Общая характеристика переходных металлов план урока
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах; закрепить и развить знания о свойствах гидроксидов.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием амфотерности, повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов, проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках, сравнить свойства металлов и неметаллов.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру речи.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, такие процессы как внимание, логическое мышление, эрудицию; навыки самостоятельной работы с учебником, умение анализировать информацию, применять теоретические знания на практике; навыки составления ионных уравнений реакций; навыки работы с химическими веществами; продолжить развитие химической речи учащихся, таких понятий как переходный элемент, амфотерность; продолжить формировать умения и навыки использования знаний и умений в новых ситуациях.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: раствор гидроксида натрия, серной кислоты, соляной кислоты, хлорида меди (II), хлорида цинка (II), штатив с пробирками;
На ученических столах: лабораторное оборудование, периодическая система, таблица растворимости, карта-инструкция, карточки с домашним заданием;
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Переходные элементы. Амфотерные соединения.
Цель. Сформировать понятие об амфотерности.
Образовательные: повторить и развивать знания о классификации и свойствах гидроксидов; дать понятие об амфотерности и амфотерных соединениях; рассмотреть химические свойства амфотерных соединений.
Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, уметь находить в таблице ПСХЭ переходные металлы, прогнозировать свойства металлов исходя из степени окисления; развивать умения записывать уравнения реакций.
Воспитательные : способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии
Планируемые результаты.
Учащийся должен научиться : давать определения понятиям : амфотерные соединения;
проводить опыты , подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
характеризовать химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов
Метапредметные
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; определять существенные признаки объекта; структурировать информацию; составлять сложный план текста; проводить наблюдение.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; выполнять задания по определенному алгоритму; сравнивать результаты с эталоном и, при необходимости, самостоятельно корректировать ошибки.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; работать в группе для достижения цели; участвовать в обсуждении проблем; аргументировать свою точку зрения
Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки; умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту
Урок открытия новых знаний.
Оборудование и реактивы : хлорид цинка, серная кислота, гидроксид натрия, 2 пробирки.
1.Орг. момент .
2. Проверка домашнего задания.
Письменная работа по вариантам.
Укажите положение в ПСХЭ серы.
По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 2 пер., 7 группа, глав.подгруппа.
Степень окисления элемента 2-го периода ПСХЭ в его водородном соединении равна -3, в оксиде +5. Приведите название и символ элемента, составьте электронную формулу атома.
Составьте формулу высшего оксида бериллия.
Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 1 .
Составьте формулу водородного соединения фосфора.
Укажите положение в ПСХЭ кремния.
По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 4 группа, глав.подгруппа.
Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 3 . Приведите название и символ элемента.
Составьте формулу высшего оксида азота.
Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 4 s 2 .
Составьте формулу водородного соединения углерода.
Укажите положение в ПСХЭ калия.
По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 3 группа, глав.подгруппа.
Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 5 . Приведите название и символ элемента.
Составьте формулу высшего оксида бора.
Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 .
Составьте формулу водородного соединения хлора.
Укажите положение в ПСХЭ алюминия.
По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 2 пер., 6 группа, глав.подгруппа.
Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 2 . Приведите название и символ элемента.
Составьте формулу высшего оксида азота.
Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 1 .
Составьте формулу водородного соединения кислорода.
Собрать тетради с домашней работой.
3. Мотивация к учебной деятельности.
Упражнение.(устно)
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития: H 2 SO 4 , NaOH , CO 2 , H 2 O , CaO ?
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид серы ( IV ): Ca ( OH ) 2 , P 2 O 5 , HCl , H 2 O , Na 2 O , KOH ?
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать серная кислота: KOH , MgO , CO 2 , HCl , KCl ?
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать гидроксид калия: Ba ( OH ) 2 , SO 3 , Na 2 O , HCl , CaCO 3 ?
Вывод: кислотные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с кислотами; основные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с основаниями.
Опыт. В пробирке дан раствор гидроксида, определите, является ли данный гидроксид основанием или кислотой.
(индикатор не подходит, так как гидроксид нерастворимый, делим на две пробирки, в одну добавим кислоту, в другую – щелочь).
Сообщаем, то в пробирке находится гидроксид цинка.
Гидроксид цинка обладает двойственными свойствами, с кислотами он ведет себя как основание, а с основаниями как кислота. Подобные свойства называются амфотерными.
О каких соежинениях мы с вами сегодня поведем речь?
Как вы считаете, какова тема нашего урока?
Каковы цели нашего урока?
4. Изучение новой темы.
Амфотерные соединения (оксиды и гидроксиды) – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства. Элементы, которые образуют амфотерные соединения, называют переходными .
Переходные элементы: цинк, бериллий, алюминий.
Свойства амфотерных соединений.
MeO + KOH → K 2 MeO 2 + H 2 O (сплавление)
Переходными элементами являются: цинк, алюминий, бериллий (имеют постоянные степени окисления) и металлы, побочных подгрупп, имеющие степени окисления +3,+4.
Показать зависимость характера соединений переходного металла от степени окисления элемента на примере хрома.(в периодической системе переходные элементы зеленым цветом)
5. Первичное закрепление знаний.
1.Укажите, к какому классу неорганических веществ относится соединение: H 2 SO 4, LiOH , Al ( OH ) 3 , H 2 SiO 3 , Ca ( OH ) 2 , Zn ( OH ) 2 , H 2 CO 3 .Какой оксид соответствует каждому соединению?
2.Напишите уравнения возможных реакций оксида цинка со следующими веществами: Ba ( OH ) 2, H 2 O , Na 2 O , BaCl 2 , H 2 SO 4 .
3. Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами: KOH , Li 2 O , NaCl , HCl , K 2 SO 4 .
6. Рефлексия .
Оцени сегодняшний урок знаком "+"
7.Домашнее задание.
§2, осуществите превращения: Al → Al 2 O 3 → AlCl 3 → Al ( OH ) 3 → Al 2 O 3 → NaAlO 2
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по Химии "Переходные металлы и их качественные реакции"
Методическая разработка урока по химии
Султанова Наталья Викторовна,
г. Чернушка, Пермский край
УД (МДК, ПМ): Химия
Раздел: Металлы и неметаллы
Учебная цель: обобщение и расширение знаний студентов об основных химических свойствах переходных металлов, знакомство с качественными реакциями на ионы Cr 3+ , Fe 3+ , Cu 2+ , Zn 2+ .
Продолжить знакомство студентов с простыми веществами – металлами и их соединениями;
Выяснить, почему переходным металлам дано такое название;
Приобретение студентами интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.
Формирование навыков владения химической терминологией, безопасного обращения с реактивами.
Продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: комбинированный
- Технология развития критического мышления
Используемые методы обучения:
наглядный: показ презентации;
практический: заполнение таблиц, выполнение практической работы, самостоятельная работа с текстом.
Межпредметные связи: биология, электротехника.
Учебно-методическое обеспечение урока:
технические средства : компьютер, видеопроектор, проекционный экран.
- Оборудование и реактивы : пробирки, пипетка, химический стакан, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, раствор сульфата цинка, раствор хлорида хрома, раствор роданида аммония, вода.
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах больших периодов;
химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.
Студент должен уметь:
определять с помощью качественных реакций наличие ионов Cr 3+ , Fe 3+ , Cu 2+ , Zn 2+ в растворах;
оформлять результаты экспериментальной деятельности;
прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований;
владеть химической терминологией;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Определение задач урока, мотивация учащихся.
П остановка проблемы
Определение темы и цели исследования
Решение проблемы (проведение эксперимента, систематизация полученных результатов исследования, интерпретация полученных данных, установление связи полученных данных с поставленной проблемой, формулирование выводов)
Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания .
Характеристика этапов урока
Формы организации учебной работы
Методы и приемы работы
Создать условия для быстрого включения студентов в деловой ритм, формирования интереса к предмету
Приветствие учащихся, определение отсутствующих
Рапортичка (определение отсутствующих)
Актуализация и мотивация темы
- Обеспечить понимание студентами социальной и практической ценности изучаемого материала;
- Актуализировать субъектный опыт студентов
Выполнение задания 1 (приложение 1)
Выполнение задания 2 (приложение 1)
Формулирование целевых установок урока и плана работы
Технологическая карта урока
Карточка с текстом (приложение 2)
Изложение нового материала
- Познакомиться с переходными металлами и качественными реакциями на их катионы;
-Отработка учебных приемов исследовательской деятельности
Выполнение задания 3 (приложение 3)
Знакомство с алгоритмом проведения качественных реакций
Повторение правил ТБ
Формулирование вывода по результатам исследования.
Фронтальная работа Групповая работа
Карточка с текстом (приложение 3)
Карточка с таблицей (приложение 4)
-Карточка с таблицей (приложение 4), технологическая карта урока (приложение 1)
Обобщение и систематизация изученного материала
У становление студентами внутрипредметных и межпредметных связей;
дать оценку деятельности студентов на уроке
Выполнение задания 2 (приложение 1)
Технологическая карта урока (приложение 1)
Обеспечить понимание студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Д/з (приложение 5)
объяснение домашнего задания
Инициировать рефлексию студентов по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с педагогом и одногруппниками.
Работа с технологической картой (приложение 1)
Подведение итогов занятия. Рефлексия
Подсчет заработанных баллов
Технологическая карта урока (приложение 1)
Max кол-во баллов
Металлы обладают характерным ______________________ ___________. Они хорошо проводят ___________ и _______________ _____. Самый пластичный металл - _____________, самый лёгкий - ____________ самый тугоплавкий - _____________ самый легкоплавкий -__________________.
Верные и неверные утверждения
До изучения материала
После изучения материала
1.Хром способствует естественному снижению веса .
2. Полезное качество меди — низкая теплопроводность .
3. Цинк считается элементом красоты .
4. Гидроксид натрия – качественный реактив на соли цинка.
5. Соли хрома окрашены в зеленый цвет.
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Задание 4. Знакомство с алгоритмом проведения качественных реакций.
Задание 5. Проведение эксперимента
К раствору зеленого цвета добавили ______________________
К раствору желтого цвета добавили _________________
К раствору голубого цвета добавили избыток раствора ________
К бесцветному раствору добавили щелочь _____________
В пробирке №1 находится соль_______, в пробирке №2 - ________, в пробирке №3 - _________, в пробирке №4 - ______.
А) Этот элемент содержится в яблоках. В организме человека его содержание составляет около 5 г, 75% которого входит в состав гемоглобина крови.
В) В ювелирном деле часто используются сплавы металла с золотом для увеличения прочности изделий к деформациям и истиранию. Этот металл широко применяется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов.
Г) Этот металл используется при производстве гальванизированной (нержавеющей) стали — для этого стальной лист покрывают защитным слоем металла и изготавливают ведра, ковши, тазы и др.
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
Поле для маркировки
Хром проникает в организм животного или человека посредством пищи. Понижение этого микроэлемента приводит к замедлению роста, резкому увеличению уровня холестерина в крови.
Хром уменьшает интенсивность синтеза жиров в теле человека, снижает аппетит, способствует снижению веса.
Но в чистом виде хром весьма токсичен — металлическая пыль Cr раздражает ткани легких, соединения хрома (III) вызывают дерматиты.
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
Поле для маркировки
Предметы, изготовленные из меди, а также из ее сплавов, не могут создавать искры. Это свойство меди применяется в производстве инструментов для проведения огнеопасных работ.
Полезное качество меди — высокая теплопроводность, поэтому её применяют в радиаторах охлаждения, кондиционирования и отопления, компьютерных кулерах. Медь является одним из лучших токопроводящих материалов.
В Японии медь применяют для производства газовых трубопроводов, которые отличаются высокой сейсмоустойчивостью.
Группой лабораторий Ирландии и Франции был разработан состав, содержащий медь, который при соприкосновении с кожей активизирует жизненно важные процессы в организме человека. Этим составом обрабатываются нити джинсов Gold Vision – 3000 Classic.
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
Поле для маркировки
Около 2000 лет назад из него делали латунь — сплав цинка с медью. В электротехнике цинк применяется в качестве добавок в сплавы и припои, а также для защитного покрытия (цинкования) поверхностей металлических деталей.
5 тысяч лет назад египтяне пользовались цинковой мазью для быстрого заживления ран. Примерно 100 лет назад обнаружили, что в этом элементе нуждаются и растения, и люди.
Существует определенная связь между умственными и физическими способностями человека и содержанием цинка в его организме. Так, у хорошо успевающих студентов в волосах содержится больше цинка, чем у студентов отстающих.
Цинк считается элементом красоты. В Древнем Китае (около 1500 г до н. э.) женщины втирали в кожу лица жемчуг, который очень богат этим микроэлементом. Такая косметическая процедура придавала коже здоровый вид и неповторимый блеск. Многие китаянки по сегодняшний день едят порошок из жемчуга или пользуются косметикой с его экстрактом.
Известно, что много цинка содержится в яде змей, особенно гадюк и кобр.
Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.
Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:
Поле для маркировки
Железо без примесей других элементов мягкое, гибкое и пластичное. В чистом природном состоянии железо встречается лишь в немногих местах на Земле, например, на западе Гренландии. Беспримесное железо иногда находят в метеоритах.
Железо можно ковать. Для этого его раскаляют докрасна, а затем многократно расплющивают или сдавливают. Этот процесс делает железо более прочным и износостойким.
В медицине железосодержащие препараты назначают больным анемией. Клинические эксперименты подтвердили факт, что крапива отлично справляется с лечением анемии, не уступая при этом синтетическим препаратам железа.
Вложение | Размер |
---|---|
lekzij_4_perehodnie_tlementi.zip | 10.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ №4 по химии для 11 класса (профиль)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ: А4
Большинство элементов-металлов находится в побочных группах Периодической системы.
В четвертом периоде у атомов калия и кальция появляется четвертый электронный слой, заполняется 4s -подуровень , так как он имеет меньшую энергию, чем Зй-подуровень. К, Са — s-элементы , входящие в главные подгруппы. У атомов от Sc до Zn заполняется электронами Зd -подуровень.
Рассмотрим, какие силы действуют на электрон, который добавляется в атом при возрастании заряда ядра. С одной стороны, притяжение атомным ядром, что заставляет электрон занимать нижний свободный энергетический уровень. С другой строны, отталкивание уже имеющимися электронами. Когда на энергетическом уровне оказывается 8 электронов (заняты s- и р-орбитали), их общее отталкивающее действие так сильно, что следующий электрон попадает вместо расположенной по энергии ниже d-орбитали на более высокую s-орбиталь следующего уровня. Электронное строение внешних энергетических уровней у калия . 3d°4s 1 , у кальция — . 3d°4s 2 .
Последующее прибавление еще одного электрона у скандия приводит к началу заполнения Зd - орбитали вместо еще более высоких по энергии 4р-орбиталей. Это оказывается энергетически вы годнее. Заполнение Зd - орбитали заканчивается у цинка, имеющего электронное строение
Электронная формула меди . 3d 10 4s 1 .
У атома хрома на четвертом энергетическом уровне ( s- орбиталь) должно быть 2 электрона. Однако один из двух электронов переходит на третий энергетический уровень, на незаполненную d-орбиталь, его электронная формула . 3d 5 4s 1 .
Таким образом, в отличие от элементов главных подгрупп, где происходит постепенное заполнение электронами атомных орбиталей внешнего уровня, у элементов побочных подгрупп заполняются
d-орбитали предпоследнего энергетического уровня. Отсюда и название: d-элементы.
Все простые вещества, образованные элементами подгрупп Периодической системы, являются металлами. Благодаря большему числу атомных орбиталей, чем у элементов-металлов главных подгрупп, атомы d-элементов образуют большое число химических связей между собой и потому создают прочную кристаллическую решетку. Она прочнее и механически, и по отношению к нагреванию. Поэтому металлы побочных подгрупп — самые прочные и тугоплавкие среди всех металлов.
Известно, если атом имеет более трех валентных электронов, то элемент проявляет переменную валентность. Это положение относится к большинству d-элементов. Максимальная их валентность как у элементов главных подгрупп, равна номеру группы (хотя есть и исключения). Элементы с равным числом валентных электронов входят в группу под одним номером (Fe, Co, Ni).
У d-элементов изменение свойств их оксидов и гидроксидов в пределах одного периода при движении слева направо, т. е. с увеличением их валентности, происходит от основных свойств через амфотерные к кислотным. Например, хром имеет валентности +2, +3, +6; а его оксиды: — Сг 0 - основной, Сг 2 0 3 — амфотерный, СгО а — кислотный.
Читайте также:
- Что такое сегмент в биологии кратко
- Какой из ранних рассказов т толстой больше всего напоминает школу для дураков саши соколова
- Психолого педагогические основы работы с детьми младшего школьного возраста
- Проект про краски в детском саду в старшей группе
- План по самообразованию учителя русского языка в детском саду