Психолого педагогическая характеристика слепых детей кратко

Обновлено: 02.07.2024

1.1 Нарушение преломляющей способности глаза (рефракции).

1.2 Ретинопатия (поражение сетчатки глаза).

1.3 Атрофия зрительного нерва.

В коррекционное учреждение 3 вида принимаются слепые дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже); с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний патологии зрения, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение 4 вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амбилиопией (отсутствие зрения на один глаз), имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения.

Задачами данных учреждений является обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии, формирование компенсаторных навыков (за счет сохранных анализаторов), обеспечение социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное обучение слепых и слабовидящих детей.

В учреждении 3 вида принимаются дети 6-7 лет, 4 вида – 7 лет. Наполняемость класса – учреждения 3 вида – до 8 человек, 4 вида – до 12 человек.

При этом выделяют три ступени обучения:

1. Начальное общее образование (3 – 4-5 лет; 4 – 4года).

2. Основное общее образование (3 – 5-6 лет; 4 – 6 лет).

3. Среднее общее образование (3-4 – 2года).

На первой ступени образования выявляются индивидуальные возможности детей, вырабатываются приемы самоконтроля и самопроверки, социально- бытовой ориентировки, восполняются недостатки школьных знаний об окружающем мире. На второй ступени, одновременно с общеобразовательной подготовкой, обеспечивается обучение ориентировке, общению, проводится социальная реабилитация, адаптация и интеграция в среде зрячих. Третья ступень обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, сознательное и активное включение воспитанников в жизнь общества.

Особенностью обучения является использование оптических средств коррекции зрения с учетом структуры зрительного дефекта, степени нарушения зрения. Обучение базируется на использование осязательного и зрительно-осязательного восприятия, системы Брайля. Применяются специальные тифлоприборы, нестандартный дидактический материал. С целью компенсации проводят коррекционные занятия по развитию осязательного и зрительного восприятия речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике.

Слепые дети характеризуются или полным отсутствием зрительных ощущений или наличием светоощущения или остаточного зрения (не более 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). При этом слепота рассматривается как двухсторонняя неизлечимая потеря зрения.

Выделяют две степени потери зрения:

1. Абсолютная слепота (полностью отсутствуют зрительные ощущения).

2. Практическая слепота (сохраняются светоощущение или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, цвета предметов непосредственно перед глазами).

Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Причем зависимости от времени наступления слепоты выделяют: слепорожденных и ослепших (лишившихся зрения после рождения).

1. Слепорожденные дети

1) Отсутствие возможности визуально воспринимать объекты, ориентироваться в пространстве, обедняет их чувственный опыт, нарушает формирование сенсорных и интеллектуальных функций. Это в целом, замедляет развитие образного мышления.

2) Ориентировочная реакция на звук является основным фактором их ориентировки в окружающем мире.

3) Затрудняется формирование двигательных навыков. Закрепление негативных эмоций, связанных с неудачами в обучении ходьбе, вызывают ограничения двигательных функций.




4) На фоне нормального развития ВПФ (внимания, логического мышления, речи, памяти) отмечается нарушение накопления конкретных представлений, понятий, в отличие от отвлеченных аналогов.

5) Имеются эмоционально-волевые расстройства в виде неуверенности, повышенной тревожности, пассивности, склонности к самоизоляции а, в ряде случаев возникает повышенная возбудимость и агрессивность.

2. Ослепшие дети (семинар)

Чем позже ребенок потерял зрение и чем больший обьем прежних зрительных представлений в его памяти, тем легче воссоздается образ предмета или явления па основе словесных описаний и лучше достигается психологическая компенсация.

Коррекционное учреждение 3-4 видов

Классификация нарушений зрения

1. Клиническая (по уровню поражения).

1.1 Нарушение преломляющей способности глаза (рефракции).

1.2 Ретинопатия (поражение сетчатки глаза).

1.3 Атрофия зрительного нерва.

В коррекционное учреждение 3 вида принимаются слепые дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже); с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний патологии зрения, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение 4 вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амбилиопией (отсутствие зрения на один глаз), имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения.

Задачами данных учреждений является обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии, формирование компенсаторных навыков (за счет сохранных анализаторов), обеспечение социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное обучение слепых и слабовидящих детей.

В учреждении 3 вида принимаются дети 6-7 лет, 4 вида – 7 лет. Наполняемость класса – учреждения 3 вида – до 8 человек, 4 вида – до 12 человек.

При этом выделяют три ступени обучения:

1. Начальное общее образование (3 – 4-5 лет; 4 – 4года).

2. Основное общее образование (3 – 5-6 лет; 4 – 6 лет).

3. Среднее общее образование (3-4 – 2года).

На первой ступени образования выявляются индивидуальные возможности детей, вырабатываются приемы самоконтроля и самопроверки, социально- бытовой ориентировки, восполняются недостатки школьных знаний об окружающем мире. На второй ступени, одновременно с общеобразовательной подготовкой, обеспечивается обучение ориентировке, общению, проводится социальная реабилитация, адаптация и интеграция в среде зрячих. Третья ступень обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, сознательное и активное включение воспитанников в жизнь общества.

Особенностью обучения является использование оптических средств коррекции зрения с учетом структуры зрительного дефекта, степени нарушения зрения. Обучение базируется на использование осязательного и зрительно-осязательного восприятия, системы Брайля. Применяются специальные тифлоприборы, нестандартный дидактический материал. С целью компенсации проводят коррекционные занятия по развитию осязательного и зрительного восприятия речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике.

Слепые дети характеризуются или полным отсутствием зрительных ощущений или наличием светоощущения или остаточного зрения (не более 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков). При этом слепота рассматривается как двухсторонняя неизлечимая потеря зрения.

Выделяют две степени потери зрения:

1. Абсолютная слепота (полностью отсутствуют зрительные ощущения).

2. Практическая слепота (сохраняются светоощущение или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, цвета предметов непосредственно перед глазами).

Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Причем зависимости от времени наступления слепоты выделяют: слепорожденных и ослепших (лишившихся зрения после рождения).

1. Слепорожденные дети

1) Отсутствие возможности визуально воспринимать объекты, ориентироваться в пространстве, обедняет их чувственный опыт, нарушает формирование сенсорных и интеллектуальных функций. Это в целом, замедляет развитие образного мышления.

2) Ориентировочная реакция на звук является основным фактором их ориентировки в окружающем мире.

3) Затрудняется формирование двигательных навыков. Закрепление негативных эмоций, связанных с неудачами в обучении ходьбе, вызывают ограничения двигательных функций.

4) На фоне нормального развития ВПФ (внимания, логического мышления, речи, памяти) отмечается нарушение накопления конкретных представлений, понятий, в отличие от отвлеченных аналогов.

5) Имеются эмоционально-волевые расстройства в виде неуверенности, повышенной тревожности, пассивности, склонности к самоизоляции а, в ряде случаев возникает повышенная возбудимость и агрессивность.

2. Ослепшие дети (семинар)

Чем позже ребенок потерял зрение и чем больший обьем прежних зрительных представлений в его памяти, тем легче воссоздается образ предмета или явления па основе словесных описаний и лучше достигается психологическая компенсация.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классификация зрительных нарушений…………………………………. 5

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и их особенности . …………….6

Профилактика нарушения зрения у школьников………………………11

Список использованной литературы. 14

Почему в школу принимают с 7 лет? Каждый из нас когда-то задавал этот вопрос. Именно к этому возрасту у маленького человека формируется абстрактное мышление, необходимое для оперирования числами и усвоения правил грамматики, рефракция приближается к эмметропической, что означает одинаково хорошее зрение при чтении книги и с доски, развиваются мелкие мышцы пальцев рук, вовлекаемые в процесс письма. Ребенок готов к усвоению колоссального объема знаний и умений.

Большая часть информации в процессе обучения воспринимается посредством зрения. И качество зрения в немалой степени влияет на успеваемость.

Слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

Целью данной работы является — психолого-педагогически изучить школьников с нарушением зрения.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей с нарушением зрения;

2. Дать анализ познавательной деятельности детей с нарушением зрения;

3. Проанализировать причины и виды нарушений зрения у детей;

Чтобы понять, какие дети относятся к этой категории, нужно знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение. Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.

Зрительное нарушение – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.

Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности. [3, 42]

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Объектом исследования является незрячий (слепой), слабовидящий ребенок, а также ребенок с амблиопией и косоглазием.

2. Классификация зрительных нарушений.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

-слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),

-слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2),

-дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)

Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций, остроты зрения и поля зрения. Международная классификация зрительных нарушений определяет, при каком уровне остроты зрения и при каких размерах поля зрения эти нарушения могут быть признаны слабыми, умеренными, сильными или могут рассматриваться уже как слепота. Следовательно, эта классификация отнюдь не список диагнозов, упоминание о конкретных диагнозах вообще отсутствует. [6,33]

Недостатками упомянутой выше классификации зрительных нарушений является, во-первых, использование только двух зрительных сенсорных функций (а на практике в большинстве случаев оценивается лишь одна функция, острота зрения), тогда как низкий уровень других зрительных или глазодвигательных функций тоже может привести к существенному ограничению использования зрения.

Во-вторых, данная классификация разработана для взрослых работающих людей с учетом тех задач, в которых используется зрение: коммуникация, ориентация в пространстве и перемещения в нем, активность в повседневной жизни и работа на близком расстоянии. Эта классификация неприложима к детям дошкольного возраста, так как она не учитывает развитие зрительных функций, которое у детей этого возраста происходит быстро, и возрастные нормы остроты зрения и поля зрения, несовпадающие с нормами для взрослых (эти вопросы еще и недостаточно хорошо исследованы).

3.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и их особенности

Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

Объектом исследования является незрячий (слепой), слабовидящий ребенок, а также ребенок с амблиопией и косоглазием.

Анализ контингента детей с нарушениями зрения показывает, что его изменения имеют несколько тенденций, или направлений.

Первая тенденция - существенное увеличение детей, имеющих остаточное зрение (до 90%): лишь 3 - 4% детей тотально слепые, 7% - со светоощущением, 10 % - с визусом выше 0,06.[6, 10]

Вторая тенденция - увеличение числа сложных комплексных зрительных заболеваний. Только в отдельных случаях имеются нарушения зрения, характеризующиеся единичным поражением зрительных функций. Материалы исследований дошкольников показывают, что у большинства из них имеется по два-три различных глазных заболевания, что свидетельствует о дальнейшем росте этой категории детей.

Третьей тенденцией является увеличение числа дефектов, сопутствующих зрительному заболеванию, и среди них - связанных с нарушениями деятельности центральной нервной системы (ЦНС).[6, стр.11]

Так, зрительные нарушения у детей дошкольного возраста в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями детского церебрального паралича (ДЦП), задержками психического развития, олигофренией в стадии дебильности, остаточными явлениями органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, неврозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первичными нарушениями: речи, двигательной сферы.

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидения и в 88 % случаев слепоты эти недостатки имеют врожденный характер, более чем в 30 % случаев они имеют наследственные формы.

В исследованиях Л. И. Кирилловой отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока:

- врожденный анофтальм, микрофтальм;

- заболевания роговой оболочки - дистрофии роговицы;

- наследственная патология сосудистой оболочки - аниридия, колобома сосудистой оболочки;

- врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения);

-отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия. [6, 46]

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, - патологического течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи.

В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи - в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский).

Л. С. Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное, и как следствие - к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т. д. нарушений психической деятельности. Им также была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с аномалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях, проявляющихся в разных формах в зависимости от типа аномалии. В. И. Лубовский и Ж. И. Шиф показали, что наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию, получаемую детьми от внешнего мира.[1, 68]

Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т. д. Значительные изменения происходят в физическом развитии - нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.

Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.[4, 66]

Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.

Таким образом, дефект представляет собой физический или психологический недостаток, который влечет за собой отклонения от нормального развития. Врожденные и приобретенные дефекты относятся к первичным соматическим дефектам, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые в свою очередь оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов. Следовательно, можно сделать вывод о наличии сложных структурных и функциональных связей между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики. Любой дефект, следствием которого явилось нарушение нормального развития, приводит к автоматическому включению компенсаторных функций организма. В контексте слепоты и слабовидения, компенсацию следует рассматривать как явление биосоциальное, т. е. синтез действия биологических и социальных факторов. Особенно существенно дефект зрительных функций сказывается на фундаментальном свойстве отражательной функции человека - активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности, на слабовидящего или незрячего человека. Однако, анализируя научные исследования Л. С. Выготского, а также тифлопедагогический опыт других специалистов, мы приходим к выводу о том, что, реализуя обходные пути культурного развития незрячего ребенка, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно минимизировать действие неблагоприятных факторов на развитие психики такого ребенка.

Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.

4. Профилактика нарушения зрения у школьников

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхность столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно нужно учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо периодически пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно напоминать родителям об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе понижение зрительных функций. Тогда как 1 час отдыха значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Рекомендуется после двухчасовых непрерывных занятий устраивать 10-20-минутные перерывы.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка.

Но все, же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим школьникам.

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития, как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания, как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

Список используемой литературы:

1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.

3. Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. Дефектология. - 1998.

4. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.

5. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.

6. Ермолович З. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. - Л.: Педагогика, 1979. - С.87-95.

7. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

8. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.

9. Литвак А. Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика. Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 42 млн. слепых и более 110 млн. слабовидящих. В последние годы имеет место мировая тенденция увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них потерял зрение в детском возрасте.

Зрительный дефект - это биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения. То есть нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей. В зависимости от степени нарушения зрительной функции людей можно разделить на слепых и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих.

По степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):

I. Слепые дети. К категории слепых (незрячих) относятся:

*тотально слепые или дети с абсолютной слепотой (полностью отсутствуют зрительные ощущения, что детерминирует неспособность отличить свет от тьмы, ориентироваться во времени суток);

*дети со светоощущением (имеют место только зрительные ощущения, что, с одной стороны, обусловливает наличие способности воспринимать свет, с другой - не позволяет данной группе учащихся воспринимать величину, форму, цвет объекта, степень его удаленности);

*дети с остаточным зрением или с практической слепотой (острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции, что позволяет данной группе лиц воспринимать свет, цвет, контуры, силуэты предметов и объектов, степень их удаленности);

*дети с прогредиентными заболеваниями с сужением поля зрения (до 10-15 °) с остротой зрения до 0,08.

В познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

*слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

*ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания). Если не активизировать сохранившиеся у ослепших зрительные образы, то произойдет постепенное их стирание.

II. Слабовидящие дети. В категорию слабовидящих входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0,05 до 0,4 на лучшем или единственном глазу в условиях оптической коррекции. У данной категории людей нарушение остроты зрения часто сочетается с нарушениями периферического зрения (сужение поля зрения до 35 °) или (и) цветоощущения.

В качестве основной характеристики зрительных возможностей слабовидящих выступает, с одной стороны, сочетание нескольких глазных заболеваний, с другой - возникновение на фоне первичной зрительной патологии различных осложнений (амблиопия, нистагм, косоглазие, отслойка сетчатки, смещение хрусталика, повышение внутриглазного давления и др.).

Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

III. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой.

В последние годы в категорию детей с нарушениями зрения, нуждающихся в специальном сопровождении, наряду со слепыми и слабовидящими, включены дети, имеющие: амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины); миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость), астигматизм (снижение преломляющей оптической системы глаза); косоглазие (нарушение содружественного движения глаз)

Необходимость изучения и оказания тифлопедагогической помощи таким детям вызвана тем, что в образовательном процессе они испытывают значительные трудности, связные со снижением остроты зрения, нарушениями зрительно- моторной координации, бинокулярного зрения.

Негативное влияние на познавательную и учебную деятельность таких детей оказывает, прежде всего, снижение остроты зрения. Трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей, а также недостаточная способность различения линейных и угловых величин приводят к трудностям узнавания предметов и их изображений, смешению сходных по форме изображений и предметов. Это снижает скорость и точность восприятия, негативно отражается на формировании как предметных, так и пространственных представлений. В учебном процессе они испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетради, обозначений и рисунков, имеющих место в учебниках и учебных пособиях.

Кроме снижения остроты зрения у многих из них имеет место нарушение бинокулярного зрения, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, и проявляется в трудностях выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами и т. п.

Вместе с тем, вследствие часто возникающих нарушений зрительно-моторной координации, у детей значительно снижается скорость и качество выполнения видов работ, в основе которых лежит зрительное восприятие.

Частые ситуации неуспеха могут стать причиной заниженной самооценки у такого ребенка, снизить положительную мотивацию к учебной деятельности и могут явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.

Нарушение зрения (слепота, слабовидение) приводит к нарушению социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.).

Ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной ориентировки ограничивают свободу незрячего человека в передвижении, ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно-материальной среды, в овладении тонкостями межличностных отношений. Человек с нарушением зрения не в состоянии самостоятельно обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика), и особенно спонтанным путем через естественное наблюдение и подражание, как это имеет место у зрячих.

Характерной чертой, объединяющей всех детей с нарушением зрения, является чувство неуверенности. Дети не уверены в своих возможностях и ограничениях. При этом излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у ребенка самостоятельности.

Деятельность ребенка нормально видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Нарушения зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты личности, их компенсация рассматривается, как процесс перестройки психики и адаптации к новым условиям жизни.

Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия, знание которых является необходимым условием не только профильных специалистов, но и любого взрослого, взаимодействующего с такой категорией детей.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие человека о важных свойствах предметов и явлений. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль в деятельности которых принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует развитию внимания, отрицательно сказывается на его объёме, устойчивости, концентрации.

В тоже время однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепых чувственными данными, лица с глубокими нарушениями зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности. Благодаря речи слепые контактируют с окружающими людьми, ориентируются в обществе. Недостатки произношения ограничивают круг общения детей с патологией зрения, что тормозит формирование ряда качеств личности или ведёт к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм и др.).

Речь слепых при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, педагогов и воспитателей развивается до нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности.

Утраченные зрительные функции замещаются большей частью деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. Это касается только слепых. У слабовидящих ведущим видом ощущений остаётся зрение.

При выпадении функций зрительного анализатора получает компенсаторную функцию вибрационная чувствительность, которая проявляется в сфере пространственной ориентировки слепых. Они способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета, повышенную способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Данные ощущения развиваются и совершенствуются в процессе познавательной деятельности, ориентации в окружающем пространстве, в быту. Значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки в связи с выключением зрительного контроля над положением тела в пространстве.

Осязание компенсирует познавательные и контролирующие функции деятельности слепых. Конечно, полное возмещение утраченных функций невозможно. Осязание даёт слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие с окружающей средой, а культура осязания является одним из основных средств компенсации слепоты.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Замедленное развитие процесса запоминания у слепых и слабовидящих имеет вторичный характер. Это объясняется недостатком наглядно-действенного опыта, несовершенством методов обучения таких детей. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду.

Мыслительная деятельность слепых подчиняется в своём развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих.

Ослепшие на основе сохранившихся зрительных представлений могут создавать новые яркие образы воображения, а наличие остаточного зрения расширяет возможности в этом виде психической деятельности.

Характерной при слепоте и слабовидении является замедленность формирования основных свойств восприятия:

*активности, на которую влияет отставание в развитии двигательной сферы в целом, а также в формировании установочных и обследующих движений, снижении активности отражательной деятельности;

*избирательности, что выражается в сужении круга интересов, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, что, обусловливая снижение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, негативно сказывается на формировании представлений и понятий;

*предметности, что проявляется в отражении лишь отдельных признаков предметов (как при использовании остаточного зрения, так и в процессе осязания), исследовательские действия не имеют планомерного и целенаправленного характера;

*осмысленности и обобщенности, что проявляется в возникновении трудностей при установлении связей между словом и предметом, словом и действием; при установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, выделении существенных признаков и т. п., что, в свою очередь, детерминировано недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого;

*апперцепции (осознанности, осмысленности), что проявляется в значительном ее ослаблении, возникающем из-за бедности опыта, имеющего место у лиц с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими;

*константности, что выражается в значительном ее снижении и возникает в силу сокращения у данной категории людей зоны константного восприятия.

Кроме того, слепота и слабовидение нарушают одновременность и дистантность зрительного восприятия.

Вместе с тем, у слепых и слабовидящих возникают специфические особенности общения (вербализм, формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.), психофизического развития (отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.). Кроме того, у лиц с нарушениями зрения имеет место своеобразие эмоционально-волевой сферы (М. И. Земцова, А.И. Зотов, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.). Между нарушениями двигательной активности и своеобразием эмоционально-волевой сферы исследователями отмечена определенная взаимосвязь: дети, перенесшие заболевания центральной нервной системы, нередко имеют нарушения в поведении и работоспособности. Часто у них отмечается раздражительность, плаксивость, склонность к аффектам. Нарушение работоспособности может выражаться в неустойчивости внимания, снижении выполнения объема задания, появлении ошибок, небрежности. При активизации волевых усилий, стимулировании интереса к выполнению задания эти проявления возможно преодолеть.

Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих детей конкретных специфических трудностей в учебно-познавательной деятельности, которые и определяют особые образовательные потребности учащихся этой категории. Следствием недостаточности зрения или слепоты является отставание в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии.

Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих детей создают потребность в формировании адекватных зрительных образов. Важной специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.

Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, плохое запоминание учащимися букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв обуславливают специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами.

Трудности в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), полное или частичное выпадение такого компонента как зрительная память у детей с нарушениями зрения формируют у них потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы. Существует особая потребность учащихся с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно, на основе зрительного восприятия. также существует потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.

В связи с этим перед инклюзивной школой, в которой обучаются слепые и/или слабовидящие дети, встает необходимость решения, наряду с общими, специальных задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии. В условиях адекватно созданной специальной образовательной среды в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения появляется возможность реализовать следующие необходимые функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, офтальмо-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную.

В период школьного инклюзивного обучения дети с нарушениями зрения не только получают общеобразовательную подготовку, но и проходят адаптацию к жизни и труду в контакте со зрячими людьми. Это позволяет накопить им определенный социальный и коммуникативный опыт, преодолеть страх перед общением со зрячими, сформировать большую уверенность в пространственной ориентации и передвижении, сформировать адекватное представление о себе, своих способностях и возможностях, повысить свой социальный статус.

При включении ребенка с нарушением зрения в инклюзивное образовательное пространство крайне важен учет его психофизиологических особенностей и медицинских показаний и противопоказаний, сформулированных в рекомендациях ПМПК в индивидуальной программе комплексной реабилитации.

При создании специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной организации для любой категории лиц с ограниченными возможностями учитываются как общие для всех людей с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, свойственные только детям с нарушениями зрения.

Таким образом, определение и изучение психики слепых и её особенностей, правильная организация процесса обучения дает возможность создать условия для обеспечения качественной подготовки слепых и слабовидящих к профессиональной деятельности. В истории достаточно примеров, подтверждающих тот факт, что включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства является перспективным, эффективным и экономически выгодным. Активное участие человека со зрительной депривацией в трудовой деятельности позволяет ощутить себя полноценным членом общества, создаёт условия для формирования самостоятельной, конкурентно способной, разносторонне развитой личности, открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране.

Больным детям жизненно необходимы разносторонняя помощь и поддержка. Так, дети с косоглазием и амблиопией нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи с учетом своеобразия их развития.

Охарактеризуем направления развития в возрастном периоде 3-7 лет.

Двигательная сфера

Особенностями физического развития слабовидящих детей выступают:

недостаточный уровень физического развития – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным показателям, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы, низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости;

бедный двигательный опыт (гиподинамия, малый запас двигательных умений и навыков, своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание невозможно, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа, неточность, трудности освоения игр большой подвижности; трудности формирования навыков правильной ходьбы; выраженное снижение умений и навыков пространственной ориентировки.

У некоторых слепых детей наблюдается неуверенность ходьбы, передвижение путем приставления одной ноги к другой. Хождение мелкими шагами, упор на пятки, неумение переносить вес тела с пяток на носки.

Эмоции

Отсутствие зрения, сужает сферу чувственного познания ребенка, что в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышления, ставит серьезные преграды на пути развития эмоционально-волевой сферы дошкольника. Именно поэтому у слепых дошкольников, часто наблюдается отсутствие любознательности, замкнутость, бедность эмоциональных переживаний.

Познавательная деятельность (ВПФ)

Восприятие: нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых детей. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушении цветоощущения, сужении поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих по степени полноты, точности и скорости отображения. Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03—0,02 и ниже) и тотальной слепоте, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия.

Память: роль памяти, и в особенности процессов запоминания и сохранения, при дефектах зрения различной тяжести особенно велика. Это объясняется тем, что слепые и слабовидящие должны запоминать многое из того, что не обязательно запоминать лицам с нормальным зрением. Однако исследования памяти слепых и слабовидящих детей показали пониженную продуктивность запоминания материалов. Также можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти. Наиболее продуктивно слепые и слабовидящие запоминают начало материала, что объясняется их повышенной утомляемостью.

И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

Воображение: воображение имеет для слепых такое же значение, как и для нормально видящих. Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т. е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями.

Речь: поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также структурой при слепоте происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержания лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Усвоение речи ребенком, родившимся слепым или потерявшим зрение до появления речи, протекает затрудненно, своеобразно и искаженно. Среди разновидностей косноязычия наблюдаются: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм — неправильное произношение звука л (замена его звуками у или в); ротацизм — недостатки произношения звука р.

Деятельность (манипулятивная, предметная, игровая, учебная, общение, трудовая и др.)

У лиц с глубокими нарушениями зрения наблюдается стойкое снижение (или недоразвитие) активности. Наиболее ярко снижение активности проявляется в преддошкольном и дошкольном возрасте.

Игровая деятельность слепого ребенка обеспечивает развитие такого важного компонента в системе компенсации слепоты, как возможность представления и сохранения образов предметного мира, умение ими оперировать в уме. В сфере развития игры слабовидящий ребенок в зависимости от состояния зрения нуждается в организации игрового поля, вовлечении в игровое пространство. Особое значение имеет вовлечение слабовидящего ребенка в социальные

ситуации, в разные виды деятельности, создании ситуации успеха, позитивного представления о себе и положительного самоощущения, также овладению умений и навыков самообслуживания.

Компенсаторная роль практической деятельности в развитии слепого ребенка дошкольного возраста состоит в том, что, основываясь на словесном подкреплении и мотивации общения, она способствует развитию основных процессов мыслительной деятельности, готовит более совершенные формы и способы решения стоящих перед ребенком задач. Анализ различных форм деятельности слепых дошкольников показал, что в каждом виде деятельности формируются различные компоненты системы компенсации слепоты.

Так, предметная деятельность обеспечивает развитие в первую очередь процессов восприятия, создания системы полноценных образов, как результат обобщенной информации, полученной при действии с предметным миром, его предметности, дифференцирование качеств воспринимаемых объектов, совершенствование перцептивных действий, с помощью которых осуществляется обследование предметов и их познание.

Перцептивные действия, достигая в своем развитии более высоких уровней, опираются на усвоение детьми общепринятых и выработанных человечеством сенсорных эталонов.

Особенности кризисного периода

Первый, ранний критический период охватывает от двух до шести месяцев, второй — до семилетнего возраста, когда зрительные функции достигают уровня взрослых и третий завершается к 13 - 15 годам, когда зрительная система обеспечивает детальный анализ воспринимаемых объектов, когда завершается формирование механизмов зрительного восприятия.

Л. И. Плаксина провела ряд исследований, характеризующих представления о внешнем облике себя и близких людей у детей с амблиопией и косоглазием старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Для того чтобы выяснить степень и уровень возможности к саморегуляции необходимо в первую очередь выяснить знание ребенком себя, представление своего внешнего образа, знание возможностей своих органов чувств, которые формируются на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять. При этом здесь возможно различное отношение к своему дефекту тотально слепых и детей с нарушением зрения, у которых имеется возможность зрительно воспринимать окружающий мир и себя самого. Особенно это касается детей с амблиопией и косоглазием, с заболеваниями, которые в настоящее время могут с помощью медицинского, психологического и педагогического воздействия корригироваться, что позволяет восстанавливать или повышать их остроту зрения.

Выводы/рекомендации: Таким образом, можно утверждать, что нарушение зрения, вызывает определенные сдвиги в эмоциональной сфере: низкий уровень эмоциональности, раздражительность, при отсутствии возможности удовлетворения той или иной потребности, не изменяя в целом сущности эмоций.

При этом следует помнить, что слепота не воспринимается незрячими детьми как физический недостаток. По сведениям американского ученого Р. Резника 32,5% участвовавших в обследовании признают нарушения зрения даже как преимущество, поскольку многие из них относятся позитивно к тому, что получают достаточно высоко оцениваемое ими социальное обслуживание. 52% расценивают ее как неудобство, и лишь 7 % - как самое тяжелое и плохое испытание (см. : [Игра в тренинге…2006: 79])

Л. С. Выготский подчеркивает, что тяжесть зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех вторичных осложнениях, которые им вызваны. Данные проявления формируются под валянием неадекватных установок общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Используемые информационные источники:

3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного воспитания детей с функциональными расстройствами зрения (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного воспитания слабовидящих детей (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)

5. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного воспитания слепых (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17)

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Читайте также: