Какой из ранних рассказов т толстой больше всего напоминает школу для дураков саши соколова

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Главное образовательное учреждение высшего

Кафедра литературы и методики преподавания литературы

Глава 1. Теория наррации и современная нарратология. 6

1.1. Философские основы нарратологии. 6

1.2. История вопроса. 11

1.3. Принципы организации постмодернистского литературного текста. 22

Глава 3. Ассоциативно-нарративные принципы прозы 20 века. 46

Приложение.Методическая часть 54

Библиографический список 61

Актуальность исследования – место творчества Саши Соколова в русской постмодернистской литературе, недостаточная изученность нарративных принципов в художественной прозе писателя.

Цель работы заключается в выявлении и описании нарративных принципов в романе.

Основная цель обусловливает следующие задачи исследования:

1.Изучить философские основы нарратологии;

2.Изучить историю вопроса;

3.Изучить принципы организации постмодернистского текста;

4.Определить своеобразие выражения повествовательной техники писателя.

Теоретико-методологическую основу работы составили концепции Жака Дерриды и Делёза, а также монографические исследования по теории постмодернизма И.Ильина, которые являются первыми в отечественной науке опытом обобщения комплекса постмодернистских идей как законченной системы художественного мировоззрения.

Глава.1.Теория наррации и современная нарратология.

1.1.Философские основы нарратологии.

Таким образом, ризоматика способна раскрепостить сознание, создать бессознательное и с ним – новые высказывания, другие желания. С точки зрения структурного анализа художественное произведение определяется не как попытка выявить его неповторимую уникальность, а прежде всего как поиски внутренних закономерностей его построения, отражающие его абстрактно-родовые признаки и свойства, якобы присущие всем литературным текстам вне зависимости от их конкретного содержания, либо – на ещё более обобщённо-абстрактном уровне.

Основные положения нарратологии:

1.Коммуникативное понимание природы литературы.

2.Представление об акте художественной коммуникации как о процессе, происходящем одновременно на нескольких повествовательных уровнях.

3.Преимущественный интерес к проблеме дискурса.

4.Теоретическое обоснование многочисленных повествовательных инстанций, выступающих в роли членов коммуникативной цепи, по которым осуществляется передача художественной информации от писателя к читателю, находящихся на различных полюсах процесса художественной коммуникации.

1.3.Принципы организации постмодернистского литературного текста.

Постмодернизм ориентирует на разрушение структуры как закрытого, завершённого, иерархизированного знакового образования. С этим связана деконструкция традиционной модели литературного произведения, использование новых принципов его организации. Децентрирование в данном случае направлено на традиционный тип жанра, стиля, хронотопа, сюжета, литературного героя и т.д. – всех элементов, взаимосвязи которых цементируют структуру произведения как художественного целого, продуцирующего определённую идеологию. На смену однолинейно направленной интенции приходит смысловая множественность, на смену структурной целостности единого – аструктурное единство различного.

Для структуры постмодернистского текста характерны следующие черты (концепция Скоропановой И.), (61, 67-69):

1.Размытость жёстких бинарных оппозиций; пристрастие к технике бриколажа, или цитатность совмещения несовместимого.

2.Дву- или многоуровневую организацию текста.

3.Принципиальную асистематичность, незавершённость, открытость конструкции.

4.Использование принципа ризомы; картографирование, машинность артефакта.

5.Фрагментарность и дискретность.

7.Гибридно – цитатное дву - или многоязычие сверхъязыка симулякров.

9.Отстранённо-дистанцированную работу с цитациями.

Таким образом, разрабатывается новый тип письма, осваиваются средства выражения постмодернистских представлений. Общим для всех постмодернистов является использование нового языка культуры – гибридно-цитатного сверхъязыка симулякров - игру, что позволяет ускользнуть от тоталитаризма языка как первичной знаковой системы. Русские постмодернисты не только возрождают традицию игровой литературы, но и существенно обновляют её.

Отсылающие к различным источникам (культурному интертексту) примечания указывают на сугубо условную завершённость произведения, делают текст рассказа открытым, содержащим в себе потенциальную множественность в свёрнутом виде.

О смерти любимого учителя мальчика Павла Норвегова сообщается на первых страницах романа, то есть задолго до того, как мы узнаем, что это за человек и как относится к нему главный герой. Когда об этом событии рассказывается снова в конце романа (на этот раз подробно – как ученики ждали географа в день экзамена, как, наконец, мальчик поехал узнать, не заболел ли он, и как узнал, что он умер) – уже создан фон, потрясающе сильный в эмоциональном плане, и этот рассказ не может оставить нас равнодушными. Норвегов умер, но для мальчика он столь же реален, что и живой человек; он может, например, сидеть на подоконнике в школьной уборной, поставив на батарею босые ноги, и разговаривать со своим учеником. Мальчик начинает вспоминать всё по порядку, и Норвегова, который слушает его, всё больше охватывает предчувствие, что произошло нечто страшное, непоправимое. А читатель уже знает, что именно произошло, знает, что трагический исход неизбежен. Постепенно рассказчик приближается к тому роковому моменту, когда он должен будет сказать Норвегову о страшном событии. И с каждой страницей эмоциональное напряжение читателя усиливается. Иногда достаточно одного слова, чтобы произошло ассоциативное подключение огромного смыслового пласта. Мы уже знаем, кто такая Шейна Соломоновна Трахтенберг, знаем, что иногда в сознании мальчика образ реально существующей соседки – напудренной шестидесятипятилетней женщины с золотыми зубами – сливается с фантастическим образом ужасной ведьмы Тинберген. И после этого, если идет рассказ о соседке, происходит ассоциативное подключение второго образа – ведьмы, пляшущей у кипящих котлов на кухне коммунальной квартиры. Причем повествователю для этого не нужно ничего объяснять, нужно просто назвать старуху не Трахтенберг, а Тинберген.

Глава 3. Ассоциативно-нарративные принципы прозы 20 века.

Бурно развивающийся литературный процесс порождает новые направления, стили, течения, которые в свою очередь порождают новые стилевые, повествовательные тенденции. Современная нарратология представляет собой весьма обширную область научного поиска в области сюжетно-повествовательных высказываний, соотносимых с некоторой фабулой. Русская постмодернистская литература обладает широким спектром повествовательных техник: внутритекстные и сверхтекстные, линейные и нелинейные, локальные и сквозные, вариативные и мозаичные, центральные и периферийные, открытые и закрытые, ретроспективные и перспективные, логические и ассоциативные, фрагментарные и дискретные. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. В тексте обнаружены следующие нарративные принципы – фрагментарность, дискретность, техника потока сознания, ассоциативность, использование игры слов.

Ведущими же нарративными принципами прозы 20 века остаются – фрагментарность, дискретность, ассоциативность.

Приложение. Методическая часть.

1.Дать определение понятия постмодернизма и поэтики.

2.Познакомить обзорно с основными волнами постмодернизма.

3.Познакомить с творчеством А.Соколова.

4.Развивать умение целостного анализа текста.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым интересным направлением в истории русской литературы. А сначала давайте вспомним, какие направления существуют в литературе, и выявим их характерные признаки. (Учитель спрашивает учеников о направлениях).

Учитель: Правильно, в литературе принято выделять следующие направления: классицизм, сентиментализм, натурализм, романтизм, символизм, реализм и модернизм. В процессе изучения литературы вы, конечно же, познакомились со всеми направлениями. Ребята, а какое направление замыкает цепочку?

Учитель: Да, это модернизм. А какие специфические особенности характерны для этого направления? (ученики называют эти особенности).

Учитель: Действительно, модернизм моделирует не реальность, а текст. Но модернизм это не только литературное направление, но и искусствоведческое. Давайте вспомним, какие стили модернизма в искусстве существуют?

Учитель: Правильно, поэтика – это раздел теории литературы, в котором изучается структура произведений словесного искусства в её системных и исторических закономерностях. На уроке мы с вами познакомимся с системой художественных принципов и особенностями постмодернизма.

В развитии постмодернизма в русской литературе можно выделить три периода, три волны:

1.конец 60-х – 70-е годы – период становления;

3.конец 80-х – 90-е годы – период легализации направления.

1.Баранов О. Гипертекстовая субкультура //Знамя.1997.№7.

3.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

5.Богданова О. Современный литературный процесс: К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов 20 века. СПб.,2001.

6.Будыкина В.Г. Инверсия в нарративе литературной сказки.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Челябинск, 2004.-26c.

7.Вайль П. Уроки школы для дураков: Саша Соколов //Синтаксис.1990.№3.

8.Вайнштейн О.Б. Удовольствие от гипертекста // Новое литературное обозрение. 1995, №13.

9.Вайнштейн О.Б. Леопарды в храме (деконструкция и культурная традиция).// Вопросы литературы.1989, №12.

10.Галинская И.Л. Постструктурализм в оценке современной философско-эстетической мысли. // Зарубежное литературоведение: Направления, тенденции, проблемы. - М., 1985.

11.Генис А. Горизонт свободы: Саша Соколов // Генис А. Иван Петрович умер: Статьи и расследования. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

12.Глушкова Ю.Н. Категория проспекции и её нарушение в нарративе.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Челябинск, 2002.-26c.

13.Глэд Дж. Саша Соколов // Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М.,1991.

14.Дарк.О. Новая русская проза и западное средневековье. // Новое литературное обозрение.1994, №8.

15.Джонсон Б.Д. Саша Соколов: Литературная биография / Авториз. пер. В.Полищук // Соколов, Саша. Палисандрия. М.,1992 (Глагол.№6)

16.Делёз Ж. Платон и симулякр. // Новое литературное обозрение. 1993, №5.

17.Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.

18.Дудова Л.В. Модернизм в зарубежной литературе. М., 1998.

19.Ерофеев В. Время для частных бесед. // Октябрь.1989. №8.

20.Жолковский А.К. Ж/Z. Заметки бывшего пред-постструктуралиста. // Литературное обозрение. 1991, №10.

21.Жолковский А.К. Влюблённо-бледные нарциссы о времени и о себе. // Беседа: Религиозно-философский журнал. 1987, №6.

24.Зорин А. Насылающий ветер. // Новый мир. 1989, №2.

25.Зыбайлов Л., Шапинский В. Постмодернизм: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993.

26.Иванов В.В. Избранные работы по семиотике и истории культуры: В 2т. Статьи о русской литературе. Т 2.-М.: Языки русской культуры. 2000.

27.Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: Идейно-эстетические поиски на Западе. М.: Интрада.1998.

28.Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада.1996.

29.Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998.

30.Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН; Интрада. 2001.

32.Косиков Г.К. О принципах повествования в романе. // Литературные направления и стили: Сборник. М.: МГУ.1994.

33.Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: Ариадна. 2004.

34.Кулаков В. СМОГ: Взгляд из 1996. // Новое литературное обозрение. 1996, №20.

35.Культурология: 20 век: Словарь. СПб.: Новь. 1997.

36.Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001.

37.Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература (1950-1990-е годы). М.: УРСС. 2000.

39.Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодернизма. / Перевод с французского Н.А.Шматко. М.-СПб.: Алетейя. 1998.

40.Липовецкий М. Изживание смерти: Специфика русского постмодернизма. // Знамя. 1995, №8.

42.Литературная энциклопедия. М.: НПК. Интелвак. 2001.

43.Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1987.

44.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

45.Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. // Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту., 1973.

46.Ман П. де. Аллегория чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург: УРГУ. 1999.

47.Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.,2000.

48. Маркова Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл. М.: МГОУ. 2003.

51.Немзер А. Несбывшееся: Альтернативы истории в зеркале словесности. // Новый мир. 1993, №4.

52.Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х годов 20 века. Минск, 1998.

53.Павел Т. Поэтика сюжета. Случай драмы английского Возрождения. М., 1985.

55.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

56.Руднев В. Словарь культуры 20 века: Ключевые понятия и тексты. М., 1999.

59.Семиотика. Антология. М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга. 2001.

60.Силичев Д.А. Деррида: деконструкция, или Философия в стиле постмодерн. // Философские науки. 1992, №3.

61.Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. М.: Флинта. Наука. 2000.

62.Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Новая философия, новый язык. СПб.: Невский простор. 2002.

64.Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада-ИНИОН. 1996.

66.Теория литературы: Учебное пособие в 2 т. Под. Ред. Тамарченко И.Д. М.: Академия. 2004.

67.Толстая Т. Саша Соколов. // Огонёк. 1988, №33.

69.Успенский Б. Поэтика композиции. СПб., 2000.

70.Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра: период античной литературы. М.-Л.: Академия. 1936.

72.Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. 1999.

73.Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры. 2003.

74.Эйхенбаум О. О прозе. О поэзии. Сборник статей. Ленинград. Художественная литература. 1986.

Саша Соколов - Школа для дураков

Не так давно мы с моей второй половиной попытались понять теорию струн. Сложно сказать, зачем. Может, просто потому, что есть нечто чарующее в мысли о том, что весь мир - большой свитер, а мы в нём - вибрирующая кошачья шерсть. И теперь мне упорно думается, что главный герой "Школы" выходит из трёхмерного понимания мира как минимум в четырёхмерное и потому произвольно перемещается по оси времени. Ну, просто это объясняет примерно всё.

Если, конечно, не говорить о том, что постепенно в этом сумбурном потоке сознания кристаллизуется образ психически нездорового человека, что объясняет ещё больше. Скорбного разумом то ли мальчика, то ли юноши, то ли мужчины, который понимает одновременно больше и меньше нашего, чьим единственным собеседником на самом деле является он сам. Впрочем, быть…

27 декабря 2021 г. 10:05

Они боялись водоворотов и стреженей, ветра и волн, омутов и глубинных трав. А может быть реки просто не было? Может быть. Но как же она называлась? Река называлась.

Никто не в состоянии выучить: шум дождя, аромат маттиолы, предчувствие небытия, полёт шмеля, броуновское движение и многое прочее. Все это можно изучить, но в ы у ч и т ь - никогда. Сюда же относятся и облака, тучи, полные беспокойства и будущих гроз.

Совершенно неожиданно книга странным образом захватила и поглотила. И что уж совсем странно, вызвала сентиментальные воспоминания, но скорее всего не мои. Сложно, да? И необъяснимо. Потому что всё воспринимается не умом, а чувствами, эмоциями, теми областями мозга, что отвечают за свет, цвет, музыку, запахи и прочие невербальные вещи. Кстати, с самого начала мозг, помимо воли,…

27 февраля 2022 г. 12:41

Очень необычное произведение. С самого начала сложно понять, от чьего же лица ведётся повествование. Кажется, что идёт какой-то диалог между разными людьми, которые что-то вспоминают. Сначала ничего необычного не заметно, разве что рассказчик частенько отвлекается от основной темы. Но чем дальше тем больше странностей: постоянные отвлечения на какие-то созвучные фразы, путаность и местами фантастичность. И становится понятно, что что-то здесь не так. Вот только начинает выстраиваться ровный образный рассказ, так внезапно снова куда-то уходит не туда.

Как такового сюжета тут не наблюдается. Больше похоже на лоскутное одеяло из того что происходило, что было где-то услышано или прочитано или даже явно стало плодом воображения. То истории о жителях, то притчи, даже что-то вроде стилизации…

30 сентября 2021 г. 14:52

Сашу Соколова кое-кто называет величайшим русским писателем современности, гением литературы. Ну, разве что литература как искусство ради искусства. Но как читатель, я не нашла причин продолжать грызть этот кактус. Поток воспаленного сознания без знаков препинания и какой бы то ни было связности, лингвистическая игра, нагромождение образов, перетекание воспоминаний, блуждания по ассоциативным рядам, выстраивание общей картины из фрагментов. В общем, что-то очень экспериментальное и очень не для всех. Красиво, не спорю, но. графомания, по-моему.

AnastasiyaKarp AnastasiyaKarp написала рецензию

2 августа 2021 г. 17:39

5 не раскрывая сюжет, ведь его там нет

Если вы решили взять данную книгу в руки, значит перед вами оказался текст, в котором нет ничего окончательного и достоверного. Ваши глаза вынуждены пробегать поток различных впечатлений, переживаний, ассоциаций, аллюзий, цитат. Здесь нет структуры и нет цитат. Но есть необыкновенное переплетение тем, образов, приемов (в том числе и на фонетическом уровне). Есть свой темп и своя скорость. Тут уж кому как, я от этого без ума.

Мною было принято решение "читать".

Ибо я влюблена Набокова, а как вы понимаете он тут замешен неким образом. Во-первых, наблюдается влияние Набокова на Соколова, и перекликание тем выхода в иную реальность, где продолжают действовать время и смерть. Ну и во-вторых, Владимир Владимирович, написал об этой книге хвалебный отзыв.

Книгой я осталось довольна, она хорошая…

30 июля 2021 г. 11:29

И вот этими глазами, этой настроенной на цвета, детали и…

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

27 января 2021 г. 19:29

4.5 "Немного слишком устал".

"Школа для дураков" - книга не сюжет, книга - состояние: героя и читателя. Саше Соколову было явно важно передать не истории о родном дворе, любви мальчика-мужчины, Насылающем ветер или соседях, учителях, их взаимоотношениях либо родительских спорах. Он стремился показать сумасшествие изнутри - не так, как видим его со стороны, с точки зрения здорового просто анализирующего и наблюдающего, а с позиции утратившего четкость, познавшего хаос в душе - того, чья монотонность и беспорядочность повествования вгоняет в транс, похожий на постоянное переживание такого человека.

Героя этой книги как цельного и единого человека больше нет - его личность поделилась как клетки организма. Памяти у него тоже больше нет - остались фрагменты и смутно знакомые черты. С ним что-то случилось, его будто…

9 июня 2021 г. 00:56

3.5 Рождение постмодерна в русской литературе

Наверное, это довольно нетипичное произведение для русской литературы того времени. Книга повествует не законченную историю, сюжет, описывает не события, которые идут и происходят, а внутренний мир, восприятие действительности, состояние человека, который сильно отличается психически от среднестатистического окружения. По пути книги все больше и больше погружаешься в мысли, состояния, обрывки памяти, иной тип восприятия информации, мира, жизни. Книга затягивает в потоки сознания, которые двоятся, троятся, перемежаются и метаются во времени спонтанным ходом. Написано все очень интересно, с языком автор работал мастерски, лексика удивительно подобрана, как и пунктуация, что не мешает чтению, а делает его еще более потоковым и сближает с состоянием героя, добавляет глубины. Присутствуют и…


Текст: Дмитрий Данилов

Обложка предоставлена издательством ОГИ

Если про русских писателей XIX века говорят, что они вышли из гоголевской "Шинели", то про современных русских писателей можно сказать, что они во многом вышли из "Школы для дураков" Саши Соколова. Узнав, что в московском интеллектуальном издательстве ОГИ, уже "отметившемся" выпуском полных собраний сочинений Введенского, Заболоцкого и изрядно подзабытых поэтов XVIII - начала XIX века, выходит новое издание легендарного романа, мы попросили Дмитрия Данилова - одного из самых успешных выпускников этой "школы", поделиться: что значит сейчас для него этот постмодернистский шедевр 40-летней давности? И что значит он для нас для всех?

Sokolov_School_2016_Cover

1. Удивление перед миром

2. Тотальная неопределенность

Дальше речь пойдет о более частных, даже, можно сказать, технических вещах, но не менее важных (лично для меня).

3. Перечисления

4. Превращение обыденной прямой речи в неостановимый, неразделимый поток, без четкого разграничения с речью косвенной

Должен признаться, что вещи, описанные в пунктах 3 и 4, обильно присутствуют в моих прозаических текстах, и сейчас я должен сам себе признаться, что это, несомненно, влияние Саши Соколова. Просто раньше я почему-то об этом не задумывался.

5. Ненарративность

Пятый пункт - наверное, самый для меня главный (извините за невольный смысловой каламбур).

"Школа для дураков"- роман русского писателя-эмигранта Саши Соколова (1974), один из самых сложных текстов русского модернизма и в то же время одно из самых теплых, проникновенных произведений ХХ в. В этом смысле "Школа для дураков" напоминает фильм Андрея Тарковского "Зеркало" - та же сложность художественного языка, та же автобиографическая подоплека, те же российские надполитические философские обобщения.

Сюжет "Школы для дураков" почти невозможно пересказать, так как, во-первых, в нем заложена нелинейная концепция времени-памяти (так же как и в "Зеркале" Тарковского) и, во-вторых, потому, что он построен не по сквозному драматическому принципу, а по "номерному". Это музыкальный термин; по номерному принципу строились оратории и оперы в ХVII - ХVIII вв.: арии, дуэты, хоры, речитативы, интермедии, а сквозное действие видится сквозь музыку - музыка важнее. Вот и в "Школе для дураков" - "музыка важнее". Между сюжетом и стилем здесь не проложить и лезвия бритвы (позднее сам Соколов назвал подобный жанр "проэзией").

Музыкальность, между тем, задана уже в самом заглавии: "школами" назывались сборники этюдов для начинающих музыкантов ("для дураков"). Но в русской культуре Иванушка-дурачок, как известно, оказывается умнее всех, поэтому название прочитывается еще как "школа высшего мастерства для прозаиков", какой она и является. Другой смысл названия, вещный - это, конечно, метафора "задуренной большевиками" России.

В центре повествования рассказ мальчика с раздвоенным сознанием, если называть вещи своими именами - шизофреника. Между тем за исключением того факта, что с определенного времени герой считает, что их двое, и порой не отличает иллюзию, собственную мечту от реальности, в остальном это удивительно симпатичный герой редкой духовности и внутренней теплоты и доброты.

Действие "Школы для дураков" перескакивает с дачи, где герой живет "в доме отца своего", прокурора, фигуры крайне непривлекательной, в город, в школу для слабоумных. Герой влюблен в учительницу Вету Аркадьевну. У него есть также любимый наставник Павел (Савл) Петрович Норвегов, учитель географии, влюбленный, в свою очередь, в ученицу спецшколы Розу Ветрову. Впрочем, реальность этих "женских персонажей" достаточно сомнительна, так как Вета Аркадьевна Акатова в сознании героя легко превращается в "ветку акации", а последняя - в железнодорожную ветку, по которой едут поезда и электрички из города на дачу. А Роза Ветрова тоже легко "географизируется" в "розу ветров" - профессиональный символ учителя Норвегова, любимца всех учеников, разоблачителя всякой фальши и неправды, за что его ненавидят другие учителя и директор Перилло.

В центре сюжета-стиля три узла: влюбленность героя в учительницу и связанные с этим внутренние переживания и эпизоды, например явно виртуальное сватовство у отца учительницы, репрессированного и реабилитированного академика Акатова; превращение героя в двоих, после того как он сорвал речную лилию "нимфея альба" (Нимфея становится с тех пор его именем); alter ego Нимфеи выступает как соперник в его любви к Вете Аркадьевне; наконец, история увольнения "по щучьему велению" и странная смерть учителя Норвегова, о которой он сам рассказывает своим ученикам, пришедшим навестить его на даче.

Все остальное в "Школе для дураков" - это, скажем так, безумная любовь автора к русскому языку, любовь страстная и взаимная.

"Школе для дураков" предпосланы три эпиграфа, каждый из которых содержит ключ к сюжетно-стилистическому содержанию романа.

Первый эпиграф из "Деяния Апостолов": "Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних ?".

Сюжетно этот эпиграф связан с фигурой Павла (Савла) Петровича, обличителя школьной неправды и фальши, которого за это уволили "по щучьему". Стилистически эпиграф связан со стихией "плетения словес", стиля, господствующего в русской литературе ХVI в., с характерными нанизываниями однородных словосочетаний, что так характерно для "Школы для дураков". Сравним:

"Опиши челюсть крокодила, язык колибри, колокольню Новодевичьего монастыря, опиши стебель черемухи, излучину Леты, хвост любой поселковой собаки, ночь любви, миражи над горячим асфальтом (. ) преврати дождь в град, день - в ночь, хлеб наш насущный дай нам днесь, гласный звук сделай шипящим".

А вот фрагмент знаменитого "Жития Сергия Радонежского" Епифания Премудрого (орфография упрощена):

"Старец чюдный, добродетлми всякыми украшень, тихый, кроткый нрав имея, и смиренный добронравный, приветливый и благоуветливый, утешительный, сладкогласный и целомудренный, благоговейный и нищелюбивый, иже есть отцамь отець и учителем учитель, наказатель вождем, пастыремъ пастырь, постникам хвала, мльчальникам удобрение, иереам красота" (ср. также измененные состояния сознании).

Второй эпиграф представляет собой группу глаголов-исключений, зарифмованных для лучшего запоминания:

гнать, держать, бежать, обидеть,

слышать, видеть и вертеть, и дышать

и ненавидеть, и зависеть и терпеть.

Сюжетно этот эпиграф связан с нелегкой жизнью ученика спецшколы - в нем как бы заанаграммирован весь его мир. В стилистическом плане этот стишок актуализирует мощную стихию детского фольклора - считалок, прибауток, переделанных слов, без понимания важности этой речевой стихии не понять "Школу для дураков". Весь художественный мир романа состоит из осколков речевых актов, жанров, игр (см. теория речевых актов, прагматика, языковая игра), он похож на изображенный в романе поезд, олицетворяющий поруганную и оболганную Россию:

"Наконец поезд выходит из тупика и движется по перегонам России. Он составлен из проверенных комиссиями вагонов, из чистых и бранных слов, кусочков чьих-то сердечных болей, памятных замет, деловых записок, бездельных графических упражнений, из смеха и клятв, из воплей и слез, из крови и мела (. ) из добрых побуждений и розовых мечтаний, из хамства, нежности, тупости и холуйства. Поезд идет (. ) и вся Россия, выходя на проветренные перроны, смотрит ему в глаза и читает начертанное - мимолетную книгу собственной жизни, книгу бестолковую, бездарную, скучную, созданную руками некомпетентных комиссий и жалких оглупленных людей".

Третий эпиграф: "То же имя, тот же облик" - взят из новеллы Эдгара По "Вильям Вильсон", в которой героя преследовал его двойник, и когда герою наконец удалось убить двойника, оказалось, что он убил самого себя. Здесь также важен не названный, но присутствующий в романе как элемент интертекста рассказ Эдгара По "Правда о случившемся с мистером Вольдемаром", где человек от первого лица свидетельствует о собственной смерти, так же как учитель Норвегов с досадой рассказывает ребятишкам, что он, по всей вероятности, умер "к чертовой матери".

Центральный эпизод "Школы для дураков" - когда мальчик срывает речную лилию и становится раздвоенным. Срывание цветка - известный культурный субститут дефлорации. Смысл этой сцены в том, что герой не должен был нарушать "эйдетическую экологию" своего мира, в котором каждая реализация несет разрушение. В то же время это сумасшествие героя становится аналогом обряда инициации, посвящения в поэты, писатели. Именно после этого Нимфея видит и слышит, подобно пушкинскому пророку, то, чего не видят и не слышат другие люди:

"Я слышал, как на газонах росла нестриженая трава, как во дворах скрипели детские коляски, гремели крышки мусоропроводных баков, как в подъезде лязгали двери лифтовых шахт и в школьном дворе ученики первой смены бежали укрепляющий кросс: ветер доносил биение их сердец (. ). Я слышал поцелуи и шепот, и душное дыхание незнакомых мне женщин и мужчин".

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

("Пророк" А.С. Пушкина)

С точки зрения здравого смысла в романе так ничего и не происходит, потому что время в нем движется то вперед, то назад, как в серийном универсуме Дж. У. Данна (см. серийное мышление, время). "Почему, - размышляет сам герой, - например, принято думать, будто за первым числом следует второе, а не сразу двадцать восьмое? да и могут ли дни вообще следовать друг за другом, это какая-то поэтическая ерунда - череда дней. Никакой череды нет, дни проходят, когда какому вздумается, а бывает, что несколько сразу" (ср. событие). Это суждение - очень здравое на закате классического модернизма: оно окончательно порывает с фабульным хронологическим мышлением, отменяет хронологию.

"Школа для дураков" - одно из последних произведений модернизма, и как таковое оно глубоко трагично. Но оно также одно из первых произведений постмодернизма и в этой второй своей ипостаси является веселым, игровым и даже с некоторым подобием "хэппи-энда": герой с автором идут по улице и растворяются в толпе прохожих.

Так или иначе, это последнее великое произведение русской литературы ХХ в. в традиционном понимании слова "литература".

Руднев В. Феноменология события // Логос, 1993. - Вып. 4.

Руднев В. Несколько уроков в "Школе для дураков" (в печати).

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 9231
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: