Объясни какие права и обязанности возникают у участников правоотношения в следующих ситуациях кратко

Обновлено: 05.07.2024

гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомобиль гражданина С2)После открытия сезона охоты на уток друзья отправились пострелять дичь.3)Во время игры в мяч школьники разбили оконное стекло.

Ответ или решение 1

В следующих ситуациях у граждан возникают следующие права и обязанности:

1)На скользкой дороге гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомобиль гражданина С.
ОТВЕТ:
у гр. Н возникает обязанность возместить материальный ущерб гр. С. Кроме того гр. Н может быть привлечен к административной ответственности.
У гр. С. возникает право на возмещение материального ущерба и всех издержек (стоимость починки автомобиля, покраски автомобиля и т.д.). Для этого С. может подать иск на Н. в суд.

2)После открытия сезона охоты на уток друзья отправились пострелять дичь.
ОТВЕТ: у друзей возникает обязанность получить лицензию и охотний билет, чтобы они могли охотиться на уток. После этого у них возникает право охотиться на уток.

3) Во время игры в мяч школьники разбили оконное стекло.
ОТВЕТ: у школьников возникает обязанность возместить стоимость разбитого стекла. Однако т.к. несовершеннолетние не несут материальной ответственности, поэтому возмещать должны их родители.
Школа, соответственно, вправе требовать возмещения убытков.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 9. Правоотношения и субъекты прав

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

а) на скользкой дороге гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомашину гражданина С.;

б) после открытия сезона охоты на уток друзья отправились пострелять дичь;

в) ураган сорвал крышу с застрахованного дома гражданина Н.;

г) гражданка М. оплатила обучение на курсах иностранного языка;

д) во время игры в мяч школьники разбили оконное стекло.

1) После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.

2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и огромными буквами высекли на скале свои имена. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.

3) Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.

4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил перебежать дорогу на красный сигнал светофора, что привело к столкновению двух автомобилей.

5) Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании.

Приведи аргументы, подтверждающие, что предложенные ситуации являются правоотношениями.

Социальными называют отношения между людьми, которые в процессе общения приобретают взаимозависимости и взаимосвязи.

Социальные отношения — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Право — совокупность норм, регулирующих общественные отношения в той или иной сфере.

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешённых в науке проблем.

Права человека – это все те блага, которые предоставляются государством своим гражданам взамен на исполнение обязанностей.
В РФ права человека закреплены в Конституции РФ.

Как влияют на отношения между людьми нормы права?

Нормы права регулируют общественные отношения между людьми, устанавливая запреты и ограничения.

Честь – это нравственная категория, характеризующая честность человека.

Достоинство – это нравственная категория, характеризующая внутреннюю оценку собственных качеств.

Деловая репутация — это нравственная категория, определяющая добрую или дурную славу о человеке или организации.

Согласно статье 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации:

1. Что называют правоотношением? Чем правоотношение отличается от других социальных отношений, а что между ними общего?

Правоотношение — это социальное отношение, которое регулируется нормами права (совокупностью норм и правил).

Участники общественных правоотношений имеют права и юридические обязанности. Они обеспечиваются силой государства. Отличием от других правоотношений является то, что правовые отношения связаны с тем, что, вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом. И права, и обязанности участников правоотношения также определены законом.

Однако есть и общие черты. Они заключаются в том, что, как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:

  • а) субъектов правоотношения, т. е. участников правоотношения;
  • б) объекта правоотношения или того, из-за чего возникло правоотношение;
  • в) содержания правоотношения, под которым понимаются права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами.

Субъект правоотношения — гражданин или организация, которые являются участниками правоотношения.

Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны.

Субъектами правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации. Например, государство и гражданин при уплате налогов – субъекты правоотношения по уплате налогов.

Объект правоотношения — это то, на что направлена деятельность субъекта. Объект — то, из-за чего возникло правоотношение.

3. Что такое юридическая обязанность и чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности?

Юридическая обязанность — это обязанность, исполнение которой обеспечено законодательно государством.

Моральная обязанность – это обязанность, исполнение которой обеспечивается нормами морали и традиционных устоев общества.
Юридическая обязанность — должное поведение, которое предписано нормами права.

4. Что такое субъективное право?

Субъективное право – обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов.

Источник – Большой юридический словарь

Субъективное право — обусловленная природой прав человека или вытекающая непосредственно из закона юридическая возможность субъекта совершения фактических действий для достижения определенного блага.

Источник – Элементарные начала общей теории права

Субъективное право — обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать своё право путём совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц.

Дело в том, что если в отношении обладателя права она ограничивает его притязания, то в отношении человека, имеющего перед кем-то юридическую обязанность, она защищает его от неоправданных притязаний, от произвола и беззакония обладателя права.

Например, каждый из нас имеет право на свободное перемещение.
Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, и выезжать за пределы страны; российским гражданам также гарантируется право беспрепятственно возвращаться в Россию.

  • в пограничной зоне;
  • в закрытых военных городках;
  • в закрытых административно-территориальных образованиях;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
6. Кто может быть участником правоотношения?

Субъект правоотношения — гражданин или организация, которые являются участниками правоотношения.

Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны.

Субъектами правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации. Например, государство и гражданин при уплате налогов – субъекты правоотношения по уплате налогов.

Дееспособность и правоспособность определяет правосубъектность. Правоспособность появляется раньше, чем дееспособность.

Правоспособность – это возможность иметь права.
Дееспособность – это способность данные права реализовывать.

Например, у каждого гражданина есть правоспособность голосовать – с рождения. А вот дееспособность — реальная возможность отдать свой голос за кандидата-только в 18 лет.

8. Каким образом возникают дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц?

Например, согласно законам РФ, малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно совершать мелкие сделки. Например, купить мороженное в магазине. С 14 лет дети могут получить паспорт. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут распоряжаться своим заработком, вознаграждением, стипендией.

Уже с 14 лет дети несут уголовную ответственность за некоторые преступления, например за кражу, убийство, разбой. Полная дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия.
Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает не так, как у физических лиц.

Дело в том, что юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только при наличии у него прав, обязанностей и способности нести ответственность за свою деятельность, то оно становится правоспособным и дееспособным в момент регистрации.
Значит, правоспособность и дееспособность возникает у лица одновременно.

В классе и дома

1. Приведи пример правоотношения: а) назови его участников, объект и содержание; б) покажи связь между субъективными правами и юридическими обязанностями.

Например, государство и гражданин при уплате налогов – субъекты правоотношения по уплате налогов.

2. Объясни, какие права и обязанности возникают у участников правоотношения в следующих ситуациях:

а) на скользкой дороге гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомашину гражданина С. У гражданина Н. появляется обязанность возместить ущерб. У гражданина С появляется право требовать возмещения ущерба

б) после открытия сезона охоты на уток друзья отправились пострелять дичь. У друзей появляется обязанность приобрести лицензию и право на охоту.

в) ураган сорвал крышу с застрахованного дома гражданина Н.;
У гражданина Н есть право требовать возмещения ущерба. У страховой компании возникает обязанность по выплате суммы, покрывающей ущерб.

г) гражданка М. оплатила обучение на курсах иностранного языка;
Гражданка М получает право на образование. У организации, предоставляющей образовательные курсы, появляется обязанность по оказанию услуг.

д) во время игры в мяч школьники разбили оконное стекло.
У родителей школьников появляется обязанность возместить ущерб У школы — право требовать возмещения ущерба.

3*. Разбери ситуацию и определи: а) субъектов правоотношения; б) объекты правоотношения; в) содержание правоотношений.

1) После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.

Субъекты: гражданин К. и гражданин наследник. Объект – нотариально заверенный долг. Содержание: право требовать возврата долга гражданином К и обязанность возврата долга гражданином наследником.

2) Находясь на территории природного заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям этого уникального уголка планеты о том, что они здесь были, и огромными буквами высекли на скале свои имена. Обнаружив содеянное, охрана заповедника задержала молодых людей.

Субъекты: два молодых человека и охрана заповедника Объект: правонарушение. Содержание: обязанность понести ответственность, право вызвать полицию.

3) Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.

Субъекты: Гражданин М. и контролер. Объект: правонарушение
Содержание: обязанность оплатить проезд или покинуть транспорт Право требовать билет.

4) Гражданин В. очень спешил на работу и решил перебежать дорогу на красный сигнал светофора, что привело к столкновению двух автомобилей.

Субъекты: гражданин В, хозяева автомобилей Объект: столкнувшиеся автомобили. Содержание: право требовать возмещения ущерба Обязанность возмещения.

5) Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании. Субъекты: дедушка и внучка. Объект: акции
Содержание: право осуществить дарение, право принять или отказаться от подарка.

Приведи аргументы, подтверждающие, что предложенные ситуации являются правоотношениями.

Во всех случаях есть субъекты имущественных отношений – люди. Объектами правовых отношений является даже заповедник и автомобили – тоже имущество. Все относится к Гражданскому праву.

1) Гражданин Н. нарушил правила дорожного движениявыехав на полосу встречного движения. Несмотря на скользкую дорогу инеумышленные действия, гражданин Н. является виновным лицом, он обязанвозместить ущерб гражданину С. А гражданин С вправе требовать возмещения ущербаот гражданина Н.2) После того, как открыли сезон охоты, друзьядолжны были получить разрешение на отстрел дичи. Если у них такое разрешениеесть, то они ничего не нарушают и могут спокойно охотиться.3) Гражданин Н. вправе требовать от страховойкомпании возмещение ущерба, понесенного в результате урагана. Компания, котораязастраховала дом гражданина Н, обязана зафиксировать страховой случай ивыплатить страховую сумму гражданину Н.4) После оплаты обучения за курсы иностранногоязыка, гражданка М. имеет право прослушать весь курс лекций и получитьсоответствующие знания. А организаторы курсов обязаны предоставить ей этувозможность.Со школьниками будет проведена педагогическая беседа,а их родители обязаны возместить ущерб школе, т.е. вставить окно за свой счет.Администрация школы вправе требовать это от родителей виновных лиц

Читайте также: