На заре ты ее не буди анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стихотворение начинается с обращения к ее матери, чтобы она не будила девочку. Сон малышки сладок, утро ласкает ее щеки. Первая строфа вызывает приятную улыбку, внутреннюю радость, взгляд, когда ты смотришь с умилением и любовью на спящего дорогого человека.

Во второй строфе картина меняется. Появляется настороженность: горячая подушка, утомительный сон, косы сравниваются с черными лентами. Поэт описывает состояние болезни, тяжелое дыхание, мучительный сон девочки.

В двух последующих строфах Афанасий Афанасьевич приоткрывает тайну ее состояния. Накануне вечером она долго сидела у окна, наблюдая за игрой луны и туч. Ей становилось всё хуже, её мучила боль в сердце. Велики страдания ребенка, который сам не может играть, а лишь наблюдает за игрой природы! Скорей всего, маленькая девочка уже не могла выходить на улицу. Но всё ее естество тянулось туда, где простор, где нет боли. Поэт проводит параллель и связь человеческой жизни с природой.

В последней строфе автор снова обращается к безутешной маме с той же просьбой: не будить ее. Видя, что сон облегчает страдания девочки, он просит мать дать ей еще немного сладко поспать. Сон – лучшее лекарство для малышки. Несмотря на усталость, девочка счастлива.

Композиция стихотворения состоит из пяти четверостиший. Первое и последнее четверостишия повторяются, придавая усиление просьбе. Во второй – описание тяжести, боли, тоски. В двух других – вечер накануне и описание игры природных сил.

Стихотворение написано в жанре элегия. Фет в эмоциональной форме описывает сложную проблему жизни. Размер стиха – трехсложный анапест, когда ударение падает на последний слог, а два другие – безударные. Именно такое построение создает напевность мелодии. Рифма мужская, перекрестная.

Зная, что ждет малышку, Афанасию Фету удалось сохранить в памяти прекрасный ее образ, еще не тронутый печатью смерти.

Краткий анализ

Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девочки; смерть.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.



Анализ 3

Одним из представителей школы русского позднего романтизма является Афанасий Афанасьевич Фет, друг и ученик Ф.Тютчева, они рождены были даже в один день. Основная тема творчества поэта — любовь, природа, жизнь, смерть и бесконечная красота человеческой души. Каждое стихотворение наполнено мелодичность и особой разговорной певучестью. Не случайно множество творений Фета положены на музыку исполняются как романсы.

Тема смерти неоднократно прослеживалась в творчестве поэта, но в этом стихотворении она обретает символический смысл. Совсем юная душа, которая только начала жить совершенно по разному смотрит на обычные вещи. Девочка долго смотрит перед сном на луну, заслушивается соловья и каждый раз она понимает, что это может быть последний раз в ее жизни.

Само творение условно можно разделить на две части: описание героини и один из вечеров больной девочки. Стихотворение написано в форме элегии, поскольку является довольна сложным в эмоционально-философском смысле. Все произведение навивает тоску и мысли о смысле предназначения человека на свете.

Интересна композиционное строение стихотворения. Повторение несколько раз одного и того же словосочетания (использование анафоры), более ярко подчеркивает основной призыв автора к окружающим. Получается кольцевой план построения произведения.

Анализ стихотворения На заре ты ее не буди по плану

История создания

Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.

Вариант 2

Принято считать, что данное стихотворение было посвящено девушке Марии Лазич. Но в действительности поэт написал данное стихотворение раньше, еще в 1842 году.

Как говорят исследователи Фет написал стих, после проведенной ночи в доме своих друзей. В этом доме умирала маленькая дочь одного из них.

Эти красивые строки на самом деле наполненные страхом за ребенка. Время ее уже сочтено, и это глубоко впечатлило поэта. Сон ее горяч, утомительный, что значит он болезненный. Во второй строфе автор описывает тему красоты, невинной и чистой как утренняя заря. Однако в третьей строфе мы видим, как красота рушится.

Поэт использует антитезу, чтобы показать драматизм и душевную боль героини.стиха. Произведение имеет кольцевую композицию. Последняя строфа фактически повторяет первую. Поэт использовал много эпитетов, метафоры, аллитерации, сравнение и анафоры. Использование этих художественных инструментов и само стихотворение полностью характерное для стиля Афанасия Фета.

Уже позже творчество поэта не такое безмятежное, оно будет наполнено трагизмом и философским отношениям к вопросам жизни и смерти.

Афанасий Фет — известный русский поет лирического направления. Он был человеком который очень тонко чувствовал красоту, любовь и все прекрасные чувства. Это прослеживается в его стихах. Если смотреть на все творчество поэта, то его можно поделить на два возрастных периода. Первый период — это юность и молодость поэта.

В стихах этого периода почти нет драматизма, они полны безмятежности, надежды и мечты. Однако стоит отметить, что жизнь поэта в это время не была такой же безоблачной, а совсем напротив. Этот первый период длился до 1849 года. А потом у Афанасия Фета случилось горе.

Он пережил смерть любимой девушки. После этого он уже никогда не будет прежним, что-то сломалось в нем.

Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы.

LiveInternetLiveInternet

Немного решила еще больше добавить романсом замечательный пост Нинель про композитора Варламова.


Музыка А. Варламова

Слова А.Фета

На заре ты ее не буди: На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго, долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди: На заре она сладко так спит!

Поет Ламара Чкония Романс Варламова написан в 1842 году.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892)

Посвящения у стихотворения нет, но скорее всего, А. Фет посвятил его Марии Лазич. Молодые люди были влюблены друг в друга, но Фет бежал от сильного чувства, так как, по его понятиям, бедность его и Лазич делала невозможным их брак.

Поет Виктория Иванова

Поет Татьяна Азарова. Мне понравилось!

В том же 1842 году это стихотворение положил на музыку композитор А. Е. Варламов.



АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ (1801, Москва — 1848, Петербург)

Причем это был первый романс на стихи А. Фета. И музыка сочинялась специально для исполнения великим русским тенором — певцом Московской императорской труппы А. О. Бантышевым (1804—1860). Бантышев сам обратился с просьбой о создании для него романса к композитору Варламову, а тот выбрал недавно опубликованное стихотворение А.Фета и дал этому безымянному стихотворению название по его первой строчке, ставшее названием романса.

Вместо Бантышева великий наш тенор Сергей Лемешев

Варламов в эти годы служил помощником капельмейстера Московских императорских театров. Бантышев стал первым исполнителем романса, получившего впоследствии мировую известность.

Через некоторое время Варламов создал новую редакцию романса, а еще через какое-то — переложил его на дуэт.

Вплоть до нашего времени романс не утерял своей популярности и хорошо известен в исполнении современных певцов.

И завершает Анатолий Александрович.

Если кому-нибудь захочется слушать в другом исполнении, вы можете найти любых на сайте ютьюб. Исправленный и дополненный пост от 30 октября 2021 года

Средства выразительности

Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит), сравнения (косы и ленты), большого количества эпитетов, инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор, аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения.

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На заре ты её не буди.

Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девушки, любовь и страдание.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девушки, рассказ о душевных переживаниях героини. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Жанр – лирическое стихотворение.

История создания

Строки появились из-под его пера в 1842 г. По одной из версий, появилось оно после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил её мать не будить ребёнка.

В стихотворении угадывается сюжет, причём сюжет не лирический, а балладный, с тайной. Это произведение о зарождающемся чувстве. Причём само чувство – любовь – не названо, но угадывается легко по символам, имеющим место в стихотворении: луна, соловей, сердце билось.

Композиция

По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девушки, рассказ о вечере накануне, наполнившем её сердце печалью и болью.
Стихотворение состоит из пяти катренов. Особенность композиции – повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, организация произведения кольцевая.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, рифмы только мужские.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как важно эмоциональное начало. В монологе лирического героя переданы мысли и чувства не только самого лирического героя, но и героини: и любовь, и тоска, и томление.

Средства выразительности

Фет обращается к неизвестному адресату, возможно, матери спящей девушки, с просьбой её не будить.Весь вечер она просидела у распахнутого окошка, смотря на луну: чем ярче становился диск луны, тем бледнее становилась девушка. Известно, что она тяжело больна, но в стихотворении нет даже намёка её скорую смерть: произведение лёгкое, светлое, безоблачное.

История создания

Жанр, направление, размер

Стихотворные строки написаны в элегическом жанре. Этот жанр особенно любил Фет. Монолог лирического героя окрашен нотками тоски.

В произведении автор использует трёхстопный анапест. Рифма перекрёстная, исключительно мужская.

Композиция

Стихотворный текст состоит из пяти катренов. Композиция имеет особенность – повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, можно назвать композицию кольцевой. Стихотворение по смыслу делится на две части:

  1. Первая часть – портрет спящей девушки.
  2. Вторая часть – повествование, как девушка поздним вечером наблюдала за луной.

Образы и символы

Лирическое полотно вмещает в себя яркую образную палитру тропов:

  • образ природы – поэт вспоминает состояние девушки в прошлый вечер, сравнивая его с состоянием природы. Из-за болезни окно становится для нее единственным звеном, связывающим её с окружающим миром;
  • образ лирического героя – это сам поэт. Он эмоционально включён в любование девушкой: его глазами мы видим, как она спит;
  • образ девушки символизирует красоту и нежность. Если не знать, что спящая девушка обречена, сложно поверить, что она наблюдала за игрой лунного диска, возможно, последний раз в жизни;
  • образ луны символизирует неуловимость мечты, кажущуюся лёгкость бытия.

Темы и настроение

Основная тематика – безмятежная красота спящей девушки и смерть. Автор раскрывает тему смерти по-особому. Ощущается щемящая душу тоска. На первом плане произведения – образы поэта и девушки. На втором плане находится неведомый адресат, к которому поэт обращается с просьбой не будить. Поэт боится спугнуть утро со щёк и груди девушки. Если не знать, при каких трагических обстоятельствах было создано это произведение, сложно догадаться, что главная героиня находится при смерти.

Основная идея

Основная идея – это мысль о том, что главным в жизни является любовь. Лишь только сон способен на непродолжительное время избавить человека от любовных страданий. Автор транслирует мысль о том, что иногда стоит замедлить шаг, остановиться, чтобы не пропустить что-то особенно важное в жизни.

Средства выразительности

Образ главной героини поэт создаёт, используя художественные выразительные средства. Они также помогают в передаче переживаний лирического героя:

Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди.
На заре она сладко так спит!

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит), сравнения (косы и ленты), большого количества эпитетов, инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор, аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения.

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

История создания

На первый взгляд может показаться, что это произведение о любви. На эту мысль читателя наводит та атмосфера нежности, которой пропитано всё стихотворение. Отчасти это действительно так. В голове сразу возникает картинка из образов:

  • спящей девушки;
  • раннего утра;
  • постели, на которой спит юная красавица.

Однако эта девушка — не возлюбленная поэта, как можно ошибочно предположить. Это дочь его друзей, у которых он гостил в 1842 году, когда и было написано это стихотворение.

Девушка была неизлечимо больна

Девушка была неизлечимо больна. Её дни были сочтены, и все это понимали. Только ночью, во сне, она была счастлива, потому что её боль отступала. Достоверно известно, что эта девочка скончалась как раз в то время, когда Фет находился в гостях. Возможно, именно неизбежность смерти, но в тоже время такая её красота побудили поэта заметно отойти от своего обычного стиля при написании этой работы.

Тема и смысл

В произведении чётко прослеживается описание последнего дня юной красавицы, а если точнее, вечера. Она сидела у окна и смотрела в ночное небо, любуясь его красотой.

Но даже это, казалось бы, простое занятие давалось девушке с трудом. Поэт описывает состояние девочки, которое ухудшалось практически на глазах. На её лице были написаны боль и страдания от тяжёлой болезни сердца.

Возможно поэтому автор увидел в её предсмертном сне красоту и безмятежность. Ведь только в это время отступала вся боль и девушка была по-настоящему счастлива.

Краткий анализ

Если описывать произведение сухим языком, то его краткий анализ будет выглядеть следующим образом:

  • Тема — красота и безмятежность наступающей смерти.
  • Композиция — пять катренов, которые условно можно разделить на две части: описание последнего вечера больной девочки и её образ.
  • Жанр — элегия.
  • Размер — трехстопный анапест, усиленный метафорами и эпитетами. Рифмовка АВАВ.

Третья строфа окончательно развеивает красоту и гармонию раннего утра. Поэт использует такие приёмы, как антитеза и анафора, для усиления эффекта напряжения. Образ девочки уже не кажется безмятежным. Он постепенно бледнеет на фоне тёмного ночного неба, яркой луны и туч.

Читайте также: