Что такое посильный труд в доу

Обновлено: 02.07.2024

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.

В старшем дошкольном возрасте знакомим с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений. Учим правильно держать лейку, отличать культурные растения от сорняков. Дети учатся выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями. С помощью воспитателя перекапывают грядки, окучивают, подвязывают, пропалывают, поливают, опрыскивают растения на огороде и в цветнике, собирают семена для посадки растений весной. В процессе труда учим детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике. В процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений, определяют их зависимость от внешних факторов, от ухода за ними, поливают растения, помогают воспитателю убрать ветки, пропалывают цветы, что способствует накоплению у них знаний о растениях, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Таким образом, труд в природе летом создает благоприятные условия для физического развития детей, расширяет кругозор, развивает наблюдательность, любознательность, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Разнообразный труд на свежем воздухе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к труду. В процессе трудовой деятельности у детей развивается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Посильный труд дошкольников на воздухе.

Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке дошкольного учреждения также имеет большое значение.

Необходимо организовать просмотр открытых занятий и некоторых форм организации повседневной работы (коллективный труд, дежурства, поручения) с детьми, где были бы использованы наиболее эффективные методы и приемы, даны конкретные рекомендации.

Занятия и повседневную работу на огороде и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и использование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание, подкормку и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей необходимо научить их различать.

Детям следует давать задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники могут заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы.

Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Составь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".

Воспитателям необходимо правильно оборудовать уголок природы, обеспечить достаточное, количество разнообразных растений и животных и соответствующее оснащение. Чтобы помочь педагогам в работе, для каждой возрастной группы должны быть оформлены паспорта (биологическая характеристика) на комнатные растения и животных. На консультациях ("Оборудование уголка природы", "Руководство наблюдениями и трудом детей в уголке природы") воспитатели должны получить практические советы по подбору и размещению обитателей уголка природы и уходу за ними. Каждой консультации заранее подбирается методическая и биологическая литература. С наступлением лета уголок природы выносят на веранду или на участок. Летом его следует пополнять сезонными обитателями: растениями и животными, наиболее характерными для данной климатической зоны.

Для обобщения полученных детьми знаний о лете воспитатель может использовать модель "Портрет лета". После знакомства и работы с моделью проводится беседа "Назовите признаки летнего сезона", "Какие животные изображены на модели", "Что они делают летом, где живут". Для создания эмоционально-познавательной установки организуется досуг "Лето". Дети вспоминают народные пословицы, поговорки, стихи о лете, разгадывают и загадывают загадки. Для систематизации знаний о летних изменениях можно провести итоговое занятие "Летние заботы животных".

Следует помнить о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями, которое может строиться с использованием традиционных форм (родительские собрания, конференции, консультации и др.). Очень важны индивидуальные и групповые беседы воспитателя с родителями, например: "О поведении в природе", "О содержании растений и животных дома". Можно организовать и совместную деятельность родителей с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых дверей, создание альбома "Красное лето" и др.). Педагог советует родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, парке, отмечать изменения в природе в летний период, учить культурному поведению в природе, организовать дома уголок природы, приобрести комнатные растения, рыб, птиц. Все это вызовет у детей интерес к природе, желание заботиться о живых существах, будет способствовать формированию гуманных чувств.

Зимние игры для дошкольников на свежем воздухе Игры для дошкольников на свежем воздухе. Зимние игры Зима - это прекрасное время года, которому радуются, и взрослые и дети. Ежедневные.

Игры на свежем воздухе

Игры на свежем воздухе Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие.

Оздоровительный бег на воздухе для дошкольников Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания средством воспитания общей выносливости у дошкольников.

Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Карачакова Д. Т., воспитатель МДОУ Аскизского центра.

Веселые прогулки на свежем воздухе

Веселые прогулки на свежем воздухе Многие взрослые недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в особенности для детей. Прогулка на воздухе.

Труд дошкольников: виды, формы организации, задачи трудового воспитания Введение Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Понимая огромную роль.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный труд оказывает полезное возействие на общее развитие детей.

ВложениеРазмер
kons-ya_trudovoe_vospitanie.docx 470.46 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Детский сад работа\готовые документы\Взаимодействие с родителями\трудовое воспитание\1429308457_sl_201208290934536205.jpg

Консультация для педагогов и родителей

Трудовое воспитание. Посильный труд

дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде

Подготовила: воспитатель МДОУ

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. Огород и цветники являются живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников. Работа на огороде и в цветнике формирует у детей отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

Требования к организации труда в природе.

Педагогические требования к организации труда в природе.

  • Организация разнообразного по содержанию труда: уход за растениями; выращивание растений в уголке природы; труд на участке (в цветнике, на огороде).
  • В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
  • Осознанность труда (раскрытие цели труда, результатов и способов их достижения).
  • Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Гигиенические требования к организации труда в природе.

  • Труд должен быть посильным – он не должен вызывать переутомления.
  • Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде (следует чередовать один вид работы с другим).
  • Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.

• Высадка рассады и пересадка растений

Содержание труда и методика руководства

в разных возрастных группах

Младшая группа (3-4 года)

Средняя группа (4-5 лет)

Осенью следует показать, как взрослые заботятся о растениях (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов). Можно привлечь детей к сбору семян ноготков, бархатцев, космеи. Во время сбора овощей на огороде предлагать собрать ботву и отнести в определенное место. Наблюдая за работой в огороде, дети узнают, что осень – пора сбора урожая овощей и фруктов, рассматривают овощи, сравнивают их по величине, цвету, форме, определяют особенности. В начале ноября, перед заморозками, можно сделать в огороде небольшую грядку с бороздками, в которую дети сажают зубчики чеснока под зиму. Весной следует организовать наблюдение детей за первичным перекапыванием земли в огороде и цветнике, затем за обрезкой веток деревьев и кустарников.

В средней группе можно организовать труд детей в огороде. Взрослые вскапывают землю, рыхлят и разравнивают граблями. Детям поручают посев крупных семян овощей (гороха, огурцов, свеклы, редиса). С помощью взрослого дети высевают семена настурции, душистого горошка, ноготков, садовых бобов. Можно привлекать детей к совместному поливу огорода и цветника. В ходе этой работы следует организовать наблюдение за всходами. Летом дети могут принять участие в уходе за овощами. Прополка, рыхление, подкормка производятся взрослым, а дети уносят с дорожек сорную траву, посыпают песком междурядья, собирают урожай. Необходимо учить ребят бережно обращаться с посевами и посадками, беречь оборудование (очищать, просушивать, относить в специально отведенное место).

В течение всего года дети, выполняя ежедневные поручения воспитателя, участвуют в уходе за комнатными растениями. Приобщая детей к труду в уголке природы, взрослый должен объяснять им трудовые действия. Важно периодически осматривать вместе с детьми уголок природы, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения (появился новый листок у фикуса, зацвела герань, поникли листочки). Следует помнить, что ребенка данного возраста больше интересует процесс труда, чем его результат.

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

Осенью можно провести наблюдения за тем, как люди ухаживают за деревьями и кустарниками: очищают стволы от отмершей коры, белят деревья известью, окучивают молодые плодовые деревья, обвязывают их хвоей, чтобы защитить от грызунов. Можно организовать наблюдения за заготовкой овощей и фруктов (сушка фруктов, засолка огурцов, помидоров, квашение капусты в семье). В ходе наблюдений ребят следует привлекать к оказанию посильной помощи взрослым.

Весной можно привлекать детей к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, к рыхлению земли (маленькими граблями), разметке грядок.

Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков. Учить правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок. Показывать приемы рыхления междурядий, объяснять, что рыхлят землю для того, чтобы к корням растений поступал воздух. Во время прополки детей учат отличать культурные растения от сорняков. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся взрослым в присутствии детей. Показ сопровождать объяснениями.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных представлений о трудовых обязанностях.

D:\Детский сад работа\готовые документы\Взаимодействие с родителями\трудовое воспитание\shutterstock_263850680-768x511.jpg

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы

повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее

развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием

успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.

Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание

овощей на огороде и т.д.

Особенности труда в природе:

1) получение результата в форме материального продукта (овощи, фрукты);

2) часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей наблюдательность и выдержку, терпение;

3) общение с живыми объектами развивает у детей нравственные чувства, бережное отношение, ответственность и пр.;

4) развивает познавательные интересы, способствует осознанию взаимосвязи между природными явлениями и объектами.

Младшая группа

Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (две породы); цветущих травянистых растениях (два вида); имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов).

Во время наблюдений дети узнают, что летом ярко светит солнце, становится жарко. На участке необходимо создать условия для игр с песком, водой, в которых будут закрепляться знания детей об их свойства.

Летом следует организовать прогулки в ближайший лес, на луг, в сквер. Здесь не следует разрешать детям валяться на траве и мять ее, рвать цветы, срывать у растений листья. Возле водоема можно наблюдать за полетом стрекозы, показать лягушку.

Труд на огороде: дети сажают 2-3 грядки: лук, бобы, горох, фасоль в заранее подготовленные бороздки. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.

Средняя группа

Приучать детей наблюдать характерные явления летней природы и

устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце - стало жарко, после дождя – трава зеленеет).

Формировать простейшие обобщения (редис, морковь – овощи, яблоки,

груши - фрукты); подготовить к пониманию, что для роста растений нужен свет, влага, тепло; воспитывать способность замечать красоту природы.

Нужно, чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике.

Во время труда на огороде, в цветнике – при рыхлении, поливке - надо

обращать внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.

Старшая группа

Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под

влиянием солнечного света, тепла; учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях, знакомить с трудом людей в парке, поле, на лугу, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе. Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов.

На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо

смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений,

рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать.

Показав приемы рыхлений междурядий, воспитатель раздает детям

рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведенном для него участке.

Объясняет, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух.

Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка,

проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением.

Подготовительная группа

Вести систематические наблюдения за погодой и изменениями в жизни

растений и животных. Уточнять и обобщать представления детей, сравнивать лето с зимой, осень с весной. Обобщать характерные признаки каждого времени года. Обогащение представлений о животных ближайшего окружения (внешний вид, повадки, значение в жизни человека, место обитания). Знакомить с трудом людей по выращиванию растений, пропалывать, подкармливать растения, уточнить понятие о культурных и дикорастущих растениях. Закрепить навыки бережного отношения к живому, умения детей видеть красивое в природе.

Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив,

рыхление междурядий, прополка культурных растений от сорняков. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок. Объясняет, что рыхлят затем, чтобы к корням растений поступал воздух.





Задачи: учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, оборудованием инвентарем.
«Будет в группе чистота, будет в группе красота"
Моем и протираем игрушки





Задачи: учить аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе труда
Стираем салфетки для аппликации








Задачи: развивать интерес к приготовлению пищи; учить умению правильно пользоваться ножом и нарезать овощи кубиками
Труд на участке в разное время года [










Задачи: аккуратно работать с водой; совершенствовать трудовые навыки в процессе работы; доводить начатое дело до конца.
Дежурим по столовой


Задачи: учить правильно сервировать стол; выполнять до конца порученное дело; воспитывать самостоятельность, заботу о других
Трудовое воспитание ребенка в семье







Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости,
заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.
Спасибо, что заходите в гости!

Читайте также: