Объясните каким образом екатерина 2 оказалась в числе философов на троне кратко

Обновлено: 02.07.2024

Потому и возникает вопрос, почему Екатерине II Великой, сравнимой по своим деяниям на благо своего нового отечества с Петром I Великим, так не повезло в отечественной исторической литературе. Во многих исторических сочинениях, особенно советского периода нашей истории, её реформы, дипломатические успехи, победоносные войны и обширные территориальные приобретения оказались заслонены бесчисленной чередою фаворитов, расправой над пугачёвцами и восставшими поляками, борьбой с революционной Францией и ужесточением крепостных порядков. Иными словами, оценка личности Екатерины II и её роли в российской истории оказались явно неадекватна успехам, достигнутым страной за годы её правления, которые окончательно закрепили за Россией ведущее место в мировой политике.

Вполне возможно, что многих дореволюционных и советских историков в их оценке роли самой знаменитой императрицы объединяло их общее активное неприятие тех либеральных идей, которые она высказывала и которые, хоть и безуспешно, но пыталась провести в жизнь. Может быть, сыграл свою роль и чисто мужской шовинизм, нежелание смириться с тем очевидным фактором, что эта женщина на троне принесла России больше воинской славы и территориальных приобретений, чем иные правители-мужчины в более поздние времена.

Здесь Екатерина II преподаёт нам урок политической мудрости, основанной на умелом сочетании искусства субъективно желаемого и объективно возможного. Известно её отрицательное отношение к крепостничеству, но тронуть крепостное право она не посмела, как сама объясняла из страха, что дворяне просто побьют её камнями. Императрице в своей деятельности приходилось учитывать интересы дворянского сословия, от поддержки которого зависела не только её судьба, но и решение всех остальных проблем страны. Однако в массе своей российское дворянство, за редким исключением (и то из числа ближайших друзей императрицы), было весьма косным и консервативным, чтобы можно было подвигнуть его на большие свершения.

Екатерина II просто обязана была стать большей русской, чем сами русские, и действовать в национальном духе, чтобы восстановить национальное достоинство России, попранное её предшественником. Потому её политика как бы включала в себя три не просто различные, а прямо противоположные направления: национальное, либеральное и сословно-дворянское. В ходе их реализации она проявила недюжинный прагматизм. Будучи не в состоянии их разрешить разом и сообща, императрица их просто разделила, и каждую проводила в особой сфере государственной деятельности. Национальный интерес чётко проводился во внешней политике. Внутренняя политика была подчинена исключительно интересам дворянского сословия. Своя сторона была отведена и либеральным идеям: на них строилась система законодательства, то есть их принципы проводились в отдельных законах, а свободное изложение собственных суждений допускалось в литературе, школах и светских салонах.

В целом, реформаторская программа Екатерины II осталась незавершённой, многое из того, что было задумано, осталось только на бумаге, в нереализованных проектах. Но следует признать, то, что она успела сделать в стране, являло собой максимум возможного в конкретно-исторических условиях России второй половины XVIII века. Немка сделала свое правление одним из самых благополучных периодов в русской истории, дав пример осуществления серьезных реформ, не поколебавших общественную стабильность.

Оценивая государственную деятельность Екатерины II с позиций сегодняшнего дня, следует отметить, что она явилась достойной продолжательницей дел своего великого предшественника Петра Великого, окончательно устранив при этом некоторые негативные последствия его преобразовательной деятельности, препятствовавшие дальнейшему развитию страны и расширению западного уклада в российском обществе.

Одним из критериев деятельности правителя является состояние государства, в котором он его оставил. Так вот, Екатерина II оставила государство в гораздо лучшем состоянии, чем получила. Численность населения увеличилась с 19 млн. до 36 млн. чел., как за счет естественного прироста, так и за счет присоединения новых территорий. Более чем вчетверо увеличилась сумма государственных доходов. Число фабрик и мануфактур выросло с 500 до 2000. Была положено начало созданию банковской системы, и увеличилось число собственников. К предпринимательской деятельности потянулись как помещики, так и крестьяне, даже крепостные.

2 мая 1729 года родилась София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, она же Екатерина II. Вспоминаем ее заслуги в сфере культуры и искусства.

Она взошла на трон через 18 лет после приезда в Россию. К этому моменту девушка из небогатого немецкого княжества была уже светской дамой, образованной и хорошо осведомленной об особенностях русского языка и русской культуры. Екатерина всегда стремилась к знаниям и поощряла в этом устремлении других .

Покровительница художеств

В самом начале своего правления государыня основала Эрмитаж — свое собственное собрание изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которое потом переросло в крупнейший национальный музей. В счет долгов из-за рубежа императрице были переданы работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Хальса и других именитых представителей западной живописи. С них-то и началась история Эрмитажа.

С помощью знатоков искусства Екатерина и сама начала пополнять коллекцию . Так в Петербург переехали картины Тициана, Джорджоне, Пуссена, Клода Лоррена и Ватто.

Сторонница прогресса

В 1764 году в Санкт-Петербурге заработал Смольный институт благородных девиц — первое в Европе учреждение, где женщины могли получить образование . Воспитанницы изучали языки, географию, арифметику, историю, музыку; учились манерам, рисовать и танцевать.

Воспитанницы Смольного. Фото периода правления Александра III. За спинами девушек — портрет императрицы Марии Федоровны

Воспитанницы Смольного. Фото периода правления Александра III. За спинами девушек — портрет императрицы Марии Федоровны

Поклонница оперы

Императрица не только любила быть слушательницей , но и сама писала либретто , то есть текст. Музыку к ее сочинениям писали Василиф Пашкевич, Евстигней Фомин, Висенте Мартино-и-Солер, Джузеппе Сарти и другие.

В 1783 году по ее указу в Санкт-Петербурге был основан Большой театр. Там ставились оперные и балетные спектакли.

Над зданием Большого театра работали архитекторы Тома де Томон, Кавос и Ринальди. В 1886 году оно было разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории. Спектакли были перенесены в Мариинку

Над зданием Большого театра работали архитекторы Тома де Томон, Кавос и Ринальди. В 1886 году оно было разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории. Спектакли были перенесены в Мариинку

Писательница

Екатерина оставила после себя большое литературное наследие — записки, басни, комедийные и драматические произведения, сказки, эссе. В сочинительстве ей помогали писатели-современники. Но, хотя она критически оценивала свои работы, замечания от других воспринимала болезненно.

Интеллектуалка

Екатерина была сторонницей идей просвещения , состояла в переписке с Вольтером и Дидро. При ней в России появилась первая Публичная библиотека, проект которой обсуждался на протяжении всего ее царствования, но был утвержден лишь за год до ее смерти.

Так, неуемной энергии императрицы хватало не только на управление государством, но и на то, чтобы творить и поощрять тех, кто создает прекрасное.

А еще рекомендуем подписаться на нас, чтобы не пропустить новые интересные публикации об истории искусства, антиквариате и драгоценностях.

Правление Екатерины Великойтназываю "Просвещенным абсолютизмом". Их основной идеей была критикв уходящего феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение срелневековых эксплуатаций. Екатерина считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограничного монарха ("философа на троне", не такого как раньше, а образованного. Екатерина занималась просвещением народа, распространение научных знаний в обществе. Начала проведение школьной реформы (1786). Разрешение создания вольных типографий (1783). Но Екатерина проводила политиеу в интересах дворНства, что и вызвало протест народа ( Пугачевщина)

Потому что она придерживалась просветительской идеологии, проводила политику просвещенного абсолютизма, переписывалась с М. Ф. Вольтером и его единомышленниками.
Французские просветители М. Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Надежда Хаит

Разные эпохи, разные мнения. Как сегодня можно оценить деятельность Екатерины Второй?

Дмитрий Чирков

На мой взгляд, Екатерина ,как и любой человек , имела недостатки . но и огромное количество дарований. Врядли правы те кто обвеняют Великую в излишнем любвиобилии, она искала простое женское счастье,которое ,как мне кажется и не нашла до конца жизни . Но в истории она всегда будет ВЕЛИКОЙ. Великие её дела , великиё её реформы,великая жизнь

Дмитрий Чирков

Мудрейший человек была , и гавное до последнего вздоха беспокоилась о процветании своей страны ВЕЛИКОЙ РОССИИ. Она по истине стала русской императрицей

Дмитрий Чирков

Много думал после прочтения "Фаворита " . действительно ли она верила , что законы способны изменить в лушую сторону нашу страну . или это было просто веяние времени , желание пустить "пыль в глаза " . И все-таки склоняюсь в пользу первого предположения ))

Читайте также: