Объясните почему в остроге раскольников чувствует себя на свободе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Достоевским поднимается множество важных и актуальных во все времена проблем, в том числе и проблема свободы и своеволия.

Таким образом, Ф.М. Достоевский формулирует теорию героя с самых первых страниц романа, а затем разрушает ее, опровергает, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор доказывает нам, что убийство- тяжкий грех, который вовсе не дарует свободу, а отнимает все, что было у человека. Человеческая свобода заключается лишь в сохранение своих принципов при любых обстоятельствах, в вере и способности к самопожертвованию, только к такой свободе должен стремиться каждый из нас.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

а какой отрывок то?

вопрос у вас недополненный!

+

“місце для дракона” аналіз

автор – юрій винничук

жанр – повість-казка (у творі багато вигадки, але події відбуваються протягом тривалого часу)

тема – розповідь про незвичайного дракона грицька, який мріє не руйнувати та нищити, а творити та милуватися красою світу.

головна думка – ” якщо зла не буде, то звідки добро пізнаєш? ”

ідея – звеличення благородства, самопожертви, людяності, які перемагають зраду, жорстокі закони і

В романе Достоевского “Преступление и наказание” эпилог, состоящий из двух небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы узнаем о судьбах основных героев произведения – Раскольникова, Сонечки и других. Если первая глава эпилога – более формальная и освещает по большей части “внешнюю жизнь” героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони.
Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного героя. Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество

времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему. Единственное, за что ругал себя Родион, что приводило его в уныние, было разочарование в себе: “Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”.
Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с “мирской” точки зрения – что скажут или подумают о нем люди. Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон – это всего лишь результат прихоти

или желания отдельных людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.
Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство – страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он “не вынес”. Но пока до этого “открытия” герою очень далеко.
Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения – в очередной раз душа героя “делает ему подсказку”, направляет на правильный путь.
В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи Родиона. Эти теории заражают людей, делают их безумными, “бесноватыми”. Однако сами зараженные этого не замечают – они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого.

И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения.
Я думаю, что именно сон что-то изменил в сознании Раскольникова, помог ему осознать то, что герой давно чувствовал. Родион понял, что он любит Сонечку, что эта хрупкая девушка – его спасение, его опора и поддержка: “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.
Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу. В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни – момент перерождения. И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь – “постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.
Таким образом, эпилог в романе “Преступление и наказание” играет важную роль, поскольку рассказывает о дальнейшей судьбе основных персонажей произведения. Кроме того, в эпилоге показан очень значимый этап жизни главного героя – духовный перелом, начало очищения и новой жизни.

2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.

3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

- Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?

- По какому принципу живет Соня Мармеладова?

Вывод: В романе противопоставляются две “правды”: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.

-Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?

“Но он не Раскаивался в своем преступлении.”;

“но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…”

“Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”

Вывод: Значит, он просто “сделал явку с повинной”, но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но “идея” не пускает. Значит, он продолжает делить людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.

II. Работа над отрывком эпилога “Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна”

а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных); обращение внимания на слово “окно”; составление клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть, простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; (“ясные, весенние дни”, вторая неделя после святой, “широкая окрестность”) ;
и) анализ отрывка учеником (индивидуальное задание сильному ученику).

Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.

“Ясный весенний день”, “вторая неделя после святой” - читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?

Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол “пронзило”, “что-то пронзило… сердце”. Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже “что-то пронзило”, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое. Весна, когда все оживает, пробуждается. Вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. “Отворили окна”. Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. “Он вздрогнул и поскорее отошел”. Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб “хоть издали посмотреть на окна палаты”.

Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного. Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.

Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.

Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: “Возлюби ближнего своего”.

III. Работа над иллюстрацией к роману “Преступление и наказание”. Худ. И.Глазунов.

– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)

- Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: “сам не знал”, “что-то подхватило”, “бросило”, “плакал и обнимал”. О Соне: “ужасно испугалась”, “лицо помертвело”, “вскочила”, “задрожала”, “все поняла”, “ в глазах засветило счастье”, “поняла, что он любит”.)

- Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)

IV. Прослушивание православной музыки.

V. Вывод.

Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.

VI. Домашнее задание.

1. Расшифруйте схему

2. Нарисуйте символы героев.

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня.

Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их “тварями дрожащими”. И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.

Козлова Таня (10 кл.)

Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием “теории” сбился с пути.

Кубикова Люда (10 кл.)

Соня – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна, и арестанты…. Именно тепло ее очага воскрешает Родиона Раскольникова.

А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это “теория на право сильной личности”, которая не дает большому сердцу Родиона ( я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.

Федорова Лена (10 кл.)

Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет.

Читайте также: