Обучающее изложение по коллективно составленному плану 3 класс школа россии

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Фетисова Лариса Анатольевна

Организация: МБОУ Гимназия № 1

Населенный пункт: Московская область, г.о. Краснознаменск

Цели:

  1. Продолжить работу над развитием умения писать изложение по коллективно-составленному плану;
  2. Совершенствовать умения правильно строить предложения;
  3. Обогащать словарный запас детей;
  4. Развивать орфографическую зоркость;
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Картинки лебедей (белый, черный, шипун, кликун, тундровый (малый).
  3. Карточки с текстом для учеников.
  4. Карточки для орфографической работы для учеников.
  5. Тетрадь для творческих работ.
  6. Зелёная ручка для учеников.

Ход урока

Громко прозвенел звонок,

Ни минуты не теряем.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу с текстом о животных. Будем учиться

составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и

каждый из вас напишет изложение.

Послушаем цитату великого русского писателя Л.Н. Толстого:

Любовь – это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у

  • Скажите, как вы понимаете слова Л,Н. Толстого?
  • А кому мы можем это чувство подарить? (родителям, друзьям, животным….)

Да, но порой некоторые животные показывают нам это чувство.

- Послушайте загадку и отгадав её вы узнаете, кто будет героями нашего текста:

По водной глади будто бы бежит,

Вздымая крылья, словно паруса.

Он тянет шею и вот – вот взлетит, - один лебедь в полете

Воды хозяин рвётся в небеса! (Лебедь) Экран I слайд

- Лебедя называют царём всех водоплавающих птиц. Размах его крыльев достигает 2 х метров. Лебедь, как известно, бел, как утренний снег. Но такого можно встретить лишь в северных странах. А вот в Австралии, можно встретить и вовсе чёрного, как ночь – лебедя. В мире насчитывается всего 7 видов. Три из них – в России: это лебедь-шипун, лебедь-кликун и тундровый (малый). КАРТИНКИ!

Главное украшение лебедей – это их длинная шея. Экран! II слайд ы С её помощью они кланяются, обнимаются. Благодаря ей добывают себе пропитание со дна водоёма. Живут лебеди около 40 лет (по птичьим меркам это немало). Если лебедь находит свою вторую половинку (лебёдку, лебёдушку), то он остается ей верен всю свою жизнь, т.к. по своей природе эти птицы – однолюбы. После гибели партнёра другой не создаёт новую семью. Оставшись в одиночестве лебедь обычно тоже погибает. Ученые предполагают, что происходит это от тоски по потерянному супругу (муж, жена) . Бывали случаи, когда после смерти партнёра лебедь не в силах вынести горя, поднимается ввысь и, сложив крылья, камнем падал на землю и разбивался. Отсюда ( возможно ) появилось выражение – лебединая верность. Лебеди являются примером вечной любви и преданности. Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой и верной птицы.

Послушайте текст, который я вам подготовила:

(чтение текста учителем, у детей текст напечатан на карточке) пока закрыт!

? Лебеди

Стаи птиц неслись над морем. Птицы спешили на юг.

Однажды люди увидели на море лебедя. Он тоскливо кричал. Его лебёдушка запуталась в сетях, и рыбак унёс её. Люди попросили рыбака отпустить птицу.

Рыбак принёс лебёдку. Она с радостным криком бросилась к лебедю. Обе птицы замахали плавно крыльями и полетели над морем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наумова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ « 3 г.Балашова

Наиболее трудным для учеников начальной школы является написание изложения. Опираясь на многолетний опыт работы, хочу поделиться отработанной методикой проведения изложения, которая даёт положительные результаты.

Алгоритм работы над изложением:

1.Первичное чтение текста учителем.

3. Краткий разбор содержания текста по вопросам.

4. Чтение текста детьми самостоятельно и выделение частей.

5. Чтение текста вслух по абзацам и озоглавливание (Составление плана).

6.Сравнение с планом учителя.

7.Запись плана в тетради.

8. Составление опорного конспекта (ученики выбирают из предложений в тексте опорные слова).

9. Дополнение этих слов до полного предложения, чтобы получился рассказ.

10. Чтение текста по опорному конспекту друг другу (в парах) .

11. Анализ устного пересказа и его совершенствование (консультации одноклассниками или учителем).

12. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

13. Самостоятельное написание изложения учащимися.

14. Самооценка в листах самооценки.

15. РефлЕксия деятельности

Урок русского языка (3 класс).

Оборудование: текст изложения, опорный конспект, презентация (2 слайда: иллюстрация мухоловки, происхождение названия птицы), тетради для творческих работ, оформленная доска (число, изложение, заголовок, план, слова для орфографической подготовки).

Тип урока : урок ОНЗ (урок развития речи)

Содержательная – обучение практическим навыкам передавать близко к тексту содержание текста по коллективно составленному плану и опорному конспекту.

Деятельностная – создание условий для практического применения УУД на уроке развития речи.

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

обучающие - формировать умения составлять план изложения; передавать изложение близко к тексту;

воспитательные - воспитывать интерес к русскому языку и природе;

развивающие – развивать логическое мышление, внимание, связную речь, память, коммуникативные навыки;

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

предметные: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

метапредметные: следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; участвовать в диалоге; слушать и понимать других;

личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (2 мин.).

2) Отгадайте загадку :

-Птичка ростом с воробья. Шустрая, полезная.
Почти такой расцветки. И очень интересная.
Мушек ловит очень ловко. Эта птичка. (мухоловка). (1 слайд)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (2 мин.).

- Объясните как произошло название птицы МУХОЛОВКА? (2 слайд)

3.Постановка учебной задачи. Локализация затруднений (7 мин.).

1). Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Написание изложения по плану)

- Какова цель урока? (научиться писать изложение)

2) Знакомство с текстом.

Под окном росла молодая груша. На верхних ветвях груши построила гнездо мухоловка. В гнезде на мягком пуху лежали яйца птички.

Мухоловка часто улетала за пищей. Однажды на дереве появилась кошка. Она ползла по ветке к птичьему гнезду. Отважная мухоловка стремительно проносилась перед самым носом кошки, била её крыльями и жалобно пищала.

На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они прогнали кошку от гнезда.

4.Построение проекта выхода из затруднений (10 мин.).

1).Беседа, краткий разбор содержания по вопросам.

- Где построила гнездо мухоловка?

-Что задумала кошка?

-Расскажите, как отважные мухоловки защищали гнездо.

-Почему мухоловки названы отважными? Подберите к этому слову близкие по значению слова (смелыми, храбрыми, решительными).

2).Повторное прочтение текста самостоятельно.

-Сколько частей в тексте? (3).

3). Чтение текста вслух по абзацам и озоглавливание (Составление плана).

- Прочитайте 1 часть . Озоглавьте.

- Прочитайте 2 часть . Озоглавьте.

- Прочитайте 3 часть . Озоглавьте.

4).-Сравните с моим планом. Запишите: Число. Изложение. Заголовок. План.

1.Гнездо на груше. (3 предл.)

2.Кошка ползёт к гнезду.(4 предл.)

3.Мухоловки победили (2 предл.)

5). Практическая работа с текстом. Составление опорного конспекта.

-Выбираем из предложений опорные слова и подчёркиваем их.

(росла, построила, лежали, улетала, появилась, ползла, била и пищала, поспешила, прогнали).

-Перед вами опорный конспект с этими словами.

____________________била и пищала________________________

-Дополните эти слова до полного предложения.

- Отметьте красную строку

5.Первичное закрепление во внешней речи (3 мин.).

1).-Чтение текста по опорному конспекту друг другу (в парах) .

2).Анализ устного пересказа и его совершенствование (коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов).

3).Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

-Проведём орфографическую подготовку. Объясните написание пропущенных букв в словах: м___л___дая, в___твях, гн___здо, л___жали, п___лзла, прон___силась, посп___ш___ла, пищ___ла, ветвях груш___, ч___сто.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (10-14 мин.).

1).Самостоятельное написание изложения учащимися.

2. Оказание индивидуальной помощи.

7. Включение в систему знаний и повторение (1 мин.).

-Какие орфограммы встретились в тексте (безударные гласные, сочетания ШИ, ЩА,ЧА, правописание приставок).

-Оцените себя в листах самооценки (были ли ошибки, какую отметку себе ставите).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Организовать работу по осмысленному чтению текста, восстановлению последовательности событий в нём, изложению содержания текста по коллективно составленному плану.

Русский язык 3 класс

Урок 66 (77) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема урока: «Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану по рассказу

Цель Совершенствовать умения составлять текст из деформированных частей; организовать работу по осмысленному чтению текста, восстановлению последовательности событий в нём, изложению содержания текста по самостоятельно составленному плану. Создать условия для определения темы и основной мысли текста повествования с помощью ключевых слов и подбора заголовка к тексту. Организовать работу учащихся в малых группах (в парах). Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с частями текста, таблицей для составления плана и вопросов). Провести орфографическую подготовку, опираясь на знания учащихся, посредством мыслительных операций – анализа и синтеза. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной форме.

Тип урока Развитие речи.

Технологии Групповая технология, технология уровневой дифференциации, компьютерные (новые информационные) технологии

Планируемые образовательные результаты

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять тему и главную мысль текста;

развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану; выбирать опорные слова для восстановления по ним содержания микротем, записывать текст; развивать умение писать приставки в словах и предлоги со словами; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения иному мнению, принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие свмостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе а информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учится):

Познавательные: общеучебные — самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические — сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения. умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика — партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная и работа в парах.

Образовательные ресурсы

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Работа по теме урока

Мотивация. Отгадай загадку. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

- Что вы знаете о скворцах?

Скворец – один из самых первых вестников весны.

Внешне его можно спутать с черным дроздом. Основным отличием является черное с металлическим отливом оперение в мелкую белую крапинку, словно птицу обсыпали манной крупой. Песню скворца трудно назвать песней: это скорее какое-то щебетание, бормотание с подвизгиванием и трещащими звуками.

Скворец обладает изумительным талантом подражания. Самое же замечательное то, что среди этого говорка и посвистов время от времени раздаются пение множества самых разных птиц, голоса животных и другие звуки, слышанные им когда-либо.

2. Знакомство с текстом. Установка связи между частями текста Упр. 278 (с. 140).

- Прочитайте текст.

- Что вы заметили? Можно ли назвать то, что вы прочитали, текстом? Почему? Что надо сделать, чтобы составить текст?

- Составьте текст. О чём этот текст?

- Назовите тип текста. Докажите.

- Что с ним случилось? Как он себя чувствовал?

- Что услышал музыкант?

- Как вёл себя Лёва?

- Пользуясь памяткой 7 на с. 147, составьте план и подготовь­тесь к изложению.

3. Восстановление последовательности событий.

- Где произошли события?

- Кто зашел в павильон?

-Кто по профессии пианист?

-Что стал делать пианист?

-Что он услышал и чему удивился?

-Что означает выражение: вокруг не было ни души?

-Что услышал музыкант, когда заиграл снова?

-Как вел себя Лева, когда стихла музыка?

-Как можно озаглавить текст?

Физкультминутка.

IV. Работа над текстом.

1. Составление плана изложения

Слайд11. Вопросы на слайдах.

1 часть: - Где жил скворец? -Как его звали? -Что он умел делать?

2 часть: -Куда привезли Лёву? -Как он там себя вёл?

3 часть: -Кто зашёл в павильон? -Что он стал делать? -Что удивило музыканта?

4 часть: -Что делал Лёва, когда смолкла музыка?

1.Скворец Лёва.

2. На телестудии.

3. Музыканту кто-то подпевает.

4. Музыкант Лева.

2. Работа с текстом. Найдите и прочитайте слова на все изученные орфограммы.

Прочитайте слова, на правописание которых нужно обратить внимание.

Слова для справок: зоопарке, песенки, телестудию, забился, пианист, подпевают, нежный голос, слова.

3. Гимнастика для глаз.

Птичка полетела вверх,

Птичка улетела вправо,

Птичка улетела влево,

И спряталась на полу.

(дети поднимают глаза вверх)

(смотрят вправо)

(смотрят влево)

Смотрят вниз)

VI. Перечитывание текста. (2 раз пересказывают)

Пересказ текста: работа в парах (сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем наоборот).

-Прочитайте текст ещё раз, подготовьтесь к его записи.

VII. Запись текста изложения

VIII. Проверка. Самопроверка

IX. Итог урока. Рефлексия

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел….

Домашнее задание

Записать десять слов с приставками. Составить и записать предложение с любым из них.

Цель работы: формирование умения последовательно излагать содержание текста, опираясь на вопросы, коллективно составленный план, опорные слова.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебной задачей; контролировать процесс и результаты своей деятельности; оценивать свою работу.
Познавательные: формирование умения связно излагать текст по заданной теме; выделять смысловые части, озаглавливать их, составлять план текста, передавать содержание близко к тексту.
Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, редактировать текст.
Личностные: формировать положительное отношение к учению, создавать условия для воспитания любви к природе, делать выводы.



Читайте также: