Результаты нескольких исследований показали, что физические наказания могут провоцировать тревогу, инфантильность и проблемы дефицита внимания. Кроме того, некоторые ученые выявили связь между рукоприкладством в детстве и проблемами с алкоголем, наркотиками и законом по взрослом возрасте. Наконец, американский журнал Pediatrics несколько лет назад опубликовал статью, в которой показана корреляция между физической агрессией и разными психиатрическими расстройствами.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, у ребенка возникает сильнейший диссонанс, когда его бьет родитель. С одной стороны, мама и папа — самые близкие и родные люди, от которых он ждет защиты, а с другой — эти же люди унижают его и причиняют боль, причем мотивируя это заботой. Во-вторых, во время телесных наказаний ребенок, как правило, невольно подавляет здоровую агрессию и обращает ее внутрь себя. Таким образом, он учится испытывать невротический страх и постоянное чувство вины.

Так что сегодня, когда ученые подтвердили, что телесные наказания не действеннее других методов воспитания, подобные аргументы не кажутся убедительными. Психологи говорят, что для маленьких детей громкий окрик оказывается не менее убедительным, чем шлепок, а в более старшем возрасте альтернативой может стать лишение ребенка чего-то приятного, например любимого гаджета.

Как вы относитесь к физическим наказаниям? Согласны с тем, что в современном мире они недопустимы?

Например, думая о том, можно ли наказывать ребенка за истерики, Вы наверняка согласитесь с тем, что нельзя оставлять нервные припадки без внимания. А как тогда реагировать? Утешение и ласка помогут, но поспособствуют появлению манипуляции со стороны малыша. Он будет добиваться своих целей слезами. Значит, в таком случае не обойтись без наказания, ведь только так ребенок осознает свою неправоту.

Еще одним доводом в пользу наказания является моральная закалка. Если ребенку потакали во всем в семье, создавали чрезмерно комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в большое плавание, этот мир покажется ему слишком жестоким и несправедливым. В результате такой человек травмируется больше, чем обычный взрослый, и испытывает колоссальный стресс. Лучше приучить его к менее тепличным условиям, чтобы он выстоял в трудные времена.

Психологи выделяют следующие плюсы наказания для ребенка:

Не менее важным вопросом в данном пункте является специфика наказания. Стоит ли наказывать детей лишением мультиков, игрушек или гаджетов? Этот вариант поддержали почти все родители, оправдывающие дисциплинарное взыскание. Малыш должен понимать, что плохое поведение ведет к ухудшению его благосостояния. Но стоит ли наказывать детей молчанием, едой или другими жизненно важными вещами? Нет, нет и еще раз нет! Такие крайние меры осуждаются единогласно и психологами, и родителями со стажем, ведь это психологическое насилие над ребенком. Также не стоит использовать труд, как дисциплинарное воздействие, иначе в дальнейшем он будет ассоциироваться с негативом.

  1. Заранее предупредите малыша, что за определенный поступок Вы его накажете. Малыш должен понимать отношение родителей к его поведению.
  2. Вы должны быть уверены в правильности собственного решения о наказании. Это значит, что Вы должны точно знать, виноват ребенок или нет.
  3. Покажите, что Вам неприятно наказывать ребенка, но эти меры необходимы, чтобы урок был усвоен.
  4. Обязательно разъясните причину наказания, чтобы ребенок понимал, в чем он виноват.
  5. Поведение родителей — лучший пример для детей. Недопустимо запрещать что-то ребенку, но позволять это себе;
  6. Последовательность в процессе наказания. За одни и те же проступки нужно применять одинаковые меры воздействия;
  7. Наказание должно соответствовать проступку. Небольшие шалости и впервые совершенный плохой поступок заслуживают предупреждения. За умышленное нарушение родительских запретов должно следовать серьезное воздействие взрослых.
  8. Папа и мама определяют между собой, за что следует наказать ребенка. Не должно быть противоречий между родителями в вопросах воспитания детей.
  9. Ограниченное время наказания. Говорите ребенку, сколько продлится его дисциплинарная мера;
  10. Нужно ли наказывать ребенка, могут решить только родители. И наедине со своим малышом. Не идите на поводу у общественного мнения и не применяйте те методы, которые Вам навязали родственники, иначе Вы будете подсознательно переносить ответственность за наказание на чужие плечи.

Против

Что было бы, если бы все люди сначала совершали преступление, а потом, после наказания, понимали его неправомерность? Большинство из нас и так понимает, чего делать не стоит. Это и отличает добропорядочного гражданина от маргинала. Чтобы воспитать человека, понимающего все с первого слова, важно научить его слушать и слышать собеседника. Без наказаний. Без штрафных санкций. Такова логика мам и пап, отказывающихся от наказаний для детей. Родительский авторитет должен строиться на уважении, так что эта система предполагает, что родитель будет безукоризненным примером для подражания.

Когда ребенок становится подростком, он начинает оспаривать этот авторитет — это часть взросления. Теперь родителям необходимо использовать обоснованные правила и ограничения, чтобы помочь подростку обрести самостоятельность, решить проблемы, научиться брать на себя ответственность за собственное поведение и его результаты. Это должны быть заранее согласованные правила с четкими последствиями и логическими аргументами.

  1. Бессистемные наказания . Когда за один и тот же поступок родители применяют разные меры к ребенку или не обращают внимание на поведение малыша. Очень часто в семьях нет никакой системы провинностей. В результате дети ничему не учатся, ведь наказание не зависит от реальной степени вины. Им остается только гадать: могут ли родители наказать за какой-то поступок или нет. Зато негатив в адрес родителей копится год от года.
  2. Страх. Ребенок ведет себя хорошо, потому что просто боится родителей. У малыша нет мотивации развиваться и учиться на своих ошибках. Когда контроль ослабеет, истинная природа человека выйдет наружу, и тогда семья столкнется с тем, что так долго скрывал в себе подавленный человек.
  3. Хитрость вместо ответственности . Если Вы решили наказывать ребенка за плохие оценки, то он будет думать, как скрыть их от Вас. Нередко родители не дают выбора малышу и не показывают, как лучше поступить в тот или иной ситуации. И он начинает косить от наказания, не думая о том, что нужно исправлять ошибку.
  4. Комплекс жертвы . Дети, в отношении которых часто применяют дисциплинарные меры, чувствуют себя жертвами. Из-за этого они могут раньше времени покинуть семью и стать любимым ребенком, но уже в союзе с мужем или женой. Такой человек всегда будет требовать слишком много внимания, манипулировать второй половинкой и искать в ней отца или мать, а не супруга или супругу.
  5. Сила есть - ума не надо . Малыш делает вывод, что только с помощью силы можно донести информацию до человека. Ребенок будет подрожать взрослым: с помощью физического воздействия будут решаться все конфликтные ситуации.
  6. Комплексы . Наказания приводят к низкой самооценке и неуверенности в себе.
  7. Детские травмы . Нельзя наказывать ребенка едой и другими жизненно важными вещами. Это приводит к стрессам и психологическим травмам детей.
  1. Ребенок исправляет свою ошибку . Например, если малыш разлил что-то, можно дать ему тряпку для уборки. Без нервов. Без слез. Трудотерапия и будет его наказанием.
  2. Время для обдумывания своего поведения . На несколько минут шалуна оправляют в отдельное помещение, без игрушек, мультиков и так далее. Время для наказания очень просто рассчитать — по минуте на каждый год жизни.
  3. Изъятие различных гаджетов . Это правило подходит больше для подростков. Обязательно определите срок наказания, ребенок должен понимать, за что и на сколько его наказали.
  4. Получение неприятного опыта в жизни . В некоторых ситуациях ребенок должен поступить так, как он хочет. Главное, чтобы это было безопасно. Итак, если дочка хочет надеть короткую юбку в мороз, пустите ее на улицу минут на 5-7. Пусть постоит и прислушается к ощущениям. Осознание своей неправоты поможет гораздо эффективнее криков и запретов.
  5. Ограничить общение с друзьями . К такому наказанию нужно прибегать в случае серьезного проступка.
  6. Серьезный разговор . Расскажите ребенку, какие неприятные чувства Вы испытываете от его плохих поступков, и почему так вести себя нельзя.


Как правило, в образовательных и дошкольных учреждениях психологи и педагоги проводят беседу, нужно ли наказывать ребенка, в ходе которой родители могут задать вопросы специалистам в случае каких-то проблем с детьми. Узнайте, проводится ли такая в Вашей школе. Можно сходить и обменяться опытом с другими родителями.

Воспитание ребенка - это очень сложный и многогранный процесс. Конечно, для благоприятного развития ребенка необходимы и запреты, и своеобразные бонусы. Но стоит ли его больше поощрять или наказывать — зависит от внутренних особенностей детей. Ведь для кого-то достаточно поучительного разговора, а кто-то может все понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребенка сразу для всех. Главное - найти золотую середину, учитывая все особенности своего чада.

Данная статья была написана мною для авторского журнала "Дошколенок", который я выпускаю раз в месяц для родителей своих воспитанников. С удовольствием делюсь ею с вами!

Воспитание и наказания

Рождаясь, ребенок попадает в огромный мир, диктующий правила, нормы поведения, мораль, ценности и ориентиры. И хотя маленький ребенок - это миниатюрная копия взрослого человека, он не способен моментально впитать в себя правила общества, в котором он воспитывается. Овладение нормами и правилами поведения происходит в процессе взросления ребенка и занимает довольно большой временной промежуток. Ребенок не может "вписаться" в общество, не совершая при этом ошибок. И часто результатом ошибок является наказание

Так можно ли правильно воспитывать ребенка, но не наказывать его при этом?

В последнее время сложилась тенденция воспитания детей "по книжкам". То есть родители в процессе воспитания руководствуются книжными догмами типа: наказания могут "сломать" личность ребенка, делают детей агрессивными. И как правило, дети таких родителей, прожившие без наказаний лет до 10-ти, находятся в плену своих желаний и чувств и как правило, не могут управлять ими. Такие дети уверены в том, что они могут делать все, что заблагорассудится, не боясь быть наказанными. Чувство безнаказанности - не самое хорошее чувства и порой страшно представить, какими могут быть последствия такого воспитания.

Однако, прежде чем вы выберете какое-либо наказание, попытайтесь понять его смысл. Вообще, виды наказаний можно разделить на три группы.

В первую группу мы отнесем наказания, основанные на ощущении боли. Эти наказания вызывают у ребенка страх поступать тем или иным образом, если ранее за этот поступок последовало болевое ощущение.

Наказания второго типа основываются на лишении ребенка родительской любви. Как в первом, так и во втором случае наказание основывается на чувственной сфере ребенка - ребенок либо боится ощутить боль, либо боится остаться без родительского внимания и любви.

Третья группа наказаний - это лишение ребенка какого-либо удовольствия. Это может быть поход на аттракционы или в зоопарк,просмотр любимых мультиков, ежедневная игра на компьютере. Такой вид наказания, несомненно расстроит ребенка, но не столь остро затронет его чувства напрямую, а просто ограничивают его желания и их исполнение. Ребенок знает, что наказание такого рода закончится, как только он снова "будет вести себя хорошо".

С формами физических наказаний мы все знакомы с детства. Кого не били ремнем, не шлепали, не ударяли? Психологи выступают против наказаний, основанных на физическом воздействии. И главным аргументом психологов остается утверждение, что под воздействием физического наказания ребенок вряд ли изменит "плохую" модель поведения на "хорошую". Возможно, он действительно будет казаться хорошим, но чаще всего лишь в присутствии того человека, от которого последовало наказание. То есть, если бьющего нет рядом, то ребенку можно будет вести себя "плохо". Поэтому с помощью физического наказания невозможно сформировать сознательное поведение ребенка, придерживающееся общепринятой морали. Последствия физических наказаний часто оказываются трагичными для формирующейся личности маленького ребенка. Они невидимы, но от этого не менее драматичны. Избивая ребенка раз за разом, можно лишить его воли, тем самым превратив его в раба или изворотливую личность. В связи с этим, ребенок лишится непосредственности, открытости, независимости. Не сможет в дальнейшем иметь свою собственную позицию, реализовывать заложенный в нем потенциал. Лидерские качества таких детей, как правило, проявляются крайне редко. Они боятся быть инициативными, боятся высказывать свое личное мнение, поскольку просто боятся ошибок.

Следующим негативным последствием применения данного наказания может стать агрессия со стороны наказуемого по отношению к сверстникам. Сдать сдачи взрослому ребенок не может, а вот отыграться на ровесниках или даже младших и слабых детях ему вполне под силу. С течением времени все "вбиваемые кнутом" положительные ценности в сознании ребенка перерождаются в противоположные. Отсюда такие протестные формы поведения, как драки, пьянка, наркотики.

Наказывая ребенка посредством лишения его родительской любви, вы обрекаете малыша на одиночество, страх, чувство беззащитности и ужас в глазах маленького ребенка. Поэтому, одевая на себя маску безразличности, говоря ребенку, что вы его больше не любите, запирая его в другой комнате или в ванной, вы повергаете маленького человечка в ужас. Ведь он не знает, насколько серьезны ваши намерения, и верит каждому вашему слову.

Лишая ребенка моментов радости, вы непременно огорчите его. Малыш расстраивается, плачет, злится на вас, особенно если вы "давно ему обещали".

На первый взгляд все три вида наказания неприемлемы из-за того воздействия, которое они оказывают на формирующуюся личность ребенка. Но, как было сказано выше, обойтись без наказания в процессе воспитания вряд ли получится. Что же делать?

Первое и самое главное условие - это любовь к ребенку. Он должен чувствовать, знать, что его любят. Любят таким, какой он есть. Тогда и наказание будет распространяться не на личность самого ребенка, а на его конкретный поступок. И теряя на время любовь родителей, ребенок будет знать, что это временно. Что мамину любовь потерять насовсем невозможно

Если вы решили наказать ребенка, необходимо донести до него смысл нарушенного правила. Почему нельзя ломать игрушки? Почему нельзя баловаться спичками? Задача родителей - объяснить, почему же действия ребенка являются плохими. "Потому что от неосторожного обращения со спичками может начаться пожар, который может причинить много вреда". Объяснив смысл, нужно удостовериться, что ребенок его понял. То есть ребенок должен конкретно знать, почему именно этого делать нельзя. Следующий шаг - это сделать требования и спрос едиными для всех. Ведь баловаться спичками нельзя не только ребенку, но и маме, и даже бабушке. Далее вполне можно договориться с ребенком о том наказании. которое последует за нарушением общепринятого правила.

Важным моментом является возраст ребенка, поскольку овладеть всеми правилами и нормами с младенчества он просто не может. Бесполезно просить не крутиться полуторагодовалого карапуза - ему ведь так интересно рассмотреть все то, что его окружает. Еще один важный момент - нельзя наказывать маленького ребенка за проступок спустя длительное время. Ребенок "плохо" себя ведет, но мы не можем наказать его прилюдно. Ждем возвращения домой, кормим ребенка, укладываем спать и только после сна наказываем. В этом случае ребенок вряд ли сможет связать между собой события (проступок и наказание) ведь они имеют большой временной промежуток. Психологи утверждают, что эффект от наказания несравнимо больше, если следует сразу за проступком, а еще лучше - опережает его.

Мы рассмотрели основные моменты наказания ребенка в процессе его воспитания и адаптации к жизни в социуме. Главное - обеспечить ребенку любовь, взаимопонимание, уважение. Та наглядная обстановка, в которой растет ребенок, будет для него эталоном поведения в будущем. То, какой он видит свою семью и отношения в ней, сыграет немаловажную роль в восприятии окружающего мира.

Тема наказания детей вызывает яростные споры моих читателей. Я опубликовала несколько постов на эту тему и была шокирована потоком агрессии родителей, которые доказывают необходимость применения физической силы в воспитании детей. Поэтому я решила обратиться к психологу Наталье Лысухиной с просьбой, рассказать о том, чем опасны телесные наказания детей.

Телесные наказания - мировая проблема

Лиза: Наталья, расскажите, пожалуйста, допустим ли такой метод воспитания, как физические наказания за провинности, с точки зрения психологии и психотерапии!

Наталья: Лиза, проблема насилия горячо обсуждается не только в соцсетях, на информационных платформах и вообще не только в России. Это острая тема для всего мира.

ООН и Совет Европы добиваются законодательного запрещения применения телесного наказания детей. Но их рекомендации вызывают жаркие споры и разногласия.

Лиза: Теперь понятно, почему в моих обсуждениях такая бурная реакция и столько сопротивления! Меня упрекали в том, что я ничего не понимаю в воспитании детей.

Лиза: Спасибо за рекомендованную книгу! Я сама с интересом её прочитаю, хотя я своего сына за 16 лет ни разу не била. С большим уважением отношусь к Игорю Кону. И как мама точно знаю, что обойтись без побоев не только можно, но это приводит к формированию здоровой личности ребёнка и к его большим личностным достижениям.

Наталья: Согласна! Именно поэтому начала разговор с книги Кона. Задача её автора – помочь читателям, прежде всего педагогам и родителям, осмысленно сформировать собственную жизненную позицию по этим непростым вопросам.

Читайте также: