Общие методические принципы организации преподавательской деятельности в высшей школе

Обновлено: 07.07.2024

Понятие и сущность принципов обучения в высшей школе

Принципы обучения в высшей школе – это основные, исходные положения теории обучения, которые являются ориентиром для педагога в процессе выбора методов, средств и форм педагогического процесса.

Принципы обучения в высшей школе выполняют следующие функции:

  • Регулятивная функция. Направлена на моделирование дидактических теорий, а также регулирование практической части в процессе обучения.
  • Определение закономерностей обучения. Данная функция направлена на определение профессиональных методик обучения (выбор конкретных дисциплин, подбор методической и учебной литературы).
  • Реализация закономерностей учебно-воспитательного процесса, с учетом особенностей обучения в высшей школе.

Таким образом, принципы обучения в высшей школе выполняют ряд функций, направленных на организацию эффективного учебного процесса, с учетом особенностей обучения в высшей школе.

Принципы обучения впервые были выделены и описаны Я.А. Коменским, с течением времени они дополнялись и расширялись, согласно требованиям педагогики и дидактики. Система принципов обучения, выделенных Я. А. Коменским, является основой всего процесса обучения. Исходя из того, что разные виды обучения (дошкольное, школьное, профессиональное и т.д.) имеют ряд особенностей, то учеными-педагогами были разработаны специфические принципы обучения для разных ступеней и видов обучения.

Реализация принципов обучения в высшей школе осуществляется согласно ряду педагогических правил:

  • Принципы обучения должны быть направлены на конкретизацию действий педагогов и студентов.
  • В любой учебной деятельности, организуемой в высшей школе, опора на принципы обучения осуществляется не на один конкретный принцип, а на их комплекс.
  • Учебный процесс в высшей школе должен осуществляться с опорой как на традиционные, так и на специфические принципы обучения.
  • Принципы обучения в высшей школе должны быть направлены на моделирование оптимального и эффективного процесса обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика принципов обучения в высшей школе

В подходах к определению принципов обучения в высшей школе нельзя достичь полной исчерпаемости или однозначности. Выделяют следующие принципы обучения в высшей школе:

  1. Принцип научности. Данный принцип является традиционным, его суть состоит в том, чтобы содержание обучения в высшей школе соответствовало последним достижениям в области науки, а также в области тех знаний, которые получает студент в процессе обучения.
  2. Принцип систематичности и последовательности. Так же является традиционным принципом обучения, требует представление процесса обучения в строго установленной системе, осуществляемой последовательно, согласно разработанным учебным программам, планам, расписаниям и т.д. Изучение определенной дисциплины, согласно данному принципу, подчиняется логике конкретной науки и умственных возможностей студентов.
  3. Принцип сознания обучения. Данный принцип основан на том, что знания невозможно передать без осознанного желания их получить. Каждый студент должен осознанно подходить к процессу обучения в высшей школе, понимать для чего он получает образование, быть мотивированным на учебу.
  4. Принцип активности и самостоятельности. Данный принцип обучения в высшей школе предусматривает, что каждый студент должен получать знания в результате самостоятельного умственного труда, то есть быть активным участником учебного процесса. В рамках обучения в высшей школе, принцип активности и самостоятельности особо актуален, так как учебная работа студентов, в отличие от школьников, во многом ориентирована на самостоятельную работу с учебными и методическими материалами.
  5. Принцип наглядности, так же является традиционным, в рамках обучения в высшей школе он приобретает несколько иной смысл. Наглядности в высшей школе – это не только макеты, плакаты, иллюстрации и т.д., это в первую очередь практическая работа в рамках выбранной профессии (специальности), осуществляемая студентами во время прохождения практики. Практическая работа организована для того, чтобы студенты могли на реальном примере посмотреть и опробовать свои знания, понять механизм работы, ее суть и тонкости.
  6. Принцип связи обучения с практической деятельностью, реалиями жизни. Данный принцип связан с принципом наглядности. Во время практической деятельности, студенты понимают и осознают значимость выбранной специальности (профессии), понимают, для чего им необходимы те или иные теоретические знания, как они связаны с последующей практической деятельностью.
  7. Принцип основательности. Данный принцип вытекает из сущности обучения в высшей школе и задач, которые ставит перед собой получение образования. Согласно принципу основательности студент должен усвоить необходимый минимум знаний, который позволит ему получить по итогу документ о пройденном обучении и присвоении квалификации (получении специальности, профессии).

Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Суть данного принципа заключается в том, что процесс обучения в высшей школе предполагает не просто подготовку специалиста в определенной области, а подготовку разностороннее развитой личности. В процессе обучения, согласно этому принципу осуществляется:

  • овладение студентом знаниями, умениями и навыками в рамках выбранной специальности;
  • разностороннее развитие личности каждого студента;
  • формирование у студентов соответствующих морально-духовных качеств.

Педагог, моделируя процесс обучения со студентами, должен продумывать все аспекты, чтобы обеспечить оптимальные условия для реализации требований принципа единства образования, развития и воспитания.

Таким образом, дидактические принципы обучения в высшей школе образуют органическое единство и несут в себе организующее начало совместной деятельности педагога и студентов в процессе обучения в высшей школе.


Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы и методы обучения.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения. При этом одни из них переносят принципы общей, или школьной, дидактики в вузовские условия, несколько уточняя и расширяя.

Так, С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний. [1]

Легко установить, что все они являются трансформацией принципов, сформулированных дидактикой для средней школы. Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Ведь дидактика высшей, как и дидактика средней школы, призвана помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: для чего учить, как учить, чему учить?

Однако при выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например: в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).

Исходя из этих особенностей формулировались и защищались принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко).

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтезировали все существующие принципы:

 соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

 оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

 рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

 соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Такой процесс, вполне естествен, так как дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием.

Одна из важнейших проблем дидактики — проблема методов обучения — остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

Остановимся еще на одной классификации — классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода.

Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

  1. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
  2. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

  1. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого — эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
  2. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
  1. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 201.

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, учебный процесс, метод обучения, принцип обучения, деятельность преподавателя, педагогическая практика, руководство педагога, современная дидактика.

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов.

высшая школа, учебный процесс, метод обучения, принцип обучения, руководство педагога, деятельность преподавателя, современная дидактика, педагогическая практика.

Основные категории педагогики — развитие, воспитание.

высшая школа, учебный процесс, метод обучения, принцип обучения, руководство педагога, деятельность преподавателя, современная дидактика, педагогическая практика.

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении.

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию.

высшая школа, учебный процесс, метод обучения, принцип обучения, руководство педагога, деятельность преподавателя, современная дидактика, педагогическая практика.

Образ современного педагога высшей школы

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

4. Организующая деятельность преподаватель предполагает организация им учебных занятия, самостоятельную работы студентов, контролирует и оценивает работу студентов, назначает.

Методы профессионального обучения | Статья в журнале.

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога как преподавателя определенной дисциплины и как преподавателя, сочетающего в своей педагогической деятельности деятельность методиста.

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей.

методы, технологии, дидактика обучения, высшая медицинская школа.

Принципы и методы обучения, реализуемые по. Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, учебный процесс, метод обучения, принцип обучения.

Классификация методов обучения в современной.

В современной дидактике классификации методов обучения строится на основе учета целостного характера образовательного процесса. Так на основе анализа источников знаний, выделяются: словесные, наглядные и практические методы.

Педагогические технологии в образовательной практике

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Читайте также: