Что такое пунктуация кратко

Обновлено: 02.07.2024

2) Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация. Особенности пунктуации в произведениях М. Горького.

В истории русской пунктуации, по вопросу о ее основах и назначении, выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.

Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф. И. Буслаев. Исходя из положения, что “для большей ясности и определительности в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания (т. е. знаками остановки)”, Буслаев сформулировал свое понимание назначения пунктуации:

“Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение; 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму — знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (. ) и тире (—)" К логической (разделительной) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления “определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой" В нашу эпоху смысловое понимание основ русской пунктуации (к ней близка немецкая пунктуация, но расходится с нею французская и английская пунктуация) нашло свое выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что “основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме" Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, “употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами”, он, однако, считает, что “в основе правил все же лежит смысл высказывания"

А. Б. Шапиро находит, что “основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами"

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается “указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений”, которое служит “для облегчения читателю понимания писаной речи"Относительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат “для показания тона речи" Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат “для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации” (Л.В.Щерба), что они отражают “в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи” (А. М. П е ш к о в с к и и), что они нужны “для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз” (Л. А. Булаховский). Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д. В значительной степени наша пунктуационная система строится на синтаксической основе (ср. формулировки большей части пунктуационных правил). Это отнюдь не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например постановку так называемого интонационного тире: 1) Ходить долго — не мог; 2) Ходить — долго не моё. Этот пример показывает, что наша пунктуация связана также с интонацией. Однако и в этом случае нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средствами выражения грамматико-семантических отношений. между элементами высказывания (интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация — в речи письменной). Нередко наблюдается несовпадение пунктуации и интонации (ритмомелодики). Так, в предложении Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени (Тургенев) пауза между составом подлежащего и составом сказуемого (после слова платье) не обозначается на письме никаким знаком препинания. С другой стороны, в предложении Под мышкой мальчик нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (Лермонтов) после союза и пауза не делается, но в соответствии с существующим правилом здесь ставится запятая (попутно можно отметить, что пауза в этом предложении делается перед союзом и, но пунктуационным знаком она не отмечается). Указывая на членение речи, знаки препинания вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания; восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер и т. д. В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими и лексическими средствами. ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении: Молодежь ушла, на вечере стало скучно (указывается последовательность явлений); Молодежь ушла — на вечере стало скучно (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части); Молодежь ушла: на вечере стало скучно (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). ср. также постановку или , отсутствие запятых в предложениях, в которых вводные слова и члены предложения лексически совпадают: Врач, может быть, у себя в кабинете.— Врач может быть у себя в кабинете. Соответствующая пунктуация дает возможность понять роль определений, предшествующих определяемому существительному: клубы густого, черного дыма (определения однородны) — клубы густого черного дыма (определения неоднородны). Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями письменного текста.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Что такое пунктуация простыми словами

Пунктуация – это один из разделов языкознания. Она изучает знаки препинания: их функции, правила постановки, историю возникновения, возможности замены одного знака другим и так далее. Особенность пунктуации в русском языке – ее четкая нормированность. То есть у нас каждый знак можно объяснить, на каждую запятую есть четкое правило. Бывают, конечно, случаи вариативной постановки знаков, но их мало.

Давайте знакомиться с этим разделом лингвистики ближе.

Знаки препинания в пунктуации

Знаков препинания в русском языке десять. Ниже я перечислю и кратко поясню их основные функции. Функций в разных контекстах может быть больше, я буду называть основные.

Следующие знаки находятся только внутри предложения и никогда его не завершают.

Запятая. Она нужна для двух целей. Чтобы разделять что-то и чтобы выделять. Разделять она может:

Еще запятая может выделять:

Точка с запятой в слишком сложном предложении

Три точки с запятой. Три! Не судьба была точки поставить.

Но в этой функции чаще используются именно скобки или запятые, но не тире.

Об этом знаке мы поговорим в отдельной статье. Заодно и ставить его научимся правильно.

Кавычки. Только выделительный знак. Поэтому он всегда двойной. Кавычки могут выделять:

Третья группа – знак, который может быть и в середине предложения, и в конце.

Что такое пунктограмма

В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.

Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:

Проверка интонацией встречается очень редко. Не надо ставить запятые там, где вы голосом делаете паузу или что-то еще в этом роде. Учите правила и применяйте их.

Как научиться правильно ставить знаки препинания

Надо повторить вот эти темы:

  1. Обособленные определения.
  2. Обособленные обстоятельства.
  3. Однородные члены.
  4. Обращения.
  5. Предложения с прямой речью.
  6. Сложные предложения.

Чтобы это сделать – рекомендую вам вот этот учебник русского В. В. Бабайцевой. В нем собрана вся теория с 5 по 9 класс, учебник написан понятным языком. Купите и прочитайте.

Еще есть справочник Розенталя – тоже хорошая вещь, но более углубленная. Вам может быть сложновато его читать. Детям в школе – тем более.

Полезные материалы по теме статьи

Советую вам посмотреть мои подборки курсов по русскому языку. На данный момент у нас вышли вот эти три подборки:

Подпишитесь на обновления нашего сайта. Я планирую выписать статьи по всем темам русского языка – по мере их появления вам на почту будут приходить письма с ссылками.

Напишите, как вам статья

Я хочу, чтобы все статьи в рубрике Образование читались легко и приносили пользу ученикам и их родителям.

В некоторых случаях это легко, но иногда даже лингвисты затрудняются с ответом. Помочь в этом вопросе призван особый раздел науки о языке – пунктуация.

Знаки

Сегодня поговорим о том, что это, об основных направлениях (которые отразились в так называемых принципах), о знаках препинания, а также их классификации с точки зрения выполняемых функций – обо всем, что изучает пунктуация.

Пунктуация — это.

  1. собрание правил постановки знаков препинания (ЗП),
  2. расстановка ЗП в тексте,
  3. то же, что ЗП.

Педагог

Пунктуация – это система знаков препинания какого-либо языка, их размещение в тексте и правила, согласно которым происходит постановка. Также это имя носит соответствующий раздел грамматики.

Термин синонимичен нашему, то есть интерпункция изучала то же, что изучает пунктуация. Данная лексема (interpunctio) также пришла из латыни, но была создана уже во времена процветания Рима.

Книги

Основные направления исследований и принципы пунктуации

В науке о знаках препинания выделилось три основных вектора:

  1. логический,
  2. синтаксический,
  3. интонационный.

Согласно этим направлениям и названы основные принципы русской пунктуации:

Принципы

Логический

Представители логического (смыслового) направления считают, что знаки препинания имеют две ключевые функции:

  1. Помогают ясно изложить мысль, поскольку отделяют между собой предложения или их части.
  2. Способствуют выражению чувств говорящего к слушателю.

Голова

То есть логики настаивают на том, что правила пунктуации должны быть выстроены таким образом, чтобы автор текста мог доступно изложить свою мысль на бумаге, логически расчленив отрезки мысли на письме.

Синтаксический

Он же структурный. Самый распространенный подход, в особенности на практике – в ходе преподавания языка в школе. Говорит о неразрывных отношениях синтаксиса и пунктуации.

Знаки препинания вводятся для того, чтобы – в первую очередь – демонстрировать на письме синтаксический строй языка.

Перо

Выбор того или иного знака, по словам Я.К.Грота, указывает на более или менее тесную связь между частями предложений или сложных синтаксических конструкций. Та же функция актуальна и для наглядного указания на отношения между главными и второстепенными членами предложения.

Интонационный

Последователи данной теории утверждают, что пунктуация призвана передать на письме фразовую интонацию. Также она называется ритмо-мелодикой. Согласно этой теории, расстановка знаков отражает декламационно-психологическое членение речи, а не грамматику.

Стрелочки

Представители всех трёх векторов при этом придерживаются мнения, что для пунктуации важная коммуникативная функция. То есть знаки препинания – это отражение смыслового членения предложения.

Знаки препинания как объект изучения пунктуации

Письменность обладает элементами, которые на письме помогают выделить (или разделить) семантико-синтаксические единицы, указать на логико-грамматическую связь между ними, обозначить эмоциональную окраску, полноту предложения. Все эти функции выполняют знаки препинания.

В русском языке их десять:

  1. точка,
  2. запятая,
  3. двоеточие,
  4. точка с запятой,
  5. многоточие,
  6. тире,
  7. кавычки,
  8. скобки,
  9. вопросительный знак,
  10. восклицательный знак.

Таблица


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Расположение знаков в тексте и выполняемые ими функции различаются. Так, они играют на письме следующие роли:

  1. Указывают на логические и грамматические отношения между фрагментами предложений (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой).
  2. Отделяют друг от друга предложения – семантически оформленные части текста (точка, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак).
  3. Демонстрируют неполноту сказанного (многоточие).
  4. Указывают на то, что слова сокращены (дефис, точка).
  5. Помогают обособить прямую речь (кавычки).
  6. Обособляют смысловую конструкцию, встроенную в предложение (скобки).

Глазки

Где и какие знаки препинания нужно употребить – это то, что изучается в пунктуации. Сегодня мы рассмотрели этот раздел языкознания, его основные принципы и направления.

Подробнее о правилах, которые нужно знать каждому грамотному русскоговорящему человеку, можно узнать из этого обучающе-практического видео:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Я считаю, что в русском языке переизбыток знаков препинания, потому, если и должна быть реформа русского языка, то касаться она должна именно этой темы.

Я считаю, что запятые нужны только там, где от них впрямую зависит смысл написанного, в остальных же местах запятые не нужны.

Здесь пример нужно брать с английского языка, вот уж где знаков препинания кот наплакал и ничего, английский — самый популярный язык в международных отношениях и науке.

Пунктуация, или скорее ее нехватка, это одна из самых насущных проблем современных переписок. Некоторые ленятся расставить знаки препинания даже на уровне логики.

Лингвисты и те сомневаются, в отличии от учителей русского языка, эти всё знают, но детям нормально объяснить не могут.

В лингвистике термин пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio, от лат. punctum — точка) имеет несколько значений:

  • система знаков препинания в письменности какого-либо языка;
  • правила их постановки в письменной речи;
  • а также раздел грамматики, изучающий эти правила.

Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного. Знаки препинания не являются частями речи.

Читайте также: