Общение как социальная перцепция кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Психология социальной перцепции.

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Структура и механизмы социальной перцепции.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.

1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.

2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

• Рефлексия – восприятие самого себя

• Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.

• Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Феномены и эффекты (некоторые неточности/ошибки/особенности восприятия):

• Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

• Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

• Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

• Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

• Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

• Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Интеракция это сторона общения, отражающая психические процессы взаимодействия людей.

Социальные функции интеракции – организующая(управляющая), регулирующая, оценивающая, стабилизирующая и воспитующая. Последняя функция интеракции связана с возможностями позитивного влияния на личность (например, влияние лидера группы на личность).

Общение как социальная перцепция

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

. общества с его историческими, национальными, культурными традициями. 4.Проблема соотношения в человеке биологического и социального Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих . в себе различные свойства: биологические, психические и общественные. Люди принадлежат к высшим .

Социальная перцепция это социально-психологический процесс установления контактов между людьми, реализуемый через восприятие и понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение:
1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса;
2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь;
3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении являются её психологические механизмы – идентификация, рефлексия, стереотипизация.

Стереотипизация в социальной перцепции – это психологический механизм упрощённого восприятия и понимания людьми друг друга путем подведения их под стандартизированный образ (стереотип).

Социальные проблемы общения

Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа и конкурентов / Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.

Атватер И. Я Вас слушаю: советы руководителю. М., 1984.

Гисберт Б. Руководство по ведению переговоров. М., 1996.

Даниэль Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М„

КорэнЛ., Гудмэн П. Искусство торговаться, или Все о переговорах. Минск, 1995.

Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1986.

Предраг М. Как проводить деловые беседы. М., 1983.

Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М, 1980.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: МГУ, 1987.

Андреева Г.М. Психология социального познания: атрибутивные процессы. — М.: Аспект Пресс.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1960.

Примеры похожих учебных работ

Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников в .

. поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Социально-психологическая компетентность .

Биологическое и социальное в человеке 3

. соединить в человеке природные и социальные его качества, . каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в . потребность в общении и т.п. — небиологические, социальные за . например, вековые этапы, продолжительность жизни. Но и здесь влияние социальных .

НЛП репрезентативные системы и общение людей

. является повышение эффективности коммуникаций между людьми. Двери восприятия Если у замкнутого цикла . внутри себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в . по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос, который .

Общение с животными, как способ снятия психологического напряжения и стресса

. эффекты взаимодействий с животными именно с этой точки зрения. животное психологический зоотерапия лечение К числу ведущих психологических потребностей человека, . в общении; ·потребность в социальных контактах . и пространственного восприятия; ·общность .

Восприятие и понимание информации в процессе обучения 2

Тема 10. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

3. Казуальная атрибуция, виды и ошибки казуальной атрибуции.

Аннотации из статей периодических изданий.

ВложениеРазмер
obshchenie_kak_sotsialnaya_pertseptsiya.docx 20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Общение как социальная перцепция

1. Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.

2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

• Рефлексия – восприятие самого себя

• Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.

• Каузальная атрибуция - феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Феномены и эффекты (некоторые неточности/ошибки/особенности восприятия):

• Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

• Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

• Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

• Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

• Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

• Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

• Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

• Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

• Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

• Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

• Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

• Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

• Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

• Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Прим. Из феноменов и эффектов спросят скорее всего лишь несколько; в лекции нам рассказывали о эффекте установки, эффекте 1-го впечатления, эффекте ореола, эффекте первичности, эффекте новизны, стереотипизации.

3. Казуальная атрибуция, виды и ошибки казуальной атрибуции.

Феномен казуальной атрибуции заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1. соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

2. соответствие действия культурным нормам.

Виды казуальной атрибуции:

• личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

• объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

• обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

Ошибки казуальной атрибуции:

• Фундаментальная ошибка атрибуции – при интерпретации поведении недооценивается роль ситуации и переоценивается роль личности.

Аннотации из статей периодических изданий.

Аннотация: Статья посвящена проблеме совершенствования системы корпоративного управления на основе социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе. В ней рассматриваются роль и значение социально-психологических механизмов взаимодействия в системе корпоративного управления, перечислены основные методы социально-психологического регулирования взаимоотношений в коллективе.

Автором была разработана методика оценки социально-психологических механизмов взаимодействия в коллективе на основе коммуникативной, перцептивной, интерактивной составляющих с учетом индивидуального подхода к исследованию, позволяющей совершенствовать систему корпоративного управления.

// Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 4 (4). — c. 13-19.

Аннотация: В статье рассматривается одна из ключевых проблем, находящаяся на стыке социальной и специальной психологии. Делается акцент на изучение проблемы социальной перцепции при зрительной депривации. В частности выявляются особенности понимания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей дошкольниками с нарушениями зрения.

Автор: Скоробогатова Наталья Владимировна , кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии.

Специальное образование №1, 2010

Автор: Панферов В.Н.

Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3.,стр.142-153


Аннотация: Обращается внимание на историю появления данной категории и специфику установления такого диагноза. В обзоре рассматриваются данные по эпидемиологии, частоте встречаемости, коморбидности, факторам риска возникновения DAMP, особенностям когнитивного функционирования и прогнозу развития пациентов с данной патологией развития.

Социальная психология


Перцептивная сторона общения

Перцепция в процессе общения – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению, установление на этой основе взаимопонимания.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

В общении люди могут познавать друг друга с целью установления взаимопонимания и организации совместной работы (деятельности), а также может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Социальная перцепция – это образное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга, прогнозирование поступков другого человека.

Функции социальной перцепции

  • познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
  • познание партнеров по взаимодействию, дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
  • установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
  • организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.

В ходе социальной перцепции осуществляется:

  • эмоциональная оценка другого;
  • попытка понять причины поступков другого человека и прогнозировать его поведение;
  • продумывание собственной стратегии поведения.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, партнера по общению человек зачастую сталкивается с небольшим количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Он может принимать во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.

Правильные или ложные заключения о партнерах по общению накладывают большой отпечаток на взаимодействие людей.

Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствуют формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, игнорированию чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтности поведения.

перцепция, социальная перцепция, эмпатия, рефлексия, эффект ореола

+

Механизмы перцепции, способствующие взаимопониманию

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации человек ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, понимают ли его другие люди.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером.

Аттракция (привлечение) – привлекательность людей друг для друга, возникновение симпатии во время общения, формирование устойчивых положительных чувств.

Механизмы перцепции, нарушающие взаимопонимание

Эффект порядка (первичности и новизны) – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект первичности – склонность придавать наибольшую значимость при оценке незнакомого человека первому впечатлению о нем или первым сведениям о нем.

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Для определения этого параметра используются 2 основных источника информации: одежда, все внешнее оформление, включая такие атрибуты как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности и т.п.; манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.п.). Человеку, вызывающему у нас восхищение по какому-либо весьма значительному для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительно качество выражено слабо.

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём. Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков. Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.

Стереотип – сложившийся, упрощенный образ человека, отражающий лишь некоторые черты.

  • Стереотип внешности;
  • Стереотип профессии;
  • Гендерный стереотип;
  • Национальный стереотип.

Каузальная атрибуция – причинное объяснение поведения другого человека.

Это понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

У каждого человека есть свои схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Читайте также: