Общие задачи психолого педагогического сопровождения доу

Обновлено: 05.07.2024

Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.

При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди, животные. Жизнь ребенка не стоит на месте, он каждый день узнает, что - то новое. И для того чтобы ребенок развивался необходимо присутствие взрослого, который поможет раскрыть все тайны такого большого мира.

Работа с детьми строится по следующим направлениям:

Ø Взаимодействие с педагогами и родителями

Психодиагностика - это изучение индивидуальных особенностей лич­ности ребенка:

1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивиду­ального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;

2. Диагностика динамики изменений в психофизи­ческом, сенсорном и личностно-социальном развитии ре­бенка при реализации целостного коррекционно - разви­вающего процесса;

3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;

4. Определения сильных сторон личности, ее резервных воз­можностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.

Психодиаг­ностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.

Структура и формы:

Система психодиагностической работы строит­ся следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагности­ка уровня психического развития детей от 2 до 6 лет. На основе углубленной диагностики стро­ится коррекционно-развивающая работа.

Диагностическое обследование детей подготови­тельной группы проводится два раза в год. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность, отследить динамику в развитии, а так же оказать допол­нительную помощь дошкольникам с низким уров­нем готовности к обучению в школе.

Обязательно:
1. Обследование детей второй младшей группы (2-3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
2. Диагностика воспитанников средней группы с целью определения актуального уровня психического развития для организации и координации работы в старших группах.
3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Ø По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребен­ка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспи­татель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение зада­ний на занятиях, соблюдение режимных моментов помо­гает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно пост­роить психологическое обследование.

Диагностика осуществляется в форме плано­вой или диагностики по запросу родителей, воспи­тателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консуль­тирования родителей и воспитателей, психокоррекции, организации работы психолого-педагогического кон­силиума.

Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины

1) анализ информации, полученной в первичной беседе с роди­телями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;

2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социаль­но-бытового плана;

3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);

Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность вы­работать рекомендации для родителей и воспитателей.

Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личнос­тному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Психокоррекция это - это систематическая рабо­та с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфиче­скую помощь этим детям, а так же развивающие групповые и индивидуальные заня­тия по результатам обследования и просьбе воспитателя, родителя затрудняющегося самостоятель­но решить какую-либо обучающую проблему.

Структура и формы:

Обязательно:
1. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных, средних групп с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).

3. Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

4. Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);

5. Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);

Ø Проведение занятий с детьми других возрастных групп (по запросу родителей, педагогов).

Ø Проведение занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется. Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.

Т.к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, при­сутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, празд­никах, днях рождениях.

Взаимодействие с родителями обычно начина­ется с ознакомительной беседы при принятии ребенка в дет­ский сад. В беседе вы­являются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предпо­лагаемая степень участия в работе учреждения, устанавли­ваются партнерские, доброжелательные отношения родите­лей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игро­вой материал), площадку для прогулки и т. д. Такая демон­страция удовлетворит детское любопытство и поможет ро­дителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

4. Информирование педагогов и родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Осуществляется просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения детей, решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обуче­нии и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей и педагогов индивидуализированные программы их занятий с ребен­ком в домашних условиях;

6. Проводится работа по просьбе родителей и педагогов - индивидуальная диагностика умственного развития ребенка, его индивидуальных особенностей;

7. Обеспечивается психологическая поддержка родителям, име­ющих детей с проблемами в развитии, и поведении;

Дополнительно:
1. Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

2. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Структура и формы:

Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит инфор­мированность родителей, педагогов, повышение их психоло­го- педагогической культуры.

В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:

- возрастные особенности детей;

- условия, необходимые для полноценного психологического развития;

- готовность к школе и т. д.

Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.

В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологичес­ки благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспита­тельного процесса: детей, педагогов и родителей.

Важной профилактической процедурой в рабо­те является сопровождение периода адап­тации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полно­го анамнеза администрация и психолого- педагогическая служба информиру­ют родителей об особенностях адаптации дошколь­ников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, что­бы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привы­кания.

Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованно­сти. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.

Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной при­чиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показыва­ются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфунк­ции какого-либо компонента воспитания.


Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [1].

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2].

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

- расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

- повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса [3].

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

- профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);

- консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);

- развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);

- коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).

- просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

- организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

- систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

- осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

- Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

- Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

- Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

- Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

- сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

- разработка карт индивидуального развития дошкольников;

- разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

- разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

- организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации [3].

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.

Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

- установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;

- психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них [4].

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;

- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;

- постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;

- оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;

- снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;

- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях [3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.

2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.

3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, оказание помощи, родитель, организация работы, педагог, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог.

Сущность методического сопровождения педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного.

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик.

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Суркова Людмила Сергеевна.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей.

Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.


Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основные направления деятельности педагога-психолога: психологическое просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование.

Основные субъекты психологического сопровождения: дети, родители, педагоги.

Цель психологического сопровождения: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.

Задачи психологического сопровождения:

1)Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.

2)Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей. 3)Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе. 4)Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

Психологическое сопровождение МДОУ ЦРР д\с №16 осуществляется в рамках группы общеразвивающей направленности, а также компенсирующей направленности для детей логопедических групп от 5 до 7 лет.

Направления деятельности

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В рамках психодиагностического направления осуществляется:

Коррекционно-развивающая работа

Цель: оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации.

Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.

Дети, имеющие речевые нарушения направляются в логопедическую группу согласно с разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В данном направлении реализуется:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития познавательных способностей.
  • Проведение занятий с одаренными детьми проходит через развитие логико-математических способностей.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:

  • Консультации воспитателей по итогам психолого-педагогического мониторинга
  • Консультации воспитателей по итогам ПМПК
  • Консультации воспитателей по запросу
  • Групповые консультации воспитателей на тему эмоционального выгорания

Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года:

1)Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению

2)Индивидуальные консультации по вопросам развития детей (по запросу).

Психологическое просвещение

Цель: освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов.

Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:

  • Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
  • Психологические особенности детей с ОВЗ и формы работы с ними
  • Ознакомление педагогов с новыми формами работы
  • Адаптация детей к ДОУ
  • Готовность детей к школьному обучению

Формы работы: оформление стендового материала, разработка памяток и буклетов, выступления на родительских собраниях и семинарах, проведение консультаций.

Организация и проведение коррекционно-развивающих с детьми

Коррекционно-развивающие занятия имеют в своей основе прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Занятия в игровой форме проводятся в дневное время с октября по апрель:

  • вторая младшая группа – 3-4 раза в неделю по 15 минут
  • средняя группа -2 раза в неделю по 20 минут
  • старшая группа -1 раз в неделю по 25 минут
  • подготовительная группа -1раз в неделю по 30 минут
  • одаренные дети -1 раз в неделю по 25 минут
  • дети с ОНР старшая группа -2 раза в неделю по 25 минут
  • дети с ОНР подготовительная группа -1 раз в неделю 30 минут

Программа занятий реализуется в три этапа:

I этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, вводная диагностика готовности к школьному обучению –сентябрь

II этап: проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий –с октября по апрель

III этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, итоговая диагностика готовности к школьному обучению –апрель-май.

Основные методы проводимых занятий:

Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ

С руководителем ДОУ

6.Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Формирует содержание Психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  7. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК.
  8. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  9. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
  10. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
  1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
  5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  6. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  8. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)
  9. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

1.Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

  1. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  3. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
  4. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
  5. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

7.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

  1. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С инструктором по физической культуре

1.Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.

  1. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  2. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  3. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  4. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  5. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  6. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  7. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции.
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  4. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  5. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний.
  6. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  7. Участвует в ПМПк ДОУ

Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  2. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
  3. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  4. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

  • разорванность в требованиях;
  • решение собственных проблем педагога за счет детского коллектива;
  • неспособность детей глубоко понимать, чувствовать, переживать.

Чтобы приступить к решению этих проблем я изучила литературу: Н.В. Пилипко “Приглашение в мир общения”, “Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”, К. Фопель “Как научить детей сотрудничать”, В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”, В.Алямовская “Ясли – это серьезно”. Изучив и проанализировав литературу, пришла к выводу, пересмотреть и изменить содержание своей работы. Создала творческую группу, в которой вошли активные педагоги. Четыре года мы успешно работаем в этом направлении. Меня не может не радовать тот факт, что перестраиваются и другие сотрудники детского сада. Из собственного опыта работы я понимала, что нельзя заниматься сопровождением детей и быть изолированным от семей воспитанников. Поэтому я задумалась о том, как мне приобщить родителей? Простое агитирование и “созывание” не поможет. И тогда я решила расширить свое поле деятельности.

Четко определила цель и задачи.

Цель: Способствовать созданию благоприятных условий для взаимодействия ребенка и взрослого.

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Для того, чтобы детям было уютно, комфортно, я разработала собственную структуру ведения занятий, подобрала, систематизировала серию игр, упражнений. В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Они оказывают благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, робких, застенчивых детей.

Так, например, Маша С. Испытывала трудности в общении, была замкнута, робка, неуверенна, не могла обратиться к сверстникам, не умела поддержать разговор. В процессе организованного взаимодействия со сверстниками у Маши нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры помогли. Маше самореализоваться, самораскрыться. Через год она играла в спектаклях ведущие роли.

Паша Л. – агрессивный, не контролировал свои поступки, эмоции. Проигрывая созданные ситуации, Паша учился принимать решения сам. У него чаще стали проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. На следующим этапе взаимодействия мальчика со сверстниками, более широко проявилось дружелюбие, так как в играх ему приходилось делать добрые поступки.

Дима Н. – интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы были в особенностях поведения ребенка. Он никогда громко не смеялся, играл только там, где не было других людей. После продолжительного времени занятий в состоянии мальчика отметила положительную динамику: у Димы появился интерес к совместной игре, умение работать сообща, улучшилось взаимодействие “ребенок – взрослый”, улучшилась речь, слуховое внимание. У него появился эмоциональный тонус. Он впервые громко засмеялся во время игры.

Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог. Хочу с уверенностью сказать, что я создаю максимальные условия для самореализации, самораскрытия, не только личностных, но интеллектуальных, творческих возможностей детей.

Определенным навыкам ребенок обязательно научиться. А вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить – этому обучиться сложнее; когда сформированы подобные умения, в учебной деятельности ребенок также становиться успешнее, активнее развиваются познавательные психические процессы, ярче результат.

Способствуя созданию наиболее благоприятных условий развивающей среды, я обращаю особое внимание на тесное сотрудничество с педагогами.

С активной группой коллег я провела ряд теоретических семинаров, где обсуждались вопросы по данной проблеме. В результате обсуждения мы пришли к единому мнению: очень важно обеспечить как объективные, так и субъективные предпосылки для создания эмоционального благополучия и комфорта.

  • весь практический материал располагать на доступных для детей местах, стимулируя их свободную деятельность;
  • центры развития использовать гибко, так чтобы дети могли самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями.
  • уметь выделить личностные качества ребенка и, ориентируясь на них, сопровождать воспитательно-образовательный процесс;
  • уметь сотрудничать с другими членами коллектива

Анализируя работу теоретических семинаров, я разработала схему взаимодействия всех педагогов детского сада.

Итогом деятельности активной группы является создание модели психолого – педагогического сопровождения и разработка схемы личностно – ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.

Переработка, обсуждение карт индивидуального развития ребенка, которые используем на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Он проходит два раза в год. Основная задача консилиума – наметить маршрут индивидуального развития детей, и помочь пройти его.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Проводимые занятия в форме психологического тренинга дали возможность развить у педагогов эмптатию, т.е. способность понимать состояние другого человека, мысленно ставить себя на его место и собственно действовать, самореализовываться, самораскрываться. Тренинг “Познай себя”/. В одном из упражнений “Какой я” участники говорили о личностных качеств друг друга. Один педагог услышал некоторые прямые высказывания в свой адрес. Она приняла их без излишних обид, но после этого у педагога произошли некоторые изменения не только во взаимоотношениях с педагогами, но и в отношении с детским коллективом.

Педагог с высоким интеллектуальным уровнем, с широким кругозором, внедряющий инновационные технологии, испытывала трудности в тренинговых играх. На нескольких занятиях я предложила ей быть наблюдателем а затем она стала участником. Проблема ее была в неумении устанавливать контакт с другими людьми. Через некоторое время педагог высказала свое мнение: “Ни за что не поверила бы, что тренинг может так сблизить”.

Таким образом, вся работа способствовала созданию профессиональной общности педагогов, ориентировала на дальнейшее развитие социального партнерства, сотрудничества, и тесного взаимодействия педагогов друг с другом, например, в практике театральной студии.

Мною были даны рекомендации по индивидуальному подходу к каждому ребенку, участвующему в спектакле, на основе изучения личностных особенностей. Руководитель театральной студии чутко и внимательно прислушалась к моим советам при распределении ролей и отработке их содержания. Воспитатель этой группы оказывала эмоциональную поддержку. Актеры чувствовали общую доброжелательную атмосферу.

Организованная и систематическая работа с педагогами дала возможность ближе понимать внутренний мир ребенка и его проблемы

Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения я выяснила, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Я понимала, что моя работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

Возникли новые формы работы с родителями: семинары, тренинги, индивидуальные консультации, совместные практические занятия, конференции, клуб “Молодая семья”, адаптационная группа “Мать и дитя” и т.д.

Наиболее продуктивны в этом плене практические занятия совместно с родителями. Хорошо зарекомендовал себя семейный клуб “Молодая семья”, где я являюсь руководителем. Вот уже пять лет он плодотворно работает. Это не просто лектории для родителей, интересующихся воспитанием своих детей, – это заинтересованный диалог двух сторон.

Потребность в психолого-педагогических знаниях велика, будь то молодые родители, которые привели к нам своего первенца, или родители со стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”, “Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д., мы решаем те проблемы и находим ответы на те вопросы, которые в данный момент злободневны и значимы для родителей. Заинтересованность родителей в судьбе ребенка и детского сада позволила нам обсуждать совместную деятельность, вносить коррективы, оценивать эффективность взаимодействия.

На проводимых родительских конференциях используют опыт семейного воспитания. Эта работа освещает ежегодно в местной газете.

Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

Важно то, что родители, получая консультации и помощь специалистов, еще и общаются друг с другом.

Я, как психолог, считаю очень важным моментом вхождения ребенка в новые социальные условия, т.е. адаптацию к условиям детского сада. Это и явилось главной идеей в организации группы кратковременного пребывания. Пять лет эта группа функционирует в нашем детском саду. Родители с детьми посещают 3 раза в неделю дошкольное учреждение. В работе используется разработанная схема “Адаптация к условиям детского сада”.

Продолжением этой идеи было открытие в этом году адаптационной группы ясельного возраста “Мать и дитя”. Эта группа, создаваемая на три месяца (апрель, май, июнь), необычно тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению позволила обеспечить успешное решение поставленных задач. Руководитель детского сада, все педагоги активно поддерживали и развивали идеи сотрудничества в своей деятельности. На педагогических совещаниях, семинарах, психолого-медико-педагогических консилиумах живо обсуждались возникающие проблемы и коллегиально вырабатывались конструктивные решения.

На родительских собраниях, конференциях, семейных клубах рассматривались проблемы гармоничного взаимодействия с детьми.

  • уровень личностного, интеллектуального развития детей, посещающих детский сад;
  • количество родителей, заинтересованных быть активными партнерами в реализации задач ДОУ;
  • профессиональный уровень педагогического коллектива;
  • сам подход к ребенку не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Методические обобщения личного опыта доказывают благоприятное воздействие на ребенка и взрослых разработанных мероприятий, представленных в данной работе.

Считаю, что изложенные материалы достаточно актуальны и их можно использовать в типовых, специальных детских учреждениях по психолого-педагогическому сопровождению.

Читайте также: