Общие психолого педагогические признаки театрального и педагогического действий кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
teatralizovannaya_deyatelnost_konsultatsiya.docx 16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Педагог-психолог БДОУ г. Омска

Арсентьева Татьяна Васильевна

Психолого-педагогическое значение театрализованной деятельности.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на то, что на смену классическому жанру общения приходит современное общение, с применением ИКТ, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека.

Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют развитию коммуникативных навыков.

Театрализованная игра – одна из наиболее совершенных и эффективных форм реализации самостоятельной речевой активности; это моделирование социальных отношений, подчиненное сюжету сценариев обозначенных временных и пространственных характеристиках. Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия..

Задачи по развитию коммуникативных способностей детей Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков. Разработка системы мероприятий, развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Определение организованных форм театрализованных игр и представлений, как одного из средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Театр - особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения.

Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

Значение театрализованной деятельности: Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного; Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность ;Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений. Развивается эмоционально-волевая сфера; Происходит коррекция поведения Формируется опыт поведения. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности

Театрализованная деятельность развивает :личность ребенка, пробуждает интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, ребенок создает для себя новые образы, выражает свои чувства словами при общении с другими.

Театрализованная деятельность требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Формы работы Беседа о театре Творческие упражнения Театрализованные игры Подвижные игры Речевые игры Ритмопластика Инсценировка песен, хороводов Использование различных видов театра Инсценировка и драматизация сказок Проведение спектаклей .Взаимодействие с родителями .

Каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?Во время занятий:педагог включает как игровой приём и форму обучения детей. (Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)В совместной деятельности: совместная деятельность детей и взрослых на прогулке, вне занятий (чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией).В самостоятельной деятельности: Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.

Большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений. Для развития выразительной стороны речи, коммуникативных способностей детей необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Предполагаемые умения и навыки детей. Владеют навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми; Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; Умеют взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; Умеют последовательно высказывать свои мысли; Знают несколько артикуляционных упражнений, пальчиковых гимнастик; Умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; Выразительно читать стихотворный текст; Владеют своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Любое образование - это не только овладение системой знания, но и становление внутреннего мира личности. Внутренний мир личности - предмет исследования многих наук, и в том числе педагогики и психологии.

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности - это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников. Среди педагогических способностей не последнее место занимает педагогический артистизм.

В свете этой проблемы нельзя не сказать об артистизме вообще, об актерском даровании и знаменитой отечественной артистической школе К.С. Станиславского. Однако проблема педагогического артистизма и его роли в формировании профессиональной культуры будущего педагога недостаточно разработана в педагогике, психологии и методике. Разработкой этой проблемы занимались, в частности, такие исследователи, как Ш.А. Амонашвили, О.С. Булатова, Н.Н. Демьянко, В.И. Загвязинский, В.П. Кузовлев, А.С. Макаренко, Е. Пассов и др.

Определение этого понятия весьма неоднозначно. Так, В.И. Загвязинский считал, что артистизм - это особый, образно эмоциональный язык творения нового; проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность; изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас" (5). Это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, преподаваемыми ученикам на уроке, жить искренне. Это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы. О.С. Булатова соглашается с В.И. Загвязинским в определении педагогического артистизма как сотворчества ученика и учителя, но дополняет, что артистизм - не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, но и передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Артистизм подлинный - это красота и богатство внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах. Можно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией и интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей (2).

В структуре педагогического общения артистизм выполняет следующие функции: мотивационную, мобилизационную, аттрактивную, фасилитаторскую, стимуляционную, синтетическую. Исследование этих функций может являться отдельной исследовательской проблемой.

Деятельность учителя можно сравнить с деятельностью актера и режиссера. Они имеют ряд общих и отличительных черт.

1. Содержательный признак - коммуникативность, т.к. общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей (в данном случае - педагога и учащегося).

2. 2. Целевой признак - воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.

3. 3. Инструментальный признак - личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.

4. 4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется публично, регламентировано во времени, результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актёра и зрителя, актёра и режиссера, педагога и ученика; творчество носит коллективный характер.

5. 5. Структурный признак - анализ материала, определение проблем, противоречий; рождение замысла разрешающего противоречия; воплощение, анализ результата, корректировка. При этом работа над уроком и ролью происходит в трёх периодах:

- репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ: образ героя - у актера; образ урока - у учителя;

- технический период, когда разумно, расчетливо вверяется материал и подчиняется собственному творческому закону деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера; у учителя - "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план;

- период воплощения творческого замысла. Работа актёра на спектакле, учителя - в классе.

6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, неподдающихся автоматизации; осуществление социальной функции воспитателя; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и "над предметом").

На известное сходство актерских и педагогических способностей указывали в свое время А.С. Макаренко, а также исследователи Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. На эту же особенность указывал К.С. Станиславский. Он выделил основные элементы, необходимые и для творчества актёра, и для репродуктивного творчества учителя: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние (6).

О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, отличия в предмете представления (показывается не перевоплощение в другую личность, а личность учителя и отношение к ситуации, диктуемое ролевой позицией педагога); в границах сферы деятельности (не в ином поле бытия, а в границах реального существования); в специфике общения (тяготеет к диалогу у актера и монологу у учителя); в продолжительности деятельности (у учителя дольше, чем у актера); в возможностях импровизации (у учителя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но необходима); в разнообразии программы деятельности (у учителя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д. (2).

Проанализировав работы вышеназванных исследователей, мы пришли к выводу, что деятельность педагога и актера близки, но не тождественны. В холе нашего исследования нас, в частности, заинтересовал такой аспект педагогического артистизма, как его влияние на развитие коммуникативных умений учащихся. Коммуникативные умения - это умения осуществлять связь, в ходе которой происходит обмен информацией. (Е.И. Пассов). Каким образом осуществляется эта связь? Мы полагаем, что большую роль здесь играет педагогическое влияние. Оно имеет 4 разновидности: убеждение; внушение; заражение; подражание.

По нашему мнению, именно последние 2 способа педагогического влияния - заражение и подражание - наиболее характерны для педагогического артистизма. Заражение чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Заражение носит спонтанный характер. Подражание - следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких- либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным, в зависимости от возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель должен сам овладеть и активно применять на практике приемы педагогического артистизма и в совершенстве владеть коммуникативными умениями, а ученики, воспринимая, копируя и "заражаясь" этими способностями и умениями учителя, сами выйдут на более высокий уровень коммуникативных умений.

Для определения уровня сформированности качеств личности учителя мы предполагаем использовать диагностические методики определения уровня развития коммуникативных умений, а так же разнообразные упражнения на развитие педагогического артистизма и качеств, ему способствующих.

3адания и упражнения

Занятие 1. Игра в педагогическом процессе

Цель занятия : формирование представлений о возможности (применения игр в педагогическом процессе; ознакомление с элементами техники организации различных игр; создание картотеки игр.

Опорные понятия: игровая деятельность, игровая форма, элемент, прием,

позиция частичной включенности, позиция коллективного примера.

I. Проверка теоретических знаний.

II. Выполнение упражнений на овладение элементами техники организации игры.

III. Микропреподавание. Демонстрация фрагментов занятий с использованием

подвижных и познавательных: игр.

I . Проверка теоретических знаний

1. Игра в жизни ребенка. Ее функции.

2. Познавательная игра как средство развития умственных способностей, тренировка памяти, мышления, средство содержательного разумного отдыха школьников. Условия ее применения и организации.

3. Подвижная игра как средство активного отдыха детей. Ее воспитательное значение. Гигиенические требования (одежда, температура и т.д.).

4. Роль учителя в организации игр. Его умения и навыки.

II . Выполнение упражнений на овладение элементами техники организации игры

Ситуация 1. Идет урок. Дети устали. Надо переключить их от серьезной работы к игре; провести мотивацию; четкий, короткий ,инструктаж (рассадить, построить и т. д.); выход из игры; короткий анализ; настрой на серьезную работу.

Ситуация 2. Все второклассники с увлечением играют, кроме одного. Найти средство включения его в игру (игра подвижная или познавательная, на вы-

Упражнение 1. Предложить детям провести соревнование, кто за минуту больше: напишет аккуратно какую-нибудь букву; напишет подряд числа, начиная с единицы; свяжет обрывки нитки, каждая длиной в 10 см (сравнить потом, у кого нитка длиннее).

определить, какому возрасту это будет интересно;

провести установку, разъяснить задание;

объявить результаты соревнования с комментариями;

короткая мотивация — цена минуты.

Упражнение 2. Студенты имитируют игру (подвижную, познавательную). Делают это с разной степенью интереса и увлеченности.: Испытуемый в течение минуты наблюдает за играющими, затем отвечает на вопросы:

Сколько играло в подвижную игру, а сколько — в неподвижную?

Назвать студентов, которые играли с увлечением; со скукой; нервничая.

Кто был лидером?

По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок, выигрывает. Организуйте эту игру со студентами. Учитывается: настрой на игру, выбор места и времени, мотивация; короткий инструктаж; поведение воспитателя во время игры; оценка результатов игры; самоана-

Занятие 2. Элементы актерского и режиссерского мастерства

в педагогической деятельности

Цель занятия : опираясь на принципы системы К.С. Станиславского, научиться анализировать педагогическое действие в учебно-воспитательном процессе; развивать педагогические умения эмоционального воздействия на учащихся, мобилизации их внимания.

Проверка теоретических знаний.

Упражнения на формирование умений коллективной творческой работы.

Упражнения на развитие восприятия и наблюдательности, смелости и непосредственности.

Микропреподавание. Формирование умений наблюдать и воспроиз-

водить психическое состояние человека.

I . Проверка теоретических знаний

Общие психолого-педагогические признаки театрального и педагогического действий.

Различие профессиональных навыков педагога и актера.

Особенности системы К.С. Станиславского как науки о сценическом творчестве.

Проявление особенностей системы К.С. Станиславского в системе А.С. Макаренко. Единство всех видов творчества.

Диагностические методики для определения уровня сформированности качеств личности педагога, лежащих в основе педагогического артистиз-

Задание 1. Прокомментируйте таблицу, раскрыв общее и отличительное в

театральном и педагогическом действии.

Общие психолого-педагогические признаки театрального и

сверхзадача – воспитание личности


Задание 2. На основании изученной литературы раскройте основные элементы системы К.С. Станиславского. Покажите ее возможности для совершенствования профессионального становления учителя.

Система К.С. Станиславского как наука о сценическом творчестве



Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?

Вы любите рисовать?

Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

1 Тест составлен е. Владимировой

Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

У вас очень плохой почерк?

Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?

Любите посещать музеи?

Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?

Любите чертить геометрические фигуры?

Любите ли Вы фантазировать?

Вы склонны долго бродить по улицам?

Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает деклами­ровать стихи?

Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?

Надолго запоминаете красивые пейзажи?

Вам кажутся очень красивыми морские камни?

Любите новые встречи и знакомства?

Нравится вам читать стихи вслух?

Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты?

Часто ли меняете прическу?

Переставляете мебель у себя дома?

Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?

Если у вас больше 16 очков , то можно сказать совершенно определенно: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

Меньше 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!

Анкета изучения особенностей восприятия педагогического артистизма

В последнее время очень актуальны вопросы педагогического творчества. Просим вас помочь нам в исследовании некоторых его сторон и ответить на нижеследующие вопросы. Благодарим за сотрудничество.

Дайте, пожалуйста, определение такого качества, как педагогический артистизм.

В каком соотношении находятся такие понятия, как артистизм и актерско-режиссерские умения?

Артистизм дан человеку от природы или его можно приобрести в течение жизни?

Должен ли быть артистичным педагог или для него вполне достаточно знать свой предмет, его методику и любить детей? Если должен, то почему?

Надо ли в вузах учить студентов — будущих педагогов — артистизму? Если нет, то почему; если да, то какими методами?

Можете вы назвать себя артистичным человеком?

Опросник для оценки степени артистичности педагога

Как часто вы испытываете творческое самочувствие (состояние душевного подъема, вдохновения, полной мобилизации сил)?

Часто ли вы испытываете чувство смущения, неловкости, выступая перед большой аудиторией?

Нравится ли вам быть в центре внимания?

Легко ли вам удается привести людей к своей точке зрения?

Любите ли вы рисовать, танцевать, играете ли на музыкальном инструменте?

Когда вы слушаете музыку, представляете ли ее цвет, какие-то образы?

Часто ли вы делитесь своими чувствами с окружающими?

Можете ли вы представить себя актером?

Часто ли вы видите себя со стороны?

Говорили ли вам, что от вас можно зарядиться энергией?

Способны ли вы скрыть свое плохое настроение?

Если на большинство предложенных вопросов вы ответили положительно, это говорит о том, что начало развитию педагогического артистизма уже положено.

Рабочая карта — схема диагностики артистизма

педагога Ж. В. Вагановой

(программа наблюдений с целью определения общей оценки основных

проявлений педагогического артистизма)

1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний.

- Увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке.

- Самоорганизация, стабильность творческой формы.

- Самоконтроль, самообладание, управление настроением.

- Умение снимать излишнее напряжение, волнение.

- Умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями.

2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль.

- Заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников.

- Раскованность, непосредственность и простота поведения.

- Яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность.

- Художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры.

- Искренность, личностная открытость по отношению к детям.

3. Эмоциональность, образность поведения и речи.

- Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций.

- Выражение сопереживания, сочувствия учащимся.

- Эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора.

- Необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал.

4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения.

- Экспрессивные способности, пластическая изобразительность.

- Раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно.

- Мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений.

- Жестикуляция, движения — органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность — достаточная/недостаточная; скорость двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т. д.).

5. Интуиция, воображение, творческая фантазия.

- Быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации.

- Умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей.

6. Импровизация, педагогический экспромт.

- Быстрота реакций, находчивость, изобретательность.

- Оперативность памяти, сообразительность.

- Умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях.

- Поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом.

- Оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока.

7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками.

- Коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт, умение организовать первичный контакт с классом.

- Доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта.

- Уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам.

- Взаимопонимание, эмоциональная идентификация.

- Рефлексия, способность увидеть себя со стороны.

8. Речевые способности.

- Выразительность, эмоциональность, динамичность речи.

- Мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса.

- Ясность, чистота, благозвучие речи, дикция.

- Богатство словаря, разнообразие лексики.

- Убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.

9. Наблюдательность, управление вниманием.

- Умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка.

- Устойчивость внимания, длительное сосредоточение.

- Правильное распределение внимания, его многообъектность.

- Переключаемость, динамичность внимания.

- Степень концентрированности внимания.

- Умение видеть все детали, обостренное восприятие.

10. Суггестивная способность.

- Умение привлечь и удерживать детское внимание.

- Внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников.

11. Режиссерские способности.

- Интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения.

- Поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке.

13. Психологический анализ урока с учетом артистичности педагога

(оценка по пятибалльной системе):

а) стиль урока (какие приемы использует учитель; стиль общения педагога с классом и степень управляемости педагогической ситуацией общения). Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения;

е) наблюдение за действиями учителя на уроке (как педагог учитывает особенности восприятия материала учащимися; сравнение плана урока и процесса его реализации в практике - найти отклонения, объяснить их причины, уловить, какие действия были запланированы, а какие являются результатом импровизации; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении).

Можете ли вы увлечь своей идеей человека, разговаривая с ним по телефону?

Вы неожиданно добились успеха у того, кто вам не особенно симпатичен. Изменится ли с этого момента ваше мнение о нем, станет ли он вам более приятен?

Когда вы пишете, строчки ползут вверх?

Можете ли вы с улыбкой уйти от необходимости отвечать на неприятные вопросы? Способны ли вы, не вступая в спор, оста­ваться при своем мнении?

Прислушиваетесь ли вы в спорах к мнению, с которым не согласны?

Были ли вы в детстве всеобщим любимцем взрослых? Смот­рели ли на вас с восхищением?

Часто ли вам говорят комплименты, причем бескорыстно, от чистого сердца?

Давно ли вы смотрелись в зеркало?

6-5 - обаятельный, приятный в общении, с чувством собственного достоинства, без излишней суетливости.

4-3 - нерешительный, неуверенный в себе, неубедительный.

2-1 - нет обаяния, чувства собственного достоинства, самолюбия.

П. Упражнения на формирование умений коллективной творче-

полнении этого простейшего действия.

Упражнения можно постепенно усложнять. Установить определенный порядок совершаемого действия. Все студенты должны одновременно сесть. Вначале это делается по команде или хлопку, затем молча, следуя друг за другом. То же самое - в различных темпах, ритмах и под музыку, подсказывающую

а) по ходу упражнения меняется ритм или каждая пятая или седьмая буква произносится вслух и т.п. Студентам предлагается сесть в круг и по очереди произносить цифры по порядку в определенном ритме. Некоторые цифры или комбинации их объявляются запретными и заменяются каким-либо условным знаком. Кто по ошибке произнесет эту цифру - выбывает из игры;

б) каждому предлагается мысленно петь песню по собственному выбору. По одному сигналу петь, ее вслух, по другому - продолжать ее петь про себя. Задача упражнения - не сбиться со своей мелодии в тот момент, когда другие участники поют другие песни;

в) одна и та же песня поется хором, а затем по сигналу поется мысленно,

по другому сигналу выделяются отдельные голоса.

тельности или зависимости, расположенность к роли ведомого или ведущего.

Похожие документы:

Краткий курс лекций для заочной формы обучения www optimum-site ru

. Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный . О.В. Управление и стратегии: Учебное пособие. – Оренбург, Челябинск, 2001 Маркова В.Д., .

Высшего профессионального образования (17)

Высшего профессионального образования (30)

. министерство образования и науки российской федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оренбургский государственный . Оренбург . : Учебно-методическое пособие / . КНОРУС, 2004. – .

Учебное пособие Иваново 2009 удк 947

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования

Департамент образования города Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ « . М.: Флинта: Наука, 2003. – 288 с. Концепция воспитания студентов вузов Российской Федерации: Метод.пособие. – СПб .


Задание 2. На основании изученной литературы раскройте основные элементы системы К.С. Станиславского. Покажите ее возможности для совершенствования профессионального становления учителя.

Система К.С. Станиславского как наука о сценическом творчестве



Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?

Вы любите рисовать?

Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

1 Тест составлен е. Владимировой

Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

У вас очень плохой почерк?

Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?

Любите посещать музеи?

Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?

Любите чертить геометрические фигуры?

Любите ли Вы фантазировать?

Вы склонны долго бродить по улицам?

Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает деклами­ровать стихи?

Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?

Надолго запоминаете красивые пейзажи?

Вам кажутся очень красивыми морские камни?

Любите новые встречи и знакомства?

Нравится вам читать стихи вслух?

Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты?

Часто ли меняете прическу?

Переставляете мебель у себя дома?

Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?

Если у вас больше 16 очков, то можно сказать совершенно определенно: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

Меньше 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!

Анкета изучения особенностей восприятия педагогического артистизма

В последнее время очень актуальны вопросы педагогического творчества. Просим вас помочь нам в исследовании некоторых его сторон и ответить на нижеследующие вопросы. Благодарим за сотрудничество.

Дайте, пожалуйста, определение такого качества, как педагогический артистизм.

В каком соотношении находятся такие понятия, как артистизм и актерско-режиссерские умения?

Артистизм дан человеку от природы или его можно приобрести в течение жизни?

Должен ли быть артистичным педагог или для него вполне достаточно знать свой предмет, его методику и любить детей? Если должен, то почему?

Надо ли в вузах учить студентов — будущих педагогов — артистизму? Если нет, то почему; если да, то какими методами?

Можете вы назвать себя артистичным человеком?

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: