Объясните почему научное знание является системой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

В физики большинство законов взаимосвязаны, а иногда даже выводятся друг из друга. В общем смотри определение система и применяй его к физике и её законам!

В любой системе все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы, а в совокупности - выполняют определенную функцию и "работают" на достижение поставленных целей. Элементы научного знания - не могут противоречить друг другу. Так, теория должна быть подтверждена результатами практических экспериментов (мало было придумать колесо - надо было его сделать. )

вот пример научного знания- если вы засунете два пальца в розетку вас значительно долбанет током. повседневное- после этой процедуры вы если останетесь живы то для вас придется туго. одна рука будет длинно недомогать. - так??

  • Nelli
  • Обществознание
  • 2019-07-25 05:57:42
  • 12
  • 1

научное познание-это то что мы получаем в результате всей жизни, жто знания о мире, природе, об сообществе и т.п

научное знание является системой так как оно с каждым деньком все более формируется и у нее возникают новые уровни организации.

так же научное познание состоит из огромного количества научных дисциплин. что и подтверждает то что научное познание трудная оживленная система

Движение к установлению научных фактов - во многом подсознательный процесс, однако даже в сознательной его составляющей очевидно: восприятие окружающей действительности, явлений, процессов и объектов происходит исключительно посредством имеющихся знаний и опыта.

почему научное знание является системой

Человек - не программа. Человек не имеет памяти и процессора в том виде, в котором существует соответствующее знание. Человек оперирует исключительно собственными знаниями и опытом, которые в большей части не осознает, но использует: новые знания или имеющиеся - не существенно, важно, что все они - одна система.

Простая формальная модель: компьютер

Почему научное знание является системой, было известно с незапамятных времен. Возможно, древние мыслители не придавали этому особенного значения, но труды и другие следы их активности свидетельствуют о том, что систематизации представлений о действительности и пристальному анализу явлений, процессов, объектов они отводили важнейшую роль.

новые знания

Программирование и компьютеры появились недавно, но нельзя им отдать пальму первенства в вопросах знаний и систематизации информации. Наука сама по себе есть система систем. Всякий объект - система, во всяком случае до тех пределов, до которых дошли воображение и уровень познания реальности - это особенности научного знания, которые известны, наверное, со времен Пифагора, а скорее всего, гораздо раньше.

Очень существенно, что компьютеры дали человеку идеальный инструмент для познания. Не суть важно, что пока этот инструмент лишь игрушка в неумелых руках, но все же количество отчетливо представляющих ситуацию ученых и специалистов растет и новые знания дают им возможность рассматривать информационные технологии в целом (программирование в особенности) как зеркало интеллекта.

Сложная система - человек

Нельзя сказать, что человек - самая лучшая система систем из всех существующих, она такая же, как и все остальные естественные формации. У природы нет избранных и отделиться от нее ничто и никто не может. Мечтать человек может сколь угодно долго и мнить о себе всё, что пожелает, но научным является знание реальных законов мироздания, знание объективных законов систем, а не мечтания и фантастические идеи.

Человек всегда рассматривал все области научного знания как источник своего воображения и способ извлечения чего-то полезного. В этом контексте мечты и фантастика часто обретали реальность, а порой направляли процесс познания в желаемое русло, но получалось всегда только то направление, которое объективно и обосновано.

научным является знание

Вероятно, интуиция и что-то подсознательное, действуя совместно и системно, не дают человеку выйти за пределы дозволенного.

  1. Икар не долетел до Солнца, но дал идею и люди стали летать, хотя совсем другим способом.
  2. Судя по дружному мнению историков, яблоко всё же падало на Ньютона, но шишка на лбу - это не законы тяготения, которые им придуманы. Очень сомнительно, что именно в то время этот человек понял что-то новое. Почему научное знание является системой? Не потому ли, что оно приходит в понимании автора и тех, кто готов услышать его идеи и принять их?
  3. Предсказания Нострадамуса - вовсе не наука, но разве можно отрицать объективность в движении планет? Астрология - это не миф. Мифы не живут так долго, а если и живут, то так не развиваются. Научное знание может продолжать астрологию отрицать до поры до времени, но ничто не мешает научному знанию пользоваться развитием знаний по астрологии.

Объекты и системы

Всякий объект представляет собой систему до того предела, которого достигло научное знание и интуиция. Можно даже сказать, что систематизированные знания - это тот фундамент, над которым витает в облаках и идёт в неизведанное интуиция.

Система всегда может быть представлена как объект. Это удобно, когда необходимо работать на конкретном уровне. Анализируя работу аэропортов с целью оптимизации расписания, комфорта пассажиров, экономической составляющей, вовсе не обязательно рассматривать самолеты как системы. В данном контексте, самолет - объект, такой же как кафе в вестибюле, комната отдыха, диспетчер с его мониторами и другие объекты инфраструктуры аэропорта.

области научного знания

Если работать на уровне самолета - он система, в которой взаимосвязаны в единое целое другие подсистемы, но в контексте самолета они представляют собой законченные полнофункциональные объекты: фюзеляж, крылья, двигатели, хвост.

Вопрос о том, почему научное знание является системой, между тем следует задавать в каждом конкретном случае. Да, многое очевидно. Аэропорт, самолет, двигатель, топливо, полет - всё это и системы, и объекты.

Вероятно, можно утверждать, что идеальная система - это система систем. Однако это спорное утверждение. Наверняка можно сказать: всегда есть объект, который обладает определенной функциональностью, находящийся во взаимосвязи со всем, что его окружает.

Научное знание

Определений научному знанию дано множество, из чего следует, что нет одного общепризнанного. Обычно утверждается, что научное знание:

  • система знаний о законах природы, общества, мышления;
  • основа научной картины мира;
  • отражение законов развития мира;
  • строится и организуется по определенным законам;
  • систематизированность и обоснованность (отличительные качества);
  • результат отражения материальной и идеальной действительности в человеческом сознании.

В этом контексте на вопрос о том, почему научное знание является системой, не так сложно ответить. Большое количество ученых сходятся в одном, но выражают это по-своему. Значит, мы имеем дело с системой. Знание - это система, которая взаимосвязана с другими, так же как аэропорты с самолетами и пассажирами, а самолеты - с крыльями и топливом, которое действует через двигатели.

Стадии развития интеллекта

К пониманию того, как образуется знание и как оно становится системой, человек пришел достаточно давно, но последний известный подход сложился к 80-м годам прошлого века, хотя время здесь не имеет особенного значения.

особенности научного знания

По мнению многих ученых, интеллект развивается через три стадии к четвертой:

  • Ситуативный.
  • Репродуцирующий.
  • Контекстуальный.
  • Трансформационный.

Первая стадия интеллекта - накопление первичных знаний. Поведение человека невозможно понять вне ситуации в которой он находится. Это уровень ребенка на начальной стадии его развития.

Репродуцирование знаний - это начало обобщения, начало формирования взаимосвязей между тем, что уже есть и поступающей информацией.

Контекстуальная стадия - решение задач, то есть применение и совершенствование знаний. Система конкретного человека позволяет ему стать самим собой, научиться управлять полученными знаниями и ориентироваться в поступающих.

Трансформационный интеллект

Трансформационный интеллект

Сущность знаний, прежде всего, в самих знаниях. Система это или объект - не суть, как именовать и что под этим понимать, важно, что всякое знание активно, оно основано на информации и развивается в том направлении и таким образом, которые определяет само знание.

научное знание

Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.

Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.

Структура системы научного знания

Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Уровни научного знания

Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.

Теоретическое знание

Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.

Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.

Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.

Существует три основных метода теоретического знания:

  • Аксиоматизация: теоретическое построение на основе аксиом, то есть утверждений, истинность которых доказывать не нужно.
  • Формализация: построение абстрактных моделей, которые должны объяснить суть исследуемых явлений.
  • Гипотетико-дедуктивный метод: построение дедуктивно связанных между собой гипотез, объясняющих эмпирические факты.

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.

При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Существует пять основных методов эмпирического знания:

  • Наблюдение: целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности без внесения изменений в реальность, с целью их изучения.
  • Эксперимент: наблюдение за объектами и явлениями в контролируемых или искусственно созданных условиях с целью выявления их существенных характеристик. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.
  • Описание: фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах и явлениях. Например, человек при описании описывается как объект.
  • Сравнение: одновременное выявление соотношения и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков.
  • Измерение: выявление количественных характеристик изучаемой реальности. Совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине.

Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.

К общелогическим методам относят

  • анализ (объект или явление разделяются на части, каждая изучается отдельно);
  • синтез (объединение данных об объекте или явлении в единое целое с целью его комплексного изучения);
  • абстрагирование заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Без этого приема немыслимы ни научное, ни обыденное познание.
  • аналогия (на основе сходства объектов в одних признаках выносится заключение об их сходстве и в других признаках) . Имеет большое значение в качестве иллюстрации, доказательства или объяснения тех или иных явлений.
  • дедукция: способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
  • индукция: способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.

  • моделирование (создание модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним). Главная функция моделирования состоит в материализации, опредмечивании идеального. Оно применяется по финансовым причинам или из-за недоступности реального объекта.

Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:

  • Научная теория: систематизированные знания, в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности.
  • Научные принципы: наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.
  • Законы науки: отражают в форме теоретических утверждений существенные связи явлений.
  • Категории науки: наиболее общие понятия, науки.
  • Гипотеза: предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана. Гипотеза выдвигается при соблюдении ряда требований: ее доступность экспериментальной проверке, отсутствие противоречий, максимальная простота, соответствие гипотезы надежным теориям.
  • Проблемы научного знания: осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно.
  • Факт: синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.

Проблема развития научного знания

Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:

  1. Что составляет сущность динамики науки? Это развитие со своими скачками, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет, революциями или же это эволюционное изменение в виде расширения содержания и объема научных истин? В связи с этим появляются еще вопросы: динамика науки является кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (отказ от прежних знаний как несоизмеримых и неприемлемых с новыми) процессом?
  2. Можно ли изменить динамику научного знания только на основе действия внутринаучных факторов, его самоизменением или также существенным влиянием на научное знание ненаучных факторов?
  3. Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки?

Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.

Читайте также: