Общая характеристика переходных металлов план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах; закрепить и развить знания о свойствах гидроксидов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием амфотерности, повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов, проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках, сравнить свойства металлов и неметаллов.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру речи.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, такие процессы как внимание, логическое мышление, эрудицию; навыки самостоятельной работы с учебником, умение анализировать информацию, применять теоретические знания на практике; навыки составления ионных уравнений реакций; навыки работы с химическими веществами; продолжить развитие химической речи учащихся, таких понятий как переходный элемент, амфотерность; продолжить формировать умения и навыки использования знаний и умений в новых ситуациях.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: раствор гидроксида натрия, серной кислоты, соляной кислоты, хлорида меди (II), хлорида цинка (II), штатив с пробирками;

На ученических столах: лабораторное оборудование, периодическая система, таблица растворимости, карта-инструкция, карточки с домашним заданием;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Переходные элементы. Амфотерные соединения.

Цель. Сформировать понятие об амфотерности.

Образовательные: повторить и развивать знания о классификации и свойствах гидроксидов; дать понятие об амфотерности и амфотерных соединениях; рассмотреть химические свойства амфотерных соединений.

Развивающие : развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное, уметь находить в таблице ПСХЭ переходные металлы, прогнозировать свойства металлов исходя из степени окисления; развивать умения записывать уравнения реакций.

Воспитательные : способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению химии

Планируемые результаты.

Учащийся должен научиться : давать определения понятиям : амфотерные соединения;

проводить опыты , подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; наблюдать и описывать реакции между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

характеризовать химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов

Метапредметные

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; определять существенные признаки объекта; структурировать информацию; составлять сложный план текста; проводить наблюдение.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; выполнять задания по определенному алгоритму; сравнивать результаты с эталоном и, при необходимости, самостоятельно корректировать ошибки.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; работать в группе для достижения цели; участвовать в обсуждении проблем; аргументировать свою точку зрения

Формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки; умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту

Урок открытия новых знаний.

Оборудование и реактивы : хлорид цинка, серная кислота, гидроксид натрия, 2 пробирки.

1.Орг. момент .

2. Проверка домашнего задания.

Письменная работа по вариантам.

Укажите положение в ПСХЭ серы.

По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 2 пер., 7 группа, глав.подгруппа.

Степень окисления элемента 2-го периода ПСХЭ в его водородном соединении равна -3, в оксиде +5. Приведите название и символ элемента, составьте электронную формулу атома.

Составьте формулу высшего оксида бериллия.

Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 1 .

Составьте формулу водородного соединения фосфора.

Укажите положение в ПСХЭ кремния.

По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 4 группа, глав.подгруппа.

Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 3 . Приведите название и символ элемента.

Составьте формулу высшего оксида азота.

Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 6 4 s 2 .

Составьте формулу водородного соединения углерода.

Укажите положение в ПСХЭ калия.

По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 3 пер., 3 группа, глав.подгруппа.

Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 5 . Приведите название и символ элемента.

Составьте формулу высшего оксида бора.

Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 .

Составьте формулу водородного соединения хлора.

Укажите положение в ПСХЭ алюминия.

По положению элемента в ПСХЭ напишите электронную формулу атома: 2 пер., 6 группа, глав.подгруппа.

Определите высшую и низшую степень окисления атома по электронной формуле 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 2 . Приведите название и символ элемента.

Составьте формулу высшего оксида азота.

Составьте формулу высшего гидроксида элемента с электронной формулой атома 1 s 2 2 s 1 .

Составьте формулу водородного соединения кислорода.

Собрать тетради с домашней работой.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Упражнение.(устно)

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид лития: H 2 SO 4 , NaOH , CO 2 , H 2 O , CaO ?

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать оксид серы ( IV ): Ca ( OH ) 2 , P 2 O 5 , HCl , H 2 O , Na 2 O , KOH ?

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать серная кислота: KOH , MgO , CO 2 , HCl , KCl ?

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать гидроксид калия: Ba ( OH ) 2 , SO 3 , Na 2 O , HCl , CaCO 3 ?

Вывод: кислотные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с кислотами; основные оксиды и гидроксиды не взаимодействуют с основаниями.

Опыт. В пробирке дан раствор гидроксида, определите, является ли данный гидроксид основанием или кислотой.

(индикатор не подходит, так как гидроксид нерастворимый, делим на две пробирки, в одну добавим кислоту, в другую – щелочь).

Сообщаем, то в пробирке находится гидроксид цинка.

Гидроксид цинка обладает двойственными свойствами, с кислотами он ведет себя как основание, а с основаниями как кислота. Подобные свойства называются амфотерными.

О каких соежинениях мы с вами сегодня поведем речь?

Как вы считаете, какова тема нашего урока?

Каковы цели нашего урока?

4. Изучение новой темы.

Амфотерные соединения (оксиды и гидроксиды) – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства. Элементы, которые образуют амфотерные соединения, называют переходными .

Переходные элементы: цинк, бериллий, алюминий.

Свойства амфотерных соединений.

MeO + KOH → K 2 MeO 2 + H 2 O (сплавление)

Переходными элементами являются: цинк, алюминий, бериллий (имеют постоянные степени окисления) и металлы, побочных подгрупп, имеющие степени окисления +3,+4.

Показать зависимость характера соединений переходного металла от степени окисления элемента на примере хрома.(в периодической системе переходные элементы зеленым цветом)

5. Первичное закрепление знаний.

1.Укажите, к какому классу неорганических веществ относится соединение: H 2 SO 4, LiOH , Al ( OH ) 3 , H 2 SiO 3 , Ca ( OH ) 2 , Zn ( OH ) 2 , H 2 CO 3 .Какой оксид соответствует каждому соединению?

2.Напишите уравнения возможных реакций оксида цинка со следующими веществами: Ba ( OH ) 2, H 2 O , Na 2 O , BaCl 2 , H 2 SO 4 .

3. Напишите уравнения возможных реакций гидроксида цинка со следующими веществами: KOH , Li 2 O , NaCl , HCl , K 2 SO 4 .

6. Рефлексия .

Оцени сегодняшний урок знаком "+"

7.Домашнее задание.

§2, осуществите превращения: Al → Al 2 O 3 → AlCl 3 → Al ( OH ) 3 → Al 2 O 3 → NaAlO 2

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Химии "Переходные металлы и их качественные реакции"

Методическая разработка урока по химии

Султанова Наталья Викторовна,

г. Чернушка, Пермский край

УД (МДК, ПМ): Химия

Раздел: Металлы и неметаллы

Учебная цель: обобщение и расширение знаний студентов об основных химических свойствах переходных металлов, знакомство с качественными реакциями на ионы Cr 3+ , Fe 3+ , Cu 2+ , Zn 2+ .

Продолжить знакомство студентов с простыми веществами – металлами и их соединениями;

Выяснить, почему переходным металлам дано такое название;

Приобретение студентами интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.

Формирование навыков владения химической терминологией, безопасного обращения с реактивами.

Продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: комбинированный

- Технология развития критического мышления

Используемые методы обучения:

наглядный: показ презентации;

практический: заполнение таблиц, выполнение практической работы, самостоятельная работа с текстом.

Межпредметные связи: биология, электротехника.

Учебно-методическое обеспечение урока:

технические средства : компьютер, видеопроектор, проекционный экран.

- Оборудование и реактивы : пробирки, пипетка, химический стакан, раствор хлорида алюминия, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди, раствор сульфата цинка, раствор хлорида хрома, раствор роданида аммония, вода.

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах больших периодов;

химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.

Студент должен уметь:

определять с помощью качественных реакций наличие ионов Cr 3+ , Fe 3+ , Cu 2+ , Zn 2+ в растворах;

оформлять результаты экспериментальной деятельности;

прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований;

владеть химической терминологией;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Определение задач урока, мотивация учащихся.

П остановка проблемы

Определение темы и цели исследования

Решение проблемы (проведение эксперимента, систематизация полученных результатов исследования, интерпретация полученных данных, установление связи полученных данных с поставленной проблемой, формулирование выводов)

Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания .

Характеристика этапов урока

Формы организации учебной работы

Методы и приемы работы

Создать условия для быстрого включения студентов в деловой ритм, формирования интереса к предмету

Приветствие учащихся, определение отсутствующих

Рапортичка (определение отсутствующих)

Актуализация и мотивация темы

- Обеспечить понимание студентами социальной и практической ценности изучаемого материала;

- Актуализировать субъектный опыт студентов

Выполнение задания 1 (приложение 1)

Выполнение задания 2 (приложение 1)

Формулирование целевых установок урока и плана работы

Технологическая карта урока

Карточка с текстом (приложение 2)

Изложение нового материала

- Познакомиться с переходными металлами и качественными реакциями на их катионы;

-Отработка учебных приемов исследовательской деятельности

Выполнение задания 3 (приложение 3)

Знакомство с алгоритмом проведения качественных реакций

Повторение правил ТБ

Формулирование вывода по результатам исследования.

Фронтальная работа Групповая работа

Карточка с текстом (приложение 3)

Карточка с таблицей (приложение 4)

-Карточка с таблицей (приложение 4), технологическая карта урока (приложение 1)

Обобщение и систематизация изученного материала

У становление студентами внутрипредметных и межпредметных связей;

дать оценку деятельности студентов на уроке

Выполнение задания 2 (приложение 1)

Технологическая карта урока (приложение 1)

Обеспечить понимание студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д/з (приложение 5)

объяснение домашнего задания

Инициировать рефлексию студентов по поводу своего психоэмоциональ­ного состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с педагогом и одногруппниками.

Работа с технологической картой (приложение 1)

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Подсчет заработанных баллов

Технологическая карта урока (приложение 1)

Max кол-во баллов

Металлы обладают характерным ______________________ ___________. Они хорошо проводят ___________ и _______________ _____. Самый пластичный металл - _____________, самый лёгкий - ____________ самый тугоплавкий - _____________ самый легкоплавкий -__________________.

Верные и неверные утверждения

До изучения материала

После изучения материала

1.Хром способствует естественному снижению веса .

2. Полезное качество меди — низкая теплопроводность .

3. Цинк считается элементом красоты .

4. Гидроксид натрия – качественный реактив на соли цинка.

5. Соли хрома окрашены в зеленый цвет.

Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Задание 4. Знакомство с алгоритмом проведения качественных реакций.

Задание 5. Проведение эксперимента

К раствору зеленого цвета добавили ______________________

К раствору желтого цвета добавили _________________

К раствору голубого цвета добавили избыток раствора ________

К бесцветному раствору добавили щелочь _____________

В пробирке №1 находится соль_______, в пробирке №2 - ________, в пробирке №3 - _________, в пробирке №4 - ______.

А) Этот элемент содержится в яблоках. В организме человека его содержание составляет около 5 г, 75% которого входит в состав гемоглобина крови.

В) В ювелирном деле часто используются сплавы металла с золотом для увеличения прочности изделий к деформациям и истиранию. Этот металл широко применяется в электротехнике для изготовления силовых кабелей, проводов.

Г) Этот металл используется при производстве гальванизированной (нержавеющей) стали — для этого стальной лист покрывают защитным слоем металла и изготавливают ведра, ковши, тазы и др.

Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

Поле для маркировки

Хром проникает в организм животного или человека посредством пищи. Понижение этого микроэлемента приводит к замедлению роста, резкому увеличению уровня холестерина в крови.

Хром уменьшает интенсивность синтеза жиров в теле человека, снижает аппетит, способствует снижению веса.

Но в чистом виде хром весьма токсичен — металлическая пыль Cr раздражает ткани легких, соединения хрома (III) вызывают дерматиты.

Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

Поле для маркировки

Предметы, изготовленные из меди, а также из ее сплавов, не могут создавать искры. Это свойство меди применяется в производстве инструментов для проведения огнеопасных работ.

Полезное качество меди — высокая теплопроводность, поэтому её применяют в радиаторах охлаждения, кондиционирования и отопления, компьютерных кулерах. Медь является одним из лучших токопроводящих материалов.

В Японии медь применяют для производства газовых трубопроводов, которые отличаются высокой сейсмоустойчивостью.

Группой лабораторий Ирландии и Франции был разработан состав, содержащий медь, который при соприкосновении с кожей активизирует жизненно важные процессы в организме человека. Этим составом обрабатываются нити джинсов Gold Vision – 3000 Classic.

Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

Поле для маркировки

Около 2000 лет назад из него делали латунь — сплав цинка с медью. В электротехнике цинк применяется в качестве добавок в сплавы и припои, а также для защитного покрытия (цинкования) поверхностей металлических деталей.

5 тысяч лет назад египтяне пользовались цинковой мазью для быстрого заживления ран. Примерно 100 лет назад обнаружили, что в этом элементе нуждаются и растения, и люди.

Существует определенная связь между умственными и физическими способностями человека и содержанием цинка в его организме. Так, у хорошо успевающих студентов в волосах содержится больше цинка, чем у студентов отстающих.

Цинк считается элементом красоты. В Древнем Китае (около 1500 г до н. э.) женщины втирали в кожу лица жемчуг, который очень богат этим микроэлементом. Такая косметическая процедура придавала коже здоровый вид и неповторимый блеск. Многие китаянки по сегодняшний день едят порошок из жемчуга или пользуются косметикой с его экстрактом.

Известно, что много цинка содержится в яде змей, особенно гадюк и кобр.

Задание 3. Знакомство с некоторыми свойствами переходных металлов.

Прочтите предложенный текст и промаркируйте его. Значки маркировки предложены ниже:

Поле для маркировки

Железо без примесей других элементов мягкое, гибкое и пластичное. В чистом природном состоянии железо встречается лишь в немногих местах на Земле, например, на западе Гренландии. Беспримесное железо иногда находят в метеоритах.

Железо можно ковать. Для этого его раскаляют докрасна, а затем многократно расплющивают или сдавливают. Этот процесс делает железо более прочным и износостойким.

В медицине железосодержащие препараты назначают больным анемией. Клинические эксперименты подтвердили факт, что крапива отлично справляется с лечением анемии, не уступая при этом синтетическим препаратам железа.

ВложениеРазмер
lekzij_4_perehodnie_tlementi.zip 10.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ №4 по химии для 11 класса (профиль)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ: А4

Большинство элементов-металлов находится в побочных группах Периодической системы.

В четвертом периоде у атомов калия и кальция появляется четвертый электронный слой, заполняется 4s -подуровень , так как он имеет меньшую энергию, чем Зй-подуровень. К, Са — s-элементы , входящие в главные подгруппы. У атомов от Sc до Zn заполняется электронами Зd -подуровень.

Рассмотрим, какие силы действуют на электрон, который добавляется в атом при возрастании заряда ядра. С одной стороны, притяжение атомным ядром, что заставляет электрон занимать нижний свободный энергетический уровень. С другой строны, отталкивание уже имеющимися электронами. Когда на энергетическом уровне оказывается 8 электронов (заняты s- и р-орбитали), их общее отталкивающее действие так сильно, что следующий электрон попадает вместо расположенной по энергии ниже d-орбитали на более высокую s-орбиталь следующего уровня. Электронное строение внешних энергетических уровней у калия . 3d°4s 1 , у кальция — . 3d°4s 2 .

Последующее прибавление еще одного электрона у скандия приводит к началу заполнения Зd - орбитали вместо еще более высоких по энергии 4р-орбиталей. Это оказывается энергетически вы годнее. Заполнение Зd - орбитали заканчивается у цинка, имеющего электронное строение

Электронная формула меди . 3d 10 4s 1 .

У атома хрома на четвертом энергетическом уровне ( s- орбиталь) должно быть 2 электрона. Однако один из двух электронов переходит на третий энергетический уровень, на незаполненную d-орбиталь, его электронная формула . 3d 5 4s 1 .

Таким образом, в отличие от элементов главных подгрупп, где происходит постепенное заполнение электронами атомных орбиталей внешнего уровня, у элементов побочных подгрупп заполняются

d-орбитали предпоследнего энергетического уровня. Отсюда и название: d-элементы.

Все простые вещества, образованные элементами подгрупп Периодической системы, являются металлами. Благодаря большему числу атомных орбиталей, чем у элементов-металлов главных подгрупп, атомы d-элементов образуют большое число химических связей между собой и потому создают прочную кристаллическую решетку. Она прочнее и механически, и по отношению к нагреванию. Поэтому металлы побочных подгрупп — самые прочные и тугоплавкие среди всех металлов.

Известно, если атом имеет более трех валентных электронов, то элемент проявляет переменную валентность. Это положение относится к большинству d-элементов. Максимальная их валентность как у элементов главных подгрупп, равна номеру группы (хотя есть и исключения). Элементы с равным числом валентных электронов входят в группу под одним номером (Fe, Co, Ni).

У d-элементов изменение свойств их оксидов и гидроксидов в пределах одного периода при движении слева направо, т. е. с увеличением их валентности, происходит от основных свойств через амфотерные к кислотным. Например, хром имеет валентности +2, +3, +6; а его оксиды: — Сг 0 - основной, Сг 2 0 3 — амфотерный, СгО а — кислотный.

Читайте также: